Герасимов Александр Михайлович художник

Александр Михайлович Герасимов родился 31 июля (12 августа) 1881 года в купеческой семье в Козлове (ныне Мичуринск). Здесь, в маленьком уездном городе Тамбовской губернии, прошли его детские и юношеские годы. Сюда он часто приезжал на лето, уже став именитым художником.

Под влиянием К. А. Коровина начинающий живописец обратился к изучению художников-импрессионистов, что отразилось на его собственных картинах: «В саду. Портрет Нины Гиляровской» (1912. Дом-музей А.М. Герасимова. Мичуринск), «Букет цветов. Окно» (1914. Астраханская картинная галерея).

Окончив в 1910 году живописное отделение Училища, Герасимов поступил на архитектурное отделение и продолжал работать в мастерской Коровина. В 1915 году он окончил Училище со званием художника 1-й степени и архитектора. Герасимов был членом художественного объединения «Свободное творчество», внепартийного выставочного сообщества.

В период обучения художник обращался главным образом к пейзажной живописи, создавая произведения, лиричные по настроению: «Пчелы гудят» (1911), «Рожь покосили» (1911), «Белеет ночь» (1911), «Большак» (1912), «Зной» (1912), «Март в Козлове» (1914).

В 1915 году Герасимова призвали в армию. С 1918 года он жил в Козлове, участвовал в оформлении города для крупных советских праздников.

В 1925 году художник вернулся в Москву: в провинциальном городке не получишь всеобщего признания и славы. В столице он присоединился к АХРРу (Ассоциации художников революционной России). В творческом отношении это была наиболее рутинная организация художников. Ахровцы реализовывали советскую политизированную тематику в традиционных, к этому времени уже устаревших формах передвижничества. Себя они считали подлинными «реалистами», а всех же прочих – «формалистами» и «эстетами», непонятными и ненужными народу. Из недр АХРР вышел соцреализм.

К этому времени относится близкое знакомство Герасимова с Климом Ворошиловым. Сохранилась их переписка, в которой художник обращался к наркому с различными просьбами. Из советских партайгеноссе именно Ворошилов постоянно поддерживал живописца и продвигал его наверх (Герасимов А. Мои встречи с Климентом Ефремовичем Ворошиловым // Творчество. 1941. № 2.).

Герасимов имел дар легко схватывать портретное сходство и ощущал себя в первую очередь портретистом. Среди его работ постепенно начинают преобладать изображения людей высокопоставленных. Особую известность Герасимов получил как автор многочисленных изображений В. И. Ленина, И. В. Сталина и крупных партийных бонз. Свою кисть он сознательно отдал на службу торжествующей коммунистической власти в обмен на личное преуспевание.

Незаурядный талант, жизнерадостная, «сочная» манера письма – все это по мере продвижения художника по карьерной лестнице обретало парадный лоск (Портрет К. Е. Ворошилова. 1927. Музей современной истории России). Его наиболее признанными полотнами стали «В. И. Ленин на трибуне» (1930. ГИМ; повторение 1947 в ГТГ) и «Выступление В. И. Ленина на Пленуме Моссовета 20 ноября 1922 года» (1930. ГИМ).

Успех и признание не заставили себя ждать. В начале 1936 года в Москве открылась персональная выставка Герасимова, на которой были показаны 133 произведения, начиная с самых ранних. Центральное место, конечно, занимали портреты партийных вождей, главное место на экспозиции было отдано «Выступлению И. В. Сталина на XVI съезде партии» (1933. Архив художественных произведений).

В отличие от многих других, Герасимову разрешалось выезжать за рубеж. В 30-е годы он побывал в Берлине, Риме, Неаполе, Флоренции, Венеции, Стамбуле и Париже. За границей художник писал много этюдов («Айя-София». 1934. ГРМ) и постоянно посещал художественные выставки. Но «правильному» борцу за соцреализм не понравилось безыдейное, как он считал, искусство Европы. Французские художники, по уверению Герасимова, с интересом слушали его рассказы о «художественной деятельности в СССР». «Им казалась сказкой прекрасная жизнь и условия работы художников в Советском Союзе, где все виды искусства окружены заботой со стороны партии и правительства» (Сокольников М. А. М. Герасимов. Жизнь и творчество. – М., 1954. С.134.).

Во второй половине тридцатых и в сороковых годах появляются такие официально помпезные произведения Герасимова, как «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле» (1938. ГТГ), «И. В. Сталин делает отчетный доклад на ХVIII съезде ВКП(б) о работе ЦК ВКП(б)» (1939. ГТГ), «Гимн Октябрю» (1942. ГРМ), «И. В. Сталин у гроба А. А. Жданова» (1948. ГТГ, Сталинская премия 1949 г.). Подобные «эпохальные» картины обычно создавались бригадным методом, то есть подмастерьями, – сам маэстро прописывал лишь ответственные детали. Его огромные по размерам холсты, полные плакатного пафоса, становились эталонами официального стиля советского искусства.

Его картины создавали образ «мудрого вождя» и играли важную роль в пропагандистских кампаниях. Художник безудержно льстил Сталину и в своих помпезных изображениях генсека, и в высказываниях о нем. Быть может, лишь чтобы поднять свой авторитет, он уверял, что Сталин в разговорах с ним «высказывал ценнейшие, для нас – художников, замечания, касающиеся самой темы нашего ремесла». Однако сам Сталин не считал себя знатоком живописи, скорее он был к ней равнодушен, если дело не касалось его собственных портретов (Громов Е. Сталин: власть и искусство. – М., 1998. С. 288, 305.).

Художник не покладая рук также писал портреты высокопоставленных лиц коммунистической партии и правительства (Портрет В.М.Молотова. [В.М. Молотов выступает на заседании в Большом театре 6 ноября 1947 года.]. 1948. ГТГ), военачальников и героев социалистического труда. Иногда Герасимов писал и представителей творческой интеллигенции: «Балерина О. В. Лепешинская» (1939), «Групповой портрет старейших художников И. Н. Павлова, В. Н. Бакшеева, В. К. Бялыницкого-Бирули, В. Н. Мешкова» (1944, Сталинская премия 1946 года). Портретировал он также свою семью – «Семейный портрет» (1934. Музей Республики Беларусь).

На всех постах Герасимов выказывал себя энергичным помощником партии в подавлении творческой интеллигенции. Он неукоснительно боролся с любыми отклонениями от соцреализма под ложным лозунгом «верности великим традициям русского реализма». Он твердо и последовательно боролся с «формализмом», против «преклонения перед выродившимся искусством буржуазии».

Как преданный сподручный Ворошилова, он активно способствовал закрытию в 1946 году Музея нового западного искусства, в здании которого разместился Музей подарков И. В. Сталину. В 1948 году в ходе дискуссии о формализме он неустанно выступал «за высокое идейное искусство», то есть за искусство выхолощенное и идеологическое. Герасимов риторически спрашивал и без обиняков отвечал: «Почему я должен был считать вкусы художников-формалистов выше моего вкуса? [. ] всем своим нутром я понимал, что это какая-то гибель, меня тошнило от всего этого и вызывало ненависть, которая до сих пор не делается меньше».

С особой яростью и с удовольствием он топтал импрессионистов. Верные люди Герасимова выискивали непокорных художников и доносили о них строгому блюстителю соцреалистического порядка. Разбирательство всегда было коротким и безапелляционным. Если художник писал мазками, то следовало обвинение в «импрессионизме». С этого момента любые произведения такого опального живописца уже никуда не принимались и он обрекался на голодное существование.

В то же время Александр Герасимов прекрасно понимал, что такое настоящее искусство и подлинное творчество. Когда его мысли были далеки от ответственных постов и высоких трибун, он создавал камерные, лирические произведения, отдавая предпочтение пейзажу и натюрморту. В этих работах сказалась, волей-неволей, живописная система его учителя Константина Коровина. Многие из них несут отчетливые следы импрессионистического письма: «Песня скворца» (1938. ГТГ), «Яблони в цвету» (1946. Собрание семьи художника). На мой взгляд, лучшее его произведение – «После дождя. Мокрая терраса» (1935. ГТГ). В нем художник явил подлинное живописное мастерство.

В быту Александр Михайлович был известен как мягкий и доброжелательный человек. В разговорах с близкими людьми он позволял себе весьма неортодоксальные высказывания. Молодым художникам он советовал: «Самое важное – это ухватить жизнь за хвост. Ее неповторимость. Не гонитесь за особо официальными полотнами. Деньги получите, а художника в себе потеряете».

К старости маститый художник словно уменьшился в росте и выглядел карликом, морщинистая желтая кожа свисала на лице складками, черные монголоидные глаза под дряблыми веками казались грустными. Ничего злодейского в его облике не было. О себе он говорил: «Я ведь чистейший русский! Но татары в моем роду, видимо, побывали основательно. Мне бы на коне сидеть, под седлом вяленую бастурму отбивать, пить, если захотел, конскую жилу подрезать, крови напиться. Впрочем, я и так крови всяких формалистов, и имажинистов, бубновалетчиков насосался вот так. больше не хочу, тошнит. ».

Это интересно:  Книги по анатомии для художников

Со смертью Сталина влияние Герасимова стало сходить на нет, а после XX съезда КПСС и разоблачения культа личности прежний властитель художников был отстранен от дел. В 1957 году он лишился поста президента Академии, картины с прежними вождями убрали в музейные запасники.

Опала Герасимова была воспринята интеллигенцией как один из симптомов хрущевской «оттепели». Однако сам художник, высоко ценивший свой талант, считал себя незаслуженно отторгнутым. Когда одна из его знакомых, художественный критик, встретила на улице бывшего главу соцреализма и спросила, как у него дела, тот ответил поразительной фразой: «В забвении, как Рембрандт». Однако он преувеличивал меру и своей отверженности, и своего таланта. Соцреалисты будут востребованы вплоть до падения партократии в 1991 году.

Феномен Герасимова и многих ему подобных художников советского периода неоднозначен. Герасимов – живописец, наделенный от Бога большим талантом. Любой мастер в своем творчестве, хочет он этого или нет, зависит от власти, от социокультуры, от сложившегося сообщества, от денег. До какой степени он может позволить себе пойти на компромисс, которого не избежать? Герасимов явно перешел невидимую демаркационную линию. Он стал служить не своему Таланту, а Вождям.

На экспозиции в Третьяковской галерее выставлены две герасимовские картины: «Мокрая терраса» и «И .В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле». Пример творческой альтернативы для будущих историков искусства. Но, быть может, потомки, когда покроются патиной времени преступления и несправедливости сталинской эпохи, увидят в них лишь большой живописный дар вне связи с политической конъюнктурой прошлого. И в еще ненаписанной истории русского искусства останется и «Мокрая терраса», и «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов». Как выдающиеся памятники своей эпохи. Ведь никому сейчас не придет в голову упрекать за царские портреты Д. Г. Левицкого, Ф. С. Рокотова, В. Л. Боровиковского, И. Е. Репина, В. А. Серова.

Умер Александр Михайлович Герасимов в Москве 23 июля 1963 года; в том же году вышли и мемуары «воинствующего соцреалиста» («Жизнь художника»).

В марте 1977 года в Мичуринске был открыт мемориальный дом-музей художника. Это обширное двухэтажное кирпичное здание. Имеются сад, дворовые постройки, каретный сарай и амбар. Судя по всему, родители художника были зажиточными купцами, умевшими торговать с выгодой для себя. Сын пошел по их стопам.

Александр Михайлович Герасимов, художник: биография, творчество

Александр Герасимов – художник, автор целого ряда картин на революционную тематику. Однако он писал и лирические портреты, пейзажи, в которых особо проявились особенности его творчества: яркий колорит, широкий мазок, стремление к этюдному оформлению полотен.

Годы учебы

В небольшом городе Тамбовской губернии в 1881 году родился Александр Михайлович Герасимов. Художник, биография и творчество которого являются предметом настоящего обзора, больше десяти лет учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Сначала он занимался на живописном отделении, и здесь его учителями были такие известные мастера, как Коровин, Серов. Именно от них он заимствовал свою характерную манеру письма. Также автор перенял многое у авторов-импрессионистов, творчеством которых увлекся в годы студенчества. Герасимов – художник, который не ограничился живописью, он также занялся и архитектурой, поступив на соответствующее отделение.

Женский портрет

Во время обучения в московском училище автор написал ряд интересных работ, в которых уже тогда сказался его незаурядный талант живописца. В 1912 году он создал портрет известного переводчика и театрального историка Надежды Гиляровской. Картина наполнена ярким солнечным светом, ее краски насыщенные и яркие. В центре полотна находится фигура молодой красивой женщины в простом летнем домашнем платье. Перед ней – стол с огромным букетом цветов, который придает картине праздничный дух. На заднем фоне изображен великолепный сад. Эта картина получилась очень жизнерадостной, она проникнута любовью к природе.

Картина «Букет цветов»

Герасимов – художник, который на раннем этапе своего творчества увлекался пейзажными зарисовками. Через два года он написал новую картину – «Букет цветов. Окно». Как и первая картина, она написана яркими и сочными красками.

В этих двух полотнах отчетливо проявилось увлечение автора импрессионизмом: изображения не столько рассказывают историю, сколько передают сиюминутные впечатления автора. Он делал акцент на образность изображаемых объектов, поэтому их контуры получились несколько расплывчатыми, мазок кисти – свободен и широк.

В первые годы советской власти

В степени художника и архитектора окончил училище Герасимов. Художник во время Первой мировой войны был призван в армию, потом некоторое время жил в родном городе Козлове и лишь в 1925 году получил возможность вернуться в Москву. Здесь он вступил в общество революционных художников – организацию АХХР, представители которой в своем творчестве развивали принципы социализма. К этому периоду жизни художника относится его знакомство с наркомом К. Ворошиловым, который принимал активное участие в судьбе и продвижении живописца.

В конце 1920 – первой половине 1930-х годов в искусстве господствующим стал социалистический реализм. Данное направление предполагало изображение действительности с точки зрения идеалов одноименного общественного строя. Главным его принципом была народность, что предполагало доступность и понятность сюжетов. Герасимов стал писать свои картины в новой манере. Показателен тот факт, что в рассматриваемое время он воспринимал сам себя как портретиста. Его полотна отличались парадностью и даже некоторым лоском. Художник создал целую галерею портретов партийных деятелей (К. Ворошилова, В. Ленина, И. Сталина). Характерной чертой его работ является яркая экспрессия, выразительность, подвижность фигур.

Картина «В.И. Ленин на трибуне»

Это полотно было создано в 1930 году. Именно в данной работе наиболее отчетливо проявился социалистический реализм, так как ее содержание проникнуто духом классовой борьбы, которая стала главной темой указанного направления. В центре картины – фигура этого партийного лидера, который резким движением подался вперед, как бы желая этим движением усилить смысл сказанного. Идеей борьбы проникнута картина «Ленин на трибуне». Герасимов нарочно играет на контрасте красок. Небо покрыто темными серыми тучами, в то время как самого докладчика окружают красные флаги, которые, как известно, являются знаком революции.

Внизу художник изобразил огромную толпу народа с красными флагами. Цветовая гамма картины получилась очень колоритной. Серые, почти черные тучи резко выделяются на фоне белых просветов, а черный костюм Ленина подчеркивает стремительность его движения к слушателям. Вся композиция построена на контрасте, так как автор хотел показать динамизм борьбы. В том же году художник создал второй портрет Ленина, представляющий его выступающим на пленуме Моссовета в 1922 году. Данное полотно, в отличие от первого, делает акцент на внешности докладчика: его лицо – в центре, а фигура снова полна динамизма и стремительности.

Работы конца 1930-х годов

Два монументальных портрета создал в этот период Герасимов. Художник, картины которого отличались не только лиричностью, но и некоторой официозностью, написал в 1938 году Сталина и Ворошилова на широком фоне Кремля. Генсек и «железный нарком» изображены в полный рост. Оба наблюдают строительные работы, развернувшиеся в столице. Пейзаж на заднем плане получился у живописца особенно хорошо: автор изобразил городской вид после дождя, что всегда удавалось ему особенно хорошо.

Это интересно:  Девушка с сережкой картина художник

Картина имеет глубокое идеологическое значение: виды строительства должны были показать зрителю достижения социализма, фигуры Сталина и Ворошилова на фоне обновляющейся Москвы служили воплощением идеи о прогрессивной роли большевистской партии в судьбах страны. Через год художник написал портрет Сталина, делающего доклад на съезде ВКП(б). Это полотно также носит официальный характер и отличается парадностью.

«Гимн октябрю»

Эта работа была создана в годы Великой Отечественной войны, в 1942 году. В то время советская культура особенно активно проводила мысль о прогрессивной роли революции, партии, партийных лидеров. Большое внимание уделялось личности Сталина, которого представляли как законного преемника Ленина. Картина «Гимн октябрю» соединяет эти вышеперечисленные идеи в одно целое. В центре – бюст Ленина, над которым висит портрет Сталина в профиль. Впереди изображены партийные деятели, а на трибуне слева выступает Иосиф Виссарионович перед собравшимися, которые заполнили весь зал. Картина выполнена в красном цвете, который выражает революционную идеологию. Заседание проходит в Большом театре (по бокам видны ложи), что придает изображению особенную праздничность и торжественность.

Это полотно считается наиболее монументальным в творчестве художника, оно было представлено на 10 международных выставках. Все вышеперечисленные картины являются полотнами строго официального характера, они стали эталоном искусства в стране.

Картина «После дождя»

Это произведение считается одним из лучших в творчестве художника. Оно проникнуто тем тонким лирическим духом, который был так характерен для раннего Герасимова, начинавшего с прекрасных пейзажных зарисовок, в которых чувствовалась его неподдельная любовь к родной природе. В 1935 году на пике своей популярности живописец неожиданно решает съездить в Тамбовскую область, чтобы отдохнуть. По воспоминаниям сестры художника, он был поражен и восхищен обновившимся пейзажем после сильного ливня. Особенно хорошо писал так называемые «дождевые» сюжеты Герасимов. Художник («После дождя» – наиболее яркий образец мастерства автора в изображении природы) как никто другой умел показывать состояние воздуха, травы, неба и всей окружающей среды в период ее обновления. Его картина дышит свежестью и влажностью. Глядя на нее, зритель начинается чувствовать воздушную прохладу и мягкость, разлитую вокруг.

Композиция

В центре полотна – садовое крыльцо (второе название работы – «Мокрая терраса») с изящным столиком, на котором стоит ваза с букетом цветов. На заднем плане – густой сад, поросший свежей зеленью. Половина картины заполнена легким солнечным светом, который напоминает о недавно прошедшем дожде. Правая сторона затемнена, и этот контраст сглаживается лазоревым оттенком неба, который как будто примиряет обе стороны.

Художнику очень хорошо удалось показать мокрую свежую листву деревьев, влажную террасу, умытый дождем столик. Произведение выполнено в лучших традициях раннего творчества Герасимова.

Становление карьеры

Герасимов занимал пост председателя Совета художников Советского Союза. Он стал одним из первых деятелей искусства, который получил звание народного живописца. В течение десяти лет, с 1947 по 1957 год, он занимал пост президента Академии художеств. Герасимов занимался разработкой теории искусствоведения, о чем говорит получение им научной степени доктора. Помимо картин и монументальных полотен, он занимался иллюстрированием (так, его руке принадлежат рисунки к повести Н. Гоголя «Тарас Бульба»). В годы правления Сталина Герасимов был ведущим художником в стране, однако после прихода к власти Н. Хрущева он лишился почти всех своих постов, а его картины были убраны из музеев.

В 1963 году скончался знаменитый живописец Герасимов. Художник, выставка которого была организована в 2016 году в историческом музее, прошел долгий творческий путь от увлечения импрессионизмом до перехода к социалистическому реализму. На указанной выставке представлены его наиболее значимые работы, а также ранние пейзажные зарисовки, которые наглядно демонстрируют эволюцию живописца. Особенно выделяется среди экспонатов картина «Гимн октябрю». Это огромное монументальное полотно долгое время находилось на хранении в музее и не выставлялось напоказ, поскольку, как выяснилось впоследствии, изображенного на полотне торжественного заседания в честь годовщины революции не было, но живописец получил заказ изобразить его на картине.

Данное полотно интересно тем, что, являясь памятником советской эпохи, наглядно показывает идеологию, господствовавшую в свое время в нашей стране. Именно поэтому полотно вызывает немалый интерес и у западного зрителя, который по нему может составить себе примерное представление о мышлении советского человека середины 20 века. Творчество Герасимова было чрезвычайно многообразно: он рисовал и семейные портреты, и пейзажи, и официальные полотна. Будучи по образованию архитектором, художник писал здания. Одна из лучших работ живописца на данную тематику – «Есть метро!». Герасимов прошел долгий творческий путь и занял видное место среди отечественных художников.

Художник Александр Михайлович Герасимов. Любимый художник Сталина

Сегодня я расскажу вам о творчестве и жизни русского и советского художника Александра Михайловича Герасимова.

Художник Александр Михайлович Герасимов родился в Тамбовской губернии, в городе Козлове, в купеческой семье. И случилось это событие 31 июля 1881 года. Маленький и уютный городок Козлов всю жизнь будет для Герасимова не только малой родиной, но и душевным убежищем – художник будет часто приезжать из шумной столицы в Козлов: отдыхать и набираться новых сил, писать для души.

Но, про картины «для души» я расскажу несколько ниже.

А пока, одаренный юноша уезжает в Москву учиться живописи. Его учителями были В.А. Серов, К.А. Коровин, А.Е. Архипов.

Потом случилась Первая мировая война и будущий художник отправляется на фронт – два года службы на санитарном поезде, который эвакуировал раненных и увечных с Южного фронта. В 1918 году Герасимов оставляет воинскую службу и уезжает на малую родину, и целых семь лет работает декоратором.

В 1925 году Александр Михайлович перебирается в Москву, вступает в АХРР и активно «включается в революционную живопись». Его полотно «Ленин на трибуне» пользуется большой популярностью – страна недавно потеряла вождя. А тут просто живой Ленин – на трибуне, на фоне красных знамен…

Ленин на трибуне

Нужно сказать, что Александр Михайлович в этот период серьезно «увлекся» портретной живописью: портреты индивидуальные и портреты групповые. По сути, нет ни одного крупного политического события в стране, на которое бы художник не откликнулся очередной картиной. А кроме того, он активно работает в секретариате правления Союза Советских Художников.

Всё чаще появляются портреты с первыми лицами государства – его работы считаются образцом советской портретной живописи. Именно так нужно писать вождей. И с этим нет желающих спорить, ведь художник считается любимым портретистом товарища Сталина.

Портрет И.В. Сталина

Награды сыпались просто дождем. Иногда дождь был золотым.

Я бы не стал писать о творчестве художника и предлагать вашему вниманию его работы, если бы не было «других» картин. Очень часто художника представляет эдаким конъюнктурщиком, который с лакейской угодливостью малевал и малевал вождей. Глупость это. Герасимов был человеком своей эпохи, в которой гармонично сплетались и картины к годовщине Октября, и мокрые доски террасы после дождя.

После дождя. Мокрая терраса

После смерти товарища Сталина Герасимов попал в опалу, его «парадные» картины в связи с выявленным культом личности вождя убрали в запасники музеев или просто уничтожили.

Можно сказать, что художник растратил свой талант на служение властителям, но… Не торопитесь его судить. Время было такое, когда творец должен был сделать непростой выбор. И судить человека, который жил в те времена нельзя в отрыве от тех событий, и тех людей.

И сегодня я хочу показать вам работы художника. В частности те, которые были написаны в Козлове, в моменты душевного уединения. Давайте увидим большого художника Герасимова. Того, который точно вне времени. Хотя, кто я такой, чтобы рассуждать о вечности и о истинном искусстве? Он художник – и это, вне всякого сомнения. Художник с большой буквы.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Художники (4158)
  • импрессионисты (229)
  • Рукоделие (14)
  • Схемы для оформления дневника (13)
  • Кулинарные рецепты (11)
  • Латвия (6)
  • Венгрия (5)
  • Армения (5)
  • Сайт знаменитых художников (3)
  • Мексика (3)
  • Дизайн помещений (3)
  • Египет (2)
  • Дания (2)
  • Абхазия (2)
  • Индонезия (1)
  • Финляндия (1)
  • Кипр (1)
  • Колумбия (1)
  • Сербия (1)
  • Княжество Лихтенштейн (1)
  • Исландия (0)
  • Люксембург (0)
  • Австралия (8)
  • Австрия (21)
  • Азербайджан (3)
  • Актеры кино и театра (815)
  • Антиквариат (86)
  • Архитектура (108)
  • Белоруссия (4)
  • Бельгия (7)
  • Бразилия (2)
  • Великобритания (106)
  • Вьетнам (4)
  • Германия (30)
  • Голландия (1)
  • Графика (450)
  • Греция (8)
  • Декоративно-прикладное искусство (137)
  • Достопримечательности Канады (27)
  • Достопримечательности Франции (203)
  • Париж (45)
  • Европейская готика (4)
  • Зарубежные звезды (421)
  • Звезды балета (54)
  • Из жизни знаменитостей (243)
  • Израиль (7)
  • Индия (7)
  • Интерьеры помещений (35)
  • Испания (27)
  • Италия (78)
  • Картинки (15)
  • Кино (50)
  • Китай (37)
  • Классическая живопись (974)
  • Конкурсы красоты (10)
  • Корея (6)
  • Короли спорта (13)
  • Коста-Рика (1)
  • Культура, искусство (5983)
  • Ландшафтный дизайн (53)
  • Литва (3)
  • Литература (197)
  • Мастера фотографии (197)
  • Мир животных (88)
  • Мир моды (122)
  • Монако (4)
  • Мудрые мысли (8)
  • Музыка (разных жанров) (272)
  • Нидерланды (12)
  • Новая Зеландия (5)
  • Норвегия (7)
  • Опера (26)
  • Открытки (74)
  • Пакистан (1)
  • Польша (15)
  • Португалия (10)
  • Природа (248)
  • Путешествия (739)
  • Разное (36)
  • Россия (269)
  • Города (58)
  • Храмы (23)
  • Румыния (1)
  • С Ш А (88)
  • Сингапур (3)
  • Скульптура (94)
  • Словения (5)
  • Советские и российские актеры (393)
  • Современная живопись (2963)
  • Таиланд (4)
  • Театры, библиотеки, музеи (60)
  • Турция (3)
  • Украина (10)
  • Хорватия (10)
  • Цветы (126)
  • Черногория (4)
  • Чехия (22)
  • Швейцария (20)
  • Швеция (10)
  • Эстония (1)
  • Ювелирные изделия (48)
  • Япония (41)
Это интересно:  Вячеслав Котляров художник Анапа

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Александр Михайлович Герасимов (1881—1963) — русский, советский живописец

Александр Михайлович Герасимов

русский, советский живописец

12 августа 1881 года родился Александр Михайлович Герасимов — русский, советский живописец, архитектор и теоретик искусства, педагог, профессор. Доктор искусствоведения (1951). Первый президент Академии художеств СССР в 1947—1957 годах.
Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1943). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1949). Член ВКП(б) с 1950 года.

Родился он в Козлове (ныне Мичуринск, Тамбовская область) в купеческой семье.

В 1903—1915 годах обучался в МУЖВЗ у К. А. Коровина,А. Е. Архипова и В. А. Серова.

Московское училище живописи,ваяния и зодчества

И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле. 1938


Сталин и А.М. Горький в Горках

Встреча президента США Франклина Делано Рузвельта с шахом Ирана Мохаммедом Реза Пехлеви 1944г

Был любимым художником И. В. Сталина. Портреты Сталина работы А. М. Герасимова при жизни вождя считались каноническими. Дружил с Ворошиловым, который бывал у А. М. Герасимова в гостях в Мичуринске. Герасимов написал много портретов К. Е. Ворошилова. Был также книжным иллюстратором («Тарас Бульба» Н. В. Гоголя).
С началом правления Н. С. Хрущёва был постепенно освобождён от всех постов, а картины художника были удалены из музейных экспозиций.

В городе Мичуринске Тамбовской области существует музей-усадьба А. М. Герасимова и функционирует картинная галерея, крупнейшая в Российской Федерации среди городских картинных галерей. Именно в этой усадьбе А. М. Герасимовым был написан известный пейзаж «После дождя (Мокрая терраса)», иллюстрация которого многие годы публиковалась в учебнике русского языка.

По его проекту построен Мичуринский драматический театр в 1913 году .

Особую известность А.М. Герасимов получил как автор многочисленных портретов В.И. Ленина и И.В. Сталина. Занимая официальные посты в главных художественных организациях СССР в самые реакционные годы, проводил жесткую политику борьбы с любыми отклонениями от метода социалистического реализма. В 1950-е годы А.М. Герасимов писал: «Почему я должен был считать вкусы художников-формалистов выше моего вкуса? [. ] всем своим нутром я понимал, что это какая-то гибель, меня тошнило от всего этого и вызывало ненависть, которая до сих пор не делается меньше […]». В то же время художник создавал камерные, лирические произведения, отдавая предпочтение пейзажу и натюрморту. В этих работах он выступал приверженцем системы живописи своего учителя К.А. Коровина.

Лучшими работами Герасимова в области натюрморта и пейзажа, характерными большой жизнерадостностью, красочностью, являются: «Степь цветет», 1924, «Урожай», 1930, «Яблони», 1932, «После дождя», 1935, Третьяковская галерея,
«Розыск», 1937, серия пейзажей «Рожь-матушка», 1946, и др.
«Монастырская роща» — одна из ранних малоизвестных работ Александра Михайловича. Как и всем лучшим произведения Герасимова этюду присуща яркость и типичность образов, сила и насыщенность цвета, ясность формы, предметная ося-
заемость, мастерство композиции.
Пейзаж был написан в 1918 году в роще Троицкого Козловского мужского монастыря, затем находился в доме художника в Козлове-Мичуринске до 1964 года у сестры автора Александры Михайловны Герасимовой. В 1964 году она подарила
этюд А.В. Платицыну (художник, член СХ СССР).

Александр Герасимов умер 23 июля 1963 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8).

Могила Герасимова на Новодевичьем кладбище Москвы.

Герасимов А. М. «Портрет старейших художников: Павлова И. Н., Бакшеева В. Н., Бялыницкого-Бирули В. К., Мешкова В. Н.» 1944


«Семейный портрет»
Холст, масло. 143 x 175 см
Национальный художественный музей Республики Беларусь


Портрет дочери


Вести с целины. 1954


Портрет балерины О. В. Лепешинской. 1939


«В саду. Портрет Нины Гиляровской»
1912.
Холст, масло. 160 х 200
Дом-музей А.М. Герасимова
Мичуринск


Бомбейская танцовщица


«Букет цветов. Окно»
1914.
Холст, масло. 75 х 99
Астраханская картинная галерея им. Б.М. Кустодиева.
Астрахань.

МОНАСТЫРСКАЯ РОЩА (Дубовая роща Троицкого монастыря)
(1918) Холст / масло
78 x 62 см
30.71» x 24.41

.

«Полдень. Теплый дождь»
1939г


Полдень. Тёплый дождь. 1939


Натюрморт с пионами и гвоздикой. 1950-е


«Натюрморт «Розы»»
1948
Холст, масло. 107 x 126 см
Государственный музей искусств им. А.Кастеева Республики Казахстан


«Розы»

ГЕРАСИМОВ, АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ

ГЕРАСИМОВ, АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1881–1963), русский художник. Родился в Козлове (ныне Мичуринск) 31 июля (12 августа) 1881 в купеческой семье. Окончил (в 1915) Московское училище живописи, ваяния и зодчества; среди его наставников были А.Е.Архипов, К.А.Коровин и В.А.Серов. Испытал большое влияние импрессионизма. Жил и работал в Козлове (1918–1925) и Москве (с 1925). Был членом АХРР.

Незаурядный талант живописца, жизнерадостная, «сочная» манера письма – все это по мере продвижения художника по карьерной лестнице соцреализма обретало парадный лоск. Его полотна (среди них В.И.Ленин на трибуне, 1929–1930, Исторический музей, Москва; повторение 1947 в Третьяковской галерее; И.В.Сталин и К.Е.Ворошилов в Кремле, 1938, Третьяковская галерея; Гимн Октябрю (торжественное заседание партийной общественности Москвы), 1942, Русский музей, Петербург, Сталинская премия 1943; И.В.Сталин у гроба А.А.Жданова, 1948, Третьяковская галерея, Сталинская премия 1949) обычно создавались бригадным методом, т.е. подмастерьями, сам Герасимов прописывал лишь живописные детали. На фоне этого непрерывного партийного официоза Герасимов как бы отводил душу в портретах творческой интеллигенции (Балерина О.В.Лепешинская, 1939; групповой портрет старейших художников И.Н.Павлова, В.Н.Бакшеева, В.К.Бялыницкого-Бирули, В.Н.Мешкова, 1944, Сталинская премия 1946), порой – в грубоватой эротике (эскиз незаконченной картины Баня, 1938, Дом-музей художника). В иллюстрациях к Тарасу Бульбе (1947–1952) и поздней, тоже недописанной картине Половецкие пляски (1955, собственность семьи художника, Москва) стремился возродить национальный романтизм начала века.

Занимая посты председателя оргкомитета Союза советских художников (1939–1954) и первого президента Академии художеств СССР (1947–1957), Герасимов неутомимо боролся с инакомыслием в искусстве под лозунгом «верности великим традициям русского реализма» (при его активном участии был, в частности, закрыт в 1946 Музей нового западного искусства в Москве); поэтому его опала во второй половине 1950-х годов была воспринята общественностью как один из симптомов «оттепели».

Умер Герасимов в Москве 23 июля 1963; в том же году вышли его мемуары «воинствующего реалиста» (Жизнь художника). В Мичуринске существует дом-музей А.М.Герасимова.

Статья написана по материалам сайтов: www.rodon.org, www.syl.ru, svistanet.com, www.liveinternet.ru, www.krugosvet.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий