Герасимов Сергей Васильевич художник

26 сентября 1885 (Можайск) — 20 апреля 1964 (Москва)

Родился в крестьянской семье. Учился в Можайской сельской школе и городском училище повышенного типа. В 1901 приехал в Москву, поступил в Строгановское центральное художественно-промышленное училище, занимался у С. В. Иванова и С.-В. Ноаковского (1901–1907). Продолжил образование в МУЖВиЗ у К. А. Коровина (1907–1911). Одновременно осваивал технику литографии под руководством С. С. Глаголя и практиковался в типографии Товарищества И. Д. Сытина. С 1906 участвовал в выставках Московского салона.

В 1912–1914 преподавал живопись и рисунок в Художественной школе при типографии Сытина. В 1914 призван на военную службу. После демобилизации в 1917 преподавал и заведовал Школой печатного дела при Первой Образцовой типографии (бывш. Типография Сытина). Занимался оформлением улиц и площадей Москвы к революционным праздникам.

Жил в Москве, летние месяцы работал в Можайске, где в 1915 построил себе мастерскую. В 1921 вступил в «Мир искусства», с 1922 стал членом и постоянным экспонентом общества «Маковец». В 1920–1927 преподавал во ВХУТЕМАСе, в 1927–1929 — во ВХУТЕИНе, получил профессорское звание. В 1925 совершил поездку в Италию, Грецию, Турцию. В 1926 посетил Новгород и Псков, создал ряд рисунков и картин с изображением быта местных крестьян и природы края.

В 1926 вступил в Общество московских художников, в 1930 — в Ассоциацию художников революции (АХР). В 1930–1936 преподавал в Московском полиграфическом институте, в 1936–1950 — в Московском художественном институте, где занимал пост декана живописного факультета, а в 1946–1948 должность директора Института. Снискал себе репутацию осторожного либерала, что стало причиной увольнения с поста директора.

Во время Великой Отечественной войны в 1941–1943 находился в эвакуации в Самарканде. Создал серию акварелей «Москва — Самарканд — Москва». В 1947 избран действительным членом Академии художеств СССР. В 1950–1964 был профессором и директором Московского высшего художественно-промышленного института (бывшего Строгановского). В 1955–1961 неоднократно совершал поездки по Европе. Много работал в области книжной графики, оформлял произведения Н. А. Некрасова и М. Горького. Создал тип станковой иллюстрации, не связанной с «организмом» книги. В 1966 (посмертно) был удостоен Ленинской премии.

Сергей Герасимов — один из ведущих мастеров советского искусства. В его ранней живописи заметны черты сезаннизма. В 1920-х он создал в рисунке, литографии и живописи галерею крестьянских образов, которые принадлежат к лучшим творческим достижениям художника. Писал также картины на темы революционной истории, в частности «Фронтовик» (1926), «Клятва сибирских партизан» (1933), решая их в монументально-эпическом ключе. Его произведения 1920-х — первой половины 1930-х отличаются простотой композиционного решения, аскетичным, подчас монохромным колоритом, экспрессивным рисунком.

В середине 1930-х живописная манера Герасимова претерпела изменения. Художник обратился к традициям русской пленэрной живописи, выступив в своих жанровых картинах и, особенно, пейзажах последователем К. А. Коровина и В. А. Серова. Пейзажи художника отличает поэтичность, тонкое ощущение жизни природы, гармоничность и свежесть цветов. Много работал в технике акварели (цикл «Можайские пейзажи», 1954). В ряду наиболее значительных тематических картин 1940-х — 1960-х выделяются «Мать партизана» (1943, переработана в 1949–1950) и «За власть Советов» (1957).

Произведения Герасимова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина. В Можайске в открыт мемориальный Дом-музей С. В. Герасимова.

Можайский импрессионист
Сергей Герасимов

Сергей Васильевич Герасимов (1885—1964) – выдающийся российский и советский художник. Кроме того он известен как первый секретарь Правления Союза художников СССР, директор МГХИ им. В.И. Сурикова и доктор искусствоведения. Его звания и регалии составили бы честь любому другому художнику нашей страны. В 1947 году Сергей Васильевич стал Академиком АХ СССР, в 1958 − Народным художником СССР, а посмертно, в 1966 году – Лауреатом Ленинской премии. Он иллюстрировал произведения великих писателей Горького и Некрасова. Герасимова считают российским импрессионистом и социалистическим реалистом.

Это интересно:  Варум художник что рисует

Сергей Герасимов родился в Можайске в 1885 году, живописи обучался в московском Строгановском художественно-промышленном училище и в Училище живописи, ваяния и зодчества. В возрасте 30-ти лет художник построил себе дом-мастерскую в родном городе. Сергей Васильевич трепетно относился к родному краю и изображал его на своих полотнах.

Например, стоит отметить картину «Вечер в Можайске, 1959». Она написана в явных традициях импрессионизма и постимпрессионизма (чем-то даже напоминает полотна Сезанна).

Теплые тона палитры передают очарование вечера в провинции, розовые воздушные облака цепляют своей радужностью и покоем. На картине на первый план выходит природа, зеленые роскошные деревья. Домики же на заднем плане изображены крайне схематично, словно уступая все лавры красоте природы. Казалось бы, довольно схематичное полотно, но сколько в нем атмосферности, настроения и тепла!

Воспевая красоту родины, Сергей Васильевич продолжал творческие традиции А.К. Саврасова, И.И. Левитана, В.А. Серова, К.А. Коровина. Отличительной чертой его картин была лиричность. Говорят, что они передают широту и доброту русской души.

Две из картин Сергея Васильевича находятся сейчас в Государственной Третьяковской Галерее. Это «Лёд прошёл, 1945» и «Крестьянский праздник, 1937».

«Лёд прошёл» − полотно размером 76 на 103,6 см, написанное маслом на холсте и приобретенное у автора в 1947 году.

Сюжет картины незатейлив, на ней снова изображен небольшой фрагмент природы. Стволы берез возле водоема перекликаются по цветовой гамме с серо-белым небом, блекло-охрые тона, в которых изображена земля очень явственно дают нам прочувствовать то самое время года, когда лёд уже растаял, а весна не наступила. Картину можно назвать холодной и тёплой одновременно: в ней ещё звучит серость и скука зимы, но уже слышна небольшая надежда на весну. Особенно ценна эта работа тем, что Герасимову удалось крайне реалистично, несмотря на расплывчатый импрессионистский мазок «сделать фотографию» родного края.

Кстати, есть у Сергея Васильевича и другая картина на эту тему, «Весна, Март». Она также очень интересна своей схематичностью.

Ветви деревьев прописаны быстрыми чёткими мазками, словно их начертили острой иглой. И небо… Какое потрясающее на этом полотне весенне-воздушное небо! Каждый житель России взглянув на эту картину скажет, что художник смог поймать то самое ощущение весны в марте.

Но вернёмся к коллекции «Третьяковки». Вторая картина, хранящаяся в галерее, это «Крестьянский праздник, 1937». На картине запечатлен момент из жизни простого народа: стол буквой «Г» с пирогами и букетом скромных полевых цветов на нем, ящик с вином и красивые, крепкие люди с открытыми лицами. Отдельного внимания заслуживает цветовая палитра, блики и отсветы на холсте.

«Крестьянский праздник» считается программным советским произведением, многие художники нашей страны впоследствии писали картины на похожие сюжеты.

На многих полотнах художника изображены революция и война, по ним можно практически изучать как историю нашей страны, так и быт простого народа. Например, картина на военную тему «Мать партизана, 1943». На ней изображена женщина, сына которой ведут на расстрел. Босоногая крестьянка бесстрашно преградила путь немецкому солдату. В ее глазах мучительная боль, мать понимает, что сына убьют. Но она мужественно встречает горе и не уступает дорогу фашисту. Картина символизирует несгибаемость русского духа перед лицом беды.

Другая картина на тему борьбы русского народа в годы Гражданской войны называется «Клятва сибирских партизан, 1933». В центре картины красный флаг – символ «красных партизан». Эта война (1917−1922) была одной из главных тем советских живописцев даже по прошествии десятилетия. На картине Сергей Герасимов написал толпу людей с винтовками и перекошенными лицами, и гроб, над которым держат красный флаг. Лица людей вновь прописаны довольно схематично, в духе импрессионизма, но эта схематичность прекрасным образом передает эмоции, испытываемые героями картины.

Это интересно:  М.В.Ломоносов ученый, поэт, художник, гражданин

Сергей Васильевич Герасимов удостоен множества наград. Его картины сейчас находятся в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Институте Русского реалистического искусства в Москве, Таганрогском художественном музее, Красноярском государственном художественном музее имени Сурикова. Похоронен Сергей Васильевич на Новодевичьем кладбище в Москве.

Сергей Васильевич Герасимов (1885–1964), русский художник. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемАлексей Тельнов

Похожие презентации

Презентация на тему: » Сергей Васильевич Герасимов (1885–1964), русский художник.» — Транскрипт:

1 Сергей Васильевич Герасимов (1885–1964), русский художник

2 Художник П. Д. Корин писал о Герасимове : « Сергей Васильевич был художником очень национальным, очень русским.»

3 Родился в Можайске 14 (26) сентября 1885 в крестьянской семье. Занимался в московском Строгановском художественно — промышленном училище (1901–1907), а также в Училище живописи, ваяния и зодчества (1907–1912), где его наставниками были С. В. Иванов и К. А. Коровин Родился в Можайске 14 (26) сентября 1885 в крестьянской семье. Занимался в московском Строгановском художественно — промышленном училище (1901–1907), а также в Училище живописи, ваяния и зодчества (1907–1912), где его наставниками были С. В. Иванов и К. А. Коровин

4 Сергей Герасимов любил северный русский пейзаж с тихими речками, далекими синеющими лесами и холодновато голубым небом. Он хорошо знал этот пейзаж и мог его написать, не пользуясь натурой, по памяти. Сергей Герасимов любил северный русский пейзаж с тихими речками, далекими синеющими лесами и холодновато голубым небом. Он хорошо знал этот пейзаж и мог его написать, не пользуясь натурой, по памяти.

5 О том, что именно к пейзажной живописи лежит у него душа, признавался и сам мастер : « Очень люблю пейзаж и пишу его при всяком удобном случае ».

6 Лед прошел Холст, масло. 75 x 110 см. Государственная Третьяковская галерея

7 Сирень в цвету Х. М. 49 х 70 см

8 К осени К. М. 50 х 65,5 см.

9 Мать партизана Холст, масло. 184 x 232 см. Государственная Третьяковская галерея

10 Кутузов на Бородинском поле Холст, масло. 180 x 255 см. Музей — панорама » Бородинская битва «

11 Церковь Покрова на Нерли Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

12 Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания.

13 Церковь построена как памятник удачного похода Андрея Боголюбского на болгар в В то же время она была памятником сыну князя Андрея Изяславу. Храм построен в честь погибшего в лютой сечи семнадцатилетнего сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава, которого народное предание называет вишенкой, срубленной в цвету. Убитый врагами юноша, возможно, и был похоронен на нерлинском холме или в самом храме. Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей скорбел о сыне, и сам выбрал место для этого храма. Церковь построена как памятник удачного похода Андрея Боголюбского на болгар в В то же время она была памятником сыну князя Андрея Изяславу. Храм построен в честь погибшего в лютой сечи семнадцатилетнего сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава, которого народное предание называет вишенкой, срубленной в цвету. Убитый врагами юноша, возможно, и был похоронен на нерлинском холме или в самом храме. Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей скорбел о сыне, и сам выбрал место для этого храма.

14 Небольшая белокаменная Церковь Покрова на Нерли была построена для семьи князя Андрея Боголюбского в Х веке и сохранилась до сегодняшнего дня. Расположенная на берегу реки Нерль, а с другой стороны окаймленная озером, церковь находится как бы на острове. Ее главка на высоком постаменте устремляется в облака. И только массивные двери украшены резьбой. Ее писали многие художники — Сергей Герасимов, Константин Юон, Андрей Мыльников. Небольшая белокаменная Церковь Покрова на Нерли была построена для семьи князя Андрея Боголюбского в Х веке и сохранилась до сегодняшнего дня. Расположенная на берегу реки Нерль, а с другой стороны окаймленная озером, церковь находится как бы на острове. Ее главка на высоком постаменте устремляется в облака. И только массивные двери украшены резьбой. Ее писали многие художники — Сергей Герасимов, Константин Юон, Андрей Мыльников.

Это интересно:  Книги по анатомии для художников

16 На картине Герасимова « Церковь Покрова на Нерли » хорошо показано, как среди светло — зелёной травы ярко выделяется синяя река, которая отражает белокурые, пушисто — белоснежные облака. Они очаровывают своей формой и беспорядочностью. Пушистые и могучие деревья, которые стоят возле церкви такие же высокие, как и она, что даже у неё увенчанный крест главка растворяется в воздухе и где — то высоко тает в небе. Церковь стоит на берегу холма, который окутывается рекой Нерль. Этот собор отлично выделяется в этой картине, поскольку церковь находится на середине картины и берёт всё внимание на себя. Храм белокаменный, с изящными формами и фиолетовыми куполами, но здесь они золотые, потому что отражают яркие лучи солнца.

СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГЕРАСИМОВ

Сергей Васильевич Герасимов вошел в историю советского изобразительного искусства как мастер тематической композиции и жанровой картины, проникновенный портретист и тонкий пейзажист, великолепный рисовальщик и автор книжных иллюстраций.

Учителями Герасимова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества были известные художники А. Е. Архипов, С. В. Иванов, К. А. Коровин, от них он унаследовал лучшие традиции русского реалистического искусства. С 1906 г. Сергей Васильевич участвует в выставках, экспонируя акварельные и живописные портреты, поэтические пейзажи России.

В 20—30-е гг. художник воплощает в картинах и портретах черты новой жизни, характерные приметы нового колхозного уклада. Такие его произведения, как «Приезд коммунистов в деревню», «Колхозный сторож», «Колхозный праздник», волнуют непосредственностью и точностью живописного языка, глубиной раскрытия темы.

Образы русской истории и Октябрьской революции в 30—40-е гг. находят в творчестве Герасимова эмоционально яркое решение. Динамичен, наполнен горячим дыханием истории «Октябрь в Москве». Незабываема по силе и чистоте драматических интонаций «Клятва сибирских партизан» — своеобразная оптимистическая трагедия в живописи. В золотой фонд изобразительной Ленинианы по праву вошла монументальная композиция «В. И. Ленин на II съезде Советов среди делегатов-крестьян».

Патриотические раздумья, навеянные событиями русской истории, легли в основу картин «Восстание Пугачева», «Восстание крестьян под Можайском в 1866 г.», «Кутузов под Бородиным».

Великая Отечественная война, борьба советского народа с фашистскими захватчиками обострила гражданское чувство художника. Замечательная картина «Мать партизана» (Третьяковская галерея), написанная в 1943 г., вобрала в себя гнев и боль автора, его непоколебимую веру в стойкость и мужество народа.

Любовь к Родине, лирическое восприятие ее природы отразились в многочисленных акварелях и живописных пейзажах мастера. Родной город художника — Можайск, Север, Кавказ и Средняя Азия дали сотни мотивов и сюжетов пейзажному творчеству Герасимова.

Облик современника, особенности его характера, духовного внутреннего мира постоянно волновали Герасимова-портретиста. Особенно выразительны запечатленные им образы мастеров искусства. Его привлекали характеры сильные, крупные, что нашло свое выражение не только в картинах, но и в его иллюстрациях. «Дело Артамонова» М. Горького, «Поднятая целина» М. А. Шолохова, «Гроза» А. Н. Островского и другие значительные литературные произведения обрели в книжной графике мастера убедительную изобразительную трактовку.

Лауреат Ленинской премии, народный художник СССР Сергей Васильевич Герасимов много сил и опыта отдал организаторской и преподавательской работе.

ГЕРАСИМОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ГЕРАСИМОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ — российский живописец и график, народный художник СССР (1958 год), действительный член АХ СССР (1947 год).

Сочинения:

Об ис­кус­ст­ве. Сборник ста­тей. М., 1973 год.

Иллюстрации:

С.В. Ге­ра­си­мов. «Кол­хоз­ный празд­ник». 1937 год. Треть­я­ков­ская га­ле­рея (Мо­ск­ва). Архив БРЭ.

Статья написана по материалам сайтов: artinvestment.ru, artifex.ru, www.myshared.ru, allforchildren.ru, w.histrf.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий