И.Н. Никитин художник

Nav view search

Login Form

Братья Никитины – русские художники XVIII века

Подробности Категория: Искусство России XVIII века Опубликовано 15.02.2018 15:43 Просмотров: 497

Иван и Роман Никитины – русские художники, работавшие в стиле западноевропейского искусства.
Иван Никитин считается основателем русской портретной школы XVIII в.

Иван Никитич Никитин (ок. 1690-ок.1742)

Творчество

Иван Никитин в основном работал в жанре портрета. Но подписаны им всего три работы. Остальные работы (около 10) ему приписываются.
Ранние портреты художника ещё носят следы парсуны. Но Никитина всё же считают одним из первых (а часто называют даже первым) русских художников, кто отошёл от традиционного иконописного стиля русской живописи и начал писать так, как в это время писали в Европе – с перспективой.

Иван Никитин. Портрет канцлера Г.И. Головкина (1720). Холст, масло. 90,9 x 73,4 cм. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Это также ранняя работа художника, выполненная по возвращении из Италии. Граф Гаврила Иванович Головкин – вице-канцлер, сподвижник Петра I, хитрый и ловкий дипломат.
У Головкина умный проницательный взгляд, твердая волевая складка губ. Парик – по моде того времени. Художник создал образ энергичного государственного деятеля, человека эпохи Петра. В его осанке – чувство собственного достоинства. Торжественность и значительность образу придают сдержанность позы, андреевская лента и звезда, польский орден Белого Орла в виде креста на голубом банте.
Портрет напольного гетмана считается вершиной творчества Ивана Никитина. Кто именно изображён на полотне – не вполне ясно, называются различные имена. Но именно в этом изображении мастер парадного портрета проявляет себя мастером человеческой души. Он создаёт трагический образ сильного, властного, много перенесшего на своем веку и исполненного скорби человека.

Иван Никитин. Портрет напольного гетмана (

1725). Холст, масло. 76 х 60 cм. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Гетман изображён в спокойной позе, со спутанными волосами, в расстёгнутой домашней одежде. Он погружён в себя, в свои переживания.
Высокий лоб изрезан морщинами, а глаза застыли, глядя в пространство. Драматический эффект картины создаёт выражение его лица. Преобладание красного тона в изображении лица, а также элементов одежды, усиливает чувство тревоги и напряжённости ситуации.

Роман Никитич Никитин (1691-1753)

Роман Никитич Никитин – младший брат художника Ивана Никитича Никитина. Его жизнь и творчество менее известны, а его художественные принципы более традиционны и консервативны, чем у брата.
Художественное образование Романа Никитина началось под руководством его брата Ивана. Позже наставником Романа стал Иоганн Готфрид Дангауер (Таннауэр) – немецкий живописец, портретист, миниатюрист, придворный художник Петра I.
Возвратившись в Россию после учёбы в Италии, Роман Никитин участвовал в украшении живописью триумфальных ворот в Москве, воздвигнутых по случаю заключения Ништадтского мира, занимался церковной живописью. В 1732 г. братья Никитины были арестованы по делу Феофана Прокоповича, о чём сказано в биографии Ивана Никитина. В Тобольске Роман Никитин продолжал заниматься живописью.
После вступления на престол императрицы Елизаветы Петровны Роман Никитин был возвращён в придворные живописцы, ему было поручено написать образа для новой церкви в Московском Златоустовском монастыре.
Роман Никитич Никитин умер в конце 1753 или в начале 1754 г.

Творчество

С уверенностью Роману Никитину приписывают только два портрета: Григория Дмитриевича Строганова и его супруги, баронессы Марии Яковлевны (Вассы) Строгановой, относящиеся примерно к 1724 г. Возможно, им созданы портреты всей семьи Строгановых, но они не сохранились.

Роман Никитин. Портрет Григория Дмитриевича Строганова (не позднее 1715). Холст, масло. 101 x 77, 5 см. Одесский художественный музей
Портрет Строганова выполнен в классическом европейском стиле с элементами рококо, но в нём ещё видны следы парсуны: статичность, тёмный фон, отсутствие психологизма. Делается попытка передачи движения руки персонажа, но эта попытка не совсем удачна – рука изображена в застывшем положении.

Никитин Иван Никитич

Около 1680-1742

Любимый художник Петра I, «Персонных дел мастер», первый знаменитый портретист во всей Европе Иван Никитич Никитин середина 1680-х (точная дата его рождения не установлена), город Москва.

«Живописец Иван» был основоположником нового времени в русской живописи.

И.Н. Никитин являл собой пример патриотической гордости императора перед иностранцами. Петр I говорил о нём: «…дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры»

Долгое время И.Н. Никитин связан с именем и творчеством его однофамильца. Лишь недавно из архивных материалов историки узнали отчество Никитина и определили точную принадлежность портретов кисти И.Н. Никитина, круг его работ.

Судьба художника сложилась трагически. Иван Никитич происхождением из семьи священников, близкой ко двору. Детство русского художника прошло в имении Романовых, в Измайлове. Ремесло живописца И.Н. Никитин освоил в Оружейной палате, однако точно это не установлено, так как даже в самых ранних картинах видно влияние европейской живописи. Наставником И.Н. Никитина был голландский гравер А. Шхонебека.

В 1711 г. Оружейная палата переведена из Москвы в новую столицу г. Санкт-Петербург. Так русский портретист уже в Питере работает при типографии. Обучался письму самостоятельно, копируя работы известных иностранных мастеров. Когда была основана рисовальная школа, одним из преподавателей которой стал И.Н. Никитин.

В это время он написал первые работы, принёсшие известность – «Портрет царевны Прасковьи Иоанновны», 1714; «Портрет царевны Натальи Алексеевны», «Портрет царицы Прасковьи Федоровны», 1716. Колорит работ схож с портретами предыдущего века, достаточно тёмный фон, насыщенные цветовые пятна. Плоскостное изображение, отсутствие глубины, условность света и тени. Однако картины отличаются превосходным композиционным решением. Никитину чужда лесть, обычная для парадных портретов того времени.

И.Н. Никитин обучался живописи в Италии, Венеции и Флоренции. По возвращению на Родину он признан мастером живописи, получил звание гофмалера.

28 января 1725 года Никитин пишет Петра в последний раз («Петр I на смертном ложе»). Редкое по живописной силе и свободе полотно, написанное единомышленником, ошеломленным величиной утраты. С этого времени судьба художника развивается трагически, но в это время были созданы лучшие работы. Тёмный и насыщенный колорит приобретает тёплые оттенки. «Портрет канцлера Г. И. Головкина» (1720-е), «Портрет Петра I» (начало 1720-х). Рококо, как в портрете юного барона С. Г. Строганова (1726). В 1725 г.

Лучшим произведением Никитина является «Портрет напольного гетмана» (1720-е) – образ человека эпохи Петра I.

Портрет решён очень просто. Немолодой, усталый и кажущийся очень одиноким человек. Хотя по костюму видно, что изображенный человек – высокопоставленное лицо, должно быть глава Украины. На самом деле личность его не известна.

В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича. После пяти лет казематов Петропавловской крепости, допросов и пыток Никитина вместе с братом отправляют в ссылку. Иван и Роман оказались в Тобольске. Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Наверное, он умер где-то на пути к Москве.

Никитин Иван Никитич (1680-1742)

Иван Никитич Никитин — «Персонных дел мастер», любимый художник Петра I, предмет его патриотической гордости перед иностранцами, «дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». И Петр не ошибался: «живописец Иван» был первым русским портретистом европейского уровня и в европейском смысле этого слова.

И.Н.Никитин происходил из семьи московских священнослужителей. Первоначальное художественное образование получил, вероятно, в Московской Оружейной палате и гравировальной мастерской при ней под руководством голландского гравера А. Шхонебека. В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. Писать портреты, судя по всему, выучился самостоятельно, изучая и копируя имевшиеся в России работы иностранных мастеров. Благодаря своему таланту (а может быть, и родственникам, служившим в придворных церквях), Никитин быстро занял прочное положение при дворе. Петр Великий заметил его способности и отдал в учение к И.Г. Дангауеру

В ранних (до 1716 г.) работах художника ощутима связь с парсунами — русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Вместе с тем в них есть и несомненное композиционное мастерство, и умение эффектно задрапировать фигуру, передать фактуру различных материалов, гармонично согласовать насыщенные цветовые пятна. Но главное — от этих портретов остается ощущение какой-то особенной реалистической убедительности и психологической достоверности. Никитину совершенно чужда лесть, обычная для парадных портретов.

Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц. Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи — рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С.Г.Строганова (1726). Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е).
В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя. «Петр 1 на смертном ложе» (в музее Академии Художеств)— в сущности, большой этюд, исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный.
В царствование Екатерины I он поселился в Москве, где его брат, вернувшийся из-за границы несколько позже, занимался, главным образом, церковной живописью.

В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Возможно, этому косвенно способствовала неудачная женитьба художника и последовавший затем развод: родственники бывшей жены стремились всячески навредить Никитину. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. После пяти лет казематов Петропавловской крепости, допросов и пыток братьев отправляют в ссылку. Иван и Роман оказались в Тобольске. Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Но пожилой и больной художник уже не вернулся в родную ему Москву. Вероятно, он умер где-то на пути к ней. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г.

Иван Никитич Никитин Nikitin, Ivan (1690-1742)

Петровские реформы конца XVII начала XVIII столетий затронули все основные сферы жизни русского народа. Они внесли существенные изменения в привычное религиозное искусство, добавив светские ноты, свойственные Европе Нового времени. Пётр I активно отправлял на обучение за границу молодых специалистов, среди которых и Иван Никитин, ставший впоследствии гордостью императора и, был признан основателем русской портретной школы XVII века.

Иван Никитич Никитин

«Живописец Иван» родился примерно в 1690 г., в семье московских церковников. Предположительно обучался в гравировальной мастерской при Оружейной Палате, под руководством Адриана Шхонебека — специалиста из Голландии. В 1711 г. поступил в ученичество к немецкогому художнику Иоганну Готфриду Таннауэру в Петербурге, прибывшего работать по приглашению.

Положительно зарекомендовав себя при дворе, в 1716 г. Иван Никитин, вместе с братом Романом, был отправлен на обучение за границу. В течение четырёх лет его наставниками становятся многие известные мастера той эпохи, в числе которых Томмазо Реди и Никола де Ларжильер.

Завершив обучение в 1720 г., Иван Никитин возвращается ко двору, где занимает место любимого художника Петра I. Его кисти принадлежит портрет императора на смертном одре.

В 1732 г. Иван, вместе с братьями Романом и Иродионом, был заключён в Петропавловскую Крепость, где отбывал наказание за распространение пасквилей на архиепископа Феофана Прокоповича. По истечении пяти лет выслан пожизненно в Тобольск.

После кончины Анны Иоанновны в 1741 г. братья были реабилитированы. В 1742 г. Иван Никитич Никитин выехал в Москву, но так и не вернулся, скончавшись по дороге.

Начало творчества

В ранних полотнах художника, написанных до 1716 г., легко прослеживается связь с традиционной парсунной живописью. Портрет Прасковьи Ивановны, племянницы Петра, написан жёсткими мазками, цветовые пятна лежат отдельно, изображение несёт плоский характер, анатомическое строение фигуры передано лишь приблизительно. Статичность работе придаёт глухой тёмный фон, отсутствие теней, условно намеченная световоздушная среда.

Однако, уже на этом этапе творчества, автор стремится отойти от старых традиций. Изображение лица Прасковьи Ивановны отражает поэтический образ, характер и внутренний мир молодой царевны.

Впоследствии Никитин создаёт ряд подобных портретов — Прасковьи Фёдоровны, Натальи Алексеевны и казака в красном кафтане. Они реалистичны, убедительны и достоверны.

Зрелые полотна

Работы, созданные живописцем, вернувшимся из-за границы, отличаются прекрасной техникой и новыми приёмами живописи. Но он по-прежнему остаётся верен себе. Узнаваемые черты полотен, присущие раннему творчеству мастера, теперь становятся его визитной карточкой. Никитин создаёт несколько портретов Петра I. Они значительно отличаются картин современников — в облике императора видна вся мощь Государства Российского, его волевой характер и бремя власти, лежащее на расправленных плечах.

Со временем художник оживляет свои образы. И вот молодой Григорий Строганов застыл на портрете в живом полуобороте. Фигура, погружённая в тень, акцентирует внимание на заинтересованном взгляде и высветленном одухотворённом лице. Автор тонко работает с колоритом, мастерски сочетая серебристую и золотисто-коричневую гамму.

Иван Никитин не льстит и не украшает. Он старается донести правдивую информацию, показать неповторимость каждого человека. На полотне «Канцлер Российской империи» изображён современник художника — государственный чиновник и дипломат Головкин Гавриил Иванович. Он утомлён, насторожён и лукав. Картина «Напольный гетман» показывает немолодого волевого и мужественного человека. Он Воин, всегда готовый встретить врага, его глаза воспалены, а щёки темны от загара. Утончённость юной и миловидной царевны Анны Петровны, напротив, умело подчёркнута серебристыми, голубоватыми и розоватыми тонами. В одной из лучших своих картин, «Пётр I на смертном ложе», живописец точно передаёт настроение торжественности и всеобщей скорби, несмотря на короткие сроки его исполнения.

В своих работах Иван Никитич Никитин добивается поразительного внешнего сходства, приоткрывает завесу, прячущую внутренний мир современников. «Портретных дел мастер», приближённый художник Петра Великого, по праву признан одним из основателей русской школы живописи XVIII века.

НИКИТИН
Иван Никитич

«Персонных дел мастер», любимый художник Петра I, И. Н. Никитин являл собой пример патриотической гордости императора перед иностранцами, «дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». И Петр не ошибался: «живописец Иван» был первым русским портретистом европейского уровня.

И. Н. Никитин происходил из семьи московских священнослужителей. Первоначальное художественное образование получил, вероятно, в Московской Оружейной палате и гравировальной мастерской при ней под руководством голландского гравера А. Шхонебека. В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. Писать портреты, судя по всему, выучился самостоятельно, изучая и копируя имевшиеся в России работы иностранных мастеров. Благодаря своему таланту (а может быть, и родственникам, служившим в придворных церквах), Никитин быстро занял прочное положение при дворе.

В ранних (до 1716 г.) работах художника («Портрет царевны Прасковьи Иоанновны», 1714; «Портрет царевны Натальи Алексеевны», «Портрет царицы Прасковьи Федоровны», оба не позднее 1716) ощутима связь с парсунами — русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Вместе с тем в них есть и несомненное композиционное мастерство, и умение эффектно задрапировать фигуру, передать фактуру различных материалов, гармонично согласовать насыщенные цветовые пятна. Но главное — от этих портретов остается ощущение какой-то особенной реалистической убедительности и психологической достоверности. Никитину совершенно чужда лесть, обычная для парадных портретов.

Из Италии Никитин действительно вернулся мастером. Он избавился от недостатков рисунка и условностей ранних работ, но сохранил главные свои особенности: общий реализм живописи и прямоту психологических характеристик, довольно темный и насыщенный колорит, в котором преобладают теплые оттенки. К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям. Таковы «Портрет канцлера Г. И. Головкина» (1720-е) и знаменитый «Портрет Петра I» (в круге, начало 1720-х); правда, принадлежность последнего кисти Никитина иногда оспаривается. Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи — рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С. Г. Строганова (1726).

В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя. «Петр I на смертном ложе» — в сущности, большой этюд, исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный. Композиция построена так, что подчеркнут масштаб фигуры (в прямом и переносном смысле) умершего и одновременно внимание зрителя концентрируется на его лице.

Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е). Портрет решен очень просто. Перед нами немолодой, усталый и кажущийся очень одиноким человек. Лишь по костюму можно понять, что это высокопоставленный деятель, формально — глава Украины. Удивительно, но по-своему символично: мы не знаем точно, кто конкретно изображен на портрете. Традиционно считается, что портрет написан после 1725 г. Поэтому он воспринимается как обобщенный образ человека Петровской эпохи, участника ее событий и свидетеля ее конца.

В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Возможно, этому косвенно способствовала неудачная женитьба художника и последовавший затем развод: родственники бывшей жены стремились всячески навредить Никитину. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. После пяти лет казематов Петропавловской крепости, допросов и пыток братьев отправляют в ссылку. Иван и Роман оказались в Тобольске. Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Но пожилой и больной художник уже не вернулся в родную ему Москву. Вероятно, он умер где-то на пути к ней.

Портрет Петра I. 1717. Масло

Портрет напольною гетмана. 1720-е. Масло

Портрет Екатерины I. 1717. Масло

Статья написана по материалам сайтов: ency.info, rus-artist.ru, petroart.ru, gallerix.ru, www.artonline.ru.

«

Это интересно:  Иллюстрации художников к русским народным сказкам
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий