Александр Иванов художник картины

Забытые истории

История — это не то, что было, и даже не то, что осталось. История — это то, что нам рассказали

Когда в 1830 году 24-летний выпускник Академии художеств Александр Иванов уезжал в Италию для продолжения обучения, он еще не знал темы своего будущего большого полотна.

Александр Иванов . Автопортрет

Академические правила требовали картины на историческую или библейскую тему. Перебирая в уме великие события
прошлого, Иванов в конце концов остановился на евангельском сюжете о явлении Мессии. Художника увлекла задача показать великий нравственный переворот, духовное перерождение людей при соприкосновении с личностью и учением Христа.

Первоначальный эскиз картины

В «Явлении Христа народу» А.Иванов соединил три эпизода из Евангелия: обличение Иоанном Крестителем фарисеев, крещение народа в Иордане и встречу страждущей толпы с Иисусом Христом. Художник изобразил момент, когда Иоанн возглашает: «Я только Предтеча!», и властным движением руки отсылает народ навстречу Сыну Божьему: «Вот истинный Спаситель мира!»

Тогда Иванов ещё верил, что именно в эту минуту начался истинный День Человечества.

20 лет ушло на подготовительные работы. Стремясь к максимальной исторической точности, Иванов тщательно изучал Евангелие и археологическую литературу о Палестине, делал портретные зарисовки в синагогах и пейзажные этюды в разных областях Италии, где природа напоминала палестинскую.

Фигуры для своей картины Иванов писал с натурщиков на Испанской лестнице, а лица персонажей выискивал в закоулках бедняцких кварталов Рима. Затем, комбинируя торсы профессионалов с портретными головами бродяг, крестьян и ремесленников, преображал их в евангельских фарисеев, рабов и пророков.

Однажды русскую колонию в Италии посетил император Николай I. В мастерской Иванова государь с изумлением вгляделся в необъятное полотно, с которого навстречу ему шел Христос, прогремел: «Хорошо начал!», и добавил: «Кончит это, пусть напишет Великое Крещение русских в Днепре». Иванову была назначена «бессрочная пенсия».

Однако картина так и осталась неоконченной.

В конце 1840-х годов с Александром Андреевичем произошёл душевный переворот. Он был влюблён в девушку из аристократической семьи и надеялся по окончании картины жениться на ней. Но она вышла замуж за другого, и художник впал в мрачную депрессию. Им овладела мания преследования: ему казалось, что его хотят отравить. Он прекратил почти все знакомства, не выходил из мастерской и только по понедельникам, в виде отдыха, бродил по Ватикану, изучая портреты мастеров Возрождения и античные бюсты.

Групповой портрет русских художников ( А.А. Иванов в центре)
17 февраля 1846 г.

Тургенев, познакомившись с художником, был потрясен: обед Иванова состоял из сухарей, которые он запивал водой. Писатель оставил портрет пятидесятилетнего Иванова: «Он всюду расхаживал в простой крестьянской блузе. А роскошная» шляпа а-ля Ван Дик смахивала на головной убор итальянских погонщиков мулов. Под широкими разбойничьими полями светились кроткие глаза».

Портрет А. А. Иванова работы С. П. Постникова

Но самое главное — изменилось его мировоззрение. Говоря просто, Иванов потерял веру. «А писать без веры религиозные картины, — считал он, — это безнравственно, это грешно… Лучше остаться бедняком и не брать кисти в руки».

Мучимый такими вот чувствами, он в 1857 году решил больше не касаться картины, а отправить ее в Петербург такой, какой она к тому времени была.

Могила А.А.Иванова в Некрополе мастеров искусств
(Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры, Санкт-Петербург )

Гроб с телом художника проводили в последний путь лишь горстка родственников и студентов-художников. Один из них задал риторический вопрос: «Что дала Россия Иванову?». Сам же ответил: «Могилу».

Иванов Александр Андреевич

16 июля (28 июля по новому стилю) 1806 год, Петербург – 3 июля (15 июля по новому стилю) 1858 год, Петербург

Отец Александра Иванова был академиком живописи, его судьба бала необычна. Родителей своих он не знал, ребёнком его определили в московский Воспитательный дом. В 16 лет его привезли учиться в Академию художеств. Обучившись успешно в Академии, Андрей Иванов заслужил пенсионерскую поездку за границу для дальнейшего обучения, но взамен предпочёл остаться в России, чтобы жениться на дочери немецкого мастера позументного цеха Екатерине Ивановне Деммерт. Стоит также отметить, что три брата Екатерины Деммерт были выпускниками Академии художеств. В семье родилось 10 детей, но только пятеро выжили. Вся семья жила художественными интересами. Александр Иванов был старшим ребёнком. Его обучала мать и для него нанимали учителей. В 12 лет его приняли в Академию «посторонним» учеником, что с одной стороны уберегло его от казарменной дисциплины Академии, но с другой лишало его права на заграничную поездку. Во время учёбы мальчик не однократно получал медали за свои успехи, начиная с 1822 года. Но будучи сыном академика, он давал повод к нелестным подозрениям. Так профессор А. Егоров, в «историческую» мастерскую которого Иванов попал «в старшем возрасте», не редко бросал, взглянув на ивановские эскизы: «Не сам», — и отходил в сторону.

В 1827 году Александр Иванов написал выпускную работу в академическом стиле – «Иосиф толкующий сны в темнице виночерпию и хлебодару», за которую получил золотую медаль 1-й степени. А организованное в это время Общество поощрения художников помогло ему обойти запрет на «пенсионерскую» поездку за границу, давшее деньги за 4-х летнее пребывание молодого художника в Италии. Однако, поездка чуть не сорвалась. Сын повторял судьбу отца. Влюбившись в дочь академического учителя музыки Гюльпена, Иванов решил жениться на ней, но отец отговорил его от этого шага.

Иванов так и не женился. Хотя были сведения, что 1831 году в Италии он был увлечён Витторией Кальдони, которая предпочла Иванову его друга Григория Лапченко и вышла за последнего замуж. Около восьми лет (с 1836 года) художник жил с некоей Терезой, о чём есть упоминания в его переписке. В 1844 году он расстался с Терезой, которая трижды обворовывала его и устраивала сцены. В 1847 году Александр Иванов снова влюбляется, его любовью стала графиня Мария Апраксина. Но его любимую «Машеньку» отдали замуж за князя Мещерского.

Я обрёк себя умирать на пути к пользе отечества

Картина заменила ему семью

Современник о картине «Явление Христа народу»

Летом 1830 года Александр Иванов сначала совершил путешествие по Германии и Австрии, а в ноябре этого же года он оказывается в Риме. Уже с 1831 года русский художник замыслил написать картину «Иоанн Креститель и Христос». Каждое лето он ездил по городам северной Италии, собирал материалы. Летом 1836 года Иванов начал работать над картиной «Явление Миссии» — эта работа продолжалась 20 лет.
Приехав в Италию, Иванов лишился материальной поддержки отца, который из-за интриг в Академии вынужден был покинуть её, лишившись жалования и казенной квартиры. Всю последующую жизнь Андрей Иванов зарабатывал на жизнь, расписывая церкви в Петербурге.

С 1834 года по 1836 Общество поощрения художников продлило командировку русского художника. В 1838 году, в мастерскую Иванова заглянул будущий император Александр II, пожаловав после этого Иванову 3-х летнее содержание. Какие-то пожертвования приносили действия частных лиц – Ф. Чихова, Н. Гоголя, «калужской губернаторши» А. Смирновой-Россет. Император Николай I, посетив мастерскую Иванова, даровал ему 300 червонцев. Наконец в 1857 году императрица, узнав о том, что Иванов в кропотливой работе над картиной почти загубил глаза, отправила художника на свои средства на лечение в Германию.

В Италии Иванов вёл замкнутый образ жизни, у него не было друзей. Сложились лишь приятельские отношения с Г. Лапченко и Ф. Иорданом. С интересом общался Иванов с лидером «назарейцев» Ф. Овербеком и датским скульптором Б. Торвальдсеном. Проявлялись странные черты характера, похожие на психическое заболевание.

Единственным равным по дарованию художником был Брюллов. Но он назвал Иванова «кропателем». А «кропатели», по его мнению, не могли быть гениями. Иванов, в свою очередь, говорил о подлости и честолюбии Брюллова. В кружок Иванова вошли Гоголь, Иордан и Ф. Моллер. Дружба с Гоголем распалась, не выдержав испытание временем.

Окончательно закрывшись, Иванов больше не пускает никого в свою мастерскую. Его преследует навязчивая идея, что его хотят отравить.

В 1858 году Иванов везёт картину «Явление Христа народу» в Петербург. Картину выставили в Зимнем дворце, а затем в Академии художеств. В хлопотах по продаже шедевра императору Иванов получил серьёзное нервное потрясение. Вдруг ему стало плохо, так его настигла смерть.

Известные произведения Иванова Александра Андреевича

На картине изображён Гиацинт, любимец Аполлона, который учиться играть на флейте. В мифологии судьба Гиацинта была трагична, он был убит, по случайным обстаятельствам, Аполлоном, когда тот метал диск. Кровь, пролитая на землю, дала жизнь одноимённым цветам. По всем правилам академической живописи выполнен пейзаж на заднем плане картины. Аполлон, бог, покровительствующий искусству, в картине Иванова олицетворяет музыку, одухотворяющую мир. Лицо другого любимца Аполлона, Кипариса, исполнено печалью. Если обратиться к мифам, то из них известно, что по легенде Кипарис случайно убил своего любимого оленя. Он так оплакивал его, что боги, вняв его слезам, превратили его в дерево.

Это интересно:  Зима в картинах русских художников

Постараюсь окончить картину некоторым родом полутемно; впрочем, это сделать без черноты

А. Иванов в письме отцу

Лицо Христа на картине бесстрастно и полно величия, тогда как лицо Макдалины меняется на глазах, источая любовь. Красное одеяние женщины передаёт её беспокойстве, а белая одежда Христа олицетворяет небесный покой. Руки Макдалины, направленные к Христу, «усмиряются» царственным жестом Христа.

Картина «Ave Maria» написана в 1839 году, хранится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Эта картина представляет собой первую акварельную работу Иванова. Позднее он написал поэту В. Жуковскому, призывая в письме молодых художников к серьёзности, чтобы «не бросались они ни в шуточный жанр, ни в акварель, ни в радужный колер, ни в быстроту эскизного исполнения». Русский художник использовал всё это только в техническом исполнения. Картину Иванов подарил В. Жуковскому.

Разноликую толпу людей в картине объединяет в единое целое благословение. Здесь удачно сочетаются мертвенно-белый свет луны и живой свет свечей. Действие происходит в Риме, об этом говорит зрителю пейзаж на заднем плане.

Обыкновение римское собираться на улице, в час после сумерек, у каждого образа Богородицы и хором петь ей похвальные песни…

Картина «Аппиева дорога при закате солнца» написана художником в 1845 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Из истории известно, что дорога была проложена из Рима в Капую в конце IV века до н.э. по всем правилам инженерного искусства под присмотром цензора Аппия Клавдия. Дорогу нарекли титулом: «Дорога всех дорог». На дороге появлялись дома и захоронения. В Риме запрещалось хоронить, поэтому состоятельные жители устраивали здесь соревнования по пышности захоронений. По ней уходили завоёвывать мир древнеримские легионы, по ней брели в священный Рим средневековые паломники, по ней маршировали солдаты Наполеона…

Небо поражает световыми эффектами, которые можно сравнить с фантасмагорией света, прославившей Тёрнера. В построении пространства картины свет играет не меньшую роль, чем законы перспективы. Силуэт собора святого Петра утонет в туманной дымке.

Всё это великолепие находится при закате солнца, а зритель видит на горизонте горы Севера, где решится, наконец, судьба человечества

Шедевр Иванова А.А. – картина «Явление Христа народу»

Картина была исполнена русским художником в период с 1837 по 1857 годы, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Основной смысл картины заключается в различной реакции её героев на слова Спасителя.

Сюжет сей никем не замечен из великих мастеров

А. Иванов в письме президенту академии А.Н. Аленину

Конечно же, на протяжении многих веков сюжет крещения Христа пользовался необыкновенной популярностью среди европейских художников. Поэтому слова Иванова следует понимать, как желание изобразить Христа так, чтобы в нём узнавался Бог-Спаситель. Основа композиции – это диалог жестов и мимических выражений. Когда были написаны этюды и сформировался окончательно замысел картины, Иванов переехал в другую мастерскую, в которой можно было уместить огромный холст.

«Он, в небесном спокойствии и чудном отдалении, тихой и твёрдой стопой уже приближается к людям»

Н. Гоголь о Христе в картине Иванова

Прототипом ближайшего к Христу сомневающегося мужчины был сам Гоголь. Кающиеся, воздев руки, передвигаются к вершине холма, как бы замыкая собой «кривую» линию общего движения. В 1858 году, когда картина была привезена в Петербург, молодой император Александр II интересовался у автора, какая роль отведена рабу. Ответ Иванова нам не известен, но мы знаем, что этот образ самый «откомментированный» в советском «классовом» искусствоведении.

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • impression (15)
  • nota bene (301)
  • архитектура (124)
  • история (3)
  • новые сооружения (3)
  • гадания, гороскоп (136)
  • гадание (1)
  • гороскоп (24)
  • тест (45)
  • дети (291)
  • обучение (8)
  • одежда (57)
  • дизайн (1672)
  • бумага,картон (150)
  • вязаная одежда (73)
  • декупаж (76)
  • для дома (58)
  • коврик (18)
  • кожа (6)
  • микст (179)
  • носки и обувь (72)
  • папье-маше (3)
  • рамка (4)
  • скатерти,салфетки,покрывало,плед,подушки,занавески (83)
  • сумка вязаная (66)
  • сумка сшитая (102)
  • сшитая одежда (14)
  • трафарет,шаблон (32)
  • шапочки крючком (16)
  • шапочки спицами (12)
  • цветы, бабочки, птицы (248)
  • журнал (183)
  • здоровье (219)
  • для здоровья (80)
  • лечение (34)
  • интерьер (76)
  • история (163)
  • восточная (2)
  • всеобщая (3)
  • западная (8)
  • славяне (2)
  • коты и другие звери (119)
  • другие звери (1)
  • кот (13)
  • кулинария (166)
  • второе (29)
  • заготовки (3)
  • закуска (16)
  • микст (5)
  • пироги (33)
  • торт (3)
  • культура (271)
  • живопись (7)
  • музыка (17)
  • новости (1)
  • литература (85)
  • восточная (1)
  • западная (6)
  • избранное (14)
  • пейзаж, ландшафт (127)
  • малые формы (1)
  • сады (1)
  • подумать только (90)
  • психология (139)
  • религия, обычаи, фольклор (149)
  • обычай (11)
  • религия (9)
  • фольклор (14)
  • ремонт (44)
  • рукоделие (1373)
  • игрушки (93)
  • аппликация (19)
  • игольное кружево (7)
  • вилка (1)
  • вышивка гладь (24)
  • вышивка крестик (30)
  • вязание крючком (248)
  • вязание спицы (74)
  • мелочи (22)
  • микст (73)
  • плетение (22)
  • пэчворк (22)
  • ришелье (3)
  • хардангер (3)
  • шитье (22)
  • самоорганизация (17)
  • справка (8)
  • техника (234)
  • GIMP (5)
  • комп (22)
  • микст (6)
  • пост (27)
  • программа (17)
  • фантастика (50)
  • япония (56)

Приложения

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Погода за окномВ нашей погоде удобно наблюдать: — погодные явления на ближайшие 5 дней по 4-м временам суток — графики погодных параметров таких как температура, давление, влажность (давление повышается — погода у
  • Скачать музыку с LiveInternet.ruПростая скачивалка песен по заданным урлам
  • Каталог блоговКаталог блогов позволяет упорядочить блоги людей и сообществ по категориям, позволяя быстрее находить нужные и интересные блоги среди огромного количества блогов на сайте li.ru

Музыка

Фотоальбом

Всегда под рукой

[Этот ролик находится на заблокированном домене]
Добавить плеер себе
© Накукрыскин

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Сообщества

Статистика

Художник Александр Иванов

Художник Александр Иванов


Постников Сергей Петрович Портрет Александра Андреевича Иванова 1873 г.

А.А. Иванов — выдающийся русский живописец, пейзажист, портретист, родился 16 (28) июля 1806 года в Петербурге, в семье профессора исторической живописи Андрея Ивановича Иванова. Он дал сыну первоначальную подготовку в рисунке и живописи и имел большое влияние на его дальнейшее развитие. В 1817 году, одиннадцати лет от роду, подготовленный отцом, Александр поступает в Петербургскую Академию Художеств в качестве вольноприходящего ученика и, в отличие от воспитанников Академии, продолжает жить в семье. С юных лет он обнаруживал поразительные успехи, его работы давали повод подозревать, что он выполнял их с помощью отца. Первый свой успех художник переживает в восемнадцать лет; за картину на сюжет «Илиады» Гомера «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824, Государственная Третьяковская галерея) ему присуждают Малую золотую медаль.


Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора. 1824г.

При окончании академического курса ему была задана программа «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице хлебодару и виночерпию» (1827, Государственный Русский музей), принесшая ему Большую золотую медаль. Однако в трактовке темы академическое начальство неожиданно увидело политические намеки. Библейский рассказ о жестоком египетском фараоне, казнящем людей, показался напоминанием о расправе над декабристами, так как художник изобразил Иосифа как бы указывающим рукой на скульптурные барельефы со сценой египетской казни. «Это дело мне чуть ссылки не стоило», — вспоминал впоследствии Иванов. За неимением доказательств эпизод был замят, но художнику пришлось делать новую работу — картину «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры» (1829, Государственный Русский музей).


Беллерофонт отправляется в поход против Химеры. 1829г.

С самого начала пребывания за границей Иванов стремился найти значительную тему. Мысль о художественном воплощении евангельской легенды, повествующей о пришествии Мессии, возникла у него уже в начале 1830-х годов. Но он не сразу счел себя подготовленным к реализации этого замысла и в качестве приближения к теме приступил к двухфигурной композиции «Явление Христа Марии Магдалине» (1835, Государственный Русский музей).


А. Иванов. Явление воскресшего Христа Марии Магдалине.

Несмотря на классицистическую условность, художнику удалось создать жизненный образ Магдалины, передать сложность и искренность ее чувств. Картина была отправлена в Петербург, имела большой успех и доставила художнику звание академика (1836).


Явление Христа народу-Первоначальный эскиз


А. Иванов. Явление Христа народу

Евангельский сюжет Иванов трактовал как реальное историческое событие, основное содержание которого — духовный переворот в жизни угнетённого человечества, начало его освобождения и нравственного возрождения. Сложная, подчинённая идейному замыслу картины многофигурная композиция объединяет людей различных сословий и характеров, по-разному воспринимающих событие; каждый персонаж получил глубокий идейно-психологический смысл.

Созданию грандиозного полотна (40 кв.м) предшествовала огромная подготовительная работа. Художник исполнил более 600 этюдов и эскизов, включая рисунки. Эти этюды явились замечательной школой реализма и для последующего поколения художников. Картина «Явление Христа народу» осталась в истории русского искусства замечательной школой углублённой работы над натурой, над различными компонентами картины.

Это интересно:  Леонардо Да Винчи как художник

В последнее десятилетие жизни А.А. Иванов работал над циклом «Библейских эскизов» (акварель, Третьяковская галерея и Русский музей), явившимся новым выдающимся достижением в его творчестве.

Весной 1858 года художник вернулся на родину, в Петербург. Выставленная в залах Академии художеств картина «Явление Христа народу» и многочисленные этюды к ней были приняты холодно. Резкая и несправедливая критика обрушилась на художника.

Но в Петербурге художник прожил всего шесть недель. Жизнь А.А. Иванова оборвалась внезапно, он умер от холеры 3 (15) июля 1858 года на квартире у С.П. и М.П. Боткиных.

Внезапная смерть А.А. Иванова породила многочисленные подозрения, толки и слухи, так как Михаил Петрович Боткин был одним из владельцев его произведений, а по сути оказался главным распорядителем творческого наследия автора картины «Явление Христа народу». Уже современники приняли этот факт как должное, хотя репутация Боткина — коллекционера и делового человека была далеко не безупречной. Похоронили художника на Новодевичьем кладбище. В 1936 году прах А.А. Иванова и памятник — мраморный постамент с барельефным портретом — были перенесены в некрополь Мастеров искусств (Тихвинское кладбище).

Могила А.А. Иванова на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры находится на площадке Художников. Надгробие выполнено в 1861 году итальянским скульптором Л. Гульельми. На памятнике ошибочно указан год рождения живописца — «1807».

Надгробие входит в Перечень объектов исторического и культурного
наследия федерального (общероссийского) значения,
находящихся в г.Санкт-Петербурге (утв. постановлением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 527)


Адам и Ева с детьми под деревом. 1803

Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей 1803 г.


Крещение великого князя Владимира в Корсуни 1829 г.


Подвиг молодого киевляника при осаде Киева печенегами в 968 году. 1810


Преображение. 1807


Смерть Пелопида. 1805

– 28 июля исполнилось 210 лет со дня рождения известного русского художника Александра Иванова (1806—1858). Часто его называют «художником одной картины». Согласны ли Вы с этим определением?

– Это недоразумение, это очень поверхностный взгляд. Действительно, написание картины «Явление Христа народу» заняло у него более двадцати лет жизни. Но в зале Третьяковской галереи, посвященном Иванову, висит и картина «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора». Хотя это его юношеская работа, она очень интересна, и главное – она существенно выходит за пределы академической живописи его времени, показывает неожиданные аспекты отношений между людьми. Он был тогда еще студентом Академии художеств, мы бы сказали, что это не более чем курсовая работа. Однако она показывает, что Иванов и в юности был отнюдь не рядовым художником.

В Русском музее находится его «Явление Христа Марии Магдалине». Он сам эту картину не очень любил. Более того, он о ней высказался так: «Это всего лишь начаток понятия о чем-то порядочном». Но за эту картину его признала Академия, все включая отца – профессора Академии – были в восторге от этой картины. В ней, и правда, гораздо больше «академического», чем в первом полотне. Фигура Христа, например, подобна ожившей статуе. Но и здесь есть момент, который, безусловно, выходит за рамки академического канона. Это Магдалина – образ потрясающей выразительности. История написания этой фигуры замечательная: Иванов писал ее с натуры и стремился изобразить радость и слезы одновременно. Техническая подоплека эпизода была довольно прозаической: он просил натурщицу чистить лук, и в то же время рассказывал ей смешные истории. Но результат превзошел ожидания: виден совершающийся переворот в ее душе, многоплановость образа, переживаний, вполне осознанное лишь во второй половине ХХ века состояние «уже, но еще не».

Потом была картина «Явление Христа народу» или «Появление Мессии». Она рождалась долго и мучительно, до конца Иванов ее не довел и в итоге просто махнул на нее рукой. Он писал о ней брату: «Картина – не последняя станция, за которую надобно драться». Почему? Потому что он приступил к созданию нового шедевра: сборника иллюстраций ко всему Священному писанию (!). Предполагалось сделать пятьсот сюжетов в акварельных эскизах (позже они получили название «библейских эскизов»). Он написал их около двухсот, и собирался продолжать.

Я уже не говорю о том, что у него есть интересные портреты. Наиболее известный – портрет Виттории Марини.

Но портретами можно считать и несколько десятков персонажей главной картины, написанных с натуры. А пейзажи для нее?

Есть у него и еще одна известная картина, хотя тоже неоконченная: «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением». Это не просто иллюстрация древнегреческого мифа, а философско-художественный рассказ о том, как рождается музыка. Маленький пухлый мальчик Гиацинт слева играет на флейте – он издает простой, изначальный, можно сказать, грубый звук. Дальше Кипарис, изображенный с открытым ртом: он воспроизводит мелодию своим голосом, т.е. входит в более высокие сферы. А источник музыки, как бы сама безмолвная музыка – это Аполлон.

Таким образом, художник кистью показал то, о чем думали и говорили тогда многие философы – о поиске гармонии и ее полноте в «без-молвии». Такого результата не достичь, если картина заранее «сконструирована» в голове художника и потом написана. Нет, он входил в образ, и тот ему открывался в процессе работы.

Поэтому нужно совершенно забыть формулу «художник одной картины». Просто художник, да еще и с большой буквы!

– Но, тем не менее, говоря об Иванове, нельзя не упомянуть особо его самую большую и наиболее известную работу «Явление Христа народу». Некоторые исследователи указывают, что он обозначал ее как «всемирный сюжет, способный духовно преобразить не только искусство, но и само общество». Как вы считаете, удалось ли ему это?

– Это было его желанием. Но надо понимать, что так было в самом начале работы над картиной, в 1830-е гг. Он считал тогда, что нашел сюжет единственный в своем роде, как он говорил: «первый сюжет в свете», и начал его обдумывать. Христос у него вначале был на переднем плане, затем Его фигура была перенесена Ивановым на задний план. То одни персонажи были вокруг Христа, то другие. Для многих из них Иванов искал по два-три прототипа, иногда они были не только мужские, но и женские (!). Он так работал над картиной, как ни один другой художник. Основная масса работы оставалась за кадром. А некоторые этюды по силе даже превосходят то, что оказалось потом на картине.

Но и содержание сюжета, его смысловые акценты менялись. Потому он картину и не закончил. И дело не в том, что не закончены некоторые детали: лицо раба с веревкой на шее на переднем плане, или отражение в воде одежды юноши в левом нижнем углу картины (Иванов «переодел» его, а отражение осталось прежним). Кстати, авторское название картины не «Явление Христа народу», а «Появление Мессии». Именно «появление», а не торжественное «явление», похожее на театральное действие: вот, Он появился; но здесь нужно скорее ставить вопросительный, а не восклицательный знак. В академической живописи, наоборот, требовалась полная ясность: кто главный герой, что происходит, что хорошо и что плохо.

«Зажечь море» художнику не удалось. И все же, его замысел был далеко не во всем утопическим …

– Как Вы считаете, на то, что он оставил картину незаконченной, повлиял его метод? Или, может быть, кризис, который он сам обозначал как «кризис религиозности»?

– Методика, которую он выбрал, действительно, была не из простых. Не случайно число его этюдов к картине исчислялось сотнями. Н.В. Гоголь ему пенял, что так он никогда не закончит картины. Но Иванов ответил: «Напрасно, кажется, Вы думаете, что моя метода – силою сравнения и сличения этюдов подвигать вперед труд – доведет меня до отчаяния. Способ сей согласен и с выбором предмета, и с именем русского, и с любовию к искусству». По матери Иванов был немец, так что не знаю, какая кровь тут сыграла большую роль. Но, как видите, сам он упорство и методичность относил к русскому характеру.

Кризис веры у него действительно был. Но многие совсем некритично воспринимают его слова, обращенные к Герцену: «Я утратил ту религиозную веру, которая мне облегчала работу, жизнь (…) Мир души расстроился, сыщите мне выход, укажите идеалы». Надо вспомнить, что говорил об Иванове известный художественный критик В.В. Стасов: «Иванов всех слушал, но никого не слушался». Потому что он был художником, а не иллюстратором чьих-то идей. Он и сам продуцировал новые идеи. Кстати, сохранились его чрезвычайно интересные тексты – «Мысли при чтении Библии», они опубликованы.

Еще одна важная деталь, о которой забывают: у него были большие проблемы со здоровьем. Одинокая жизнь, часто полуголодная, – ведь его итальянское пенсионерство от Академии художеств было рассчитано всего на три года, потом деньги пришлось искать самому. Было то густо, то пусто, причем особенно густо не было никогда, а пусто (стакан кофе с черствой булкой или чашкой чечевицы на весь день) бывало довольно часто, поскольку он не писал картин на продажу. К концу его пребывания в Италии были очевидны и признаки душевного нездоровья: болезненная подозрительность вплоть до мании преследования.

Это интересно:  Керженец картина художника Н.М.Ромадина

Возвращаясь к теме кризиса веры, хочу сказать, что он любому человеку, с которым беседовал, мог описать ситуацию драматичнее, чем она была на самом деле. И когда Герцен в ответ предложил ему вместо христианских сюжетов изображать «явления этой мрачной действительности», то есть фактически направил художника-романтика к критическому реализму, Иванов (вспоминала Тучкова-Огарева, которая присутствовала при этом) «не был доволен таким решением вопроса». И продолжил работу над «библейскими эскизами».

Другое дело, что веру в действие своей большой картины он, конечно, утратил. Вначале он был уверен, что она перевернет мир, и вдруг понял – нет, нужно заниматься другим, искать новую цель искусства. И стал сравнивать в живописи Христа с героями античной истории и мифологии, используя для этого суждения протестантской библейской критики. Однако вопреки ее выводам (что Христос – либо тоже миф, либо простой человек, а все чудеса и исцеления взяты из древней мифологии и приписаны Ему).

Христос в «библейских эскизах» Иванова всегда в центре изображения. В сравнении со всеми прообразами (помните – опять «сравнения и сличения»!) образ Христа всегда оказывается самым значительным, вершиной духовных и культурных достижений человечества. Какой уж тут кризис веры . Не говоря о том, что многие «библейские эскизы» по художественному качеству и содержанию превосходят все, что Иванов делал до этого. Несколько эскизов (прежде всего: «Благовещение», «Преображение», «Хождение по водам», «Тайная вечеря», «Бичевание», «Распятие») – настоящие шедевры. Они хранятся в Третьяковской галерее, и жаль, что их редко выставляют, только на юбилеи Иванова. Но, слава Богу, есть целый ряд изданий, где «библейские эскизы» хорошо представлены.

– Александр Михайлович, в одной из своих статей Вы пишете, что «библейские эскизы» Иванова – это «художественная система сравнительного религиоведения». Что Вы имеете в виду?

– То, о чем я только что рассказал: он решил изучить научную богословскую литературу, на то время – в основном, протестантскую, чтобы сравнить сюжеты Ветхого завета и античные мифологические сюжеты с сюжетами Евангелия. Потому что библейская критика того времени настаивала: в Евангелии нет практически ничего оригинального, все заимствовано из древней истории или мифологии.

Иванов сам себя считал человеком совершенно необразованным. То есть он понял, что двенадцати лет учебы в Академии художеств мало, художнику нужно иметь серьезное образование. Он хотел знать, «последние достижения «учености литературной», имея в виду именно богословие. И он изучил некоторые из этих книг (прежде всего, «Жизнь Иисуса» Давида Штрауса) и старался воспроизвести их идеи. Но то, что там предполагало развенчание образа Христа, у Иванова стало, наоборот – поводом к Его прославлению! Христос у Иванова даже по росту выше всех…

Могу рассказать в связи с этим замечательный случай. После богословской конференции в Санкт-Петербургской духовной академии мне пришлось ехать в Москву в одном купе с участником этой же конференции, лютеранским пастором, немцем. Он хорошо знал русский язык, русскую культуру. И мы с ним вместо того, чтобы спать, полночи проговорили. В частности, он неожиданно стал говорить о кризисе в протестантизме. И пожаловался на эту самую мифологическую теорию, что она, к сожалению, довольно убедительна, и многие протестанты, которых он знает, поэтому унывают: неужели, действительно Евангелие – просто сборник переделанных мифов? И тогда я рассказал ему про Иванова, всю эту историю с «библейскими эскизами», как он сравнивал источники, и что у него получилось в результате: по краям сюжеты, с которыми сравнивается Евангелие, а в центре – Христос как центр и вершина «лестницы» несовершенных прозрений о Нем. И тогда суровый немец хлопнул по столу рукой (в два часа ночи) и радостно сказал: «Этто отфет. ». Вот так Иванов оказался актуальным для религиоведов и богословов XXI века.

– Вы в своих работах называете Иванова создателем новой иконописи. Что это значит?

– Иванов был категорическим противником, как он говорил, «иконостасов в стиле “жанр”», считал, что из храмов нужно убрать академическую живопись, которая заняла место древних икон. Он первым из русских художников всерьез начал интересоваться византийской и русской иконописью, после того как осмотрел многие древние храмы Италии со средневековыми мозаиками. Брата Сергея он даже просил прислать из Москвы прориси древних икон. И, действительно, пытался создать новую иконопись. Он так и писал: «Я живописец, пытающийся создать новый иконный род». Основой для него предполагался Рафаэль, то есть живопись Высокого Возрождения. Но она должна быть приближена к иконе, причем не за счет ее стилизации, а через акцентирование мистического, таинственного в сюжете.

Самое интересное, что при этом Иванов также хотел ввести в изображение библейские реалии. Если в эпоху Возрождения в Европе евангельских персонажей художники одевали в одежды, современные этой эпохе, то Иванов считал, что нужно воспроизводить атрибуты, специфику одежд, танцев, богослужения Святой Земли, и даже ее природу времени Христа. И очень хотел предварительно изучить все это археологически.

Это, конечно, тоже была утопия, как и в случае с его большой картиной. Но утопия утопией, а эскизы получились гениальные. Кстати, на последнем семинаре по церковному искусству, когда студенты 1-го курса СФИ создают проекты «храма XXI века», одна группа мне написала, что в новом храме они хотели бы видеть на окнах витражи с «библейскими эскизами» Иванова. Я был потрясен.

– Как вы считаете, почему современному человеку, верующему или неверующему, здесь это даже не так существенно, важно знать творчество Иванова?

– Я думаю, что современному человеку, верующему и неверующему, важно знать не творчество Иванова, но в принципе немножко больше шагнуть к культуре. Не для того, чтобы, как многие говорят, «быть культурным человеком», а чтобы прийти затем к духовным истокам культуры, которые в нормальном случае всегда приводят к Богу.

Сейчас появляются совершенно внекультурные «артефакты» в оформлении наших городов, квартир и даже музеев. Я не против них (за некоторым исключением), и не собираюсь метать в них громы и молнии: пусть каждый человек выражает себя как хочет. Но все-таки совершенно очевидно, что эти вещи не вдохновляют, они лишь оформляют среду. Это не искусство в привычном понимании этого слова, это дизайн, который по определению не может претендовать на духовность, на откровение, способное, если уж не перевернуть жизнь человека полностью, как хотел Иванов, то, по крайней мере, сильно взволновать, духовно обеспокоить, «встряхнуть» его. В подлинном искусстве ставились и решались серьезные духовные проблемы – пусть противоречиво, неполно, искаженно. И все же от многих его произведений «веет вечностью, веет простором» – как от полей и гор в известной песне. Для современного человека они могут стать неожиданным глотком чистого воздуха, глотком живой воды. Понятно, что это еще не сама горная вершина, не сам источник, но о том, что он есть, произведения искусства говорят достаточно ясно.

Александр Иванов: картины

Комментарии

23 февраля 2011, 00:29

Все дамы у него такие крупные, наверное, любительницы варенников и сала 🙂

23 февраля 2011, 00:34

Прикольные картины! После просмотра настроение поднимается.

23 февраля 2011, 00:43

Не могу не сказать, что Ассоль меня просто сразила))))))
Автору поста респект, очень понравилось. Разослала ссылки друзьям.Пусть порадуются)

23 февраля 2011, 06:43

прелесть какая. автор спасибо за напоминание о неповторимом.. необыкновенно обоятельном украинском колорите
необыкновенно уютные картины. ))

23 февраля 2011, 09:33

Какие приятные картины и женщины на них такие сочные!!

23 февраля 2011, 10:54

Великолепно, самобытно, порадовало. Респект!

19 ноября 2015, 16:47

«Мать любила только богатых аристократов.Все остальные — грязнокровки»

«Психиатрическая больница была моим наказанием за отказ от аборта»

«Жалко её было»: история семьи, которая удочерила 95-летнюю бабушку

Хвасталка-2

Сейчас на главной

Кейт Миддлтон и Меган Маркл выбрали похожие образы: сравниваем выходы герцогинь

Инсайдер: Белла Хадид и The Weeknd скоро поженятся

Канье Уэста огорчают откровенные фото Ким Кардашьян в Instagram

Кейт Миддлтон в элегантном костюме посетила лабораторию нейронауки в Лондоне

Внимание! На сайте не разрешается размещать фото, видео или иной контент, если Вы не имеете на это необходимых прав и/или согласия правообладателя. Перед регистрацией рекомендуем внимательно ознакомиться с пользовательским соглашением.

Мы используем cookie-файлы, чтобы получать статистику и делать контент более интересным. Также cookie используются для того, чтобы реклама была более релевантной. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах и изменить настройки вашего браузера.

Статья написана по материалам сайтов: sergeytsvetkov.livejournal.com, rus-artist.ru, www.liveinternet.ru, psmb.ru, www.spletnik.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий