Биография художника Билибина 3 класс

Иван Яковлевич Билибин – русский художник, который проиллюстрировал множество детских сказок. Его видение отличается от изображений других художников. Открыл он свой неповторимый стиль, благодаря картине Васнецова «Богатыри».

Иван Билибин настолько сильно проникся своим стилем живописи, что он сопровождал его до конца жизни. Иван Яковлевич иллюстрировал сказки так, что дети словно отправляются вместе с героями сказки в опасные и захватывающие приключения. Все известные нам сказки выполнены с особым пониманием народного духа и поэзии. Работы его отличаются особой прорисовкой контуров, которые исполнены с уникальной подробностью деталей и раскрашены самыми жизнерадостными оттенками.

Тот самый всем известный двуглавый орел был исполнен Иваном Яковлевичем, в современном мире он украшает монеты. С 1922 года этот орел является русским символом.

Билибин был выдающимся художником. Он писал иконы, оформлял оперы, работал в сфере рекламы; но во всем сохранял свой неповторимый и индивидуальный стиль.

Умер это великий человек во времена войны, в 1941 году, от голода. Похоронен был Иван Яковлевич в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

Биография Художника Ивана Билибина

Иван Яковлевич Билибин известен как талантливый художник, иллюстратор и создатель блестящих театральных декораций. Его творческий почерк отличается необычайной самобытностью и имеет много последователей.

Иван Яковлевич Билибин родился рядом с Петербургом, в селе Тарховка, 4 августа 1876 года. Его предками были купцы, родом из Калуги, патриоты и меценаты. Но отец, Яков Иванович выбрал профессию врача и служил на военном судне, затем возглавлял госпиталь и инспектировал императорский флот. По достижении 12 лет, Иван поступил в гимназию, с блеском её закончил и стал студентом юридического факультета в Петербурге.

Молодой человек учился старательно, успешно освоив курс, однако тайной его страстью всегда было рисование. Он не прекращал занятий живописью ни находясь в гимназии, ни позже, в университете. Даже ездил на втором курсе в Мюнхен, чтобы взять уроки у профессора Ашбе. С 1898 года учился у Репина и в этом же году окончательно определился с выбором своей живописной манеры, посетив выставку работ художника Васнецова. Впоследствии он только развивал и совершенствовал свой стиль, родившийся из романтического направления с национальными мотивами, основа которого — чёткий контур, динамичный рисунок с подробно выписанными деталями, яркая цветовая гамма.

С 1899 года Иван Билибин становится деятельным участником «Мира Искусства» Дягилева.

Иллюстрации к русским сказкам, которые вышли в свет в 1901 году, сразу же сделали его знаменитым, но ещё больше талант Билибина раскрылся в иллюстрациях к сказкам Пушкина, изданных следом и немедленно приобретённых Третьяковкой и Русским музеем.

Находясь в расцвете своих творческих сил, Билибин продолжал рисовать иллюстрации, создавать театральные костюмы и декорации, которые становились событиями в культурной жизни, занимался преподаванием.

После революции 1917 года уехал в Крым и далее в Египет, где даже расписывал православный храм. Будучи за границей, Билибин оформлял спектакли, иллюстрировал сказки, русские и французские, выполнял частные заказы. Его узнаваемые произведения в «стиле рус» были необыкновенно популярны.

В 1936 году художник решил вернуться на родину. Его окружили почётом, приняли в качестве профессора в Институт живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде и скоро дали степень доктора искусствоведения.

Умер Иван Яковлевич Билибин в 1942 году, 7 февраля, не пережив блокады.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

Александр Благословенный – именно так прозвали его в народе. Прославленный в знаменитом романе Толстого «Война и мир», великий император оставил добрую память о себе. Воспитанный в лучших традициях французской просветительской школы

Творчество австрийского писателя Франца Кафки занимает особое место в мировом литературном процессе. Объектом его писательского внимания была семья, собственный духовный мир, а также собственные переживания

Николай II являлся последним Российским императором. Был рожден 18 мая в 1868 году в Царском селе. Николай начал обучение с 8 лет. Помимо стандартных школьных предметов, он также обучался рисованию, музыке и фехтованию

1814 год прославился не только военными успехами России, но и рождением великого поэта М. Ю. Лермонтова. В семье отставного капитана Юрия родился сын, названный Михаилом

Дмитрий Донской – знаменитый русский князь, прославившийся, прежде всего, своей победой на Куликовом поле. Его краткая биография – поучительное чтение для детей.

Краткая биография Ивана Билибина для детей 3 класс самое главное

В августе 1876 года в селе, находящимся неподалеку от Петербурга, появился на свет Иван Билибин. Будущий знаменитый художник и декоратор был сыном врача. А происходил он из купеческого рода.

Иван Яковлевич с большим успехом окончил гимназию, в которой обучался с двенадцатилетнего возраста. А после поступил он в юридическое отделение. И тут он тоже прилежно и старательно учился.

Однако, Иван всегда очень любил рисовать. Это было его страстью. Искусство свое в живописи оттачивал он под руководством Репина. Брал он уроки и у мюнхенского профессора, которого специально для этого и посещал.

Талант Билибина был выдающимся и своеобразным. Такими были и его картины. Славу принесли ему иллюстрации к известным сказкам и былинам. У художника был свой особенный стиль в выполнении работ. Его иллюстрации отличаются особой живостью и, в то же время, сказочностью. Еще одной из особенностей его работ является то, что он следовал традиционным национальным мотивам, передающими дух старины. Именно это делало его произведения такими неповторимыми. Все в его картинах тщательно было прорисовано: и детали одежды, и предметы быта. Древнеславянские орнаменты придают его работам особое очарование.

Помимо иллюстрирования произведений занимался он созданием декораций и костюмов для театральных представлений.

Все же, наиболее раскрыт его талант был именно в иллюстрировании. А особый успех принесли ему иллюстрации сказок Пушкина.

Когда произошел октябрьский переворот в стране, художник был вынужден уехать за границу. И там он продолжал заниматься творчеством. Он принимал участие и в росписи храмов. Иллюстрировал Иван сказки разных стран. У него всегда было полно заказов на работу.

На родину вернулся он в 1936 году. Он стал профессором по живописи в институте искусств. А позже получил и докторскую степень в этой сфере.

Умер художник во время блокады Ленинграда.

Биография Ивана Билибина о главном

В далеком в 1876 году родился талантливый иллюстратор. Он отличался прилежным отношением к учебе. И по окончании гимназии, в 1900 году сдает экзамены на юридический факультет в Петербурге. Но, несмотря на такой выбор будущей профессии, тем не менее, его всегда тянуло к рисованию. Еще студентом, он коллекционировал старинную одежду, кружева, расписную посуду. Стоить заметить, что Билибин обучался в художественной школе под руководством Репина. Когда в Петербурге было организовано художественное объединение Мир искусств», стал принимать активное участие.

Со временем он перебрался в поселок в Тверской области. По тому, как в деревне еще сохранился дух древней Руси. Там он нарисовал известную для многих иллюстрацию к «Сказке о царе Султане». Он был одним из первых художников, кто стал иллюстрировать сказки. Его иллюстрации отличались живостью и необычайной емкостью. Рассматривая его рисунки, можно было полностью рассказать сказку. Позже подобные его работы обрели название «билибинский» стиль. С 1902 года начинает, ездит в этнические экспедиции. Он посетил несколько губерний, с целью исследования деревянной архитектуры. Все свои впечатления он печатал в журнальных статьях, и использовал в своих иллюстрациях.

Видно, что рисовать это то, чем Билибин любил заниматься, так как он активно работает, иллюстрирует сказки и былины, создает театральные декорации. Непосредственно при участии Ивана Яковлевича было выпущена серия с 6 сказок, иллюстрированная его работами. Заглавные буквы были похожи на красочные буквы из древних рукописных книг. Художественные его труды можно было увидеть в журналах «Мир искусства», «Золотое руно». А в неспокойные годы работает над революционными карикатурами для сатирических журналов. Именно Билибину принадлежит авторство двуглавого орла, как символ Российской республики. Так, с 1992 года является украшением монет Банка России. Некоторое время занялся преподаванием графического искусства в школе при Обществе поощрения художников. У него обучались Г. Нарбут, К. Елисеев и многие другие в будущем стали известными художниками.
В 1912 году группа интеллигентов Москвы и Петербурга приобретает участок в Крыму недалеко от Балаклавы для строительства дач. Его соседями были В. Короленко, А. Куприн, В. Вернадский, А. Иоффе. Билибин бывал на дачи ежегодно.

Это интересно:  Может ли ремесленник стать художником

С 1920 году русский иллюстратор эмигрировал в Каир. Там он занимался изучением египетского искусства. Зарабатывал разработками эскизов панно и фресок для украшения домов богатых купцов. Попутешествовав немного на востоке, он перебрался во Францию. Там он активно продолжает свое дело в сценографии. Оформлял ряд православных храмов в Чехословакии. Также рисовал иллюстрации не только к отечественным, но и сказкам братьев Гримм, «Тысяча и одна ночь». Вступил в ряды муссонов. Еще до войны вернулся на Россию. Но, в 1942 году во время длительной блокады Ленинграда, Билибин скончался.

Презентация к уроку по чтению (3, 4 класс) на тему:
И.Я. Билибин. Биография «сказочного художника».

Биография Ивана Яковлевича Билибина. Основные этапы жизненного пути «сказочного художника», известного нам по иллюстрациям к книгам сказок, прочитанных в детстве.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Иван Яковлевич Билибин БИОГРАФИЯ

Иван Яковлевич Билибин — известный русский художник, иллюстратор. Основным жанром, в котором работал Иван Билибин , считается книжная графика. Кроме того, он создавал различные росписи, панно, делал декорации к театральным постановкам, занимался созданием театральных костюмов.

Иван Яковлевич Билибин родился 4 августа 1876 года в селе Тарховка , Санкт-Петербургской губернии в семье военного врача.

Железнодорожная станция « Тарховка »

В 12 летнем возрасте Иван поступил в гимназию, окончил её с отличием и стал студентом университета, выбрав юридический факультет. Юридическая наука не мешала молодому человеку рисовать, его поддерживало Общество поощрения художеств. Затем он поехал в Мюнхен и более месяца посещал уроки словенского живописца Антона Ашбе .

После объединения художников в «Мир искусства», Билибин стал его активным посетителем. Художник, создатель объединения «Мир искусства», автор сотен статей, театральный критик и постановщик, Александр Бенуа личным примером доказывал: талантливый человек талантлив во всём.

Обычно Иван Билибин жил в Петербурге, но после визита в деревню Ёгны , он настолько впечатлён, что создает картины к книге по мотивам русских народных сказок. Затем по заданию этнографического отдела Русского музея Билибин объехал Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую и Тверскую губернии. В 1904 году отправился в Карелию, в Кижи.

Фотографии из коллекции И.Билибина «Русский Север» Крыло церкви. пос.Кокшенга . Деревня Малый Холуй . Вологодская губерния

Из коллекции И.Билибина

Иван Билибин . Открытки, посвященные Русскому Северу. (Изд. Общины Св.Евгении, 1904)

Все полученные впечатления воплотились в великолепных иллюстрациях к сказам, былинам. Так же художник оформлял театральные постановки. Стиль, в котором творил художник, стали называть его именем – « билибинский ». Кемь. Кладбище. Село Подужемье .

В 1904 г. Билибин впервые обратился к сценографии. «Садко» Эскизы театральных декораций «Руслан и Людмила» Сказка о Золотом Петушке

Сады Черномора . Эскиз декорации к опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила» (1913) Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова «Золотой петушок» (1909)

В здании сохранились уникальные росписи по эскизам И.Я.Билибина . Нижний Новгород. 1913 г. Открывается здание Госбанка на Большой Покровской ( к 300-летию Дома Романовых).

Революция 1917 г. нарушила планы художника. Осенью он уехал из Петрограда в Крым, затем в Новороссийск, а в начале 1920 г. ему удалось добраться до Египта. Он жил сначала в Александрии, затем переехал в Каир, где и прожил до августа 1925 года.

Пригласительный билет на персональную выставку И.Я.Билибина в Александрии. 1924 В декабре 1924 года в Египте, в Александрии, состоялась персональная выставка И.Я. Билибина . Художник занимался любимым делом — оформлял спектакли, сделал несколько проектов иконостасов для православных церквей в Египте.

Эскизы И. Билибина в Каире были первыми иконостасными проектами художника. Позже художник создаёт э скизы фресок и иконостаса для русской церкви — Храма Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище в Праге. (1927 )

Эскизы фресок и иконостаса для Храма Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище в Праге. (1927)

В 1925 г. переехал в Париж, где много работал — оформил 10 спектаклей, среди которых наибольшую известность приобрели оперы «Сказка о царе Салтане » (1928) Н. А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1931). Костюмы для оперы «Борис Годунов« Мусоргского в Париже в Большой опере.

В Париже И.Билибин создает иллюстрации к французским переводам русских сказок. В 1932 году в Париже выходят в свет «Сказки ужихи » Жанны Рош-Мазон с иллюстрациями Билибина . Александр Николаевич Бенуа писал об этой книге: «Французские рисунки Билибина оказались столь же блестящими и типичными, как его иллюстрации к русским былинам и сказкам». Ж.Рош-Мазон . Сказки ужихи . Французское издание русских нар. сказок «Сказки избы» (1930)

Серия иллюстраций к арабским сказкам. «Тысяча и одна ночь».

В 1936 г. Билибин на теплоходе «Ладога» возвращается на родину, в Ленинград. Он начинает преподавать в Институте живописи, скульптуры и архитектуры. Начинается война, а вслед за тем — ужасающая блокада Ленинграда, уехать из которого Билибин не успел, а может быть, и не хотел. Пережив все мыслимые и немыслимые муки голода и холода, 7 февраля (по другим данным — 8 февраля) 1942 года художник умирает. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.

Братское захоронение, где покоится великий русский художник Иван Яковлевич Билибин .

Источники 1. Т.В. Юрьева. Православные храмы северной Африки. http://vestnik.yspu.org/releases/novye_Issledovaniy/29_5/ 2. Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Художники русской эмиграции. Биографический словарь. СПб., 1994.С.83. 3. Беляков В.В. «К берегам священным Нила…». Русские в Египте. М., 2003. С.208.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иван Яковлевич Билибин — русский художник, иллюстрировал сказки, создавал декорации к спектаклям. Умер 70 лет назад во время блокады Ленинграда. Я использовала на уроке после прочтения «Сказки о царе .

Данный материал содержит технологическую карту, конспект с презентацией к уроку развития речи в 3классе по теме «Сочинение по картине И. Я. Билибина «Иван — царевич и лягушка-квакушка» (по учебн.

Материал предназначен учителям 3 классов при подготовке в сочинению по картине И.Я.Билибина «Иван-Царевич и лягушка-квакушка».

Представляю вашему вниманию разработку конспекта урока по русскому языку.

Технологическая карта урока русского языка 3 класса.Создать условия для развития умения составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя)Познакомить с жизнью и творчеством И. Я. Бил.

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по программе Школа России.

Иван Яковлевич Билибин

Краткая биография

Источник сюжетов: национальный эпос, былины, сказки. Формальная интерпретация наследия искусства языческой и Древней Руси, а так же народного творчества. Сам Билибин назвал свою тягу к русскому народному творчеству — «голосом крови».

Билибин всегда и везде оставался одним из самых желанных воплотителей русской темы в искусстве книги и театральной живописи.

Родился 4 (16) августа 1876 года в посёлке Та́рховка (близ Петербурга), в семье военно-морского врача Якова Ивановича Билибина.

В 1888 году поступил в Первую Санкт-Петербургскую классическую гимназию, которую окончил с серебряной медалью в 1896 году. В 1900 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1895—1898 годах занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1898 году два месяца учился в мастерской художника Антона Ашбе в Мюнхене. Несколько лет (1898—1900 гг.) занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской княгини Марии Тенишевой, затем (1900—1904 гг.) под руководством Репина в Высшем художественном училище Академии художеств.

Это интересно:  Картины художника Ильи Кабакова

Жил преимущественно в Санкт-Петербурге. После образования художественного объединения «Мир искусства» становится активным его членом.

В 1899 году Билибин случайно приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь он впервые создаёт иллюстрации в ставшем впоследствии «билибинском» стиле к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».

Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. С 1899 по 1902 годы он создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг, затем то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина. В частности, появились «Сказка о царе Салтане» (1905) и «Сказка о золотом петушке» (1910). В 1905 году издана иллюстрированная Билибиным былина «Вольга», а в 1911 году — сказки Рославлева в издательстве «Общественная Польза». К тому же «сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной Билибиным оперы «Золотой Петушок» в 1909 году в театре Зимина в Москве.

В духе французской мистерии представлено им «Чудо св. Теофила» (1907), воссоздающее средневековую религиозную драму; Испанией XVII века вдохновлены эскизы костюмов к драме Лопе де Вега «Овечий источник», к драме Кальдерона «Чистилище св. Патрика» — театральная постановка «Старинного Театра» в 1911 году. Шутливой карикатурой на ту же Испанию веет от водевиля Фёдора Сологуба «Честь и Месть», поставленного Билибиным в 1909 году.

Заставки, концовки, обложки и другие работы Билибина встречаются в таких журналах начала XX века, как «Мир Искусства», «Золотое Руно», в изданиях «Шиповника» и «Московского Книгоиздательства».

Во время революции 1905 года художник создаёт революционные карикатуры.

С 1907 года Билибин преподает класс графического искусства в школе Общества поощрения художеств, продолжая преподавание до 1917 году. Среди его учеников в школе были Георгий Нарбут, Константин Елисеев, Л. Я. Хортик, А. Розилехт (August Roosileht), Николай Кузьмин, Рене О’Коннель, К. Д. Воронец-Попова.

В 1912 году женился вторым браком на Р. Р. О’Коннель. В этом же году группа московских и петербургских интеллигентов покупает земельный участок на Южном берегу Крыма в Батилимане для постройки дач. Билибин был одним из компаньонов, другими пайщиками стали писатели Владимир Короленко, Александр Куприн, Сергей Елпатьевский, Евгений Чириков, художник Владимир Дервиз, профессора Абрам Иоффе, Владимир Вернадский, Михаил Ростовцев. По жребию Билибину достался отрезок земли у самого моря, на котором уже стоял рыбачий домик. К домику была пристроена мастерская. После этого ежегодно по окончании занятий в школе ОПХ Билибин отправлялся в Батилиман и возвращался в Петербург осенью к началу занятий.

В 1915 году он участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси наряду со многими другими художниками своего времени.

В марте 1916 года Билибин избирается председателем «Мира искусства» и до конца существования общества занимает этот пост.

В 1917 году общее собрание «Мира искусства» под председательством Билибина изюирает в члены Общества таких больших мастеров русского искусства, как Савинов, Лентулов, Арапов, Фальк, Голубкина, Куприн, Якулов.

В 1917 году Билибин расстается со своей второй женой Рене О’Коннель. После Октябрьской революции в сентябре 1917 года художник уезжает в Крым в Батилиман (свое Крымское имение), где живёт до сентября 1919 года.

После Февральской революции Билибин создал эскиз с изображением двуглавого орла, который использовался в качестве временного символа Российской республики. В 1992 году сходный рисунок художника был положен в основу эмблемы Банка России.

До декабря 1919 он находится в Ростове-на-Дону, затем с отступлением белой армии попадает в Новороссийск. В феврале 1920 года ему пришлось бежать из охваченного паникой города.

Известные люди

Nav view search

Билибин Иван Яковлевич

  • » rel=»nofollow»>

Подробности Категория: Художники Опубликовано: 02.03.2016 13:39 Автор: Биограф Просмотров: 4365

Билибин Иван Яковлевич
Родился: 4 (16) августа 1876 года.
Умер: 7 февраля 1942 года.

Иван Яковлевич Билибин (4 (16) августа 1876 — 7 февраля 1942) — русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир искусства».

Иван Билибин родился 4 (16) августа 1876 года в посёлке Тарховка (близ Петербурга), в семье военно-морского врача Якова Ивановича Билибина. В 1888 г. поступил в 1-ю Санкт-Петербургскую классическую гимназию, которую окончил с серебряной медалью в 1896 г. В 1900 г. окончил юридический факультет Петербургского университета.

В 1895—1898 гг. занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1898 г. два месяца учился в мастерской художника Антона Ашбе в Мюнхене. Несколько лет (1898—1900 гг.) занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской княгини Марии Тенишевой, затем (1900—1904 гг.) под руководством Репина в Высшем художественном училище Академии художеств.

Жил преимущественно в Санкт-Петербурге. После образования художественного объединения «Мир искусства» становится активным его членом.

В 1899 году Билибин случайно приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь он впервые создаёт иллюстрации в ставшем впоследствии «билибинском» стиле к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».

В 1902, 1903 и 1904 г. Билибин посещает Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда его командирует этнографический отдел Музея Александра III для изучения деревянной архитектуры.

Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. С 1899 по 1902 г. он создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг, затем то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина. В частности, появились «Сказка о царе Салтане» (1905) и «Сказка о золотом петушке» (1910). В 1905 г. издана иллюстрированная Билибиным былина «Вольга», а в 1911 г. — сказки Рославлева в издательстве «Общественная Польза». К тому же «сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной Билибиным оперы «Золотой Петушок» в 1909 г. в театре Зимина в Москве.

В духе французской мистерии представлено им «Чудо св. Теофила» (1907), воссоздающее средневековую религиозную драму; Испанией XVII века вдохновлены эскизы костюмов к драме Лопе де Вега «Овечий источник», к драме Кальдерона «Чистилище св. Патрика» — театральная постановка «Старинного Театра» в 1911 г. Шутливой карикатурой на ту же Испанию веет от водевиля Фёдора Сологуба «Честь и Месть», поставленного Билибиным в 1909 г.

Заставки, концовки, обложки и другие работы Билибина встречаются в таких журналах начала XX века, как «Мир Искусства», «Золотое Руно», в изданиях «Шиповника» и «Московского Книгоиздательства».

Во время революции 1905 года художник создаёт революционные карикатуры.

С 1907 года Билибин преподает класс графического искусства в школе Общества поощрения художеств, продолжая преподавание до 1917 г. Среди его учеников в школе были Георгий Нарбут, Константин Елисеев, Л. Я. Хортик, А. Розилехт (August Roosileht), Николай Кузьмин, Рене О’Коннель, К. Д. Воронец-Попова.

В 1912 году женился вторым браком на Р. Р. О’Коннель. В этом же году группа московских и петербургских интеллигентов покупает земельный участок на Южном берегу Крыма в Батилимане для постройки дач. Билибин был одним из компаньонов, другими пайщиками стали писатели Владимир Короленко, Александр Куприн, Сергей Елпатьевский, Евгений Чириков, художник Владимир Дервиз, профессора Абрам Иоффе, Владимир Вернадский, Михаил Ростовцев. По жребию Билибину достался отрезок земли у самого моря, на котором уже стоял рыбачий домик. К домику была пристроена мастерская. После этого ежегодно по окончании занятий в школе ОПХ Билибин отправлялся в Батилиман и возвращался в Петербург осенью к началу занятий.

В 1915 году он участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси наряду со многими другими художниками своего времени.

После Февральской революции Билибин создал эскиз с изображением двуглавого орла, который использовался в качестве временного символа Российской республики. С 1992 это изображение было положено в основу эмблемы Банка России.

Это интересно:  Иллюстрации художников к русским народным сказкам

В 1917 году Билибин расстается со своей второй женой Рене О’Коннель. После Октябрьской революции Билибин уезжает в Крым в Батилиман, где живёт до сентября 1919 года. До декабря 1919 года он находился в Ростове-на-Дону, затем с отступлением белой армии попадает в Новороссийск.

В эмиграции

21 февраля 1920 г. на пароходе «Саратов» Билибин отплывает из Новороссийска. Из-за наличия больных на борту пароход не высаживал людей в Константинополе или в Фамагусте на Кипре, а прибыл в Египет, где русские беженцы были помещены английскими властями в лагерь в Тель-эль-Кебире. С 1920 г. он живёт в Каире. В Египте Билибин работает над эскизами панно и фресок в византийском стиле для особняков богатых греческих купцов. Изучает египетское искусство, сначала мусульманское и коптское, потом искусство Древнего Египта.

В феврале 1923 г. Билибин женится на художнице Александре Васильевне Щекатихиной-Потоцкой, приехавшей к нему в Каир вместе с сыном Мстиславом. Летом 1924 г. путешествует с семьёй по Сирии и Палестине. В октябре 1924 г. поселяется в Александрии.

В августе 1925 г. Билибин переезжает в Париж. В это время он готовит блистательные декорации к постановкам русских опер, художника приглашают оформить балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе и ряд опер в Брно и Праге.

Выполняет иллюстрации к русским сказкам, сказкам братьев Гримм, сказкам Тысячи и одной ночи.

С годами Билибин примиряется с советской властью. В 1935—1936 гг. он участвует в оформлении советского посольства в Париже, создаёт монументальное панно «Микула Селянинович».

В 1936 году художник на теплоходе «Ладога» возвращается на родину и поселяется в Ленинграде. Билибин преподаёт во Всероссийской Академии художеств, продолжает работать как иллюстратор и художник театра.

С 1937 по 1942 г. жил и работал в доме № 25 (кв. 46) по Гулярной улице г. Ленинграда (нынешняя ул. Лизы Чайкиной), о чём говорит мемориальная доска на этом доме.

Билибин умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 г. в больнице при Всероссийской Академии художеств. Последней работой знаменитого художника стала подготовительная иллюстрация к былине «Дюк Степанович» в 1941 г. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

Билибинский стиль

Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции. Чёрные орнаментальные линии чётко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками чёрно-белого графического рисунка только подчёркивают заданные линии. Для обрамления рисунков Билибин щедро использует орнамент.

Первая жена — Мария Яковлевна Чемберс (Чемберс-Билибина) (1874—1962). Художник, книжный график, театральный художник. Училась в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств. С 1900 г. работала как книжный график. Выставлялась с 1909 г. Сестра театрального художника, графика Владимира Чемберса (1877—1934; с 1917 года жил в Англии). Жена Билибина с 1902 по 1911 г.Мать его сыновей Александра (1903—1972) и Ивана (1908—1993). В 1914 году уехала с детьми в Англию; в Россию с тех пор не возвращалась.

Вторая жена — Рене Рудольфовна О’Коннель-Михайловская (урожд. О’Коннель; 1891—1981). Художник по фарфору, график. Родной дед художницы — ирландский патриот Даниэль О`Коннель. Родилась в Париже, приехала в Россию около 1910 г. Училась у Билибина в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств. После окончания школы преподавала в ней. Работала художником на Императорском фарфоровом заводе (Государственный фарфоровый завод). Жена Билибина с 1912 по 1917 г. В 1922—1932 гг. работала на Ленинградском фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова. От второго брака, с Сергеем Николаевичем Михайловским (1885—1927), имела двоих детей, дочь Еву (1920—1942) и сына, погибшего по пути из Ленинграда к матери в Сибирь. В середине 1930-х гг. была репрессирована, до 1953 года находилась в ссылке. В ссылке вышла замуж в третий раз. После войны жила в Ленинграде. Работала в фарфоре и в 1950-е годы.

Третья жена — Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая (урожд. Щекатихина; 1892—1967). Художник по фарфору, живописец, график. Родилась в Александровске (Запорожье). С 1908 года жила в Петербурге. Училась в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств в 1908—1913 годах С 1915 года участвовала в выставках. С 1918 года и на протяжении всей жизни (с перерывами) работала художником на Императорском фарфоровом заводе (Государственный фарфоровый завод). От первого брака с юристом Николаем Филипповичем Потоцким (1881—1920) имела сына Мстислава (1916—1998). Жена Билибина с февраля 1923 года. С этого времени жила вместе с ним в Египте, потом во Франции; в 1936 году вернулась с ним в Ленинград, продолжила работу на заводе. Овдовела в 1942 г.

Книжная графика

1899 — «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке»
1899—1900, 1902 — «Василиса Прекрасная»
1899 — «Царевна-Лягушка»
1900 — «Перышко Финиста Ясна-Сокола»
1900—1901 — «Марья Моревна»
1901—1902 — «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
1902 — «Белая уточка»
1903 — былина «Вольга»
1904—1905 — «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина
1906 — «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина
1908 — «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина
1908 — «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина
1911 — «Сказка о трех царских дивах и об Ивашке, поповском сыне» А. С. Рославлева
1919 — «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что…»
1931 — Contes de l’Isba
1932—1933 — Tales of Russian Grandmother
1932 — Contes de la couleuvre
1934 — Le Tapis Volant (The Magic Carpet), Arabian Tales, Flammarion, Paris
1936 — Le farouche Abd-el-Kader

Театрально-декоративное искусство

1904 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Снегурочка». Пражский Национальный театр.
1907 — Эскизы декораций и костюмов к мираклю «Действо о Теофиле». Старинный театр. Петербург.
1908 — Эскизы русских костюмов к опере «Борис Годунов» антрепризы Дягилева в Париже.
1908 — Эскизы декораций и костюмов к комедии «Честь и месть». Театр «Лукоморье».
1909 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Золотой петушок». Оперный театр Зимина в Москве.
1911 — Эскизы декораций и костюмов к комедии «Фуэнте Овехуна». Старинный театр.
1911 — Эскизы декораций и костюмов к драме «Чистилище Святого Патрика». Старинный театр.
1913 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Аскольдова могила».
1913 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Руслан и Людмила».
1914 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Садко». Петербургский народный дом.
1928 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Сказка о царе Салтане». Театр Елисейских полей. Париж.
1930 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Князь Игорь».
1930 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Царская невеста».
1931 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Борис Годунов».
1931 — Эскизы декораций и костюмов к балету «Жар-птица». Театр Колон. Буэнос-Айрес.
1934 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Брно.
1936 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Сказка о царе Салтане». Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова.
1939 — Эскизы декораций и костюмов к пьесе «Полководец Суворов». Ленинградский театр драмы имени Пушкина.

Панно и росписи

1913 — Эскизы росписей залов Нижегородского отделения Государственного банка.
1915 — Эскизы плафонов для Казанского вокзала в Москве (росписи осуществлены не были).
1922 — Панно «Борис и Глеб на корабле»
1922 — Панно «Всадник»
1925 — Эскизы фресок и иконостаса для сирийского православного храма в Александрии.
1927 — Эскизы фресок и иконостаса для Храма Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище в Праге.
1935 — Панно «Микула Селянинович» в советском посольстве в Париже.

Статья написана по материалам сайтов: chitatelskij-dnevnik.ru, uchim-klass.ru, nsportal.ru, worldofaphorism.ru, biography.su.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий