Каковы отличительные особенности мировосприятия Лермонтова как художника

Последние записи

Лирика Лермонтова. Яркое, многогранное, исполненное глу­боких мыслей и сильных чувств явление в русской литературе.

В раннем творчестве Лермонтова просматриваются мотивы романтической поэзии Гёте, Пушкина: поэт воспевает гармо­нию и красоту мира. Но лирический герой бывает не всегда согласен с этим миром и противостоит ему, вследствие чего он одинок. И только гордость и сила характера позволяют ему вы­стоять в борьбе с жизненными трудностями. Эти черты роднят произведения Лермонтова с поэзией Байрона. Стихотворение «Нет, я не Байрон…» — это мир души лирического героя, своео­бразный манифест его чувств.

Эта направленность просматривается в таких стихотво­рениях, как «Ветка Палестины», «Мой дом», «Не верь себе», «Парус», в которых лирический герой — «гонимый миром странник». Но свои затаённые думы и «надежд разбитый груз» он, в гордыне своей, может поведать презренной «толпе» лишь в том случае, если снизойдёт к ней. Или на то будет воля Бога.

Критики отмечают особенное внимание поэта к противоре­чиям, контрастам, конфликтам своего неспокойного времени.

О чём стихотворение «Я не хочу, чтоб мир узнал»? Лирический герой — страдающий смертный человек, но он не подотчётен «толпе». Его душа живёт по своим законам, подвластным лишь Богу и совести. И «люди», «невежды», не в силах покорить и сло­мить волю сильного человека, как буря на море не в силах со­крушить гранитный утёс.

Стихотворение «Дума» исполнено гнева и страсти. Его жанр критики определили как сатиру за его обличительный смысл: в бедах общества повинна «безгеройная действительность» 1830-х годов. Вместе с тем «Дума» — это меланхолическая эле­гия. Лирический герой горько сожалеет о судьбе пассивного, бездеятельного поколения своих современников, чьё «грядущее иль пусто, иль темно».

Тема родины по-своему представлена в лирике Лермонтова. Родина в одноимённом стихотворении — могучая держава, и и сердце каждого гражданина царит «полный гордого доверия покой благодаря её силе и надёжности бытия. Величественные картины природы подтверждают эту мысль.

Вместе с тем Родина — милый сердцу край, теплота родных мест, близость к народу, «мужичкам», который он воспринимает как часть своей жизни.

Другое лицо России — в стихотворении «Прощай, немытая Россия», где перед читателями предстает образ полицейско- бюрократического государства с его суровыми законами.

Историк Ключевский писал, что главная черта лирического ге­роя в поэзии Лермонтова — это постоянное, непроходящее чувство грусти. А грусть сродни и радости, и печали. Это, утверждает исто­рик, едва ли не национальная черта русского народа, живущего между «безнадёжным Востоком и самоуверенным Западом».

А рядом с грустью — вера, которая порождает национально­религиозные настроения. Об этом мы читаем в стихотворениях «Когда волнуется желтеющая нива» и «Молитва» («Д Матерь Божия ныне с молитвою»). А ещё в стихах звучит надежда на то, что «душа странника в свете безродного» будет спасена Божественной волей.

О поэтическом мастерстве. Лермонтов был одним из пер­вых поэтов, употребивших 3-сложный стихотворный размер. У него — сочетание амфибрахия с анапестом.

Некоторые его поэтические произведения имеют чётко обо­значенный сюжет, действующие лица, интригу. Этим они похожи на прозу. Например: «Три пальмы», «Мцыри», «Валерик» и т.д.

Лермонтов — великий русский поэт, живописец, храбрый офицер действующей на Кавказе армии. Его талант вызывает восхищение и поклонение не одного поколения читателей. Произведения гениального художника воспитывают чувства, развивают вкус к прекрасному, возвышают душу и учат ценить жизнь во всех её проявлениях.

Мировосприятие Лермонтова

Мировосприятие Лермонтова. Лермонтову в истории русской литературы принадлежит особое и значительное место. Он влачил тяжелый груз скептицизма через все свои мечты и наслаждения. Мужественная, печальная мысль всегда лежит на его челе, она сквозит во всех его стихах. Раздумье Лермонтова – его поэзия, его мученье, его сила. К несчастью быть слишком проницательным у него присоединилось и другое – он смело высказывался о многом без всякой пощады и без прикрас.

Слайд 3 из презентации «М. Ю. Лермонтов «Демон»»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «М. Ю. Лермонтов «Демон».ppt» можно в zip-архиве размером 3174 КБ.

Похожие презентации

«Михаил Юрьевич Лермонтов» — Музей-усадьба М.Ю.Лермонтова. А.Клерман «Атака при селе Бородино». Наполеон Бонапарт – французский государственный деятель, полководец. Пятигорск, домик М.Ю.Лермонтова. Комната М.Ю.Лермонтова. Кутузов Михаил Илларионович – русский полководец. В.Г.Белинский. Александр I – российский император. Юрий Петрович Лермонтов.

«Лермонтов 9 класс» — О любви. «Черноокой» «Зови надежду сновиденьем…». Лермонтов и Пушкин. О родине. Николай I. Аракчеев. 9 класс. Тема поэта и поэзии. Мартынов. «Родина» «Бородино» «Прощай, немытая Россия» «Два великана» «Жалобы турка». «Не верь себе…». Рисунок Лермонтова. Дуэль. Эпоха правления Николая I. Одиночество социально обусловлено, порождено мрачной и удушливой эпохой, ранним сиротством.

Это интересно:  Какие художники изображали масленицу

«Судьба Лермонтова» — И угрюмо Ты затаил, о чем томилась дума, И вышел к нам с усмешкой на устах. Портреты М.Ю Лермонтова. М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Эпоха и судьба Лермонтова. Мотивы лирики Лермонтова. Напишите эссе «Мое впечатление о Лермонтове», используя ключевые слова и выводы, записанные на уроке. Лирический герой – «лермонтовский человек».

«Уроки по Лермонтову» — Белеет парус одинокой В тумане моря голубом. Мартынов быстро подошел к барьеру, прицелился, выстрелил. Попробуйте свои силы на других дорожках. А теперь вспомните, пожалуйста, где состоялась дуэль. Зеленая дорожка Вопрос 2. Тогда твержу я молитву, Молюсь, молюсь, молюсь. Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит…

«Творчество Лермонтова» — 15 июня, около 5 часов вечера скончался М.Ю. Лермонтов 17(29).7.1841. Лермонтов Михаил Юрьевич родился в 1814 в Москве. Лермонтов провозглашает высокие идеалы гражданской поэзии. Биография. Михаил. Лермонтов. В 1918 – поездка на Кавказ. По материнской линии происходил из богатого дворянского рода Столыпиных.

Художественный мир Лермонтова

В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов сказал: «История души человеческой… едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого Народа». Так думал не только Лермонтов, но и целое поколение людей 1830-х годов, к которому он принадлежал. Энергии политического действия, воодушевлявшей поколение декабристов, они противопоставили энергию самопознания. При этом «История души человеческой» никак не противопоставлялась «истории народа». Каждый человек- дитя своего времени, своего народа. Познавая себя, он и мир вокруг. «В полной и здравой натуре,- писал Белинский,- тяжело лежат на сердце судьбы родины; всякая благородная личность глубоко сознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством… Живой человек носит в своём духе, в своём сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветёт его здоровьем».

Поэзия Лермонтова, по мнению Белинского, явила новую фазу в истории русского самосознания, Глубоко отличающуюся от пушкинской эпохи: «В первых своих лирических произведениях Пушкин явился провозвестником человечности, пророком высоких идей общественных; но эти лирические стихотворения были столь же полны светлых надежд, предчувствия торжества, сколько силы и энергии. В первых лирических произведениях Лермонтова… также виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства… Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце. Да, очевидно, что Лермонтов — поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества»

Отличительным признаком эпохи Лермонтова Белинский считает бесстрашный самоанализ и доходящие до самых глубинных противоречий человеческой природы самопознание. «Наш век,- говорит он,- есть век сознания, философствующего духа, размышления, «рефлексии»… Он громко говорит о своих грехах, но не гордится ими; обнажает свои кровавые раны, а не прячет их под нищенские лохмотьями притворства. Он понял, что сознание своей греховности есть первый шаг к спасению. Он знает, что действительные страдания лучше мнимой радости». Душа человека лермонтовского поколения, «страдая и наслаждаясь, даёт во всём себе строгий отчёт… она проникает своей собственной жизнью, лелеет и наказывает себя, как любимого ребёнка. Только в этом высшем состоянии самопознания человек может оценить правосудие Божие».

Находишь корень мук в себе самом,

И небо обвинить нельзя ни в чём,-

Пишет поэт в стихотворении «1831-го июня 11 дня». И далее:

Я к состоянью этому привык,

Но ясно выразить его б не мог

Ни ангельский, ни демонский язык:

Они таких не выдают тревог,

В одном всё чисто, а в другом всё зло.

Лишь в человеке встретиться могло

Священное с порочным. Всё его

Мученья происходит оттого.

После крушения декабризма, обнаружившего свою внутреннюю Несостоятельность, русская общественная мысль эпохи 1830-х годов находилась в ситуации мучительного поиска. Такую ситуацию современник Пушкина и Лермонтова французский писатель Альфред де Мюссе в романе «Исповедь сына века» представил в символической художественной картине: «Позади — прошлое, уничтоженное навсегда, но ещё трепетавшее на своих развалинах… Впереди — сияние необъятного горизонта… А между этими двумя мирами — бурное море, полное обломков кораблекрушения, где изредка белеет далёкий парус».

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?-

писал Лермонтов в юношеском стихотворении «Парус» (1832).

Молодость Пушкина совпала с историческим торжеством России в Отечественной войне 1812 года, с надеждами на либеральные реформы Александра I. Эту молодость окрылял исторический оптимизм. «Звезда пленительного счастья», светившая Пушкину, в эпоху Лермонтова исчезла с русского горизонта. Он входил в жизнь, не имея твёрдых мировоззренческих опор. И вся жизнь его, короткая, как вспышка падающей звезды, превратилась в напряжённый духовный поиск.

Мы много говорили об универсальности, многогранности, «всемирной отзывчивости» пушкинского гения. Лермонтов как будто бы унаследовал от него широту жанрового диапазона своего творчества: он и поэт, и прозаик, и лирик, и драматург, и создатель многих поэм, среди которых выделяются «Мцыри» и «Демон». А кроме того, он ещё и замечательный художник, и незаурядный музыкант. Одним словом, личность широкая и универсальная, на которой ещё лежит отблеск пушкинской эпохи с её возрожденческим энциклопедизмом.

Это интересно:  «Неравный брак» картина русского художника

Но в тематическом отношении творчество Лермонтова значительно уже и сосредоточеннее пушкинского. В его поэзии от юношеских опытов до зрелых стихов варьируется, уточняется и углубляется несколько устойчивых тем и мотивов.

Так, у Пушкина в творчестве южного периода встречается Стихотворение «Демон». Этот образ появляется у него всего лишь один раз, в разгар кратковременного и довольно скоро изжитого увлечения поэзией Байрона. У Лермонтова наоборот: образ Демона настолько очаровывает и захватывает его, что проходит упорно и настойчиво, начиная с раннего юношеского стихотворения и кончая поэмой «Демон». Эта поэма имеет восемь редакций, в которых образ Демона всё более и более обогащается, уточняется от одной редакции к другой.

Но, уступая Пушкину в тематическом многообразии, поэзия Лермонтова обогащает русскую литературу своими находками и приобретениями. По сравнению с Пушкиным в поэзии и прозе Лермонтова активируется психологическое начало. Лирика Лермонтова не столь отзывчива на голоса внешнего мира именно поэтому, что она более глубоко погружена в тайны одинокой и страдающей души. На первом плане у Лермонтова находится не созерцание внешнего мира, а самоанализ замкнутого в самом себе, обдумывающего каждый свой шаг и поступок героя. Утончённый самоанализ приводит поэта к открытию исторической значимости самых интимных, самых сокровенных переживаний человека. История открывается не только в грандиозных исторических событиях или глобальных социальных катаклизмах. Она проявляется везде, она сказывается и в том, как думает и чувствует «герой своего времени». История оживает в том, как человек любит, как ненавидит, как дружит или ссорится, как видит мир. По состоянию отдельной души можно судить о положении общества, государства, нации в ту или иную историческую эпоху. Открытие Лермонтова использует потом Лев Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Не случайно Белинский, читая Лермонтова, воскликнул: «Ведь у каждой эпохи свой характер!»

Творчество Лермонтова кратко

Творчество Лермонтова кратко описать вряд ли удастся, так как это великий человек, который написал много произведений, пользующихся популярностью и сегодня.

Кроме того он был не только поэтом, это личность, которая умела, казалось бы, делать все: и рисовать, и читать стихи и даже в какое-то время он занимался драматургией.

М. Ю. Лермонтов — это один из выдающихся поэтов начала девятнадцатого столетия. Не смотря на то, что Лермонтов прожил всего 27 лет, за столь короткий период ему удалось написать множество увлекательных и интересных произведений.

Особенности творчества Лермонтова

Его творчество было особенным, по сравнению с другими поэтами того времени. Писать Лермонтов начал рано, и толчком послужила его трагическая и несчастная судьба. В своих произведениях он описывал следующее:

  • Родную деревеньку, он был патриотом своей страны
  • Любовь и одиночество
  • Трагичные судьбы людей.

Писал в стиле романтизм. Лермонтов часто в своих произведениях размышлял о справедливости и о человеческой жестокости, с которой приходится сталкиваться повсеместно. Сегодня творчество Лермонтова можно назвать всенародным достоянием.

Многие люди могут в произведениях поэта видеть свои судьбы. Его стихи актуальны не только в России, но и за рубежом.

Самыми удачными стихотворениями, написанными Лермонтовым, можно назвать следующие:

  • К гению
  • Звезда
  • Смерть поэта
  • Из Гете
  • Родина
  • Бородино
  • Война
  • К глупой красавице
  • Мцыри
  • Наполеон
  • Узник
  • Олег.

Он писал и в прозе, и можно сказать, что у него это неплохо получалось. Самыми яркими произведениями можно назвать следующие:

  • Герой нашего времени
  • Я хочу рассказать вам
  • Кавказец
  • Панорама Москвы.

Итоги творчества

Писателю удалось добиться популярности и стать излюбленным поэтом у многих людей. Почти все его произведения грустные и плачевные. Они заставляют многих задуматься о своем предназначении, поведении и отношении к людям и окружающему миру.

Если он писал о любви, то чаще всего это была неразделенная любовь, если он хотел показать дружбу между людьми, то чаще всего он описывал, как люди могут предавать и подставлять друг друга.

Сайт учителя русского языка и литературы Невской А. К.

Главная » Без рубрики » Своеобразие творчества Лермонтова и особенности проблематики его произведений.

Своеобразие творчества Лермонтова и особенности проблематики его произведений.

Свежие записи

Недавние комментарии

А. В. Луначарский, характеризуя социально-политическую сущность творчества Лермонтова, сказал: «Лермонтов являлся последним и глубоко искренним эхом декабристских настроений». Именно поэтому он стал продолжателем лучших прогрессивных традиций предшествующей ему литературы, и прежде всего творчества Пушкина. С творцом «Капитанской дочки» его связывают и ранние (образ кавказского пленника, Демона, поэта), и поздние произведения. В «Герое нашего времени» путевые записки странствующего офицера явно перекликаются с «Путешествием в Арзрум». Печорин обнаруживает несомненное родство с Онегиным, а сюжет «Фаталиста» — с «Выстрелом» и «Пиковой дамой». Однако Лермонтов жил в иные годы, чем Пушкин. Подчеркивая это, Белинский писал: «Лермонтов призван был выразить собою и удовлетворить своею поэзиею несравненно высшее, по своим требованиям и своему характеру, время, чем то, которого выражением была поэзия Пушкина».

Это интересно:  Конкурсы для художников 2019

«Безвременье» наложило на Лермонтова тяжелую печать, но не сломило его. Лермонтов возненавидел аристократическую среду умом беспощадного аналитика и сердцем, пламенно устремленным к справедливости. Но поэт не видел для себя твердой социальной опоры. Все это и определило трагические мотивы его творчества. Не веря в ближайшую победу свободы, великий жизнелюбец утверждал необходимость борьбы за нее во имя будущего. Во многом опережая свое время, выражая стихийно-демократические идеи, предваряющие революционный демократизм Белинского и Герцена, он вступил в неравный поединок со всеми силами, принижающими личность человека. Своим беспощадным критицизмом Лермонтов явно сближается с Гоголем, но превосходит его силой социально-политического протеста и глубоким интеллектуализмом. Герцен, характеризуя последекабристское время, сказал: «Надо было уметь ненавидеть из любви, презирать из гуманности, надо было обладать безграничной гордостью, чтобы, с кандалами на руках и ногах, высоко держать голову». Лермонтов с честью выдержал это испытание и наиболее ярко отобразил дух беспощадного анализа, сомнения и отрицания, так свойственный самой передовой общественности этого периода.

Продолжая традиции декабризма, писатель в своих последних произведениях ( «Мцыри», «Демон», «Герой нашего времени») проявлял и более глубокое понимание исторических событий. Это превратило его творчество в «соединительное звено между декабристами и демократической русской культурой, формировавшейся в 30-х и 40-х годах» и еще шире между дворянско-революционным и революционно-демократическим периодами русского освободительного движения. Чернышевский и Некрасов были уверены в том, что Лермонтов в дальнейшем оказался бы в их лагере. Но царизм не допустил этого. Писатель был убит на дуэли (15/27 июля 1841 г.) в самом начале расцвета своих поэтических возможностей.

Лермонтов начал свой творческий путь как поэт романтического направления и, воплощая идеи протеста против окружающего его общества, увлекаясь мечтами о социальном будущем, стал самым ярким творцом гражданственного, философско-психологического романтизма. Но уже в первых романтических произведениях Лермонтова возникали (образ мужика в «Странном человеке») и росли реалистические тенденции (социальная среда в «Маскараде»). Их формирование в систему творческих принципов выразилось в таких шедеврах, как «Песня про… купца Калашникова», «Герой нашего времени» и «Выхожу один я на дорогу».

Реалистические произведения Лермонтова возникают в то время, когда романтические творения в своей основе им уже довершались. Лермонтов — последний представитель революционно-дворянского романтизма и зачинатель социально-психологического течения критического реализма. Отражая более сложный и высокий период развития общественной мысли, Лермонтов, по мнению Гончарова, «опередил Пушкина глубиною мысли, смелостью и новизною идей и полета».

Лермонтов создал стиль предельно-энергического, ураганно-динамического стиха и максимально-сжатой, прозрачно-ясной прозы. Его творчество вызвало страстные споры. Современная ему реакционная критика или резко отрицала (С. П. Шевырев, С. А. Бурачек), или, грубо искажая, ограничивала (Ф. В. Булгарин) достоинства его произведений. Ей претил непримиримо-дерзостный обличительный пафос писателя, свойственная ему «гордыня духа». Реакционная и примыкающая к ней либеральная критика продолжала искажать творческий облик Лермонтова ив дальнейшем. Либеральный народник В. Д. Спасович характеризовал его как равнодушного к окружающему «мечтателя». Мистик Вл. Соловьев видел в нем крайнего субъективиста и эгоцентрика ницшеанского толка, а Д. Мережковский — поэта сверхчеловечества. Историк В. Ключевский, лишая поэта мятежности, представлял его творчество выражением личной грусти: христианско-смиренной и покорной. Некоторые литературоведы связывали его творчество со славянофилами. Исследователи компаративистского толка пытались представить Лермонтова лишь подражателем западноевропейских писателей.

Подлинное истолкование творчества Лермонтова — самобытного писателя, означившего собой новый этап в развитии русской литературы, дала революционная критика, начиная с Белинского. Белинский увидел в нем народного поэта, выдвигавшего в своем творчестве на первый план «нравственные вопросы о судьбах и правах человеческой личности», и считал его талант могучим, блиставшим почти на пустынном поэтическом небосклоне конца 30-х годов, «без соперников по величине и блеску». В поэзии Лермонтова он видел «бездонный океан» мыслей и чувств.

Вслед за Белинским самые выдающиеся прогрессивные критики, писатели, общественные деятели, литературоведы характеризовали его творчество, художественное мастерство, роль в литературе словами благоговейного преклонения, восторженного восхищения и национальной гордости. Чернышевский считал, что он «очень скоро совершенно освободился от внешнего подчинения Пушкину», стал «оригинальнейшим из всех бывших у нас до него поэтов, не исключая и Пушкина». Добролюбов, отмечая проницательное умение Лермонтова постичь недостатки современного ему общества и понять, что спасение находится только в народе, сослался на стихотворение «Родина», в котором поэт стал «решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно». По его мнению, «полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта». Не случайно, что некоторые исследователи говорят о лермонтовском этапе в развитии русской литературы.

Статья написана по материалам сайтов: sochineniye.ru, 900igr.net, studbooks.net, 2mir-istorii.ru, allanevskayaruslit.wordpress.com.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий