Иллюстрации художников к русским народным сказкам

Предварительный просмотр:

учащихся 5 «Б» класса

русских народных сказок»

  • расширить знания о работе художников — иллюстраторов.
  • познакомиться с творчеством художников-иллюстраторов В.М.Васнецова, Ю.А.Васнецова, Е.М.Рачёва, Т.А.Мавриной, И.Я.Билибина.В. В. Лебедева;
  • увидеть интересные приемы и способы изображения животных и людей;
  • проявлять положительные эмоции к художественному слову
  • развивать эстетическое отношение к произведениям народного творчества, умение сравнивать выразительные средства художников
  • сделать собственные иллюстрации к прочитанным сказкам, оформить выставку своих работ.
  • Почему художники — иллюстраторы не просто рисовали пояснения к тексту сказок, а создавали прекрасные самостоятельные произведения, обогатившие русское и мировое искусство?
  1. Что такое иллюстрация?
  2. Кто такие художники – иллюстраторы?

Предметные области: литература, изобразительное искусство, русский язык.

Участники проекта – учащиеся 5 «Б» класса

Мы познакомились с фактами биографии и особеностями творчества некоторых художников – иллюстраторов русских народных сказок и выяснили, почему авторы не просто рисовали пояснения к тексту сказок, а создавали прекрасные самостоятельные произведения, обогатившие русское и мировое искусство?

Иллюстрация – это не просто добавление к тексту, а художественное произведение своего времени.

Иллюстраторы – это художники, которые русуют иллюстрации для книг, помогающие понять содержание произведения, лучше представить героев, их внешность, характеры, поступки, обстановку, в которой они живут.

«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа».

Виктор Васнецов родился в Вятском крае 15 мая (по новому стилю) 1848 года в семье сельского священника.

Отец, Михаил Васильевич, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Здесь получили первое признание рано проявившиеся художественные наклонности будущего живописца. Мотивами его первых натурных зарисовок стали деревенские пейзажи, сцены из деревенской жизни.

Село Рябово, где жили Васнецовы стояло на живописной, окаймленной густыми хвойными лесами речке Рябовке, с холмистых берегов которой открывались тянущиеся на десятки верст до уральских гор горизонты. Вятский край с его суровой и живописной природой, своеобразным укладом, сохраняющим устои далекого прошлого, с древними народными поверьями, старинными песнями, сказками и былинами стал основой для формирования ранних жизненных впечатлений Васнецова.

Виктор провел в Вятке девять лет, но потребности в служении церкви не испытал. Он все больше времени отдает рисованию. По воскресеньям ходит в город, на базар, рисовать типы», изучает характеры. Его семинарские тетради полны зарисовок по памяти.

В августе 1867 года с благословения отца Виктор Васнецов оставил семинарию за полтора года до ее окончания и с вырученными от лотереи деньгами уехал в Петербург поступать в Академию художеств.

Виктор Михайлович Васнецов прожил большую, красивую и многотрудную жизнь. Один из самых знаменитых русских художников XIX века, он знал восторженное преклонение и холодно-сдержанное, до полного неприятия, отношение к своему творчеству, огромный успех и резкую, граничащую с хулой, критику своих работ.

Его называли «истинным богатырем русской живописи». Это определение родилось не только благодаря образной связи с «богатырской» темой его живописи, но благодаря осознанию современниками значительности личности художника, пониманию его роли как родоначальника нового, «национального» направления в русском искусстве. Значение творчества Васнецова не только в том, что он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам. Хотя именно этот Васнецов — автор «Алёнушки», «Богатырей», «Ивана-Царевича на Сером Волке», широко репродуцируемых в течение многих лет огромными тиражами в школьных учебниках, на календарях, ковриках, конфетных и папиросных коробках, — вошел в массовое сознание, заслонив истинное лицо художника.

Иван Александрович Кузнецов (1908 – 1987)

Иван Александрович Кузнецов родился 23 мая 1908 года в деревне Монетово Вохомского района Костромской области . Он был двенадцатым ребёнком в семье. Мальчик горячо любил еловые леса своего края, с интересом наблюдал за всяким лесным зверьем. И на любом найденном клочке бумаги, на любой стенке пытался изобразить то, что жило в его памяти и воображении. Как-то разрисовал солдатиками унылый забор перед своей избой. За это отец его крепко побил и заставил закрасить все рисунки густой серой краской.

После окончания в селе Вохма школы крестьянской молодежи Иван решил осуществить свою самую заветную мечту — уехать учиться дальше. Он нанимается табельщиком на лесосплаве по Ветлуге и Волге. Заработанные деньги позволили добраться до Ленинграда, но там не удалось никуда поступить. Потом он попал в Москву. В столице бродяжничал, рисовал «с натуры» по пивным и ночлежкам. Случайно встреченный им журналист « Крестьянской газеты» увидел его рисунки и решил пристроить парня в свою газету. Поначалу Иван только наклеивал марки и писал на бандеролях адреса подписчиков в экспедиционном отделе газеты. Некоторые заметки он сопровождает своими рисунками. Они нравятся редакции, и она определить способного молодого человека в художественное учебное заведение.

Окончив художественное училище, Иван Кузнецов с 1930 по 1935 год учится в Полиграфическом институте.

В тридцатые годы появляются первые книги, оформленные Иваном Кузнецовым. Как правило, это скромно изданные книжки для детей. Среди них «Мы с приятелем», «А что у вас?» С.Михалкова, «Собака и кот» О.Туманяна . Эти и другие издания были выпущены Детгизом. Кузнецов попал в это издательство в пору его становления. Именно Детгизом (ныне издательство «Детская литература») выпущено большинство книг с его иллюстрациями.

В годы войны И.Кузнецова, уволенного из армии по болезни, направляют на танковые заводы Челябинска и Нижнего Тагила, где он работает художником-конструктором по заданиям Министерства танковой промышленности.

А потом продолжилась его кропотливая работа над книжной иллюстрацией. Самой большой любовью художника Ивана Кузнецова, можно сказать, его судьбой, стал удивительный мир сказки. Обращению к сказке во многом способствовало близкое знакомство еще во время работы в «Сверчке» со старшим его однофамильцем Константином Васильевичем Кузнецовым.

В книгах с рисунками Ивана Кузнецова есть сказки разных народов. Готовясь к работе, он собирает огромный этнографический материал, тщательно изучает природу, быт, национальные особенности героев сказки. И, конечно, особенно близка была ему русская сказка. Здесь оживали образы природы и приметы быта, хорошо знакомые ему с малых лет. Тоненькие книжечки с его рисунками, такие, как «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Козел — стеклянные глаза, золотые рога», многие люди старшего поколения помнят с детства.

С пятидесятых годов выходят иллюстрированные художником сборники сказок — «Гора самоцветов», «Русские народные сказки», «Волшебное кольцо», «Чудесная мельница», «Наши сказки». Позднее появляется его известная «Лебедушка», где героиня каждой сказки — добрая, трудолюбивая и сметливая русская женщина.

Среди оформленных Иваном Кузнецовым книг есть и стихи, и проза. С его рисунками вышли сочинения таких авторов, как Е.Благинина и С.Щипачев, К.Паустовский и А.Платонов, Л.Толстой и М.Горький. К особенно любимой художником сказочной тематике он обратился и в своих многим известных гравюрах на линолеуме. Это «Аленушка», «Чудесный ковер», «Летучий корабль», «Жар-птица», «Худой разум». Все послевоенные годы художник много ездил по России. Побывал на Каме, на Оке, на Байкале, у себя на родине в Вохме. Он снимал комнату в подмосковной Салтыковке и подолгу жил и работал там. Весной 1966 года ему удалось побывать в Италии. Отовсюду он привозил свои чудесные рисунки и акварели, главным образом, пейзажи.

Оригиналы работ Ивана Кузнецова находятся в разных художественных музеях, в том числе в музее на его родине в Вохме, в Шушенской картинной галерее, в музее изобразительных искусств города Ирбит. Многие оригиналы работ и иллюстрированные им книги хранятся в семье художника, у его дочери. В последние годы жизни Иван Александрович тяжело болел. 1 мая 1987 года его не стало. Все сказанное этим художником, будь то книжная графика, акварели, рисунки и линогравюры, проникнуто теплом и добротой. Его творчество близко и понятно всем — и детям, и взрослым.

Иван Яковлевич Билибин (1876 – 1942)

Иван Яковлевич Билибин родился в селе Тарховка Санкт-Петербургской губернии. Именно его иллюстрации помогли создать детскую книгу нарядной и доступной.

Ориентируясь на традиции древнерусского и народного искусства, Билибин разработал логически последовательную систему графических приемов, сохранявшуюся в основе на протяжении всего его творчества. Эта графическая система, а также присущее Билибину своеобразие трактовки былинных и сказочных образов дали возможность говорить об особом билибинском стиле.

Это интересно:  «Неравный брак» картина русского художника

А началось все с выставки московских художников в 1899 году в Петербурге, на которой И.Билибин увидел картину В.Васнецова «Богатыри». Воспитанный в петербургской среде, далекой от увлечений национальным прошлым, художник неожиданно проявил интерес к русской старине, сказке, народному искусству. Летом этого же года Билибин уезжает в деревню Егны Тверской губернии, чтобы самому увидеть дремучие леса, прозрачные речки, деревянные избушки, услышать сказки и песни. В воображении оживают картины с выставки Виктора Васнецова. Художник Иван Билибин начинает иллюстрировать русские народные сказки из сборника Афанасьева. И осенью того же года Экспедиция заготовления государственных бумаг (Гознак) начала выпускать серию сказок с билибинскими рисунками.

В течение 4-х лет Билибин проиллюстрировал семь сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная». Издания сказок относятся к типу небольших по объему крупноформатных книжек-тетрадей. С самого начала книги Билибина отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью. Художник создавал не отдельные иллюстрации, он стремился к ансамблю: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт – все стилизовал под старинную рукопись.

Билибин проявил себя художником книги, он не ограничивался выполнением отдельных иллюстраций, а стремился к цельности.

Иллюстрации художников к русским народным сказкам

Они подарили нам сказку! Художники-иллюстраторы, которые «оживили» наших любимых героев. Путеводитель по книжкам, стилю, техникам и истории из жизни.

Мастер графики, создатель особого типа иллюстрированной книги, «первый профессионал книги» — как его называют специалисты. Его пример — другим наука, в творчестве Билибина искали вдохновения многие поколения не только иллюстраторов, но и графических дизайнеров.

«Царевна-лягушка», «Василиса-прекрасная», «Марья Моревна», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке» — стоит найти на полке любимые с детства книжки, чтобы убедиться — красота!

Стиль. Узнать работы Билибина можно по большого формата тонкой книге-тетради с крупными цветными рисунками. И художник здесь — не просто автор рисунков, но и всех декоративных элементов книги — обложки, инициалов, шрифтов и орнаментальных украшений.

В музее-заповеднике «Абрамцево» до сих пор хранятся книги проиллюстрированные Еленой Поленовой. Сестра знаменитого живописца Василия Поленова, хоть и была связана с богемным «мамонтовским кружком» – художниками, артистами, архитекторами, всегда интересовалась народным, крестьянским. Ее вдохновляли сказы, в ее письмах друзьям упоминаются герои фольклора, например: бабушка Федосья – мастерица придумывать веселые небылицы.

Стиль: Основное в пейзажах Поленовой – внимание к «мелочам»: травам, цветам, грибам, насекомым. Она старалась «перенестись в то далекое детство, когда, слушая этот рассказ, я представляла себе в лесу миниатюрные монастыри и города, выстроенные, так сказать, в грибном масштабе, в котором живут и действуют эти удивительные существа».

«Краденое солнце» Корнея Чуковского, «Кошкин дом» Самуила Маршака, «Конек-горбунок» Петра Ершова — героев всех этих книг мы представляем благодаря рисункам Юрия Васнецова.

Стиль: Художника вдохновляли нарядные дымковские куклами и яркие петухи, традиции лубка и народная фантазия оказали заметное влияние на творчество иллюстратора.

Деталь: Книжная графика была лишь частью творчества Васнецова. В живописных произведениях он проявил себя как очень крупный мастер, соединивший народную культуру и высокую эстетику.

Владимир Конашевич дал нам возможность увидеть доктора Айболита, Тянитолкая, малютку Бибигона, Конька-Горбунка и мудрецов, которые плыли по морю в грозу. Рассказывая о том, как придумывает рисунки, Конашевич признавался: «Есть художники, которые изобретают и думают с карандашом в руке… Я художник другого склада. Раньше, чем я возьмусь за карандаш, я должен выяснить всё заранее, представить себе мысленно уже готовый рисунок во всех деталях…»

Стиль: Для художника, работающего с детскими книгами одного таланта рисовать мало, нужен второй — доброта. Мир Конашевича — как раз такой, мир доброты и мечты. Художник создал узнаваемый стиль в оформлении сказок: яркие образы,витиеватые узоры, виньетки, «живая» композиция, которая захватывает не только детей, но и взрослых.

«С малых лет, сколько себя помню, — признавался Георгий Нарбут, — меня влекла живопись. За отсутствием красок, которых я не видел, пока не попал в гимназию, и карандашей я использовал цветную бумагу: вырезал ножницами и клеил мучным клеем» .

Художник, рисовальщик и иллюстратор, организатор высшего графического образования на Украине Георгий Нарбут, учился у Михаила Добужинского и Ивана Билибина, последний даже говорил: «Нарбут огромнейших, прямо необъятных размеров талант… Я считаю его самым выдающимся, самым большим из русских графиков».

Cтиль. В мастерской Нарбута рождались гениальные идеи и создавались шедевры, изменившие историю книги в России. Книжная графика — это не просто виртуозная техничность и изысканность вкуса. Стиль Нарбута — это всегда выразительная обложка, декоративно оформленный титульный лист, буквицы и искусные иллюстрации.

Художник намеренно избегал излишней публичности, оттого факты о ее биографии так скудны. Известно, что он был выходцем из московского купечества и учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Зворыкина считают основоположником «русского стиля» в книжной иллюстрации и лучшим графиком-орнаменталистом начала XX в.. С 1898 года он иллюстрировал и оформлял книги для московских и петербургских издательств Ивана Сытина и Анатолия Мамонтова. Первым опытом художника в области детской книги была книжка «Сказка о золотом петушке» Александра Пушкина.

Стиль. Вдохновение для своих работ Борис Зворыкин искал в русской старине, декоративно-прикладном искусстве, иконописи, деревянном зодчестве и книжной миниатюре. Недаром он был одним из активных членов «Общества возрождения художественной Руси».

Борис Диодоров «оживлял» для нас героев русской и зарубежной классики. «Тутту Карлссон Первую и единственную, «Людвига Четырнадцатого и других», «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями», «Дело в шляпе» (об истории головных уборов в России совместно с Ириной Кончаловской) — всех не перечислишь: всего художник проиллюстрировал около 300 книг.

Диодоров работал главным художником издательства «Детская литература», получил из рук принцессы Дании золотую медаль Г. Х. Андерсена, его работы выставлялись в США, Франции, Испании, Финляндии, Японии, Южной Корее.

Стиль: красота тонких линий. Техника офорт, при которой стальной иглой процарапывают рисунок на покрытой лаком металлической пластине довольно сложна, но только она позволяет добиться воздушности и тонкости в исполнении.

LiveInternetLiveInternet

Метки

Музыка

Рубрики

  • Картинки (1)
  • Мой дневник (0)
  • Цитаты (текст) (0)
  • Кулинария (0)

Шутливый гороскоп блоггера

Гороскоп для «Gribochek» на 23 февраля 2009

Покончите с неопределенностью в вашем дневнике. Попробуйте поспрашивать у знающих, что происходит в Telenovela. Google в перигее. А это означает, что будет очень правильно сходить на комедию с milana07. Есть несколько пользователей, с которыми хотелось бы сегодня перекинуться парой фраз. Например, с CAPRICEdesDIEUX.

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Иллюстрации к русским-народным сказкам в исполнении русских художников.

Басня: «Кот и повар».

Художник: Каневский Аминодав Моисеевич.

Художник: Билибин Иван Яковлевич.

Художник: Билибин Иван Яковлевич.

Художник: Билибин Иван Яковлевич.

Художник: Билибин Иван Яковлевич.

Художник: Рачев Е.М.

Сказка: «Лисичка-сестричка и серый волк».

Художник: Рачев Е.М.

Художник: Кочергин Н.М.

Сказка: «Маша и медведь».

Художник: Рачев Е.М.

Сказка: «Три зятя».

Художник: Кузнецов И.А..

Художник: Кузнецов И.А..

Сказка о золотом петушке.

Художник: Билибин Иван Яковлевич.

Художник: Билибин Иван Яковлевич

  • Запись понравилась
  • 2 Процитировали
  • Сохранили
    • 2Добавить в цитатник
    • Сохранить в ссылки

    Ответ на комментарий milana07

    Я тоже очень люблю их, хоть мне уже 28 лет:))!

    Хорошо быть девушкой в розовом пальто,

    Можно и не в розовом, но уже не то.

    Хорошо быть женщиной в норковом манто,

    Можно и в фуфайке, но уже не то.

    Хорошо быть женщиной в новеньком авто,

    Можно и в автобусе, но уже не то.

    Хорошо зарплату бы тысяч эдак в 100,

    Можно и 15, но уже не то.

    Так давайте выпьем же, девочки за то,

    Чтобы в нашей жизни было только ТО.

    Ответ на комментарий gzhelka11

    Понравились сказочки:)))? Я рада:).

    Ответ на комментарий andre_nolin

    Вы собирали иллюстрации этих художников? Здорово. Я сама люблю как сказки, так эти иллюстрации.

    Ответ на комментарий Nezabudka77

    Спасибо за доброе пожелание. Вы любите рисовать?

    С Рождеством Вас поздравляем!
    И конечно же желаем:
    Вьюга пусть на целый год,
    Вам здоровья наметет.

    Ветер выдует все хвори
    На холодное подворье.
    Снег пусть искрами кружится,
    Чтоб светлели ваши лица,
    А лукавая луна
    В ночь любви лишит вас сна.

    Пусть одна из ярких звезд
    Даст талантам вашим рост,
    Вашу мысль поднимет ввысь!
    Пусть друзья украсят жизнь!

    Русские художники — иллюстраторы сказки

    Вы были когда-нибудь в избушке на курьих ножках? Среди многих русских живописцев, искавших вдохновения в народной истории, культуре и поэзии, В. Васнецов занимает особое место. Художник признавался: «Я всегда был убежден, что … в сказке, в песне, былине, сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может, и будущим…» (8, с. 476). На его картине «Гусляры» — певцы-сказители. В их песнях-былинах оживают, становясь своеобразной летописью народной истории, образы любимых героев.

    Имя Виктора Михайловича Васнецова — одно из самых известных и любимых среди имен русских художников XIX века (37). Его твopчeское наследие интересно и многогранно. Его называли «истинным богатырем русской живописи». Он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам. «Я только Русью и жил» — эти слова художника характеризуют смысл и значение его творчества. Картины бытового жанра и поэтические полотна на сюжеты русских народных сказок, легенд, былин; иллюстрации к произведениям русских писателей и эскизы театральных декораций; портретная живопись и орнаментальное искусство; росписи на исторические сюжеты и архитектурные проекты — таков творческий диапазон художника.

    Но глaвное, чем обогатил художник русское искусство, — это пpoизведeния, написанные на основе народного творчества. Какие же картины Виктора Васнецова можно считать самыми известными? Любой ответит, что это знаменитые сказочные работы мастера: «Богатыри», которых некоторые назовут «Три богатыря», нежная, задумчивая «Алёнушка» и, возможно, не менее известное творение — «Иван-царевич на Сером Волке». Почему именно эти работы так чётко отпечатались в памяти большинства людей? Возможно, это связано с исконно русскими образами или проникновенными сказочными мотивами, которые передаются новым поколениям, уже на уровне народной памяти и стали в чём-то даже отражением истории Древней Руси.

    Сам Виктор Васнецов признавался, что сказочная «Алёнушка» (1881) — его любимое произведение, для создания которого он выезжал из Москвы к себе в родные места. А для передачи большей проникновенности образу посетил множество концертов классической музыки. Каждая веточка, цветочек и травинка поют хвалебную песню русской природе, воспевают красоту, свежесть и в то же время грустную задумчивость главной героини.

    Не менее известная работа — «Иван-царевич на Сером Волке» (1889) открывает для нас автора как глубокого знатока всего, что называется «душой русского народа». Сказочные персонажи красавицы и царевича рассказывают о времени, когда народ умел слушать и слышать природу.

    Работы великого мастера русской живописи стали мировым образом всего русского и народного в живописи конца 19 века.

    Летом 1899 года Билибин уехал в деревню Егны Тверской губернии, чтобы самому увидеть дремучие леса, прозрачные речки, деревянные избушки, услышать сказки и песни, начал иллюстрироватъ русские народные сказки из сборника Афанасьева. В течение 4-х лет Билибин проиллюстриро-вал семь сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная». Билибин создал не отдельные иллюстрации, он стремился к ансамблю: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт — все стилизовал под старинную рукопись.

    Ко всем семи книгам Билибин рисует одинаковую обложку, на которой располагает русские сказочные персонажи: трех богатырей, птицу Сирин, Змея-Горыныча, избушку Бабы-Яги. Все страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, как деревенские

    Билибин. Красный всадник окна резными наличниками. Они не только декоративны, но и имеют содержание, продолжающее основную иллюстрацию. В сказке «Василиса Прекрасная» иллюстрацию с Красным всадником (солнышко) окружают цветы, а Черного всадника (ночь) — мифические птицы с человеческими головами. Иллюстрацию с избушкой Бабы-Яги окружает рамка с поганками (а что еще может быть рядом с Бабой-Ягой?). Но самым главным для Билибина была атмосфера русской старины, эпоса, сказки. Из подлинных орнаментов, деталей он создавал полуреальный, полуфантастический мир.

    Конь был необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Образы солнца и коня в народном искусстве сливаются воедино. В поэтических представлениях народа всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, открывал путь вешним водам, после чего весна вступала в свои права. Этот мотив в фольклоре воплотился в образе Егория Храброго.

    Баба-Яга — сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу. «На печи, на девятом кирпичи лежит баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит» (2); «Баба-яга их напоила, накормила, в баню сводила», «Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирается, помелом след заметает». В. Даль пишет, что Яга — «род ведьмы или злой дух под личиною В. Билибин Баба-Яга.

    Орнаментальные линии четко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками черно-белого графического рисунка только подчеркивают заданные линии. Для обрамления рисунков И.Я. Билибин щедро использует орнамент (33).

    В наш XXI век, век узкой специализации, фигура Николая Константиновича Рериха представляет собой уникальное явление. Великий художник, археолог и исследователь, Николай Рерих обладает мировой славой живописца и ученого. Меньше знакомо нам его литературное наследие. Например, мало кто знает, что Николай Константинович писал и… сказки. С прекрасной иносказательностью образов, с манящей красотой таинственных миров. Герои его сказок являются носителями возвышенных чувств и мыслей, имеющих вечную общечеловеческую ценность (39). Они располагают к глубокому раздумью, настраивают на высокие чувства, устремляют к духовному совершенствованию.

    С.К. Маковский о Н.К. Рерихе:»… Есть художники, познающие в человеке тайну одинокой духовности. Они смотрят пристально в лица людей, и каждое лицо человеческое — мир, отдельный от мира всех. И есть другие: их манит тайна души слепой, близкой, общей для целых эпох и Николай Рерих. Галерея картин художника — Змиевна, 1906 народов, проникающей всю стихию жизни, в которой тонет отдельная личность, как слабый ручей в темной глубине подземного озера» (30, с. 33-35).

    У людей на холстах Рериха почти не видны лица. Они — безликие привидения столетий. Как деревья и звери, как тихие камни мертвых селений, как чудовища старины народной они слиты со стихией жизни в туманах прошлого. Они — без имени. И не думают, не чувствуют одиноко. Их нет отдельно и как будто не было никогда: словно и прежде, давно, в явной жизни, они жили общей думой и общим чувством, вместе с деревьями и камнями и чудовищами старины.

    Художник, которого невольно хочется сопоставить с Рерихом, — М.А. Врубель. Я не говорю о сходствах. Ни характером живописи, ни внушениями замыслов Рерих не напоминает Врубеля. И тем не менее, на известной глубине мистического постижения, они — братья. Различны темпераменты, различны формы и темы творчества; дух воплощений — един. Демоны Врубеля и ангелы Рериха родились в тех же моральных глубинах. Из тех же сумраков бессознательности возникла их красота. Но демонизм Врубеля активен. Он откровеннее, ярче, волшебнее. Горделивее.

    «В картине «Пан» греческий бог превращается в русского лешего. Старый, морщинистый, с бездонными голубыми глазами, узловатыми, словно сучья, пальцами, он как будто возникает из замшелого пня.

    Фантастическую колдовскую окраску приобретает характерный русский пейзаж — безбрежные влажные луга, извилистая речушка, тонкие березки, застывшие в тишине опускающихся на землю сумерек, озаренные багрянцем рогатого месяца (64).

    Царевна-лебедь — персонаж русских народных сказок. В одной из них в пересказе А.Н. Афанасьева повествуется о превращении двенадцати птиц — лебедей в прекрасных девушек, в другой — о явлении чудесной Лебедь-птицы на берегу синего моря (2).

    Садко (Богатый гость) является героем былин новгородского цикла. Садко сначала был бедным гусляром, потешавшим новгородских купцов и бояр, играя на гуслях на берегу Ильмень-озера. Своей игрой он получил расположение царя Водяного. Царь потребовал героя жениться на его дочери, которую предстояло выбрать. В благодарность за спасение Садко построил в Новгороде церкви в честь Пресвятой Богородицы и Николы Можайского.

    Иллюстрировали сказки многие замечательные художники: Татьяна Алексеевна Маврина, Елена Дмитриевна Поленова, Глеб Георгиевич Бедарев, каждая их работа — удивительный образ, погружающий нас в таинственный волшебный мир.

    Детские художники-иллюстраторы. Любимые картинки из детства

    Приветствуем вас в нашей новой рубрике «Книжная полка» и очень надеемся, что она приживется на нашем сайте и станет одной из ваших любимых. В самой первой статье мы поговорим о детских художниках-иллюстраторах, чьи имена хорошо знакомы многим родителям.

    Выбирая книги для детей, в первую очередь, мы обращаем внимание на качество книжной иллюстрации. Ведь, согласитесь, даже замечательное произведение легко можно испортить плохими и вульгарными рисунками. Иллюстрации в детских книгах очень важны, так как дети воспринимают книжные тексты как образы, которые позже будут храниться в памяти в течение многих лет.

    Почему мы выделяем то или иное издание Чуковского, Барто, Михалкова из большого количества вариантов? Могу ответить за себя, когда я вижу с детских лет знакомые картинки, всегда предпочитаю их самым новым глянцевым изданиям. Поэтому сегодня я хочу вспомнить самые любимые картинки из собственных детских книжек и художников, их создавших.

    Владимир Сутеев (1903-1993)

    Пожалуй, самый известный детский художник-иллюстратор, а также автор книг для дошколят. Все наше поколение выросло на его книжках. Его рисунки, на первый взгляд, неброские, но очень добрые. В них полностью отсутствует агрессия, как и в самих сказках Сутеева.

    “Разные колеса” Сутеев

    “Мешок яблок” Сутеев

    “Кто сказал Мяу?” Сутеев

    “Федорино горе” К. Чуковский

    Сутеевского «Доктора Айболита» я не променяю ни на кого другого. У меня в детстве была такая книга, а теперь она есть у моей дочки.

    Сутеев начинал как художник-мультипликатор на студии «Союзмультфильм». Позже иллюстрировал книги Барто, Чуковского, Маршака, Михалкова, а также свои собственные сказки. Книги с иллюстрациями Сутеева самыми первыми появляются в детской библиотеке.

    Юрий Васнецов (1900-1973)

    Еще один классик советской книжной графики из собственной детской памяти. Юрий Васнецов иллюстрировал произведения русского фольклора, русские народные сказки, стишки, потешки.

    “Не могу и представить себе лучших иллюстраций к “Краденому солнцу”, чем те, которые сделали Вы…” – писал Чуковский Васнецову.

    “Краденое солнце” К. Чуковский

    “Краденое солнце” К. Чуковский

    “Краденое солнце” К. Чуковский

    Юрий Васнецов родился в самом начале ХХ века и учился в Академии Художеств у Карева и Петрова-Водкина. Родина художника – старинный русский городок Вятка, что стоит на одноименной реке. Наверное, именно там он впитал в себя этот сказочный дух русского фольклора.

    “Кот, лиса и петух”, русская народная сказка

    “Волк и козлята”, русская народная сказка

    Совсем недавно я с удивлением узнала, что Юрий Васнецов является не однофамильцем, а родственником известнейшего русского живописца Виктора Васнецова, автора знаменитых «Богатырей», «Аленушки», «Ивана-Царевича на сером волке».

    Евгений Рачев (1906-1997)

    Художник-анималист, прославившийся в жанре книжной иллюстрацией. Родом из Сибири, на протяжении почти 20 лет он работал главным художником в издательстве «Малыш».

    Главные герои иллюстраций Рачева – сказочные животные.

    “Журавль и цапля”, русская народная сказка

    “Собака и волк”, украинская сказка

    “Мужик и медведь”, русская народная сказка

    “Рукавичка”, украинская сказка

    “Три медведя”, русская народная сказка

    Рачев иллюстрировал произведения Пришвина, басни Крылова, «Алёнушкины сказки» Мамина-Сибиряка, произведения В. Бианки, русские народные сказки и сказки народов Севера.

    Ювеналий Коровин (1914-1991)

    Если вам ни о чем не говорит это имя, вспомните свои детские книжки про «Дядю Степу» и сборник Маяковского «Детям».

    “Дядя Степа”, С. Михалков

    “Дядя Степа”, С. Михалков

    Оригинальная творческая манера художника узнаваема с первого взгляда. Его рисунки отличает нарочито грубоватая манера, прямые линии, незаконченность рисунка, экспрессия. Поэтому так удачно выглядят его иллюстрации к стихам Маяковского. Они как будто дополняют манеру автора, вторят ей.

    Сборник “Детям”, Маяковский

    Сборник “Детям”, Маяковский

    “Что ни страница, то слон, то львица”, Маяковский

    “Что ни страница, то слон, то львица”, Маяковский

    “Что ни страница, то слон, то львица”, Маяковский

    “Что такое Хорошо и что такое Плохо”, Маяковский

    “Что такое Хорошо и что такое Плохо”, Маяковский

    Художник был родом из Екатеринбурга, живописи учился в Москве у Фаворского, Родионова, Истомина. Он закончил Московский институт изобразительных искусств. Воевал во время войны на Карельском фронте. Его жена — Антонина Замышляева-Коровина, также являлась детским художником-иллюстратором.

    Коровин создал множество иллюстрации к стихам Михалкова, Маршака, русским народным сказкам.

    “Хороший день”, С. Маршак

    “Мастер-ломастер”, С. Маршак

    Леонид Владимирский (1920-2015)

    Одни из лучших иллюстраций к «Приключениям Буратино» и сказке Волкова «Волшебник Изумрудного Города» принадлежат этому художнику. Это именно Владимирский нарисовал являющийся сейчас каноническим образ Буратино в красно-белом полосатом колпачке.

    Художник создал замечательные иллюстрации к сказкам Дж. Родари, к «Трем толстякам» Юрия Олеши, к сказкам про Незнайку Николая Носова. Помимо книг он делал иллюстрации для диафильмов. Леонид Владимирский прожил долгую жизнь и ушел из нее тихо и незаметно, совсем недавно – 18 апреля 2015 года.

    “Волшебник Изумрудного города”, А. Волков

    “Волшебник Изумрудного города”, А. Волков

    “Волшебник Изумрудного города”, А. Волков

    “Волшебник Изумрудного города”, А. Волков

    “Приключения Незнайки и его друзей”, Н. Носов

    “Приключения Незнайки и его друзей”, Н. Носов

    “Три толстяка”, Ю. Олеша

    “Три толстяка”, Ю. Олеша

    Геннадий Спирин (род. в 1948 г.)

    Впервые я увидела толстовского «Филлипка» с его иллюстрациями и не смогла устоять, тут же купила. Так этот Филлипок был похож на мою дочку. Геннадий Спирин делал потрясающие иллюстрации к детским книгам – «Филлипок» Л. Н. Толстого, «Каштанка» Чехова, «Садко», «Красная Шапочка», к сказкам Пушкина.

    Также он иллюстрировал свой собственный очень трогательный рассказ «Марфа» – про ворону со сломанным крылом.

    У художника свой собственный уникальный стиль, пропитанный каким-то волшебным, сказочным духом, который как нельзя лучше подходит детским книгам. Большинство его работ выполнено карандашом и в технике акварели.

    “Каштанка”, А. Чехов

    Геннадий Спирин родился в г. Орехово-Зуево Московской области, окончил Строгановский институт. В молодости художник сотрудничал с детским журналом “Колобок”. В 1991 году с семьей он переехал жить в США, где и проживает в настоящее время.

    Валерий Алфеевский (1906–1989)

    Его иллюстрации к «Снежной королеве» Андерсена – самые любимые у меня и моего ребенка. Алфеевский родился в Москве, учился в студии у И. Машкова, позже во ВХУТЕМАСе. Начиная с 30-х годов он начал активно заниматься созданием иллюстраций для детских книг. Помимо Андерсена, Валерий Алфеевский делал иллюстрации к «Щелкунчику» Гофмана, «Пиноккио», а также был первым детским художником-иллюстратором «Чебурашки» Э. Успенского.

    “Снежная королева”, Г. Х. Андерсен

    “Снежная королева”, Г. Х. Андерсен

    “Снежная королева”, Г. Х. Андерсен

    “12 месяцев”, Маршак

    “Щелкунчик и Мышиный король”, Гофман

    “Щелкунчик и Мышиный король”, Гофман

    Из воспоминаний самого Алфеевского: “Вспоминаю себя совсем маленьким. В тёмной лавке, зимним морозным вечером, прижимая к груди плюшевого мишку, еле подбородком доставая верха прилавка, листаю сладко пахнущие литографской краской, липкие, как сладкие конфеты, детские книжки…”.

    Винокур Владимир (род.в 1927 г.)

    Просьба не путать этого мастера советской детской иллюстрации с однофамильцем-пародистом. Винокур является автором великолепных иллюстраций к сказкам Корнея Чуковского, Бориса Заходера, рассказам Николая Носова.

    “Телефон”, К. Чуковский

    “Телефон”, К. Чуковский

    “Телефон”, К. Чуковский

    “Телефон”, К. Чуковский

    Художник родился в конце 20-х годов в Москве, учился в Художественном институте им. Сурикова у таких мастеров как Дехтерев, Финогенов, Родионов. В течение многих лет Владимир Винокур работал в издательстве «Детгиз», где создал множество иллюстраций для детских книг.

    Евгений Монин (1931-2002)

    Харьковчанин, закончил Московский Архитектурный институт. Монин не сразу стал детским художником-иллюстратором, его подтолкнуло к этому сотрудничество с Ю. Молокановым – главным редактором журнала «Мурзилка».

    Художник известен по иллюстрациям к сказкам братьев Гримм, стихам Маршака, К. Чуковского, сказкам Андерсена. Его рисунки – не яркие, не броские, не все родители их безоговорочно принимают. Но лично я долго искала издание Маршака именно с иллюстрациями Евгения Монина.

    “Храбрецы”, С. Маршак

    В ближайшее время мы продолжим рассказывать вам о лучших детских книгам и детских художниках-иллюстраторах. Также мы ждем от вас замечаний и предложений на тему нашей новой рубрики.

    Статья написана по материалам сайтов: nsportal.ru, russian7.ru, www.liveinternet.ru, studwood.ru, www.babyroomblog.ru.

    «

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий