Как нарисовать избу внутри 5 класс

1. Самоопределение к деятельности.
Орг. мом. (1-2 мин) Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:
-правильность выбора учебных принадлежностей,
-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,
-самостоятельность подготовки,
-настрой на урок. Коммуникативные: аргументировать свою позицию.
Регулятивные: уметь организовать место занятий.
Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

2. Актуализация знаний. (5 мин) Беседа о древних корнях народного искусства.
-«О чем мы говорили на прошлом уроке?»
-«Где также использовал народ данные символы?»
-«Как называл свой дом русский народ?»
Беседа о традициях русского зодчества, понятии «традиционная изба». -«О древних символах народного искусства»
-«На предметах ан одежде, в украшении дома»

Объясняют смысл понятия «Изба».
Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.
Личностные: уважительно относиться к культуре народного искусства; понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учениками, высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу, слушать и понимать других, участвовать в диалоге.

3. Постановка проблемы и учебной задачи.
(5 мин) —Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока?
— Какого знания нам не хватает для изображения русской избы? -«Убранство русской избы»-
Проговаривают тему, отделяя знание от незнания.
-«Познакомиться с традиционным жилищем русской избы, его деталями»
Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. Регулятивные: совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии, учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

4. Открытие нового знания.
(7-8 мин.) Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением. (Презентация. «Убранство русской избы».) Рассказ о традиционной избе.
Воспринимают презентацию. Анализируют новые сведения об элементах русского жилища. Рассуждают о значении жилища крестьянина.
Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: развитие ценностных ориентиров к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (построение речевых высказываний: умение слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы, умение принять другого, выслушать, управлять своим поведением.

5. Первичное закрепление
(4 мин) Работа с учебником стр.29.
-«Зачем люди украшали и продолжают украшать свои жилища?»
-«О чем может поведать трёхчастная структура северной крестьянской избы, её декор?
Физминутка
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали. Участвуют в диалоге.
-«Это делалось, чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься».
-«Крыша и верхняя часть дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть – с землёй, а подклет – с подземным миром». Познавательные: находить информацию в учебнике; анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
Регулятивные: управлять своей деятельностью
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
(15 мин)
-«При помощи акварели или, гуаши изобразите фрагмент украшения деревянного дома — наличник. Сделайте украшения наличника затейливыми, нарядными, вплетая в узор знакомые вам образы. Постарайтесь сохранять симметрию». Рисование наличника. Применение живописных и графических материалов, выразительных средств орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.
Регулятивные: уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность.
Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при творческой работе.
Личностные: уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм.
7. Включение в систему знаний и повторение.
(7 мин) -«Оцените результаты своей работы, способы их достижения» (с комментированием).
-«Что нового вы узнали на уроке?»
— «Какова была тема урока?»
— «Какова была цель вашей деятельности?»
— «Вы достигли поставленной цели?»
— «С каким новым понятием вы познакомились на уроке?» Выставка рисунков.
Просмотр и обсуждение выполненных работ.
Ответы учащихся Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения.
Личностные: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Познавательные: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
8. Рефлексия учебной деятельности.
(2 мин) Для оценивания своих достижений за урок задаются следующие вопросы:
Сегодня на уроке я …
Мне удалось…
Я могу похвалить…
Я недостаточно…
Я старался…
-«Проанализируйте каждый свою деятельность на уроке».
(карточки-смайлики) Ответы учащихся Регулятивные: учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
Познавательные: стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.
9. Домашнее задание. Подобрать иллюстрации к сказкам с изображением внутреннего убранства избы. Запись д/з в дневник. Личностные: ценностно-смысловые ориентиры.

Это интересно:  Как нарисовать стрелки на глазах подводкой

Раздаточный материал.

Как нарисовать красный угол, убранство русской избы для 5 класса, поэтапно?

Как выглядит русская изба изнутри?

Мастер-класс по рисованию интерьера русской избы, видео-урок, части внутри избы.

Рисование избы легко, поэтапное рисование.

Построение избы, построение красного угла в избе, построение внутреннего убранства избы. Примеры работ. На фото рисунок по теме: Красный угол в избе, с образцами, оберегами, рушниками.

Прежде, чем приступить к рисованию, необходимо посмотреть фотографии и рисунки избы, ее убранства, красного угла. Можно ознакомиться с материалами в Интернете, например, чтобы иметь понятие об этом. Красный угол всегда расположен по диагонали с русской печкой, обычно с восточной стороны.

Несколько изображений избы:

Далее на альбомной листе делаем набросок избы так, чтобы изобразить красный угол. Безусловно, на листе рисунок может быть расположен так, как удобно ребенку, хоть по вертикали, хоть по горизонтали. Рисовать начинаем с квадрата, либо с прямоугольника. Рисуем их два (один поменьше внутри большого прямоугольника), чтобы изба получилась объемной. Таким образом:

Рисуем окна, оформляем красный угол образами (он ими и красен!). Можно так же нарисовать русскую печь, стол, лавочки, прялку, детскую колыбель. Эти предметы присутствовали в каждой крестьянской избе. Красиво будет смотреться стол с самоваром и деревянной посудой.

Давайте для начала мы узнаем как выглядит и как рисовать русскую избу снаружи, её внешнее убранство, а потом уже приступим к внутреннему убранству избы. Как нам поэтапно нарисовать русскую избу снаружи, это вы узнаете здесь : как нарисовать окно с узором и наличниками в старину, карандашом, красками. Там вы найдёте поэтапное рисование и объяснение. Вот вам наглядный пример.

Чтобы нарисовать Красный угол убранства русской избы нужно сначала узнать что это такое и где Красный угол располагается в избе. Красный угол — это правый угол избы, в котором находились образа и люди, которые входили в избу, первым делом, всегда смотрели в правый угол и крестились на образа, а после этого уже говорили о своих делах. Рисовать Красный угол нужно начинать с рисования объёмной формы горницы, то есть сделать рисунок в трёхмерной проекции, нарисовать потолок, пол, стены. Затем нужно нарисовать печку, стол, скамью и в правом Красном углу нарисовать образа, украшенные вышитыми рушниками и лампадку. Добавить к рисунку можно различную утварь в виде кринок и горшков, ухват у печки, а так же ещё можно нарисовать люльку для ребёнка, которая подвешена к потолку и ещё можно нарисовать прялку ан которой сучили из кудели шерстяную нить.

К уроку ИЗО 5 класс: “Убранство русской избы”

Предлагаю материал к уроку ИЗО «Убранство русской избы» в 5 классе по программе Б.М.Неменского: презентацию и видео – материал, а так же художественные произведения великих и не очень художников, изображавших интерьер русской избы.

На этом уроке ученики должны понять символическое значение знаков – образов в декоре избы. На уроке для наглядности используется макет русской избы (издательство Умная бумага).
Презентацию сопровождает отрывок из хоровой поэмы «Перезвоны». (По прочтении В. Шукшина) Валерия Гаврилина – Вечерняя музыка. Для настроя на практическую работу ребята слушают песню «Русская изба» (Е.Птичкин – М.Пляцковский) в исполнении Марии Пахоменко.
Задание лучше давать вариативного характера: одни делают причелины, другие полотенце, наличники, лобовую доску, а затем все собирается в единую композицию «Русская изба».

Василий Поленов “Комната командующего Рущукским отрядом Великого князя Александра Александровича в Брестовце” 1878

Чайников Г.Л. “Деревенский интерьер. Август”

Бурдасов “Дом в деревне”

Анохин ” В старом доме Ракитиных”

Василий Поленов “Интерьер избы”

Борис Михайлович Кустодиев “Комната в доме Прокофия Пазухина” 1914

Панов Эдуард “ Русская изба” 2013

Травников Г.А. “Кухня” 1985

Максимов ” Внутренний вид избы”

Эллерт ” В избе”

Илья Репин. “В избе” 1878

Илья Репин. “В избе” 1895

Ополченец 1812 года в крестьянской избе. Лубочная картина

Кто знает автора и название?

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Shift + Enter или Отправить.

Это интересно:  Как нарисовать сидящего человека на стуле

Урок ИЗО в 5-м классе по теме «Внутреннее убранство крестьянского дома»

Разделы: МХК и ИЗО

Тема: Внутреннее убранство крестьянского дома. Посиделки. (Урок-обобщение.)

Цель: обобщить знания по устройству крестьянского быта и символики русского искусства, познакомить учащихся с русским фольклором.

Зрительный ряд: рисунки интерьера крестьянского жилища; репродукции; ИКТ-презентация.

Литературный ряд: Л. Мей «В низенькой светелке…», детские книжки с иллюстрациями русской избы.

Оборудование: старинная русская прялка, рисунки детей, музыкальное оформление.

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

Комментарии

I. Организационный

— Подготовка к уроку. Настрой на урок.

II. Актуализация раннее полученных знаний

— На предыдущих уроках мы познакомились с внешним и внутренним убранством русской избы.

— По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы?

— Зачем люди украшали свои жилища?

Ученики высказывают своё мнение.

Пауза делается для того, чтобы дети сами могли сделать соответствующий вывод.

(На экране изображение избы. Слайд № 3)

Русская изба.… С ней мы уже не раз встречались на наших уроках, и вновь возвращаемся к этому образу. Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный. Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы, ее конструкции: фронтон избы — чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.

Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом,
С обдуманным мужицким вкусом,
И каждый со своим лицом.
В. Федотов

— Давайте, ребята, мысленно войдем в крестьянское жилище. (На экране появляется изображение интерьера избы. Слайды № 4, 5)

А какие же предметы наполняли крестьянский дом?

— Да, эти предметы радовали глаз хозяина и окружали всю его семью теплом и радостью.

(Слайды № 6, 7, 8)

— Сегодня устроим посиделки, которые устраивались в каждом доме в праздничные дни. И нам поможет старинная прялка, украшенная росписью и резьбой.

Это предметы быта, утварь, помогающие крестьянину в его повседневной жизни. (Ковши, солонки, вальки, прялка и др.)

(Слайд № 9)

— Беседа о значении русской прялки в доме.

Особое место в доме занимала прялка, непременная спутница русских женщин. Нарядную прялку дарил добрый молодец в подарок невесте, дарил на память муж жене, отец дочери.

Прялку-подарок хранили всю жизнь, передавали следующему поколению.

Жених, подаривший такую прялку своей невесте, желал ей счастья.

Ученики высказывают предположения, опираясь на свой жизненный опыт.

Выставляется старинная русская прялка (школьного музея), рисунки детей.

— Почему люди стали украшать окружающее их пространство (своё жильё и предметы)?

— Какие символы использовали крестьяне для украшения своего дома?

— Какие виды русского орнамента вы знаете?

— О чём может рассказать декор прялки?

(Выполняют это задание в виде блиц-опроса.)

Инсценировка «Посиделки»

Поют девочки и мальчики (у девочек на плечах праздничные русские платки)

Песня сопровождается танцем вокруг прялки (хоровод)

Танец с элементами игры.

Все дети идут по кругу, пританцовывают и поют.

Поющие обращаются к молодцу, а он обращается на их просьбы движениями, обыгрывая содержание песни.

Этой песней встречают запоздалого на посиделки нерасторопного паренька.

Песня с элементами игры.

Сидящие на лавках ребята и девочки поют песню. Одному из играющих водящая тайно кладёт колечко и кричит: «Колечко, колечко, ко мне на крылечко!» Владелец кольца старается выскочить, а задача других – удержать его.

Любимой игрой на посиделках всегда была игра «Кольцо».

III. Итог урока. Рефлексия

Ваше мнение?
Было интересно.
Вызвал(о) много вопросов.
Я не принимал активное участие.
Было не интересно.

IV. Домашнее задание

Подобрать иллюстрации по теме «Русский праздничный костюм»

V. Дополнение

Презентация по теме урока «Внутреннее убранство крестьянского дома». Посиделки.

Поурочные разработки. Изо. 5 класс. Урок 3. Внутренний мир русской избы

Главная Поурочные разработки Изо 5 класс Поурочные разработки. Изо. 5 класс. Урок 3. Внутренний мир русской избы

Урок 3. Внутренний мир русской избы

Цели: познакомить с основными понятиями внутреннего убранства русской избы, развивать творческие навыки учеников.
Материалы: иллюстрации с изображениями предметов народного быта, внутреннего мира избы; краски, бумага, кисти.

1. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

2. Беседа учителя

Сегодня мы поговорим о внутреннем убранстве русской избы.
Сколько интересного и мудрого «впитала» русская изба! Внутренний мир русского дома был особенным, неповторимым. Предметы быта, наполняющие его, играли в жизни людей определенную роль.

Это интересно:  Как нарисовать воробья карандашом поэтапно

Изба на Руси начиналась с крыльца, которое «зазывало» гостей войти внутрь дома. В каждом доме обязательно была лавка. Лавки и скамьи отличались друг от друга. Лавка чаще всего располагалась вдоль стены и стояла неподвижно. Скамья же имела ножки, и ее легко можно было передвинуть. Если хозяин дома усаживал гостя на лавку, это расценивалось как знак уважения со стороны семьи. Так гость мог судить об отношении к нему хозяина.

Самое важное место в избе занимала печь. Русская печь – неотъемлемая национальная принадлежность нашего народа. И путь развития она прошла столь же долгий, как и изба.

Древние люди, конечно же, готовили пищу и обогревались возле костров. Но позже, когда появились первые избы, изобрели печь. Она хорошо нагревала дом, надолго сохраняла тепло и была гораздо менее пожароопасной, нежели костер.

Самым первым видом печи стала печь-каменка. Она была невысокой, прямоугольной формы, размером 1 × 1 м. Нижняя часть стенок выкладывалась из крупных плоских камней, для верхней же части использовали мелкие камни.

Строили печи, в основном, из камня или глины. Порой эти два материала совмещали. Печи имели разнообразную форму – они были круглыми или прямоугольными – это зависело лишь от того, в какой местности жили люди и согласно каким традициям обустраивали свое жилище. Для печи, конечно, заготавливали дрова. Происходило это, как правило, зимой. Считалось, что такие дрова меньше гниют и лучше горят в печи.

Перед тем как использовать дрова, их выдерживали год, чтобы они лучше высохли.
Процесс приготовления пищи в печи не менее интересен. Высота устья печи составляла не более 25 см, этого хватало лишь для того, что сунуть туда полено. Горшок с пищей на семью вставить туда было невозможно. А если бы посудину с едой ставили на печь сверху, то температуры не хватило бы для разогрева. Хлеб пекли в иных печах – с более широкими устьями. Но как же тогда решали вопрос с другой пищей? Где она готовилась? В печи делали специальное круглое отверстие диаметром 20 см. Отверстие это во время затапливания печи чем-то прикрывали. Этим «чем-то» и были горшки с пищей. В них пища варилась, словно на плите. Но все же стоит отметить, что печь была лишь вторым по значению местом в доме – после красного, Божьего угла.

Красный угол иначе называли большим, святым или Божьим углом в доме. Располагался он, как правило, по диагонали к печке. Иногда он находился прямо у входа, недалеко от двери. Красный угол служил, в первую очередь, духовным местом в избе, в нем усаживали самых знатных и дорогих сердцу гостей. В нем стояла «красная» лавка. Усиление значения красного угла часто связывают с христианством. В язычестве центром дома была печь. Получается, что красный угол и печь – это христианский и языческий центры, которые находятся в борьбе друг с другом, олицетворяя свет и тьму.

Мебели в крестьянском доме было немного. В основном это были столы, лавки, сундуки, различные полки. Главным предметом мебели служил обеденный стол, который обязательно стоял в красном углу. Вокруг него вдоль стен тянулись лавки, на которых не только сидели, но и спали.

Достаток семьи измерялся количеством сундуков в доме, в которых хранилась вся одежда. В сундуках, конечно же, хранили и приданое для девочки.

Убранство крестьянской избы было необычайно гармонично. Интерьер избы – столь же прекрасное творение, как и все, что создавал крестьянин.

3. Творческое задание

Итак, теперь мы знаем, каким было жилище наших предков. И сегодня нам предстоит изобразить внутренний мир русской избы.

Нарисуйте любую часть дома или предмет быта (печь, ткацкий стан, красный угол и т. д.).
Но сначала следует наметить четкие границы пола, стен, потолка, и уж затем приступать к изображению отдельных предметов. В свой рисунок вы можете также включить фигуры людей, изобразив процесс чаепития, или русских девушек, занятых работой над вышивкой.
Смело фантазируйте, используя краски различных цветов. Эта работа поможет вам окунуться в загадочный мир наших предков.

Статья написана по материалам сайтов: ped-kopilka.ru, www.bolshoyvopros.ru, kasper-sudak.ru, xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai, znayka.pro.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий