Как нарисовать богородскую игрушку в старшей группе

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, – потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времён, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское , расположенного в 29 км. от Сергиева Посада. Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями на одном стволе. Действительно, промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной, рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия. Село Богородское со временем стало самобытным центров народного творчества в истории русского прикладного искусства. Богородские резчики – участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе. Игрушка «Крестьянин и курочка» находится в Историческом музее Москвы, композиция «Как мыши кота хоронили» – в Музее народного искусства, игрушка «Кавалер и дама», «Царь Додон и звёздочка» – в Русском областном.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект работа с детьми. Цель: формирование знаний о Богородской игрушке.Задачи: воспитывать патриотические чувства детей, обогащать знания детей о народных игрушках, развивать умени.

Уважаемые родители и воспитатели детских садов! Предлагаем Вашему вниманию семь маленьких сказок про богородские игрушки.Эти сказки помогут расширить представление детей о народной игрушке.

Знакомство детей с народным творчеством, в данном случае с направлением Деревянная игрушка».

Автор: Анна Ивановна Дегтярёва, фотоматериал предоставлен мастерами богородской игрушки семьей Вайс, отпечатано в Степноозерском центре разв.

«Через красивое к человечному – такова закономерность воспитания»В.А. Сухомлинский Народные промыслы занимают важное место в культуре и искусстве России. Народное искусство – это живой чисты.

Лепка медведя в старшей группе скульптурным способом.

Богородская резьба по дереву -знаменитый народный промысел Подмосковья. С детсва знакомы нам подвижные Богородские игрушки, которые двигались при помощи нехитрых приспособлений.Богородская деревянная .

Конспект занятия по ИЗО «Богородские игрушки»

Лариса Швыдкая
Конспект занятия по ИЗО «Богородские игрушки»

Конспект занятия «Рисование «Богородские игрушки в подарок малышам»

Цель: познакомить детей с богородской игрушкой, привлечь внимание детей к игрушке, способствовать пониманию ее содержания.

Задачи: 1) формировать у детей интерес к народной игрушке; познакомить с историей возникновения богородской игрушки; 2) развивать память детей через повторение русских народных потешек; умение слушать сказку внимательно; 3) воспитывать интерес к народным промыслам.

Материал: богородские игрушки, иллюстрации с изображением богородских игрушек, села Богородское; корзина, баранки для угощения детям.

Предварительная работа: просмотр презентации «Богородская игрушка»; повторение русских народных потешек.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, отгадайте загадку

Зверь лохматый, косолапый,

Он сосет в берлоге лапу (медведь) .

(Воспитатель показывает игрушку Медведя) .

Воспитатель: Эта игрушка создана народными умельцами. Близ старинного подмосковного города Сергиева Посада, на высокой горе, среди лесов и полей раскинулось село Богородское. Давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить своих деток. Вырезала она из чурбачка фигурку и назвала ее Аука. Дети порадовались, поиграли и закинули Ауку за печку. Раз муж собрался на ярмарку и говорит: «Возьму-ка я Ауку на базар и покажу ее там продавцам. Ауку купили и еще попросили сделать такие игрушки. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском селе и стала она называться «Богородская игрушка». С помощью игрушек рассказывают сказки. Но прежде, чем вы послушаете сказку, поиграем с пальчиками.

Пальчиковая игра «Мишка»

Туки-туки, мишка (постукивание кулаками друг о друга)

В свой бежит домишко (бегают пальчиками) .

Забегает во двор

И калитку на запор! (сцепить руки в замок)

Спрятался в домишко (руки над головой, изображая крышу)

Наш мохнатый мишка.

Мишка очень любит спать,

Лапу толстую сосать (обе руки складывают возле уха) .

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня есть (обращает внимание детей на корзину). Эта корзина не простая, а волшебная. В ней живет сказка. Я знаю много сказок, а сегодня я вам сказку хочу не рассказать, а показать, а вы мне будете помогать.

Жили-были дед «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор» (показ иллюстрации «Дед едет на лошадке») и бабка «Тень-тень-потетень в огороде-то плетень. В избе печка топится, бабушка торопится». Бабушка хозяйничала по дому, вязала носки (показ иллюстрации «Бабушка вяжет носки»). И были у бабушки курочки (показ иллюстрации «Курочки клюют зернышки»). Жили дед с бабкой поживали, да вот беда, были они старые и все им было тяжело делать. А жили они на краю леса, на опушке. Узнали звери, что деду с бабкой тяжело справляться, и решили они им помочь. Михайло Потапыч вместе с дедом в кузнице работал, молотом стучал «Что за грохот, что за стук? Тук-тук, тук-тук» (показ иллюстрации «Дед с медведем молотами стучат»). А Настасья Петровна решила сыночка-медвежонка в баньке попарить «Водичка-водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок» (показ иллюстрации «Медведица купает медвежонка»). Пока звери делами занимались, бабка напекла баранок. Вечером уселись все за стол «Ай, качи-качи-качи, глянь баранки-калачи, с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи». (Воспитатель показывает детям баранки на подносе) .

Это интересно:  Как нарисовать еду с глазами

Воспитатель: Трудолюбивые звери жили в этом лесу. Вот и сказке конец, а кто слушал-молодец. Ребята, интересная сказка?

Воспитатель: Дети, а как вы думаете, Михайло Потапыч, он очень сильный? А почему?

Воспитатель: Наверное, потому что он занимался физкультурой. Давайте и мы покажем, как мы можем заниматься

Я прошу подняться вас- это раз,

Повернулась голова- это два.

Руки вниз, вперед смотри – это три,

С силой их к плечам прижать – это пять.

А теперь тихонько сесть – это шесть.

Воспитатель: Дети, какая игрушка нам рассказала сказку?

Воспитатель: А из какого села умельцы сделали эту игрушку?

Дети: Из Богородского.

Воспитатель: Из чего сделаны игрушки?

Воспитатель: Значит, они какие?

Воспитатель: Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней красоты.

Чтоб ввести нас в мир добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-мастера.

Конспект занятия «Игрушки бабушкиного сундучка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 г. п. Рощино» Конспект непосредственной образовательной.

Конспект интегрированного занятия «Позабытые игрушки» Цель: закрепление знаний детей об основных эмоциях человека (радость, страх, спокойствие, интерес, удивление, гнев). Задачи: развитие эмоциональной.

Конспект занятия-беседы «История новогодней игрушки». В декабре в детском саду проходила выставка «Ёлочка — краса», на ней были представлены самые разнообразные ёлочки из различного материала,.

Конспект занятия «Богородские игрушки» Тема НОД: «Богородские игрушки» Автор разработчик: Мезенцева Светлана Викторовна Программа: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е.

Конспект занятия «Дымковские игрушки» Тема НОД: «Дымковские игрушки» Автор разработчик: Мезенцева Светлана Викторовна Программа: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,.

Конспект занятия «Игрушки» А. Барто Материал :мягкие игрушки-мишка,зайка,бычок,кукла,мяч,дорожка,полотенце,палочка,морковь желтого цвета,ягода красного цвета,шишка, травка.

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Игрушки» Коррекционно – образовательные цели: Закрепить и обобщить знания детей об игрушках. Активизация словаря по теме «Игрушки». Коррекционно.

Конспект занятия «Дымковские игрушки» Разработка конспекта на тему средняя группа Актуальность Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает.

Конспект занятия «Наши любимые игрушки» Тема «Наши любимые игрушки» для группы детей 5-6 лет компенсирующей направленности Задачи: 1. Уточнение, активизация словаря по лексической.

Конспект занятия «Богородские игрушки»

Светлана Мезенцева
Конспект занятия «Богородские игрушки»

Тема НОД: «Богородские игрушки»

Мезенцева Светлана Викторовна

Программа: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Возраст детей: 4 года (средняя группа).

Тема НОД: «Богородские игрушки».

Цель: формирование знаний детей о Богородской игрушке.

• Познакомить воспитанников с богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства.

• Привлечь внимание детей к игрушке, способствовать пониманию ее содержания.

• Научить видеть красоту деревянной богородской игрушки, ее занимательность.

• Развивать интерес к народной игрушке, к прошлому.

• Развивать умение отличать богородские игрушки.

• Воспитывать бережное отношение к игрушке, интерес к ее изготовлению, к народным умельцам — мастерам — резчикам по дереву.

• Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.

• Способствовать получению детьми положительных эмоциональных впечатлений от совместной игры с народными игрушками.

Планируемые результаты: дети знакомятся с Богородскими игрушками; знакомятся с историей промысла (с тем, как народные умельцы их изготавливали, из каких пород дерева); получают удовольствие и положительные эмоции от игры с Богородскими игрушками.

Форма организации: групповая.

Форма НОД: совместная деятельность, игровые упражнения, сюжетная игра, игры под музыку, совместное действие.

Предварительная работа: Организация выставки «Русская народная игрушка», разгадывание загадок об игрушках.

Словарь новых слов: игрушечное ремесло, купец.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный дидактический материал

Богородские игрушки: дергунчики Буратино, Петрушка, каталка Бычок, Птичий разговор, свистульки.

• Иллюстрации с росписью.

Богородские игрушки.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Посмотрите внимательно, какие игрушки лежат перед вами?

Дети: Красивые расписные игрушки.

Педагог: Из чего они сделаны?

Педагог: Совершенно верно! Эти игрушки сделаны из дерева, с давних времен ремесленники села Богородское ножом вырезали их из мягких пород дерева — ольхи, липы, осины. Говорят, в маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго играли ребята с игрушкой, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, человек который приходит за покупками на ярмарку. Купцу игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину сделать много таких игрушек. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “ игрушечным” ремеслом, то есть изготавливать деревянные игрушки.

Это интересно:  Как легко нарисовать розу карандашом

Педагог: А что необычного в этих игрушках?

Дети: Они не такие как наши игрушки, сделаны из дерева.

Педагог: Давайте немного поближе рассмотрим Богородцкие игрушки.

Педагог демонстрирует клюющих курочек.

О дощечку стук да стук.

Вместе с курами тук-тук.

Никогда не устают.

Куры зернышки клюют,

А яичек не несут.

Вот какие странные

Дети: рассматривают игрушки.

Педагог: А вот ребята, игрушки – дергунчики. Ручки и ножки у этих игрушек крепятся с помощью веревочек, если за них дернуть, игрушки «оживают» и начинают задорно плясать.

Дети: Очень интересные игрушки.

Педагог: Да ребята, Богородские игрушки добрые, забавные, «живые».

Педагог: Ребята, давайте вспомним стихотворение Агнии Барто «Бычок».

Дети: Идет бычок качается, Вздыхает на ходу:

«Ох, доска кончается, Сейчас я упаду».

Педагог: Посмотрите внимательно на эту Богородскую игрушку. Ее называют – каталка Бычок. Правда похожа на персонажа из стихотворения!

Педагог: Так же народные мастера делали и всеми любимые свистульки.

Педагог: Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Лавка народных игрушек». Чтобы продавец продал вам какую-нибудь игрушку, нужно описать ее, назвать ее отличительные черты. Ее должен угадать «продавец». Постарайтесь не только правильно описать словами игрушку, но и быть вежливыми покупателями. Покупатели могут поиграть с Богородскими игрушками.

Дети делятся на две команды: продавцы и покупатели. Покупатели описывают строение игрушки, цвета, которыми игрушка раскрашена, продавцы отгадывают и дают поиграть.

Во время игры звучит мелодия «Русская изба»

(Е. Птичкин — М. Пляцковский).

Педагог: Ребята, вы такие молодцы. С уважением к друг другу играли в игру. Понравилось вам играть с народными игрушками?

Педагог: А как называется село, в котором народные мастера изготавливают эти игрушки?

Дети: Село Богородское.

Педагог: Правильно. А из каких пород дерева изготавливают Богородские игрушки?

Дети: Из мягких, игрушки вырезают ножом.

Педагог: Наше занятие подошло к концу, а вы ребята можете поиграть Богородскими игрушками.

Конспект занятия «Игрушки бабушкиного сундучка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 г. п. Рощино» Конспект непосредственной образовательной.

Конспект интегрированного занятия «Позабытые игрушки» Цель: закрепление знаний детей об основных эмоциях человека (радость, страх, спокойствие, интерес, удивление, гнев). Задачи: развитие эмоциональной.

Конспект открытого занятия «Роспись Филимоновской игрушки» Цель: Ознакомление с предметами декоративно- прикладного искусства страны. Задачи: «познание» — познакомить с промыслом – «Филимоновская».

Конспект занятия-беседы «История новогодней игрушки». В декабре в детском саду проходила выставка «Ёлочка — краса», на ней были представлены самые разнообразные ёлочки из различного материала,.

Конспект занятия «Игрушки» А. Барто Материал :мягкие игрушки-мишка,зайка,бычок,кукла,мяч,дорожка,полотенце,палочка,морковь желтого цвета,ягода красного цвета,шишка, травка.

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Игрушки» Коррекционно – образовательные цели: Закрепить и обобщить знания детей об игрушках. Активизация словаря по теме «Игрушки». Коррекционно.

Конспект занятия «Дымковские игрушки» Разработка конспекта на тему средняя группа Актуальность Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает.

Конспект занятия «Наши любимые игрушки» Тема «Наши любимые игрушки» для группы детей 5-6 лет компенсирующей направленности Задачи: 1. Уточнение, активизация словаря по лексической.

Конспект занятия в старшей группе

Автор: Еськова Наталья Валентиновна, воспитатель МБДОУ «ДСКВ №105» г.Череповец

Виды детской деятельности:
Продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «коммуникация», «художественное творчество», «физическая культура»
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал и способ изготовления, наиболее известные (семенковская, загорская, полхов-майданская);
• Учить детей различать разные техники росписи матрешек;
• Упражнять в рисовании различных цветочных орнаментов;
• Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки; глазомер, чувство цвета, формы, ритма;
Воспитательные:
• Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания в народном творчестве;
• Формировать эстетическое отношение к окружающему миру;
• Показать связь между всеми видами народного творчества: народными промыслами, русским фольклором (песнями, потешками, прибаутками), русскими легендами и сказками;
Коррекционные:
• Развивать навыки творческого рассказывания, составление рассказов об игрушке;
• Закреплять навыки связной речи.
Предварительная работа
• Знакомство с разными видами народного декоративно-прикладного искусства;
• Составление коллекции матрешек;
• Рассматривание, обследование и сравнение матрешек;
• Дидактические игры с пяти-семиместными матрешками;
• Рисование и раскрашивание матрешек.
Материалы:
• Выставка игрушек- дымковских, филимоновских, богородских.
• Выставка матрешек – сергиево-пасадских, загорских, полхов-майданских.
• Силуэты матрешек, вырезанные из белого листа бумаги.
• Кисти.
• Краски (гуашь или акварель)
• Баночки с водой, салфетки.
• Карандаши.

Это интересно:  Как нарисовать лису поэтапно для детей

История русских народных художественных промыслов

Богородской деревянной игрушке уже около 350 лет.

Раньше она была во многих семьях и детских садах, т.к. такая игрушка развивает мышление и фантазию у детей – она создаёт общее представление о созданном персонаже, всё остальное ребёнок додумывает, включает во время игры собственное воображение. Кроме того, это экологически чистая игрушка, она приятна на ощупь и создаёт ощущение уюта и покоя. Дети любят эти игрушки, просто не многие родители это понимают и стараются купить ребёнку что-то вычурное или созданное до мелочей точное подобие куклы, машины и т.д. И тогда ребёнку невозможно проявить смекалку, фантазию. С такой идеальной игрушкой он быстро начинает скучать и вскоре к ней больше не подходит.

Сейчас Богородской игрушке очень трудно – промысел не поддерживается на государственном уровне, он существует только благодаря преданности людей, которые работают здесь.

Об истории промысла

Сначала в расположенном недалеко от Троице-Сергиевой лавры селе Богородское начала развиваться обработка дерева, из которого вырезали инокостасы, наличники, деревянные скульптуры и игрушки. Позже появилась школа мастеров-резчиков и профессиональная артель – нынешняя фабрика. Село Богородское расположено на высоком берегу реки Кунья, неподалёку от Сергиева Посада (Сергиево-Посадский район Московской области).

Первые фигурки людей, животных и птиц были одинарными и традиционно неокрашенными. Их украшали узорной резьбой. Со второй половины XIX в. резчики начали делать скульптурные группы из нескольких фигур: «Тройка», «Чаепитие» и др. Символом промысла является игрушка «Мужик и Медведь» в различных вариантах сюжета. Наиболее известна игрушка «Кузнецы», изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Этой игрушке уже более 300 лет, она стала символом не только богородского промысла, но и самого посёлка Богородского (изображена на флаге посёлка).

В 1911 г. в селе были открыты учебные мастерские, а в 1913 г. создана Учебно-показательная мастерская с инструкторским классом по резному делу (мастер Андрей Яковлевич Чушкин). Детей учили рисованию, технологии деревообработки и резьбы по дереву. Тогда же основали Кустарно-игрушечную артель – небольшое совместное производство, где сообща решали задачи приобретения материала, улучшения качества инструмента, сбыта продукции и т. д.

Одно из зданий фабрики «Богородский резчик»

В 1922 г. мастерскую переименовали в Профтехшколу, которая с 1990 г. стала Богородским художественно-промышленным училищем, а с 1993 г. фабрике возвратили название «Богородский резчик».

Как делаются игрушки

Богородские игрушки и скульптуры создают из мягких пород дерева: липы, ольхи, осины. Но чаще всего из липы, т.к. она самая мягкая и податливая.

Необходимо найти такую липу, чтобы на ней было поменьше сучков. Сучки плохо выглядят на изделиях, поэтому их или обходят, или вырезают. Дерево срезают зимой, когда в нём меньше влаги (сока).

После снятия коры липу просушивают в течение 2-3 лет на воздухе под навесом. Оставляют кору лишь на краях бревна в виде колец, чтобы древесина не треснула при высыхании. Просушенное бревно распиливают на «чурки». После этого мастер приступает к задуманной работе.

Богородские изделия выполняют и вручную, и на токарных станках. Ручная работа, конечно, гораздо сложнее. Заготовку сначала вырубают топором, придают изделию общий контур. Затем приступают к обработке стамесками. У настоящих мастеров больших отходов липы в работе не бывает. Ценят каждый кусочек, используют для всяких мелочей. А в печку идут только стружка и сучковатые обрезки. После обработки игрушку собирают по частям.

Готовую нераскрашенную игрушку называют «бельём». Традиционно богородскую игрушку не расписывали, сейчас от этого правила иногда отступают. Игрушка приобретает совсем другой вид.

«Живые» игрушки

Среди богородских игрушек много «живых». Кузнецы Мишка и Мужик – главные герои богородского промысла, они бьют молоточками по наковальне, если поочерёдно двигать планки. По этому же принципу сделаны и другие игрушки: Щелкунчик разгрызает лесные орешки от прикосновения к рычагу за его спиной.

«Куры на кругу» клюют зёрнышки благодаря раскручивающемуся шарику-балансу. Есть игрушки, работающие на пружинном механизме, спрятанном в брусочке-тумбочке. При нажатии на кнопку, связанную с пружинкой, фигуры начинают двигаться. Такие «живые» игрушки очень полезны детям: они развивают сноровку, мелкую моторику пальцев.

Как стать мастером игрушки

Освоить технику резьбы и получить профессию художника-мастера уникального русского народного промысла можно в Богородском художественно-промышленном училище после окончания 9 или 11 классов.

За 95 лет существования Богородское художественно-промышленное училище выпустило из своих стен сотни резчиков, многие стали художниками высокого класса.

«Сказка о рыбаке и рыбке» – экспонат музея

Изделия богородских мастеров экспонируются в Государственном историческом музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, в Музее игрушки и Историко-художественном государственном музее-заповеднике Сергиева Посада и во многих других культурных центрах страны. Известны они и за рубежом.

Кроме игрушек, на фабрике делают на заказ резную мебель, настенные деревянные панно с объемным изображением людей и животных.

Статья написана по материалам сайтов: nsportal.ru, www.maam.ru, www.maam.ru, ped-kopilka.ru, rusprom.biz.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий