Как нарисовать избу 5 класс

Урок изобразительного искусства 5 класс I четверть Тема: «Декор русской избы»

«Мой дом – моя крепость» «Дом – начало начал» «Дом – храм семьи» «Жилище – наша маленькая планета»

Изба- очень древний вид жилища (от древнеславянского слова «истьба» , «истопка», то есть жилище, которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода. Строились (рубились) из бревен хвойных пород деревьев. Поэтому их еще называют сруб.

Видимая сказочность украшений избы не случайна. Помимо эстетических функций они защищали избу от негативных воздействий.

Мироустройство дома Правь – верхний мир, где живут птицы и боги Явь – средний мир, мир людей, мир животных Навь – нижний мир, мир мертвых

Декоративное убранство избы

При постройке избы копали яму, в которую на 20–25 сантиметров углубляли сруб. Песком – для тепла и сухости – засыпали завалинки. Для предохранения сруба от загнивания его иногда ставили на валуны или пеньки с обрубленными корнями или на обрезки толстых бревен, откуда и появилось выражение «избушка на курьих ножках». Такой оригинальный вид фундамента применялся в русском деревянном строительстве очень долго. Сначала делали четырехугольный венец (периметр строения) – четырехугольник из горизонтально уложенных и притесанных друг к другу бревен Как строили избу

Окна — очи, глаза, свет . Окно — глаза на лицо дома, связь с внешним миром, поэтому и наличники — самая украшенная часть избы. Окна со ставнями и наличниками напоминают глаза избы. Действительно, утром окна блестят открытыми глазами, смотрят на всё происходящее вокруг, а на ночь их закрывают ставнями, и изба погружается в сон. Лобовая доска над наличниками – резная, украшена тонким узором, словно кружевная лента украшает лоб красавицы.

Вниз от коня направо и налево спускаются красивые резные доски. Они называются причёлины, от слова «чело» – лоб. Стык причелин, чтоб в щель не попадала влага, вверху закрыт небольшим, свешивающимся вниз, полотенцем.

Причелины, полотенце, лобовая доска обязательно украшались резьбой. Резьба на них изображает знаки солнца, земли, воды.

Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб

Изба завершалась вырезным коньком, вокруг окон и дверей — отверстий — узоры. Разнообразию оформления изб нет конца: от похожих на неприступную крепость до предельно изукрашенных, ярких и светлых в старые времена все эти кружочки, ломанные линии, точки символизировали молитву, охраняли отверстия, края, от проникновения злых сил, были «оберегами».

Задание Эскиз крестьянской избы Подумайте, какую деталь дома вы будете украшать: причелину, полотенце, лобовую доску. Работу можно выполнить восковыми мелками или акварелью.

У каждого дома своё лицо!

к о н ь — н а л и о в п к ч х о р а н л д и р и у о ч н к п с е и з е т л и н н о к и ы ь Филворд «Элементы декора русского жилища»

Домашнее задание: подобрать иллюстрации на тему: «В русской избе»

Урок изобразительного искусства Убранство внутренней избы», 5 класс

Урок изобразительного искусства «Убранство внутренней избы», 5 класс.

Просмотр содержимого документа
«Урок изобразительного искусства «Убранство внутренней избы», 5 класс»

Учитель 1 категории Антонова Нина Ивановна МБОУ «Тавричанская средняя общеобразовательная школа» , Любинского района. Урок изобразительного искусства в 5 классе.

Тема: «Внутренний мир русской избы».

Цель: познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома; его символикой. Сформировать понятия духовное и материальное.

Задачи:•формировать у учащихся образное представление об организации и мудром устроении внутреннего пространства избы;

Развивать творческую и познавательную активность;

•воспитывать любовь к Родине , и народной культуре.

— Развитие коммуникативных качеств у ученика в процессе практической деятельности;

— Умение оценивать результат – художественный ответ – на поставленную задачу;

— Знание образного языка народного прикладного искусства;

— Приобретение опыта выполнения декоративной работы.

Литературный ряд: стихи, сказки.

Музыкальный ряд: русская народная песня «В низенькой светелке»

Оборудование для учителя: компьютер, презентация, учебная иллюстрации с изображением внутреннего убранства избы (иллюстрации с изображением элементов русской печи, «красного угла», домашней утвари, рисунки учащихся прошлых лет.)

Оборудование для учащихся: альбом для рисования, карандаш, гуашь, фломастеры, , учебник для 5 класса «Декоративно-прикладное искусство», Н.А Горяева.

Тип урока: урок формирование новых знаний.

Методы обучения: элементы проблемного обучения, игра «Прием кластер», (составление кластера- графическая форма), работа в паре.

Организация учебной работы: фронтальная, индивидуальная.

Организационный момент (1 минута)

Актуализация опорных знаний (повторение 5 минут)

Формирование новых знаний (10 минут)

Практическая работа (20 минут)

Закрепление знаний(4 минуты)

Итог урока. Рефлексия (3 минуты)

Домашнее задание (1 минута)

1. Организационный момент (1 мин). Приветствие в виде разминки. Все поднимают руки. Разводят и опускают. – Пришли ребята в светлый класс и вы поздравьте нас сейчас (сжимают и разжимают кулачки)

Учились мы читать, писать. (повороты в сторону туловища):

— Учиться будем рисовать. (несколько хлопков)

Здравствуйте, ребята прошу всех тихо садиться. Проверим все ли у вас готово к уроку, умеете ли вы навести порядок на столе, аккуратно и удобно разложить принадлежности. Какие художественные материалы вы должны сегодня принести на урок? — ответы детей.

Проверяю готовность детей к уроку (альбом, простой карандаш, ластик, гуашь. фломастеры)

На каждом этапе я проговариваю время , которое дети должны затратить.

2. Актуализация опорных знаний. (этап предполагает подготовку мышления детей к деятельности).

Ребята, Давайте вспомним прошлый урок, на котором мы знакомились с традиционным русским жилищем – избой. Ответьте, пожалуйста, о чем шла речь на прошлом уроке? (Ответы учащихся. Тема «Убранство русской избы». Рубленая изба. элементы избы, фронтон избы – чело. Передняя часть — лицо, фронтон. окна – глаза, наличники окон, узоры. И т. д.).

Повторение пройденного материала.

На данном этапе урока я активизирую учебно-познавательную деятельность учащихся, пробуждаю их интерес к теме урока при помощи создания игровой ситуации, стихотворений-загадок и слайд — презентации

Работа в паре. Каждой паре учеников необходимо ответить на вопросы-загадки, которые демонстрируются в слайд-презентации, вписать ответы в графическую (прием кластер) таблицу и оценить друг друга.

Это интересно:  Как нарисовать фрукты и овощи

Ребята, ответьте на вопросы:

— по каким принципам украшался интерьер крестьянского дома?
— зачем люди украшали и продолжают украшать свои жилища?

— чем отличается деревянная резьба на избах Русского Севера от резьбы на избах Поволжья?

3.Формирование новых знаний.

Сейчас все тихо выйдем и пойдем в музей «Русская изба»(она находится на рядом с кабинетом ИЗО)

Ребята, отгадайте загадку:
Всем, кто придет, всем, кто уйдет, руку подает. (Дверь)

— Итак, мы входим в русскую избу. где пахнет хлебом, деревом, разными травами.

Я читаю стихи: Вот вам русская изба…

В центре стол, печь, образа,

Люлька нянчит малыша,

У стены большой сундук, самовар и утюг. Здесь мы видим много разных . необходимых вещей. которые мы можем потрогать руками

Предлагаю школьникам сформулировать тему

Посмотрите по сторонам, что вы видите? (ответы детей)

Ребята сегодня на уроке мы будем знакомиться с внутренним убранством крестьянского дома

Отгадайте следующую загадку: Два брата всегда видятся, а вместе не сойдутся. (Пол и потолок)

Внутренний мир крестьянского дома тоже был наполнен символами, а все его пространство отражало принцип устройства мира. Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

Ребята, а как могли украшаться потолок и стены? (Потолок часто украшался символами солнца, стены – растительным орнаментом.)

Внутреннее обустройство дома было различным, но археологи находят общие черты планировки избы. Что является одним из основных предметов внутреннего убранства крестьянского жилища? Вы ответите на вопрос, отгадав загадку:

Под одной шляпой четыре брата стоят. (Стол)

К столу относились с уважением и называли «Божьей ладонью», именно поэтому нельзя было бить по столу, влезать на него детям. Непременным элементом всех крестьянских праздников и торжеств являлось застолье (за столом). Семья собиралась вокруг стола, как бы показывая этим свое единство. Вдоль стен были расположены широкие лавки. На них и сидели, и спали. А знаете, чем они отличались от скамьи? (Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.)
Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

Что вы понимаете под словом материальный? (Это мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья и благосостояния)

Что это за материальный центр дома? Об этом следующая загадка(подходим к печке)

Белая старуха на одном месте сидит,

Из угла в угол не переставить и из избы не вытащить (Печь)

Учитель: Но, по прежнему верю я после мороза,

Русской печке, привету её и теплу,

Где не раз под тулупом,

Тяжёлым как туча,

Благодарный своей человечьей судьбе,

Забываясь от всех неурядиц грядущих,

Засыпал я счастливый под песни в трубе.

Как вы, ребята, думаете, почему печь – материальный центр дома? (Печь – кормилица и поилица и тела согревательница, защитница от голода, лекарь от болезни. Главной частью любого крестьянского дома была комната с печью. Она – то и дала название всей постройке – «изба»)

Около печи укрепляли деревянный настил — полати, на них спали .Рядом с печкой обязательно висели полотенце и рукомойник -глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под потолком шли полавошники, на которых располагалась крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки . С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту.
В русских народных сказках печь часто упоминается и, как правило, неотъемлемо связана с главным героем. Давайте вспомним эти сказки. иллюстрации сказок показываю по компьютеру («По щучьему велению», «Илья Муромец», «Гуси – лебеди», и т.д.)
Печь в доме располагалась по диагонали от духовного центра дома.

Что вы понимаете под словом духовный? (Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями.)

Духовный – от слова «душа». Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Угол, в котором располагались иконы, называли «красным».
Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами «красный угол», снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением, а уже потом только здоровался с хозяевами.
«Красный угол» указывал на полдень, на свет, на восход, на красную или божью силу.
Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, скамьи, посудные полки, сундуки, прялка. В сундуках крестьяне хранили одежду. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами. Особое место в избе занимал ткац кий станок – кросно, на нем женщины ткали.

-В каждой избе на потолке есть крюк, и в музее висит такой крюк. Кто знает, зачем он? (размышления учеников)

-На этот крюк вешалась люлька, где качали младенца. Можно было подвесить люльку и на гибкой жерди. Мягко покачиваясь она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки.

Люлька тоже обязательно украшалась узорами оберегами.

Когда спускались сумерки, жгли лучину. Для этого служил кованый светец. (можно его подержать в руках)

Мы с вами побывали в крестьянской избе. Теперь вернемся в класс. Учитель задает вопросы: Что вы увидели в музее? С какими предметами познакомились? Что видели первый раз? Для чего эти предметы нужны? Чем они служили человеку? И т. д.

4.Практическая работа. (тихо поет песня « В низенькой светелке»)

Задание: Нарисовать рисунок «Внутренний мир русской избы», раскрасить.

В начале выполнения задания предлагаю учащимся несколько вариантов интерьера крестьянской избы. Показываю на слайде рисунки-схемы. Выполняю рисунок – схему на доске с объяснением. Используя мой рисунок и ваши иллюстрации, которые вы принесли на урок придумайте свою композицию интерьера избы.
Объяснение последовательности выполнения работы.
Обращаю внимание на деревянный пол и стены. Ученики обогащают свои рисунки изображением крестьянских вещей: прялка, , ухват, люлька, полотенца, дорожки и др. все что видели в музее и вывешанные на доску рисунки учащихся прошлых лет. На данном этапе урока у учащихся формируются навыки самостоятельной работы.

Это интересно:  Как нарисовать еду с глазами

Проговариваю, что дети должны успеть выполнить работу за 20 минут.

Предлагаю отдохнуть. Прошу всех дружно встать.

-Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте)

Очень нравиться нам делать по порядку (приседания)

Весело шагать, руки поднимать (ходьба и руки вверх)

Приседать и вставать(приседания)

Прыгать и скакать (прыжки)

6. Закрепление знаний.

Ребята, ответьте на вопросы:

— по каким принципам украшался интерьер крестьянского дома?
— зачем люди украшали свои жилища?
Скажите, можно ли обставить современную квартиру так, как обставляли избу? Ответ обоснуйте.

7.Подведение итога урока. Рефлексия.(Оценка успешности на уроке)

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Понравился урок?

Ученики выходят к доске. Демонстрируют свой рисунок классу и отвечают на поставленный вопрос:

— Какие предметы являются жизненно важными в крестьянской избе? Что у тебя получилось хорошо нарисовать?

Ответы детей должны быть полными. Сегодня на уроке я узнал…

Мне было трудно …

Было интересно узнать…

-Какую оценку ты себе поставишь? (на доске висит нарисованное на плакате дерево без листочков. Ученик должен взять листик, если зеленого цвета оценка «5», желтого оценка»4» и приклеить к дереву. Так ученик себя оценивает.

8. Домашнее задание:

— подобрать иллюстрации по теме: «Предметы народного быта», вклеить их в тетрадь.

Урок по ИЗО на тему Русская изба (5 класс)

Автор публикации: Ивакина Н.Ф.

МБОУ «Ст.-Пшеневская средняя общеобразовательная школа»

Ковылкинского района Республики Мордовия

5 класс. Тема урока: «Русская деревянная изба»

Урок подготовила Ивакина Н.Ф., учитель ИЗО

2016 г.

Тема урока: «Русская деревянная изба»

Сформировать представления об изучаемом предмете; продолжить знакомить с учебником, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истокам искусства деревянного зодчества.

Постановка и решение учебной задачи.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: расширят свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получат возможность учиться; работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «ассиметрия», «декор», «композиция»; смогут познакомиться с русским народным жилищем, его декором.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывы к красоте деревянного зодчества Руси.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия и термины.

Изобразительное искусство, живопись, архитектура, деревянное зодчество, Фронтон, причелина, наличник, изба, конек, знак-оберег, образ, цвет, тон, композиция.

Интернет-ресурсы.

Иллюстрации

Доска, компьютер. Материалы и инструменты: гуашь, альбом, палитра, кисти, Стаканчик-непроливайка, салфетка.

Организационная структура урока.

Проверяет готовность к уроку. Читает стихотворение

Из бревен рубили избы мужики,

Один лишь помощник- топор.

Но древние избы и ныне крепки, и тонок на ставнях узор.

-Вы, наверное, догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

— Правильно, о народном жилище – избе.

Получив целевую установку, слушают учителя, выражают свое отношение к стихотворению.

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться.

Устные ответы

Изучение нового материала

Творческая практическая деятельность

Итог урока.

Рефлексия.

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме «Русская изба»

Просмотр иллюстраций

Просмотр иллюстраций

Физкультминутка

Изображение образа русской избы (изба -богатырь, изба-ель, избушка-бабушка)

Выявление особой красоты русского жилища художественными средствами

Выставка работ, анализ и эстетическая оценка. Обобщающая беседа.

Очень разумными были наши предки. Приступая к любому делу, они продумывали несколько вариантов и выбирали лучший: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Особенно кропотливо относились к постройке дома, ведь жить в нем предстояло многим поколениям семьи.

Изба -деревянный (бревенчатый) жилой дом. Это слово происходит от древних славянских слов «истьба» и «истопка». Истопкой называли помещение с печью, теплое.

Были дома в деревне попроще, были и побогаче, в зависимости от достатка хозяев.

Участок выбирали удобный с практической стороной: недалеко от реки, на пригорке, где обычно ложились отдыхать домашние животные.

-Ребята, как вы думаете, из какого материала строили дом в старину?

-Верно из дерева.

А наша лесами богата земля!

И лес в ней и строен и ровен,

Когда-то и стены и башни Кремля-

И те собирали из бревен.

— Для строительства рубили деревья хвойных пород и брали только те, которые падали верхушками на восток. Священными считались одинокие деревья и рощи, выросшие на месте разрушенной церкви, — их не брали для постройки.

Строить начинали с жертвоприноше-

ния: домашнее животное или птицу закапывали в угол будущего дома. Сегодня традиция-закладывать монету в главный угол дома. В матицу, центральную балку потолка, вбивали крюк, к которому впоследствии подвешивали люльку.

Считалось, что чем больше детей, тем богаче семья.

_После этого ставили крышу-чело. Основной формой крыши была двускатная крыша «конем».

Фронтон – чепец -треугольная стенка под крышей над верхним карнизом дома. Украшался также и подзор – резная доска под скатом крыши, и полотенце – резная доска, свисающая со стыка причелин.

А причелина – доска, прикрывающая концы слег крыши.

Наличник – декоративное обрамление оконного проема.

Считалось, что изба – колесница, запряженная лошадьми или птицами, несущаяся навстречу солнцу, свету.

-Изба – маленькая вселенная:

*Навь (нижний мир). Первый ярус – земля предков – подземный мир.

* Явь (средний мир). Второй ярус – живут люди – мир людей.

* правь (верхний мир). Третий ярус — небесный свод (крыша) – небо.

В современном мире русские деревянные старинные деревянные постройки принято называть русским деревянным зодчеством

( архитектурой), а старших людей по строительству (архитекторов) – зодчими.

Итак, давайте повторим, какие элементы украшали избу?

— Правильно запомнили, молодцы!

А теперь давайте немного отдохнем.

— Приступайте к работе по плану:

1. Обдумайте, какой образ избы будет на вашем рисунке. Определите средства выразительности.

2.Выполните разметку листа, расположив на нем придуманный образ.

3.Украсьте избу знаками -оберегами.

4. Доработайте рисунок гуашью.

Это интересно:  Как нарисовать лошадь поэтапно легко

Методическая разработка урока ИЗО 5 класс ФГОС ООО по теме: Внутренний мир русской избы»

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме «Внутренний мир русской избы»,
разработан по программе Б.М. Неменского.
Цель:
• сформировать представление о нравственно-эстетических законах организации внутреннего пространства старинного дома;
• сформировать представление о месте в доме для каждого члена семьи с его возрастом и ролью в общей семейной жизни;
• познакомить с прямым и символическим значением в семейном быту элементов и частей старинного крестьянского дома: матица, печь, печной угол; полати и грядки; бабий путь и хозяйский угол (куты); красный угол — духовный центр дома.
Тип урока: Урок изучения новых знаний. Музейная экскурсия.
Педагогическая технологии: сотрудничество, музейная технология
Использование на уроке ИКТ, иллюстративного и наглядного материала является обязательным условием для обеспечения высокой эффективности обучения.

Просмотр содержимого документа
«методическая разработка урока ИЗО 5 класс ФГОС ООО по теме: Внутренний мир русской избы» »

ВНУТРЕННИЙ МИР РУССКОЙ ИЗБЫ

КРАСОТА КРЕСТЬЯНСКОГО ДОМА ( ФАСАД)

  • Фасад: окна, наличники, ставни
  • Коньки крыш
  • Подзоры и причелины (украшенные резьбой доски)
  • Перила
  • Дымник

Во всем было чувство меры.

НАЛИЧНИКИ И СТАВНИ

ДЫМНИКИ И КОНЬКИ КРЫШ

• сформировать представление о нравственно-эстетических законах организации внутреннего пространства старинного дома;

• сформировать представление о месте в доме для каждого члена семьи с его возрастом и ролью в общей семейной жизни;

• познакомить с прямым и символическим значением в семейном быту элементов и частей старинного крестьянского дома: матица, печь, печной угол; полати и грядки; бабий путь и хозяйский угол (куты); красный угол — духовный центр дома.

КРАСОТА КРЕСТЬЯНСКОГО ДОМА ( ИНТЕРЬЕР)

Главным местом в избе был передний или как его еще называли «красный угол». Здесь, в самом дальнем углу избы, обращенном к востоку, устанавливались иконы, перед которыми всегда горела лампадка. Красный угол устраивался с таким расчетом, что бы иконы были первым, что встретит взгляд, каждого входящего в избу. В красном же углу, под иконами стояла лавка, на которой сидел, глава семьи или почетный гость, это место называлось «большим». Остальные члены семьи рассаживались за столом в порядке старшинства.

  • Традиционно центром домашнего уклада была печь. Она согревала избу и кормила ее хозяев и была таким элементом зонирования внутреннего пространства избы. Например, напротив печи устраивался кут или бабий угол, мужской угол был у входа и назывался конник, пространство за печью называлось закут. Самым теплым местом в избе были полати, они устраивались на полке между печью и задней стеной дома.

ЗАДАНИЕ: НАРИСОВАТЬ ФРАГМЕНТ ИНТЕРЬЕРА ИЗБЫ С ОСНОВНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

  • Сейчас вам предстоит выполнить творческое практическое задание: нарисовать внутреннее убранство русского дома .
  • Работать Вы будете в группах по 4 человека.
  • Подумайте, какие предметы будут обязательно находиться внутри русской избы
  • Как Вы распределите, кто какую часть работы будет выполнять

Вселенная Искусства

пятница, 1 сентября 2017 г.

ИЗО 5 КЛАСС 1 ЧЕТВЕРТЬ

Тема: «Древние образы в народном искусстве»

Среди полей , в окружении лесов, на холмистых берегах рек-древнейших водных дорог стоят потемневшие от времени величавые избы.

Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека.

Дом – кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля. Кров-это главная материальная потребность человека. Маленький кусочек пространства, ограждающий его от дождя снега, согревать и давать душевный покой хозяину дома. Возводя дом, человек как бы отгораживался от большого пространства стенами, крышей присваивал себе малую его часть. В устроение жилища человек стремился привнести порядок, образно осмыслить его, что значило отобразить, наполнить образами. Это делалось, чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься.

Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть (сруб) – с землёй, а подклет (подполье) – с подземным миром.

— Как вы думаете, что символизировал крестьянский дом? (Связь человека с космосом)

— А из какого материала строились крестьянские избы?

— Почему русские люди выбирали лес основным строительным материалом?

Дерево – постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Он сопровождало человека от колыбели до могилы.

Мягкий, ароматный, тёплый материал прекрасно поддавался обработке. Эти его свойства дали начало замечательному ремеслу – резьбе по дереву.

— Давайте познакомимся с декоративным убранством северной избы. Взгляните на крышу дома, что вы там увидели?

Крышу венчает горделивый конь — охлупень. Он парит как птица, которая заботливо накрыла большими крыльями дом – гнездо, где обитают люди.

— Вспомните, что символизировал образ коня? (Солнце).
Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома. Конёк и солнечные знаки на полотенце символизируют полудённое солнце в зените, левый конец причелин – утреннее восходящее, а правый – вечернее заходящее.

— Рассмотри узорочье доски – полотенца, доски причелены. Что за изображение вы увидели? (Круги с ромбами, ромбы и прямоугольники, небольшие отверстия, зигзаги, выступы.)

Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды.

А что вы увидели ещё на фронтоне?

Особенно нарядны фронтон и наличники окон. Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими кустами. На лобовой доске, которая идёт по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа.


Домашнее задание: представьте, что вы строите дом для своей семьи, он должен быть украшен необычайно красиво. Подумайте какую деталь дома вы будете украшать: причелину, полотенце, наличник, лобовую доску или целиком фронтон. Вначале продумай форму, выбери элементы украшения, введи в свою композицию образы птиц, фантастических животных, старайся их выполнить обобщённо и пластически выразительно. Исключи мелкие детали и подробности. Работу можно выполнять восковыми мелками, пастелью, углём, цветными карандашами.

Вопросы и задание
1. Зачем люди украшают свои жилища?
2. О чём может рассказать декор крестьянской избы?
3. Найди изображения крестьянских жилищ разных народов. Что между ними общего и в чём разница?

Статья написана по материалам сайтов: ppt4web.ru, multiurok.ru, docbaza.ru, kopilkaurokov.ru, vselennaya-iskusstva.blogspot.com.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий