Доклад о художнике Васнецове

Родился в селе Лопьял Вятской губернии. Сын сельского священника Михаила Васильевича Васнецова и Аполлинарии Ивановны. Всего в семье было шестеро детей, в том числе Аполлинарий Васнецов – художник, известный живописными реконструкциями старой, допетровской Москвы.

Первоначальное образование получил в Вятской духовной семинарии. В 1868–1875 годах учился в Петербургской Академии художеств. В 1876 году был в Париже, затем в Италии. С 1874 года постоянно участвовал в выставках передвижников. В 1892 году получил звание академика. Как и многие русские художники того времени, стремился выйти за границы канонов академического искусства.

С 1878 года Васнецов поселился в Москве, где им были написаны самые известные картины и выработана иллюстративно-фольклорная направленность творчества. Современников поражали огромные полотна на исторические темы и темы русских сказок и былин – «После побоища», «Богатыри» и т.д.

Искусство Васнецова порождало острые дискуссии. Многие видели в нем начало нового, истинно национального направления в русской живописи. Но большинство считало его живопись безынтересной, а попытки возродить византийский и древнерусский стили бесплодными. Особые споры возникли после выхода первого номера журнала «Мир искусство» в 1898 году, где также было представлено творчество Васнецова. «Никак я не мог одобрить и то, что в первом же номере, имевшем как-никак значение известного credo наших идеалов и стремлений, половина иллюстраций была посвящена тому художнику, к которому у меня выработалось определенное отрицательное отношение, а именно к Виктору Васнецову» – негодовал А.Н. Бенуа. Чуть позже Михаил Нестеров писал: «Десятки русских выдающихся художников берут свое начало из национального источника – таланта Виктора Васнецова».

Тем не менее, творчество В.М. Васнецова оказало влияние на художников периода модерн и, особенно, на художников Абрамцевского кружка С.И. Мамонтова, одним из организаторов которого и активным участником он был в 1880-х годах. Васнецов исполнил костюмы и декорации для постановок в театре Мамонтова, в 1881 году вместе с В. Поленовым построил церковь в «русском стиле» в Абрамцеве. В дальнейшем он спроектировал и осуществил немало построек: собственный дом и мастерскую в 3-м Троицком переулке (ныне Васнецова), галерею Цветкова на Пречистенской набережной, фасад главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и т.д.

Был женат на Александре Владимировне Рязанцевой. Имел сыновей: Бориса, Алексея, Михаила, Владимира и дочь Татьяну.

Умер в Москве в своей мастерской во время работы над портретом. Похоронен на Лазаревском кладбище. Позднее его прах был перенесен на Введенское кладбище Москвы.

Виктор Васнецов

В иктор Васнецов был известным мастером бытовой и исторической живописи — его картины приобретали коллекционеры Павел Третьяков и Савва Мамонтов. Полотно Васнецова «Богатыри» стало одним из первых обращений к былинному сюжету в истории русской живописи. Кроме написания картин Васнецов делал иллюстрации к книгам, создавал эскизы архитектурных сооружений и расписывал храмы в разных городах России.

Семинарист в Академии художеств

Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в Вятской губернии (сегодня — Кировская область) в семье священника. Родители старались дать детям разностороннее образование: читали им научные журналы, учили рисованию. Первыми работами Виктора Васнецова были пейзажи, сюжеты сельской жизни. Природа на его картинах во многом списана с вятских видов: извилистые реки, холмы, густые хвойные леса.

В 1858 году Васнецов поступил в духовное училище, затем — в семинарию. Он изучал жития святых, хронографы, летописные своды, притчи. Древнерусская литература зародила в художнике интерес к старине.

В свободное от учёбы время Васнецов рисовал портреты горожан, делал по памяти зарисовки, помогал расписывать Вятский кафедральный собор. В 1867 году он проиллюстрировал книгу этнографа Николая Трапицина о пословицах. Позже художник опубликовал свои рисунки отдельно — в альбоме «Русские пословицы и поговорки в рисунках В.М. Васнецова». В годы учебы живописец создал первые полотна «Жница» и «Молочница».

В 1867 году Виктор Васнецов бросил семинарию и уехал в Петербург. Зимой этого года он занимался живописью в школе своего друга — художника Ивана Крамского, а спустя год поступил в Петербургскую академию художеств.

В академии Васнецов получил две малые серебряные медали за учебные работы, а через два года ему вручили Большую серебряную медаль за картину «Христос и Пилат перед народом». В это время художник рисовал иллюстрации к сказкам и литературно-педагогическим трудам Николая Столпянского — «Народная азбука», «Солдатская азбука». Во время жизни в Петербурге Виктор Васнецов создавал полотна бытового жанра — «Нищие певцы», «С квартиры на квартиру», «Рабочие с тачками». В 1874 году живописец получил бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне за картины «Книжная лавка» и «Мальчик с бутылкой вина».

Это интересно:  Леонардо Да Винчи как художник

Виктор Васнецов — мастер исторической живописи

После окончания академии художник уехал с друзьями за границу. Там продолжил писать, участвовал в выставках и салонах. В парижской мастерской своего друга Василия Поленова Васнецов набросал эскиз картины «Богатыри» — первого полотна по мотивам русских былин.

Васнецов прожил за границей около года, в 1877 году вернулся в Москву. Здесь познакомился с коллекционером Павлом Третьяковым, часто бывал на музыкальных вечерах в его семье.

В московский период художник писал картины с сюжетами из истории и сказок Древней Руси. Одно из первых полотен — «После побоища Игоря Святославича с половцами» — экспонировалось на VIII выставке передвижников. Картину купил Павел Третьяков.

Познакомился Васнецов и с меценатом Саввой Мамонтовым, стал участником его Абрамцевского кружка. Мамонтов предложил художнику написать три картины для интерьера управления Донецкой железной дороги. Так появились полотна «Битва скифов со славянами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства». Однако члены правления отказались от полотен со сказочными сюжетами. Картины выкупили Савва Мамонтов и его брат.

Виктор Васнецов много бывал в Абрамцеве в усадьбе мецената, писал портреты членов его семьи. Окрестности Абрамцева появились и на других картинах Васнецова: березовые рощи и извилистые речки, овраги и пруды, поросшие осокой. Здесь в 1880 году художник написал «Аленушку».

Храмовая роспись и архитектура

Виктор Васнецов пробовал себя и в архитектуре. Он создал эскизы для построек в усадьбе Мамонтовых, по рисункам Васнецова и Поленова в Абрамцеве построили церковь Спаса Нерукотворного. Также художник нарисовал эскизы собственного дома-мастерской, особняка Ивана Цветкова, главного фасада Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке в Москве.

В начале 1885 года профессор Петербургского университета Адриан Прахов, один из учителей Васнецова, предложил ему расписать только что построенный Владимирский собор в Киеве. Васнецов называл роспись храма главной работой своей жизни — он посвятил ей около 11 лет. Художник говорил: «Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма». Во время работы Виктор Васнецов изучал памятники раннего христианства в Италии, фрески Софийского собора в Киеве, использовал знания иконописи и храмового зодчества, полученные в семинарии.

Всего было создано около 400 эскизов, расписано свыше 2000 квадратных метров. Собор освятили в 1896 году в присутствии императора Николая I и его семьи. После Владимирского собора художник расписывал храмы в Петербурге, Гусь-Хрустальном, Дармштадте, Варшаве.

До конца жизни Виктор Васнецов продолжал писать картины по мотивам сказок. В 1898 году он закончил полотно «Богатыри», над которым работал 25 лет.

Виктор Васнецов умер в своей мастерской в 1926 году. Художника похоронили на Введенском кладбище в Лефортово.

Доклад: Васнецов Виктор Михайлович

Васнецов Виктор Михайлович

Картины Виктора Михайловича Васнецова неразрывно связаны с миром волшебной сказки, народной фантазии и потому особенно любимы с раннего детства. Можно не знать имя художника, но вряд ли найдется школьник, который не видел бы «Аленушку», «Богатырей», «Коврасамолета». Эти знаменитые произведения созданы замечательным художником В. М. Васнецовым. Кто же был этот художник, сумевший так необыкновенно ярко, проникновенно раскрыть нам сказочную быль, показать Древнюю Русь и ее легендарных героев?

Васнецов родился в семье сельского священника, детские годы его прошли в небольшом селе Рябове Вятской губернии (ныне Кировская область), которая издавна славилась величественной красотой природы, искусством народных умельцев — плотников, резчиков, игрушечников. Здесь впервые юный Васнецов услышал и на всю жизнь полюбил русские народные сказки, былины, песни. Художественное образование он получил в лучшем учебном заведении России — Петербургской Академии художеств, где подружился с И. Е. Репиным, И. Н. Крамским. В 1878 г. он переезжает в Москву, ныне жизнь и творчество его и брата Аполлинария будут тесно связаны с древней столицей России.

В Москве Виктор Михайлович сближается со многими замечательными художниками, с основателем знаменитой галереи П. М. Третьяковым. По эскизу Виктора Михайловича сделан фасад здания всеми любимой Третьяковской галереи — Третьяковки. Васнецов становится активным членом мамонтовского кружка художников, музыкантов, часто гостит в загородной усадьбе С. И. Мамонтова (богатого купца и покровителя художников) селе Абрамцеве. Здесь и зародились замыслы сказочных работ Васнецова: картин «Ковер-самолет», «Бой скифов со славянами», «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке». На картине «После побоища Игоря Святославовича с половцами» художник воспевает героизм подвига во имя Родины. Эти произведения вошли в сокровищницу русского искусства.

Это интересно:  Картины художника Ильи Кабакова

В. М. Васнецов обладал разносторонними дарованиями. Он писал сказочные картины и был блестящим мастером монументального искусства: расписывал Владимирский собор в Киеве, создал фриз «Каменный век» для Исторического музея в Москве; оформлял спектакли, создал ряд проникновенных и глубоких портретов: . Недалеко от шумного Садового кольца, в одном из тихих переулков Москвы, стоит сказочный терем. Это Дом-музей В. М. Васнецова, построенный по его проекту в 1894 г. Здесь он жил и работал, здесь и умер, поднимаясь к себе в мастерскую, чтобы закончить портрет друга — художника М. В. Нестерова. В этом доме сегодня всегда много детей — они приходят сюда, движимые интересом к творчеству одного из самых поэтичных художников России.

Музейный комплекс «МБОУ СОШ с УИОП №48» города Кирова

Виктор Михайлович Васнецов родился в мае 1848 года в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии. Троицкая церковь села Лопьял, где был крещен В.М.Васнецов.

В январе 1850 года семья переезжает в село Рябово, поэтому детские и юношеские годы Виктора Михайловича прошли в Рябово.

«Я жил в селе среди мужиков и баб и любил их не народнически, а попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на посиделках при свете и треске лучины»(В.Васнецов).
Детские впечатления оказали большое влияние на творчество художника. В глуши вятских лесов зародилась его страстная привязанность к народной сказке и эпосу, а своеобразное искусство вятских умельцев – резчиков по дереву, мастеров глиняной расписной игрушки, лубочных картинок — пробудило интерес к сказочному творчеству.
В доме отца он выучился читать и писать, петь и считать. Отец уделял воспитанию сыновей большое внимание.
Походы по окружающим лесам, на Батариху, рассказы о природе и о ночном небе будоражили сознание мальчиков.
Первые навыки по рисованию сыновья также получили от отца.

В городе Вятке прошла ранняя юность Виктора Васнецова. «Таких лесов я больше нигде не видел», писал ссыльный Герцен об этом отдаленном уголке старой России. Здесь «Русь исстари уселась по лесам и болотам».
Решение стать художником возникло у Васнецова еще в Вятской духовной семинарии, где он учился, и особенно укрепилось после разговоров с одним из образованнейших людей, проживающих в Вятке в те годы, — ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли. «Послушайте, зачем вам быть священником? – сказал Андриолли, просматривая рисунки юного семинариста, который помогал ему расписывать местный храм. – Ведь священников православных и католических, хороших и плохих и без вас много, а вот людей с такими большими художественными способностями, как у вас, немного. .Бросьте семинарию, поезжайте в Питер и поступайте в Академию художеств. Это ваше настоящее дело».

После окончания Вятского духовного училища, неполного курса Вятской духовной семинарии, Виктор в 1867 году уезжает в Петербург для поступления в Академию Художеств.
Осенью 1868 года начинает учиться в Академии художеств, завязывается большая дружба с И.Е.Репиным и М.М.Антокольским, Виктор Михайлович знакомится с В.В. Стасовым.
Бедность, большая нужда, неожиданная смерть отца, забота об оставшихся братьях заставляют его много работать.
В 1869 году за рисунки с натуры Виктор получает от Академии художеств 2 малые серебряные медали.
В 1870 году за эскиз «Христос и Пилат перед народом» получает большую серебряную медаль.
С 1873 по 1879 годы создает ряд жанровых картин, особенный успех выпал на долю картины « С квартиры на квартиру»
По совету друга И. Репина, Васнецов в 1876 году едет во Францию и живет там около года, знакомясь с французским искусством. В Париже участвует на выставке Салона с двумя картинами: «Акробаты» и «В харчевне».
После возвращения из Франции Виктор Михайлович Васнецов переезжает в Москву. Она давно его манила. «Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой и больше ехать уже некуда – Кремль, Василий Блаженный заставили чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным», -писал он впоследствии.
В то же время в Москву приезжают И.Е.Репин, В.Д.Поленов и В.И.Суриков.
В Москве у Васнецова происходит решительный и сознательный переход из жанровой живописи в жанр исторический на несколько фантастический лад, в жанр русской былины, в жанр русской сказки.
«Я всегда только Русью и жил», — вспоминал художник.
Он близко сходится с П.М.Третьяковым – составителем знаменитой Третьяковской галереи.
Особенно важную роль в его жизни сыграло семейство Саввы Ивановича Мамонтова.
Вокруг Мамонтова, при поддержке Васнецова, очень скоро складывается знаменитый Абрамцевский кружок художников, музыкантов, артистов, занятых поисками национальных истоков, национального стиля русского искусства.
1881 – 1884 годы – годы плодотворной работы. Виктор Михайлович создает картины «Аленушка», «Три царевны подземного царства», «Битва скифов со славянами», начинает работать над громадным полотном «Богатыри», написал эскизы костюмов и декораций к пьесе А.Островского «Снегурочка», исполнил картину «Витязь на распутье».
А в Абрамцеве – усадьбе С.Мамонтова по рисункам Васнецова построены домашняя церковь и «избушка на курьих ножках».
Васнецов участвует в оформлении опер Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» и А.С.Даргомыжского «Русалка», а в конце года получил предложение – участвовать в росписи Владимирского Кафедрального собора в Киеве. Приняв приглашение, Виктор Михайлович переезжает в Киев и живет там до 1891 года.
Работа в соборе увлекла Васнецова. Она напоминала ему о подвигах художников Древней Руси и казалась ареной для выполнения большой миссии художника.
Росписи, по замыслу Васнецова, должны были стать памятником Киевской Руси – колыбели русского государства и русской нации. Сила фантазии, замечательный дар декоратора, глубокое знание русского орнамента сказались в орнаментальных росписях, сплошь покрывавших стены Собора, изображением фантастических цветов, диковинных зверей, причудливыми красочными узорами.
В 1893 году художник избирается действительным членом Петербургской Академии художеств.
В 1894 году по проекту самого художника построен собственный дом и мастерская – ныне здесь мемориальный музей, а переулок носит имя Васнецова.
В 1898 году окончил работу над картиной «Богатыри», исполнил проект русского павильона для Парижской выставки.
Первую персональную выставку Васнецов открывает в Петербурге, в залах Академии художеств, центральным произведением на ней стала картина «Богатыри», отражающая идею силы и могущества русского народа.
В 1898 – 1911 годах работал над эскизами мозаик и росписей церквей в городах Гусь — Хрустальном, Петербурге, Варшаве, Дармштадте и др.
В 1900 – 1901 годах Васнецов выполнил проекты фасада здания Третьяковской галереи и ряда других сооружений в Москве.
С 1900 по 1926 годы работал над циклом картин «Поэма семи сказок», «Царевна – лягушка», «Кащей Бессмертный» и других.
Виктор Михайлович много раз бывал в Вятке и жил у брата Аркадия. Он принял самое активное участие вместе с братом Аполлинарием в создании художественного музея в Вятке.
Умер Виктор Михайлович 23 июля 1926 года в Москве и похоронен на Введенском кладбище, недалеко от своего брата Аполлинария.
Искусство Виктора Васнецова живо и сейчас, он оставил богатейшее художественное наследие. Его имя занимает почетное место в истории русского искусства. Он был первым среди русских художников, раскрывшим в своем творчестве всю глубину и красоту народной мудрости, утверждавшим гуманизм, глубокую веру в силу и величие своей Родины.

Это интересно:  Анатолий Зверев художник биография

Виктор Васнецов краткая биография

Васнецов Виктор Михайлович краткая биография знаменитого русского художника изложена в этой статье.

Виктор Васнецов краткая биография

Васнецов Виктор Михайлович родился 15 мая 1848 года в глухом вятском селе Лопьял в многодетной семье сельского священника. Виктор с детства любил слушать народные сказки и песни, предания. Они и зародили в мальчике любовь к русскому народному творчеству.

Талант у мальчика проявился в раннем возрасте, но из-за отсутствия денег, его отдали в духовное училище, а затем семинарию. Детей священников туда принимали бесплатно. Однако тяга к искусству привела 19-летнего семинариста из Вятки в Петербург, в Академию Художеств.

Учась в Академии, молодой художник много работал (как гравер и рисовальщик, сотрудничал с рядом петербургских журналов.). С большим интересом создавал иллюстрации для азбуки. Но больше всего художника захватывали мысли о богатырской силе русских воинов, о красоте, о свободе.

В 1876 году Васнецов приехал по приглашению Репина в Париж. На выставке внимание художника привлекла большая картина о сказочных рыцарях. И вновь он вспомнил свой замысел о создании картины, посвящённой русским богатырям.

Летом 1881 гола Васнецов писал этюды в Абрамцеве и начинает работать над картиной «Богатыри». Но лишь в 1898 году, Васнецов закончил эту картину.

С 1893 года Васнецов становится действительным членом Академии Художеств России.

В 1899 году Васнецов открывает в Москве свою первую выставку, центральным произведением на ней становится картина «Богатыри».

Знаменитые картины Васнецова по мотивам былин и произведений для детей: «Богатыри», «Аленушка», «Иван-Царевич на Сером волке», «Кощей Бессмертный», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем».

Умер В. М. Васнецов в 1926 году в своей московской мастерской. До конца жизни он не выпускал из своих рук кисть.

Статья написана по материалам сайтов: um.mos.ru, www.culture.ru, www.erudition.ru, school48kirov.ucoz.ru, kratkoe.com.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий