Замысел художника в картине церковь покрова на нерли

Церковь Покрова на реке Нерли

И хоть сто лет проживи, а есть вещи, которые не перестают вызывать одинаково сильные эмоции как в молодости, так и в зрелом возрасте.

Непередаваемые по глубине и яркости ощущения возникают от русских просторов, от неброского православного храма. А если церковь выстроена старыми мастерами, да еще окружена заливными лугами и рекой, то сердце защемит от невыносимой ясной грусти. И вспомнится все самое светлое, что было в жизни, а прошлые обиды покажутся мелкими и незначительными.

Художник Сергей Васильевич Герасимов, как и все люди творческие, обладал утонченной натурой, откликающейся на все удивительное и прекрасное. И, увидев однажды церковь Покрова на реке Нерль, он не мог ее светлый образ не увековечить на полотне.

История храма на Нерли

Этот храм, выстроенный в XII веке при Владимирском князе Андрее Боголюбском, имеет интересную историю. Вернувшись из военного похода в Болгарию, Боголюбский приказал выстроить храм в часть своей победы. Но был у князя и еще один повод: возведение храма предполагалось в память о погибшем сыне Изяславе. По некоторым данным, Боголюбский сам указал место, где надо возвести храм. В те времена церкви строились за 3-4 сезона, а эту возвели всего за одно лето «и обитель монашествующим при ней содела», то есть, кроме церкви, были построены обители для монахов.

С.В.Герасимов. «Церковь Покрова на Нерли»

Церковь куполом устремляется прямо в синее небо, отражаясь в такой же синей воде. И кажется, что это место просто создано для нее самой природой. На самом деле холм, на котором она стоит, – рукотворный. В устье реки были засыпаны огромные валуны, которые стали островком посреди реки. Во время весеннего таяния снега и разлива реки храм величественно стоит, окруженный водой.

Но Герасимов изобразил храм летом, окруженный зеленью листвы, синевой воды и лазурным небом. Церковь стоит вдалеке, но видна каждая ее деталь: и белокаменная резьба, и рельефы на фасаде. Удивительно точно воспроизведены Герасимовым пропорции храма, заданные ему русскими зодчими. Если Дмитриевский собор в городе Владимире нередко сравнивают с чудо-богатырем, то храм Покрова на реке Нерль сравним с белоснежной лебедушкой, одиноко плывущей по реке. Купол церкви на картине даже как-то подался вперед, как будто лебедь, вытянув шею, пытается заглянуть за горизонт.

Казалось бы, ничего особенного в этой церкви. Старая постройка, каких немало на Руси. Есть и выше, и краше, богаче украшенные. Но что-то неуловимо родное и трогательное видится в этой старинной церкви. Может быть, само место такое – «намоленное». Может быть, зодчие смогли не просто построить церковь, а вдохнуть в нее жизнь, душу. Не одно поколение пыталось открыть секрет этого скромного обаяния. А тайны-то и нет: каждый видит в соборе частичку своей родины, большой и малой. Такой же скромной, но величественной.

С.А. Баулин. «Храм Покрова на Нерли»

У берега привязана лодка. Кто приплыл на ней? Может быть, она стоит здесь давно и помнит странствующих монахов, пришедших на поклонение святыне? Неизвестно. Может быть, над этим задумалась женщина, которая гуляет на берегу с малышом. Она смотрит в сторону храма, накинув кофту на плечи. Кто знает, о чем она задумалась. Может быть, о судьбе своего ребенка, а может быть, просто радуется теплому летнему дню, любуется изысканными формами собора.

Отличный пейзажист Герасимов изобразил церковь, вписав ее в окружающую природу. Яркие краски были им использованы для зелени травы и листы, синевы водной глади. Белые невесомые облака проплывают над храмом, соперничая с ним белизной и чистотой. От картины веет летним теплом и солнцем, но нет жары, испепеляющей все живое вокруг. Картину можно назвать умиротворяющей и жизнеутверждающей одновременно. Яркость и сочность цветов придают полотну жизненную силу. Откуда она идет: от древнего храма или от русских просторов? А, может быть, именно это сочетание и порождает такое ощущение? Ведь хороший художник-пейзажист не только изображает то, что видит, желая поделиться своими ощущениями и переживаниями, но и заставляет зрителя увидеть в своих полотнах то, что близко и дорого каждому из нас.

Церковь Покрова на Нерли, как магнит, тянет к себе художников, фотографов и просто ценителей прекрасного. Ее рисуют и фотографируют со всех сторон, ее безупречные формы вызывают восхищение у каждого, кто видел ее. Картина с похожим названием есть и у художника С.А.Баулина. Он тоже не смог устоять пред красотой православного храма, оставив его изображение на холсте. И нет необходимости сравнивать эти картины друг с другом. Ведь оба полотна поют песнь его грации и величавости.

Урок «Подготовка к сочинению-описанию картины С.В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли»»

Подготовка к сочинению-описанию картины

С.В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли».

Обучающая: формировать умение «читать» картину, понимать идейный замысел художника; научить выражать основную мысль картины в сочинении; научить отбирать и систематизировать материал для написания сочинения

Развивающая: развивать творческое воображение, пространственное мышление и литературную речь учащихся; развивать навык использования в речи средств художественной выразительности; развивать наблюдательность;

Воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; воспитывать чувство прекрасного, чувство любви к родной природе, искусству

Личностные: усвоение в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры, обогащение духовно — нравственного, эмоционально – эстетического, расширение мировоззренческого, активизация жизненного опыта обучающихся, формировать интерес к учению.

Предметные: создание осмысленного связного высказывания, умение использовать изобразительно-выразительные средства языка

Регулятивные: построение плана, а на его основе и самого сочинения, учитывая причинно-следственные связи, пространственные отношения, цветопись

Познавательные: обогащение словарного запаса, формирование речеведческих понятий

Коммуникативные: формирование коммуникативных умений строить речевые произведения разных жанров (описание, повествование, рассуждение), выстраивать и поддерживать ситуацию общения с учителем, одноклассниками.

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число.

У нас с вами сегодня урок развития речи.

Учащиеся записывают дату урока.

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

— Прекрасное может быть запечатлено по-разному. Как вы думаете, как именно?

— О каком памятнике культуры упоминается в видеофрагменте?

— Совершенно верно. Церковь Покрова на реке Нерль возведена Андреем Боголюбским. Легенда гласит, что князь скорбел о смерти любимого сына Изяслава, умершего от полученных в бою ран. В память о сыне в 1166 году он возвел эту церковь, которая поражает своей красотой и великолепием. Этот памятник архитектуры вдохновлял и вдохновляет людей на создание произведений искусства. Многие писатели и поэты восхищались им в своих произведениях

Это интересно:  Великие художники мира и их картины

— Послушайте стихотворение поэтессы Элины Кийг: слайд (фото храма)

Древней церкви нежный силуэт
Отразился в зеркале реки,
И струится лучезарный свет
Храма, что воздвигнут на Нерли.

Белый, легкий, устремленный ввысь —
Словно камнем обернулась песня.
Словно лебедь, осеняет мыс
И готов умчаться в поднебесье.

— Художник Сергей Васильевич Герасимов, как и все люди творческие, обладал утонченной натурой, откликающейся на все удивительное и прекрасное. И, увидев однажды церковь Покрова на реке Нерль, он не мог ее светлый образ не увековечить на полотне. Церковь Покрова на Нерли никого не оставляет равнодушным. Был пленен ею и С. Герасимов. Слайд (картина).

— Как вы думаете, с какой целью мы будем говорить о картине Герасимова?

— Сформулируйте цели нашего урока. (самостоятельно формулируют цели урока)

На уроке мы должны подготовиться к сочинению-описанию по картине.

— В ходе нашей работы вы заполняете «Рабочие листы», которые помогут вам при написании сочинения.

4. Беседа по картине.

— Какой тип речи вы можете использовать для написания сочинения? (Описание)

(в описании тема раскрывается в процессе характеристики предметов, явлений природы, лиц, что оформляется в виде перечисления их признаков.)

— Какова структура текста описания?

2. Основная часть (признаки предметов)

3. Вывод (отношение к предмету, явлению)

— Какие элементы композиции мы обычно выделяем, говоря о картине? (Передний план, задний план, центр, фон).

— Попробуйте составить план сочинения. Слайд (Проверка)

Художник С. В. Герасимов и его картина «Церковь Покрова на Нерли».

2. Основная часть. Описание картины.

а) центр картины

б) передний план

Мое впечатление от картины.

— Перед вами карточка № 1. (О Герасимове).

Сергей Васильевич Герасимов родился 26 сентября 1885 года в Можайске. Его отец был кожевником, но с интересом относился к искусству и поощрял стремление к живописи детей. Еще в детстве Сергей Герасимов решил, что обязательно станет художником. Путь к воплощению мечты для него начался на пятнадцатом году жизни, когда он приехал в Москву поступать в Строгановское училище на декоративное отделение.

Герасимов — русский живописец, много внимания уделял пейзажам. Его полотна украшают крупнейшие музеи и картинные галереи России. Любовь к природе просматривается во многих его картинах. Картина Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» написана с любовью к природе и уважением к народной святыне.

— Подчеркните только те предложения, которые вы можете использовать в первой части вашей работы.

— Вновь обратимся к картине С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли». Как художнику удалось передать красоту, совершенство на холсте? На этот вопрос вы должны будете ответить во второй части вашего сочинения.

-Что мы видим в центральной части картины? (Церковь, белокаменный храм, который сразу притягивает взгляд)

— Как вы думаете, почему художник расположил ее в центре? (Нет никакого сомнения в том, что именно она — композиционный и логический центр картины)

— Где расположена церковь? (Она расположена на небольшом островке, вокруг которого протекает шумная и быстрая река.

Холм, на котором она стоит, – рукотворный. В устье реки были засыпаны огромные валуны, которые стали островком посреди реки. Во время весеннего таяния снега и разлива реки храм величественно стоит, окруженный водой.

— Опишите церковь (Белокаменная, устремленная ввысь, светлая, величавая).

— Какие краски использует художник? Почему изображает храм светлым? (Церковь исполнена в светлых красках, ведь именно белый цвет передает святость и чистоту данного сооружения. Золотые купола ярко отблескивают и переливаются при помощи множества солнечных лучей)

— Сейчас вам предлагается задание по редактированию текста.

В центре картины С.В. Герасимова небольшой зеленый холм, на котором воздвигнута церковь. Церковь стоит в окружении деревьев. Купол церкви, освещенный весенним солнцем, отливает золотом. Мы не видим деталей самого здания церкви — она изображена издали. Художник ставил цель изобразить церковь в окружении природы, чтобы подчеркнуть величие, величие священного места, где была воздвигнута церковь.

— Какие ошибки встречаются в этом тексте? (Повторы)

— Действительно, в данном случае мы столкнулись с ошибкой, которая часть встречается в ваших работах – повтором. Повтор слов, неумение подобрать синоним может испортить даже неплохой текст.

— Как можно избежать повтора слова «церковь»? (подбор синонимов, замена слова местоимением…)

— А теперь проверим, смогли ли вы исправить ошибки. Проверка. Слайд

В центре картины С. В. Герасимова небольшой зеленый холм, на котором воздвигнута церковь. Храм стоит в окружении деревьев. Купол его, освещенный весенним солнцем, отливает золотом. Художник ставил цель изобразить святыню в окружении природы, чтобы подчеркнуть величие священного места, где была воздвигнута церковь.

— Какой вывод можно сделать? ( Надо умело использовать синонимические ряды в сочинениях)

— Подчеркните те слова, которые помогут вам при написании сочинения.

— Обратимся к переднему плану картины. Что мы видим?

Перед вами карточка № 3.

Используйте имена существительные и подберите к ним эпитеты, с помощью которых вы могли бы описать то, что видите.

Трава (зеленая, изумрудная, изумрудно-яркая, сочная, свежая, яркая, молоденькая, новая, луговая, сверкающая,)

Река (ярко-синяя, извилистая, змеистая)

Цветы (ярко-желтые, свежие, яркие, луговые, удивительные)

Приводят свои примеры.

Назовите оценочные эпитеты, которые выражают оценку предмета или явления.

Назовите цветовые эпитеты (выражают цветовую наполненность)

— Ещё одна деталь картины не может не привлечь внимания зрителей. Какая? (Люди на картине).

— Кого мы видим? (Мы видим группу людей на заднем плане, они идут от храма. А на переднем плане изображены мать с маленькой дочерью. Они гуляют по берегу реки, девочка собирает цветы).

— Совершенно очевидно, что всё это предусмотрено замыслом художника. На какие мысли вас это наводит? Зачем изображены здесь люди?

(Герасимов показывает, что красота вечна, она спасала и спасает людей от озлобления, от потери нравственности, вселяет в души любовь, надежду. Вот и мать привела свою дочку полюбоваться храмом)

— Что мы видим на заднем плане? Что изображено рядом с храмом?

Рядом и поодаль изображены деревья и кусты. Но они не заслоняют церковь от нашего взгляда, автор выбрал такой ракурс, при котором храм хорошо виден на фоне голубого неба.)

— Отвлекает ли это внимание от храма? (Нет, наоборот, подчеркивает белизну и чистоту стен)

По небу бегут лёгкие, белые облака, которые, как и церковь, отражаются в реке.

Это интересно:  Дорогие картины современных художников

— Расскажите, что является фоном для храма? (Большу́ю часть картины занимает небо.)

Возьмите карточку № 4.

Составьте словосочетания сущ.+ причастие, используя в качестве главного слова небо и облака

облака — гонимые, идущие, плывущие, странствующие, розовеющие, светлеющие, белеющие

небо — голубеющее, синеющее, светлеющее

Составьте предложение с причастным оборотом.

Облака, медленно плывущие по небу, кажутся воздушными.

Преобразуйте его в сложное предложение.

Облака, которые медленно плывут по небу, кажутся воздушными.

Сравните предложение с причастным оборотом со сложным предложением, которые вы записали.

— Что произошло, когда вы перестроили предложение с причастным оборотом в сложное предложение?

Причастный оборот придаёт динамику тексту (свойства глагола) и образность, яркость описания (свойства прилагательного).

— Совершенно верно. Причастия и причастные обороты в художественном тексте являются средством выразительности, экспрессии.

Перед вами карточка № 5 Напишите слитно, раздельно или через дефис.

Ярко? синий; светло?синий; густо?жёлтый; бело?розовый; изумрудно?зелёный; матово?белый; небесно?голубой; молочно?белый; удивительно?яркий; ослепительно?белый; лимонно?жёлтый; светло?голубой; золотисто?желтый.

Какие слова пишутся через дефис, а какие вы написали раздельно. Почему?

— Подчеркните слова, которыми можно описать оттенки цветов, которые использует художник.

5. Обращение к дополнителным источникам.

— Сейчас предлагаю вам работу в парах.

Вы должны прочитать фрагмент из произведения известного писателя и исследователя русской культуры Евгения Осетрова. У ребят каждого ряда будут свои задания.

(1) Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные клязьминские луга. (2) Там, у реки, на холме среди кущ деревьев, стоит храм Покрова на Нерли.

(3) Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах. (4) Вы, конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. (5) Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков… (6) Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности. (7) Всё дышит миром и спокойствием. (8) И вы начинаете верить: на свете есть счастье…

Как бы вы озаглавили текст? («Храм Покрова на Нерли”; “Связь времён на примере древнейшего памятника”.)

Какова тема текста? Мы считаем, что тема и название совпадают.

1.Какие средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры) использовал автор? Зачем? (Чтобы сделать текст ярче, эмоциональнее, автор использовал эпитеты: “благородные пропорции”, “луговое раздолье”, “духмяные травы”, “неоглядные просторы”; метафоры: “строение вписано”, “душевное спокойствие приходит”)

2. Какие чувства испытывает автор перед храмом Покрова на Нерли? (Восторга, радости, гордости.)

Чьи слова вы взяли бы эпиграфом к тексту Е. Осетрова? Почему?

Можно все заветное покинуть,

Можно все бесследно разлюбить,

Но нельзя к минувшему остынуть,

Но нельзя о прошлом позабыть.

«Помни о Красоте, не изгоняй её облика из жизни, зови действенно и других к этой трапезе радости»…(Николай Рерих)

(Мы предлагаем взять слова Б.Чичибанина, т. к. они очень созвучны с текстом Осетрова и подчёркивают основную мысль текста: великие памятники архитектуры создавались с любовью, с верой в то, что они, будут памятью народа. Перед храмом Покрова и тот, и другой авторы испытывали волнение, восхищение, радость, гордость.)

2. Сформулируйте основную мысль текста (то главное, что хотел сказать автор этим текстом)

Памятники культуры, сама русская природа положительно влияют на человека, прекрасно преображают его, дают ощущение полноты жизни.

— Какие слова из данного фрагмента вы сможете использовать в вашем сочинении? Подчеркните их.

— Есть ли в тексте слова, значение которых вам непонятно? (Слайд)

куща (кущ) — (устаревшее) – тенистая роща, лесная заросль

духмяные (травы) — (диалектное) – душистые, ароматные, пахучие, благоухающие

лазоревые (цветы) — то же, что лазурный, голубой, светло-синий, бирюзовый

6. Творческая работа учащихся. Рефлексия.

-Остается не так много времени до конца урока, мы будем выполнять задания по вариантам.

Первый вариант — перед вами карточка. № 6 Отредактируйте текст.

Покоем и умиротворением веет от картины С.Герасимова. С. Герасимов использует для своей картины яркие, солнечные краски. Яркие краски делают картину необыкновенно яркой. Тихая, но гордая, величественная в своей простоте и недоступности — именно такой предстает Россия на картине С. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли».

Второй вариантперед вами карточка № 6. Вставьте в предложения слова, выражающие ваше впечатление от картины Герасимова.

— Вставьте в предложения слова, выражающие ваше впечатление от картины Герасимова.

Сегодня я увидел(а) __________картину «Церковь Покрова на Нерли». Ее красота меня __________. Так и рвутся из самого сердца слова: «_____________!». Когда я смотрю на пейзаж Герасимова

, в душе просыпаются ________, _______ чувства.

7. Домашнее задание.

Сегодня на уроке мы готовились к сочинению. Дополнить текст записями из тетради, образными средствами, индивидуальными впечатлениями. Опираясь на собранный материал, напишите сочинение на тему: «Описание картины С.В. Герасимова».

Наш урок закончен. Огромное спасибо за работу.

(1) Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные клязьминские луга. (2) Там, у реки, на холме среди кущ деревьев, стоит храм Покрова на Нерли.

(3) Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах. (4) Вы, конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. (5) Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков… (6) Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности. (7) Всё дышит миром и спокойствием. (8) И вы начинаете верить: на свете есть счастье…

Как бы вы озаглавили текст?

Какова тема текста?

(1) Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные клязьминские луга. (2) Там, у реки, на холме среди кущ деревьев, стоит храм Покрова на Нерли.

(3) Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах. (4) Вы, конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. (5) Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков… (6) Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности. (7) Всё дышит миром и спокойствием. (8) И вы начинаете верить: на свете есть счастье…

Какие средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры) использовал автор? Зачем?

Какие чувства испытывает автор перед храмом Покрова на Нерли?

(1) Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные клязьминские луга. (2) Там, у реки, на холме среди кущ деревьев, стоит храм Покрова на Нерли.

Это интересно:  Леонардо Да Винчи как художник

(3) Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах. (4) Вы, конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. (5) Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков… (6) Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности. (7) Всё дышит миром и спокойствием. (8) И вы начинаете верить: на свете есть счастье…

Чьи слова вы взяли бы эпиграфом к тексту Е. Осетрова? Почему?

Можно все заветное покинуть,

Можно все бесследно разлюбить,

Но нельзя к минувшему остынуть,

Но нельзя о прошлом позабыть.

«Помни о Красоте, не изгоняй её облика из жизни, зови действенно и других к этой трапезе радости»…(Николай Рерих)

Сформулируйте основную мысль текста (то главное, что хотел сказать автор этим текстом)

замысел художника церкви покрова на нерли?

В центре внимания С. В. Герасимова не только храм, но и окружающий его пейзаж. На переднем плане картины — зеленый луг, за ним голубеет река, за рекой — небольшой зеленый холм, на котором воздвигнут Храм. Он стоит в окружении деревьев, его купол, освещенный весенним солнцем, отливает золотом. Мы не видим деталей самого здания Храма — он изображен издали. Художник ставил цель изобразить Храм в окружении природы, чтобы подчеркнуть его величие, величие освященного места, где было воздвигнуто здание Храма. Краски картины Герасимова яркие, сочные. Особенно удивительным кажется небо на картине — оно насыщенного голубого цвета с бегущими по нему белоснежными облаками.

В центре полотна Баулина — сам Храм. Он изображает холм, на котором высится здание Храма. Мы можем рассмотреть его в малейших подробностях — от ворот до колокольни, венчающейся куполом. Баулин изображает Храм в более темных красках, живописец писал его скорее всего в начале осени. Здание выглядит величественно, благодаря тому, что художник подчеркнул особенности его архитектуры путем игры света и цветовых оттенков.

Картины двух художников отличаются не только тем, что были написаны с разных планов: один сконцентрировал свое внимание только на здании Храма, а другой — на Храме в окружении природы. Но и тем, что каждый из живописцев писал Храм в разное время года: Герасимов весной, а Баулин ранней осенью, что обусловило выбор красок картин. Однако главным отличием, конечно, является субъективное восприятие предмета.

LiveInternetLiveInternet

Поиск по дневнику

Статистика

Храм Покрова на Нерли в изобразительном искусстве

Подборка живописных работ, посвященных Храму Покрова на Нерли.

(Музыкальное сопровождение: Ирина Денисова — Херувимская песнь (знаменный распев)

Андреев Александр. Покрова на Нерли

Боржиевская Татьяна. Храм Покрова на Нерли

Горячев Владимир. Церковь Покрова на Нерли

Дамаскин А.В. Церковь Покрова на Нерли

И. Воробьева. Храм Покрова на Нерли

Колеватых Е. Храм Покров на Нерли

Лаповок Владимир. Церковь Покрова на Нерли

Майстренко Геннадий. Покрова на Нерли

Макаров Антон. Покрова на Нерли

Маслов Дмитрий. Храм Покрова на Нерли

Мельков Юрий. Церковь Покрова на Нерли

Мельникова Алена

Новикова Ирина. Храм Покрова на Нерли

Панин Сергей. Церковь Покрова Богородицы на Нерли

Плотников Александр. Церковь Покрова на Нерли

Потас Олег. Покрова на Нерли

С.А. Баулин. «Храм Покрова на Нерли»

С.В.Герасимов. «Церковь Покрова на Нерли»

Сарычев Александр. Тишина

Тарасова Ирина. Храм Покрова на Нерли

Филиппов Александр

Процитировано 2 раз
Понравилось: 4 пользователям

Замысел художника в картине храм Покрова на Нерли

Баулин Сергей Алексеевич. Храм Покрова на Нерли

От Древней Руси до нас дошло ничтожное количество уцелевших храмов и сооружений. Непрерывные войны, нашествия иноплеменных войск, не способствовали их сохранению. К одним из немногих уцелевших шедевров относится и Храм Покрова на Нерли, так этот храм вошел в историю Руси и России.
Построенный на берегу реки Нерль, в нескольких километрах от Боголюбова, она высится уже с 1165 года. Одновременно служа памятником погибшему сыну Андрея Боголюбского и Знаком Победы во время похода князя Андрея Боголюбского на Болгарию, белокаменное строение отражается в тихой воде реки. С тех далеких лет многое изменилось — сведены густые леса, обмелела прежде судоходная река Нерль, но Храм продолжает притягивать к себе взоры многочисленных паломников и художников. Только скромные остатки былой пристани показывают, что раньше к Суздалю и Владимиру спешили многочисленные ладьи купцов и иноземных гостей. И всех их встречала величавая церковь Покрова, служа напоминанием о величии и могуществе Владимиро-Суздальского княжества.
Когда значение Киева как «матери городов русских» упало, в следствии татарского нашествия, непрерывных распрей за «Великий стол», именно Владимиро-Суздальская Русь стала основой для нового «Великого» стола князей, которые отошли от беспрерывной склоки за Киев и стали собирать Русские земли вокруг Северо-Восточных земель.
Именно во Владимире стали впервые, после Киева строить каменные Храмы и одним из них стал Храм Покрова на Нерли.
Одним из самых замечательных князей Руси того периода являлся Андрей, за свою веру получивший прозвище Боголюбский.
В его правление и начали праздновать Праздник Покрова Святой Богоматери. Легенда рассказывает, что в 910 году в Константинополе случилось чудо со св. Андреем Константинопольским, Христа ради юродивого.
В житии рассказывается, что когда святой Андрей вместе с Епифанием, учеником святого, молились в храме, вдруг как бы раскрылся над ними свод храма, и святой Андрей увидел Пресвятую Деву, окруженную множеством ангелов и святых. Она молилась и простирала над богомольцами храма омофор. «Видишь ли ты Царицу всех?» — спросил Андрей ученика, не веря своим глазам. «Вижу, отче святый, и ужасаюсь», — ответил Епифаний.
Этот Покров или омофор помог отразить нашествие на Византию славян во главе с Олегом. Когда омофор окунули в воды Влахернского залива, поднялась буря, которая разметала бесчисленные небольшие лодки славян. Олег не смог завоевать Константинополь, хотя и хорошо нажился на дани, которую заплатил ему базилевс. Уходя, Олег прибил свой щит ко вратам Царьграда, как славяне называли Константинополь в знак своей победы.
Но через почти сотню лет христианство укоренилось на Руси и Андрей Боголюбский, во знаменование чуда, которое произошло с Андреем Константинопольским учредил праздник Покрова богоматери и приказал выстроить Храм . Этот праздник с тех пор остался одним из Великих праздников в Русской православной церкви., хотя Греческая церковь его уже не упоминает в числе Великих.

Статья написана по материалам сайтов: www.palitra.co, xn--j1ahfl.xn--p1ai, otvet.mail.ru, www.liveinternet.ru, obrazovalka.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий