Девушка с жемчужной сережкой художник

1660-е годы. Маурицхейс, Гаага.

Поза портретируемой довольно необычна для портрета, вероятно, Вермеер стремился запечатлеть (и это ему вполне удалось) мгновение непринужденного или порывистого движения. Девушка смотрит с портрета на зрителя уже более трехсот лет и все это время хранит загадочное молчание, хотя рот ее полуоткрыт, но слова девушки так и остались тайной художника. Современники живописца высоко оценили в портрете девушки с жемчужной сережкой талант Яна Вермеера Делфтского, картина иногда представлялась как «Мона Лиза Севера» или «Голландская Мона Лиза». Бытует несколько версий о том, кто позировал художнику.

Наиболее распространено предположение, что моделью художника для этой картины была старшая дочь Вермеера Мария, которой в ту пору было около тринадцати лет. Существует также мнение, что на картине изображена её ровесница, дочь известного делфтского мецената Рюйвена, который являлся покровителем и ценителем искусства Вермеера. Этот портрет Вермеера является самой известной картиной живописца. Существует книга «Девушка с жемчужной сережкой» писателя, автора вольных исторических новелл Шевалье Трейси (Chevalier Tracy), в котором высказывается предположение, что моделью Вермеера на портрете была молоденькая служанка и любовница художника Грид, а также снятый по мотивам романа фильм.

Девушка с жемчужной сережкой: раскрыта ли тайна известной картины?

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Портрет этой девушки знаком, наверное, каждому. Запечатленная вполоборота, она прекрасна: нежная кожа, выразительные глаза, эффектный желто-синий тюрбан на голове. И, конечно же, массивная жемчужная серьга. У зрителя складывается ощущение, что с ее губ вот-вот слетят какие-то слова. Весь образ – динамичный, загадочный.

После выхода книги и фильма на теме того, кем же была загадочная героиня картины, стали активно спекулировать. Выдвигались предположения, что это дочь или любовница художника. Однако сказать достоверно – сложно. Ведь даже о жизни самого Яна Вермеера мы знаем совсем немного. Доподлинно установлено, что кисти нидерландского живописца принадлежат, как минимум, 30 картин, а также что он 15 раз становился отцом.

Картины Вермеера отличаются тем, что он рисовал женщин в домашних интерьерах и не перенасыщал композицию деталями. Кроме того, он всегда оставлял интригу: каждый зритель невольно задумывается, что же норовит сказать девушка?

Правда, популярностью этот портрет Вермеера пользовался не всегда. Еще сто лет назад в моде у зрителей были полотна, выполненные в духе натурализма. Например, востребованной была картина «Бык» Паулюса Поттера. Показательно, что в 1881 году на аукционе в Гааге полотно купили за два гульдена. Мир открыл творчество Яна Вермеера только в последние годы ХХ века, слава пришла к художнику через столетия после его смерти. Показательно и то, что вначале знаменитым стал постер к экранизации книги, а уже потом зрители обратились к картине, написанной Вермеером. «Мы живем в век репродукций», — комментирует Эмили Горденкер.

Пока ученые не окончили споры о том, кто изображен на картине, и «Девушка с жемчужной сережкой» остается одним из известнейших произведений искусства, тайны которых так и остаются неразгаданными.

По материалам сайта www.bbc.com

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Девушка с жемчужной сережкой картина Яна Вермеера

Благодаря фильму Питера Уэббера «Девушка с жемчужиной серёжкой» 2003 года, огромное количество людей, далёких от живописи, узнали о замечательном нидерландском художнике Яне Вермеере, а также о его самой известной картине «Девушка с жемчужиной серёжкой». Фильм снят по роману Трейси Шевалье, в котором писательница предлагает довольно вольную трактовку создания картины. И, кончено, многие, кто видел фильм, уверены, что это правдивая версия. Но, обо всём по порядку.

По третьей версии (роман Т.Шевалье) на картине изображена служанка-любовница Грид, имя которой якобы означает жемчужина, отсюда и отождествление девушки и жемчужины. Однако полное название «Девушка с жемчужиной серёжкой» картина получила только в двадцатом веке, а ранее называлась «Девушка в тюрбане», или просто «Девушка». Поэтому такая версия, лёгшая в основу фильма, лишь красивая история, ничуть не претендующая на правду. Кроме этого, по свидетельствам, брак Вермеера был счастливым. Его жена была красива, и выступала моделью для многих картин мужа. У них было 15 детей, что для Голландии XVII века, когда уже знали о контрацепции, было большим числом.

О самой картине

Поза девушки запечатлена в движении, со спины. Мы смотрим на неё сбоку, она поворачивается к нам, и смотрит так, словно хочет отвести взгляд. Но её рот слегка приоткрыт: в голландской живописи такой жест часто служит знаком обращения.

Тюрбан. Использовать экзотические элементы «врагов христиан» (турков) в Европе стали с XV века. В своих работах Вермеер нередко использует такие декоративные элементы. И тюрбан на голове модели не редкость. Однако у Вермеера форма тюрбана весьма интересна. Он состоит из двух частей: первый кусок ткани яркого ультрамаринового цвета плотно облегает голову девушки, подчёркивая форму черепа. Вторая часть, лимонного цвета спадает, как фата, практически вертикально, что служит неким визуальным якорем поворота девушки.

Элементы картины:

Тюрбан.

Использовать экзотические элементы «врагов христиан» (турков) в Европе стали с XV века. В своих работах Вермеер нередко использует такие декоративные элементы. И тюрбан на голове модели не редкость. Однако у Вермеера форма тюрбана весьма интересна. Он состоит из двух частей: первый кусок ткани яркого ультрамаринового цвета плотно облегает голову девушки, подчёркивая форму черепа. Вторая часть, лимонного цвета спадает, как фата, практически вертикально, что служит неким визуальным якорем поворота девушки.

Платье и белый воротничок.

Одета девушка в грубое жёлтое (можно сказать, землистого цвета) платье (желтый цвет символичен для многих картин Вермеера). На этом фоне сильно контрастирует белоснежный воротник девушки. Он выполнен дерзко, чистой краской.

Однако, сейчас цвет воротничка не похож на первоначальный. Свинцовые белила со временем изменили свой цвет.

Жемчуг.
На картине внимание привлекает жемчужная серьга. Она большая, каплевидной формы, отливающая перламутром. Этот блеск повторяется и в глазах, и на губах девушки.
Мог бы быть жемчуг настоящим в серьге? Достоверное неизвестно. Но размер жемчужины представляется слишком большим. Она могла быть увеличена фантазией автора, либо изначально быть искусственной.
Между прочим, такая же серьга изображена ещё на восьми картинах Вермеера («Женщина с жемчужным ожерельем», «Женщина с лютней», «Госпожа и служанка», и др.)

Тёмный фон.

Сейчас на картине фон кажется практически чёрным, но изначально он был выполнен глубоким зеленоватым цветом. Этого Вермеер добился тем, что предварительно прописал весь задний фон чёрной краской, а затем покрыл слоем индиго с резедовой желтой, которая дала глубокий зеленый цвет. Это было обнаружено в 1994 году при реставрации. Обе краски очень прозрачны и прекрасно подходят для лессировки. Но со временем индиго почти полностью потемнел, и сейчас уже мы не может видеть того эффекта, какой придавал картине зеленоватый оттенок.

Это интересно:  Доклад о художнике Васнецове

С двух сторон негативные пространства (треугольник справа и прямоугольник слева) различны, и задают этим интересный, своеобразный ритм.

Автору удалось прекрасно передать некую связь между моделью и художником. Она передаётся в движении девушки при повороте головы, тогда как всё её тело направлено в другую сторону. Так создаётся напряжение, но у Вермеера это напряжение тягуче и спокойно.

С момента написания картины прошло много лет, но вопросы так и остаются: кто эта загадочная модель, почему она одета в тюрбан и платье, не свойственное тогдашней моде, что символизирует жемчужина в форме слезы, и на что так смотрит девушка, с какими чувствами? Эти вопросы, разумеется, так и останутся. Ответы на них может дать лишь сама картина, для каждого свои.

«Девушка с жемчужной сережкой»
— кто же она?

Истории известно не одно произведение искусства, которое имеет куда большую славу, нежели его создатель. Имена забываются, но следы, оставленные великими творцами, будут жить вечно. Одна из самых спорных среди известных картин — «Девушка с жемчужной сережкой» (Het meisje met de parel, 1665) руки голландского мастера Яна Вермеера — по количеству домыслов и споров вокруг неё может сравниться разве что с «Джокондой» Леонардо да Винчи.

Этот женский портрет, не дающий покоя критикам всего мира, известен и под другими названиями — «Девушка в тюрбане» и просто «Девушка». И главный вопрос заключается в том, кто же все-таки изображен на холсте.

Создатель картины, Ян Вермеер или Вермеер Дельфтский, был непревзойдённым мастером бытовой и жанровой живописи. К великому сожалению, о его жизни известно ничтожно мало. Но вклад художника в историю мирового искусства переоценить трудно.

«Девушка с жемчужной сережкой» — одно из 34 сохранившихся полотен мастера — считается не только центральным произведением творчества Вермеера, но и одним из самых загадочных в истории голландской живописи.

В XVII веке особенной популярностью пользовался жанр, который назывался необычный портрет. Художники вносили нечто непривычное в облик героя — в его лицо, позу или одежду. В данном случае присутствуют все три составляющие.

Яркая эмоция, написанная на лице, головной убор, крупная серьга, а также живая, динамичная поза — все это создает впечатление, что девушка лишь на секунду обернулась через плечо, чтобы взглянуть на живописца.

Казалось бы, тюрбан не должен был быть обычным головным убором в те далёкие времена. Но на самом деле он – совсем не редкость. И всё благодаря Султану Сулейману, активно покорявшему Европу в XVII веке. Модники того времени охотно поддержали культ экзотического убранства. Однако тюрбан на картине отличается от классического цветом, что также говорит о его необычности.

Следующее, что бросается в глаза — сережка в ухе девушки. А точнее, непривычная форма и размер жемчуга в ней. Эксперты утверждают, что в природе камень такого размера не встречается. Но, между прочим, подобная серьга изображена ещё на восьми картинах Вермеера, среди которых «Женщина с жемчужным ожерельем» (Vrouw met parelsnoer, 1662—1665), «Женщина с лютней» (Donna con liuto, 1663) и «Госпожа и служанка с письмом» (Fantesca che porge una lettera, 1667).

Получается, что Вермеер написал девушку в несуществующем тюрбане и с выдуманной сережкой? И кем была сама девушка? Вот мы и подошли к главной загадке портрета — личности героини.

Существует ряд предположений, основанных на немногих сохранившихся сведениях о художнике. И первое из них — самое популярное — на картине изображена дочь Вермеера Мария. Однако в достоверности этого утверждения заставляет усомниться возраст девушки. На тот момент ей было всего 12 лет, а героиня портрета выглядит несколько старше. Вряд ли художник умышленно прибавил своему ребенку лет десять, ведь на картине и так присутствует изрядная доля фантазии: тюрбан, сережка…

Кстати, у Марии была подруга, дочь мецената Рюйвена, покровительствовавшего Вермееру. Эта юная особа тоже могла оказаться героиней портрета. Но девочки были ровесницами, так что их шансы оказаться в роли модели примерно равны.

Вторая догадка — на картине Вермеер изобразил свою жену, Катарину Болнес. Но и в этом случае возраст героини снова вызывает сомнение. Действительно, художник часто приглашал красавицу-жену стать моделью. Считается, что Катарина позировала для картин «Женщина, держащая весы» (Vrouw met weegschaal, 1663) и «Девушка, читающая письмо у открытого окна» (Brieflezend meisje bij het venster, 1657). Однако ко времени написания «Девушки в тюрбане» жена художника уже не была столь юна, как героиня портрета.

Следующее предположение — это любовница мастера. Однако и здесь есть ряд противоречий, но они связаны уже не с возрастом героини. Историки сходятся во мнении, что Вермеер, скорее всего, был верен своей супруге. Наличие 15 детей едва ли ставит под сомнение искренность чувств в их браке. Да и о методах контрацепции в Голландии на тот момент уже кое-что да слышали.

И последняя версия говорит нам о том, что «Девушка с жемчужной сережкой» писалась со служанки. Эта предположение стало достаточно популярным, благодаря нашумевшему роману и фильму, снятому по его мотивам. Но биографы считают его несостоятельным и «притянутым за уши». В XVII веке сословное деление достаточно жестко регламентировало положение слуг. Едва ли в столь многочисленной семье простая девушка могла оказаться так близко к хозяину.

Роман американской писательницы Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной серёжкой» — вольная трактовка событий XVII века, в результате которых был написан нашумевший портрет. И хотя автор книги подчёркивает, что любые совпадения с действительностью случайны, широкой аудитории полюбилась эта версия.

Режиссёр Питер Уэббер снял по мотивам романа одноименный фильм, вышедший в 2003 году. Главную роль в нём исполнила актриса Скарлетт Йоханссон. Вероятно, именно благодаря ей картина была достаточно успешной в прокате.

И, разумеется, сыграла свою роль историческая достоверность: создатели фильма не поскупились на реквизит и костюмы, а также постарались точно воспроизвести интерьеры, улицы и весь облик голландского города XVII века.

Так или иначе, но эта романтическая сказка не даёт ответа на вопрос, кто же скрывается за персонажем на картине: дочь Вермеера или ее подруга, его жена, любовница, служанка или, быть может, кто-то другой. Вероятно, эта тайна так никогда и не будет раскрыта, как никогда не станет известно, что скрывает загадочная улыбка Лизы дель Джокондо.

Это интересно:  Зима в картинах русских художников

Как и другие великие картины, «Девушка в тюрбане» имеет многочисленные копии и подражания. Например, американский художник-экспериментатор Адам Листер создал свою версию портрета в стиле 8-битной компьютерной графики. А мексиканец Кристиам Рамос перенёс изображение загадочной девушки на крыло высушенной бабочки.

К сожалению, среди реплик на картину попадаются и пародийные, зачастую нелепые и откровенно глупые. Портрет не единожды подвергался «неуклюжему» высмеиванию пользователей интернета, ведь ни одно, даже самое гениальное произведение искусства не застраховано от невежества.

Наиболее успешной и необычной копией картины Вермеера можно считать граффити известного стрит-арт художника Бэнкси, которое находится в британском городе Бристоль на стене здания в местном доке Albion Dockyard.

Из-за того, что сережкой девушке служит ящик сигнализации, установленный на здании, граффити получило несколько измененное название — «Девушка с проколотым ухом» (The Girl with the Pierced Eardrum). Кстати, выполнено оно, в отличие от оригинала, в монохромном варианте: тёмно-синей краской на белой кирпичной стене.

С момента написания самой значимой в голландской живописи картины прошло уже более 300 лет. За это время Ян Вермеер успел кануть в Лету и возродиться спустя два столетия. Его вклад в историю культуры трудно переоценить. «Девушка с жемчужной сережкой» навсегда останется одним из самых культовых произведений голландской и мировой живописи.

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Рубрики

  • аватарки (2)
  • анимашки (32)
  • астрология (1)
  • аудикниги (32)
  • афоризмы (2)
  • Бродилка (60)
  • видео-запись (4)
  • видеоклипы (40)
  • видеорецепты (5)
  • Видеоуроки (79)
  • видеоуроки Corel PaintShop Pro X3 (2)
  • все для детей (12)
  • все для дневника (221)
  • флеш-эпиграф (46)
  • все для дома (185)
  • дизайн (45)
  • дом уют и комфорт, разные идеи (92)
  • копилка советов (5)
  • все для сада, дачи, огорода (68)
  • все для фотошопа, или клипарты (192)
  • Все к Новому году, рождеству (1014)
  • анимашки новогодние (61)
  • зимние коменты, пожелания, благодарилки (23)
  • новогоднее меню (22)
  • Новогодние открытки (95)
  • Новогодние поздравления, флешки (53)
  • новогодние фоны и заготовки (95)
  • новогодние часики (2)
  • рождество (51)
  • все ко дню рождения (27)
  • все о весне (19)
  • 8 марта (15)
  • все о деньгах, достатке (233)
  • все о животных (12)
  • все о здоровье (286)
  • все о моде (9)
  • все о похудении (78)
  • все о фотошопе (186)
  • все своими руками (443)
  • все о ремонте (11)
  • вязание (51)
  • квилинг (5)
  • плетение из газет (3)
  • шитье (39)
  • гадания (1)
  • генераторы (1)
  • Давайте посмеемся (4)
  • Знаменитости (2)
  • Изучаем компьютер (98)
  • Лечим компьютор (15)
  • изучаем языки (5)
  • уроки английского языка (3)
  • уроки испанского языка (1)
  • уроки немецкого языка (1)
  • информация (83)
  • исполнение желаний (58)
  • картинки из мультяшек (2)
  • кинофильмы (418)
  • кластеры (23)
  • клип арт церковный (11)
  • клип арт бабочки (7)
  • клип арт времена года (8)
  • клип арт девушки (114)
  • клип арт день рождение (8)
  • клип арт деревья, кусты, природа (15)
  • Клип арт детский (122)
  • клип арт куклята (92)
  • клип арт животные,птицы и др. (45)
  • клип арт золотишко, денежки (4)
  • клип арт ко дню святого Валентина (11)
  • клип арт красивые пары (12)
  • клип арт машины, яхты, корабли, мотоциклы (20)
  • клип арт мужчины (8)
  • клип арт напитки, еда, угощение (9)
  • клип арт Новогодний, зимний рождественский (226)
  • клип арт Осень (5)
  • клип арт пейзажи (12)
  • клип арт праздники (46)
  • Клип арт сказочный (56)
  • клип арт уголки (8)
  • клип арт фонарики, свечи (5)
  • клип-арт цветы (35)
  • кнопочки переходы (7)
  • Коды HTML для оформления постов, блогов (12)
  • коллажи (44)
  • Комменты, благодарилки, пожелайки (535)
  • спасибки (20)
  • для тебя (16)
  • Забираю (4)
  • пожалуйста (2)
  • конвертеры (4)
  • красивые открыточки (77)
  • красивые фото (38)
  • Красота и здоровье (10)
  • лунный календарь (2)
  • магия (30)
  • мастер класс (21)
  • медитация (5)
  • мой музыкальный ролик (3)
  • мудры (1)
  • музей в компе (99)
  • музыка (146)
  • музыкальный ролик (44)
  • мультики (27)
  • мысли вслух (17)
  • мюзиклы (11)
  • Надписи (15)
  • Настройки на ЛиРу в картинках (8)
  • натюрморты (13)
  • необыкновенные пейзажи (51)
  • нет слов. (4)
  • обои для стола (10)
  • осень фото,видеоролики (44)
  • плагины и фильтры (4)
  • плееры (5)
  • плейкаст (11)
  • подарки (8)
  • Поздравления (42)
  • политика, Украина (17)
  • помощь новичкам (3)
  • поэзия (18)
  • Приметы (6)
  • притча, легенда (46)
  • программы (41)
  • Программы для фотоШоу (20)
  • психология (155)
  • школа стерв (6)
  • путешествия (17)
  • Работы художника (109)
  • разделители (21)
  • рамочки (1315)
  • Рамочка от LARISSANICE (2)
  • рамочки зимние (319)
  • рамка от zomka (34)
  • рамки от KOMJATI (92)
  • Рамки от Nella solneshko (9)
  • рамки от Vi-Natalka (92)
  • рамочка он и она (56)
  • рамочка от Akmaya (1)
  • рамочка от Franzuzhenki (9)
  • рамочка от дневника Галочки (31)
  • рамочка с днем рождения (103)
  • рамочки от mimozochki (12)
  • рамочки klavdia-France (1)
  • Рамочки На-Туси (16)
  • рамочки geniavegas (6)
  • рамочки весенние (30)
  • рамочки Галерия Дефне (3)
  • рамочки золотые (1)
  • рамочки летние (64)
  • рамочки осенние (31)
  • рамочки от Любаши К (2)
  • рамочки от Arnusha (1)
  • рамочки от be-ll (10)
  • РАМОЧКИ ОТ GABBI (7)
  • рамочки от Iskuschenie (5)
  • рамочки от Nataliya_Bezushko (3)
  • рамочки от Novichok56 (2)
  • рамочки от R-Oksana (16)
  • рамочки от VKINDER (2)
  • рамочки от Захаринки (11)
  • рамочки от Ларисы Герман (11)
  • рамочки от Мimozochka (6)
  • рамочки от Олвии (2)
  • рамочки от Тани Львовой и Selesta L (30)
  • рамочки панна Ганна (12)
  • рамочки серебрянные (1)
  • РАМОЧКИ ДЛЯ ВИДЕО (148)
  • рамочки музыкальные (13)
  • рамочки от Фанины (7)
  • рамочки по кулинарии (128)
  • рамочки черные (10)
  • Релаксации (5)
  • религия (141)
  • пасха (24)
  • рецепты (950)
  • идеи украшения блюд (16)
  • консервация, заготовки (29)
  • Салаты (46)
  • торты,сладости (217)
  • шашлык (12)
  • Рецепты в мультиварке (17)
  • сказки (6)
  • Слайд-шоу (10)
  • Смайлики (1)
  • создание 3d панорам (1)
  • схема для дневника (50)
  • Счастье, радость, успех, удача (53)
  • танцы (4)
  • Тесты (4)
  • тренинги (1)
  • Уроки фотошопа для начинающих (105)
  • фотошоп, экшены (17)
  • Уроки анимации (34)
  • уроки домашнего парикмехера (27)
  • уроки коллажа (6)
  • уроки новичкам ЛИРУ (86)
  • учимся делать рамочку (28)
  • учимся создавать посты (28)
  • УРОКИ ПО Adobe Photoshop CS5! (21)
  • видео-уроки CS5 от Зоси (1)
  • уроки от Любаши К (8)
  • уроки по музыке (16)
  • уроки схемы для дневника (4)
  • уроки танца (6)
  • учимся рисовать (4)
  • Учимся фотографировать (36)
  • флеш и анимация (19)
  • фоны для дневника (28)
  • фоны для коллажей (21)
  • Хорошее настроение (33)
  • хорошее шоу (23)
  • чтобы помнили (12)
  • экскурс в историю (11)
  • это интересно (119)
  • это пригодится (188)
Это интересно:  Картины о природе русских художников

Видео

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

История одной картины. «Девушка с жемчужной серёжкой» Ян Вермеер, 1665

История одной картины. «Девушка с жемчужной серёжкой» Ян Вермеер, 1665

История одной картины.
«Девушка с жемчужной серёжкой» Ян Вермеер, 1665


Ян Вермеeр. Девушка с жемчужной серёжкой, ок. 1665, Маурицхёйс, Гаага

На темном фоне в пол-оборота со спины изображена девушка, она смотрит на нас. Фон своим контрастом к освещенному лицу выявляет и усиливает рельефную пластичность изображения, которое, кажется, преступает иллюзорную границу живописи. Рот юной особы полуоткрыт, что часто в голландской живописи служит знаком обращения к зрителю. Голова ее слегка наклонена — так рождается впечатление мечтательности и рассеянности мыслей, но в то же время ее взгляд сосредоточенно устремлен на нас.

Девушка одета в простую, лишенную украшений коричневато-желтую кофту, на ее фоне выделяется, словно излучающий свет, белый воротничок. Другим контрастом к лицу служит голубой головной убор, который кажется экзотическим тюрбаном. Складки вертикально спадающей желтой ткани подчеркивают нежный овал лица. Наш глаз притягивает большая, подобно капле, отливающая золотом жемчужина, украсившаяся ушко девушки и выделяющаяся на темном фоне. Светлый блик на жемчужине повторяется в блеске глаз и губ. Картина очень лаконична — нет ни одной лишней детали. Изначально фон картины был темно-зеленым. Резедовый лак и индиго сейчас почти потеряли свой цвет: темный фон картины и изменившиеся цвета одежды — результат ее старения. Поза ее довольно необычна для портрета — это скорее движение, застывший момент. Девушка смотрит с портрета на зрителя уже более трехсот лет и все это время хранит загадочное молчание. Некоторые критики называют ее «нидерландской Моной Лизой». Но Леонардо изобразил взрослую женщину, а Вермеер — совсем молодую девушку. Это — самая известная картина Вермеера. Существует несколько предположений о том, кто позировал Вермееру. Наиболее распространенное мнение, что это была его старшая дочь Мария, которой в то время было около тринадцати лет. Возможно также, что это дочь мецената и покровителя Вермеера — Рюйвена, в собственности которой картина оказалась годы спустя. Наименее вероятная, пусть и более романтичная версия описана в романе Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной сережкой». Роман, и снятый по нему фильм замечательны уже тем, что о Вермеере узнали люди, далекие от живописи. Но мне кажется, что авторы несправедливо отнеслись к художнику и, особенно, к его жене, Катарине. Брак Вермеера был намного счастливее, чем описано в книге. Художник женился на красивой девушке, немного старше себя, католичке. Это уже было вызовом обществу. Катарина была моделью для многих его картин, у них родилось пятнадцать детей, что для Нидерландов было очень необычно — чаще в семьях подрастало два-три наследника. Все это не вяжется с изображенными в книге взаимоотношениями Вермеера и Катарины – они несомненно любили друг друга. К тому же у Вермееров никогда не было служанки по имени Гриет.

Роман «Девушка с жемчужной сережкой» принес Трейси Шевалье всемирную славу. Этот роман — история одного портрета, история одного художника, история одной любви, история, которая могла произойти. А может быть, и произошла в старом доме на одной из живописных улочек голландского города Делфта в далеком семнадцатом столетии.

Однажды английская писательница Трейси Шевалье смотрела на репродукцию «Девочки с жемчужной серьгой», висящую у нее над кроватью. Вермеер всегда был ее самой большой любовью в живописи, она мечтала увидеть все его полотна в музеях, и эта мечта сбылась. Но «Девочка» оставалась самой любимой. Она даже писала о ней стихи. А в то утро решила посвятить ей роман…

В последнее время великие полотна вдохновляют писателей все больше на детективы. На этом фоне роман Шевалье сияет жемчужиной. Роман воссоздает живопись Вермеера всеми доступными средствами. Утаенностью открытости, загадочностью простоты… В романе Вермеер использует для создания своих картин «Камеру Обскура», и этот принцип достижения точности видения — отгородиться от времени, измерить пространство, — очень подходит тексту Шевалье. Поймать вечность, говорить цветом, вещами. Мысль, как натюрморт… Это присуще не только Шевалье, но и ее необыкновенно, художественно одаренной героине. Нет, она не создала ни одного полотна. Могла ли она вообще рисовать? Она всего лишь была служанкой в доме Вермееров, растирала краски, раскладывала овощи для супа согласно оттенкам белого цвета, видела то, что не видели другие. Те детали, которые могли бы улучшить картины ее кумира. Необыкновенное родство душ так и не проявилось на внешнем уровне, уровне событий, которых в романе совсем немного, главное — живопись и слово. Он умер, оставив ей на память те сережки, ее унесло бытом…

Режиссер Питер Уэббер снял по роману Трейси Шевалье совершенно замечательный фильм.

Если удастся отвлечься от юных форм Скарлетт Йоханссон, именно в этой изящной драме можно увидеть идеальную работу по переносу художественного полотна на киноэкран. История создания знаменитого полотна Вермеера становится одновременно рассказом о зарождающейся любви, психологической драмой и учебником живописи. Каждый кадр — как утраченное, или существующее полотно. Уэббер по образованию — историк искусств, к тому же он обожает живопись. Специалистом по свету в фильме был Эдуардо Серра, изучавший историю искусств в Сорбонне. Кто-то из критиков сделал Уэбберу комплимент: «Такое ощущение, что свет у вас в фильме выставлял Рембрандт». «Нет, — ответил Уэббер, — Эдуардо Серра. Он гораздо лучше. «.

«Девушка с жемчужной сережкой».

Она служанка. Он великий нидерландский живописец Ян Вермеер ван Дельфт. Его картины впоследствии станут знаменитыми, имя его войдет в историю. О шестнадцатилетней девушке Гриет, возможно, и не узнает никто. Ведь она всего лишь прислуживает его шести детям. Но их судьбы на мгновение сплетутся. Так мгновение станет вечностью, которой движет сильная и нерушимая сила красоты. Он нарисует ее портрет, который будет приковывать взгляд тысячи людей.

Но как рождался шедевр, спросят они. А там длинная страница предыстории, там история жизни двух людей, там любовь, переживания, тревоги, обиды. И красота, которая вдохновила режиссера Питера Уэббера на фильм «Девушка с жемчужной серьгой». Уэббер покажет Голландию семнадцатого века. Спокойную, самобытную, с красивыми пейзажи. Но и там бушуют страсти, там творят знаменитые на весь мир голландские художники. История Яна Вермеера будет тому подтверждением. У него ревнивая жена Катарина, необщительная теща, много детей и служанка Гриет, которая станет ему позировать, надев любимые жемчужные серьги его жены.

Статья написана по материалам сайтов: smallbay.ru, kulturologia.ru, www.livemaster.ru, artifex.ru, www.liveinternet.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий