Как нарисовать красный угол

Красный угол

Красный угол (от ст.-слав. красьнъ — красивый, прекрасный) — часть жилого помещения, где установлена икона, либо домашний иконостас, а также сам этот иконостас.

Расположение красного угла в русской избе

В русской избе, обычно ориентированной по сторонам горизонта, красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна. Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. Народная пословица «Без Бога — не до порога» связана именно с этим: входя или выходя из комнаты или дома, христианин прежде всего оказывал почести Царю Небесному, а уж потом — хозяину дома.

Символическое значение красного угла

Как жилое помещение православного христианина считается символом православного храма, так и красный угол рассматривается как аналог алтаря. Красный угол — самое важное и почётное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев.

Устройство красного угла

Традиционно считается, что икона не должна висеть, её нужно установить в отведённое ей место. Иконы размещаются на особой полочке или в закрытом киоте (иногда многоярусных) в определённом порядке.

Обязательными для домашнего иконостаса являются иконы Спасителя и Богородицы. Состав остальных икон выбирает верующий. Обычно в красном углу размещают патрональные (так называемые «именные») иконы членов семьи. Особо почитаем на Руси был Никола Угодник (Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец), его икона находилась практически в каждом домашнем иконостасе. Из русских святых чаще всего встречаются изображения преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского; из икон мучеников наиболее распространены иконы Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона.

Взаимное расположение икон

Иконы в домашнем иконостасе располагаются подобно церковному иконостасу: слева (по отношению к зрителю) от иконы Христа располагается икона Богородицы, справа — обычно икона святителя Николая (заменявшего в русских домашних иконостасах роль Иоанна Предтечи в классической деисусной композиции). Над иконами Христа и Божией Матери возможно размещение изображений Троицы или Распятия. Обычно стараются придерживаться иерархии и не размещать икон святых, больших по размеру иконы Спаса или Богородицы, также не рекомендуется размещать иконы святых над образами Спаса и Богородицы.

LiveInternetLiveInternet

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Метки

Резюме

© Чело_Век Андрей Николаевич

Музыка

Статистика

КРАСНЫЙ УГОЛ В ДОМЕ. ДОМАШНИЙ ИКОНОСТАС.

. В старину иконы назывались Образами (ударение на предпоследний слог).

В каждом доме был «Красный уголок» (иконостас), то есть то место, которое красило дом.

К нему относились очень трепетно, с почтением, уважением и кротостью.

Над образами теплилась лампадка, которая не только освещала комнату, но и наполняла ее
особым духом благочестия и смирения.

Перед образами непозволительно было выражаться, злиться, лукавить.

В воспитательных целях Батя наказывал сыну вставать перед образами и каяться в проступках.

У каждого человека перед ликом Божьим был страх, робость и честность.

Страх гнева Божьего не есть страх раба перед господином, но есть страх сына,
согрешающего перед лицем Отца своего.

Это страх опозориться, не оправдать надежд, упасть в его глазах, страх разочаровать его.

Страх перед лицем Божьем — это страх от осознания своей немощи и глупости,
от своего безрассудства и бессилия.

Этому научали с детства, сызмальства прививая благочестие».

РАСПОЛОЖЕНИЕ КРАСНОГО УГЛА.

В русской избе. обычно ориентированной по сторонам света, Красный Угол устраивался в дальнем углу избы,
с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи.
Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна.
Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым,
на что обращал внимание человек, входящий в комнату. Народная пословица «Без Бога — не до порога»
связана именно с этим: входя или выходя из комнаты или дома, христианин прежде всего оказывал почести
Царю Небесному, а уж потом — хозяину дома.

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КРАСНОГО УГЛА

Как жилое помещение православного христианина считается символом православного храма,
так и красный угол рассматривается как аналог алтаря. Некоторые учёные связывали символичность
с двоеверием, считая, что красный угол, как символ христианства, является противоположностью печи,
как олицетворению языческой Руси. В другой интерпретации, речь идет, напротив, о логичном продолжении
языческих традиций в православной России.

Печь, священный очаг, ставилась в «нечистой» северной (т.н. «полуночной»)части дома
для защиты от злых сил — чтобы те не могли пройти в дом мимо «матушки-печки» (сравните с костром
у входа в пещеру или хижину у первобытных людей).
Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев.

Обязательными для домашнего иконостаса являются иконы Спасителя и Богородицы.
Состав остальных икон выбирает верующий. Обычно в красном углу размещают патрональные
(так называемые «именные») иконы членов семьи. Особо почитаем на Руси был Никола Угодник
(Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец), его икона находилась практически
в каждом домашнем иконостасе. Из русских святых чаще всего встречаются изображения преподобных
Сергия Радонежского и Серафима Саровского; из икон мучеников наиболее распространены иконы
Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона.

ВЗАИМНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ИКОН.

Иконы в домашнем иконостасе располагаются подобно церковному иконостасу:

слева (относительно зрителя) от иконы Христа располагается икона Богородицы,
справа — обычно икона святителя Николая (заменявшего в русских домашних иконостасах роль
Иоанна Предтечи в классической деисусной композиции).

Над иконами Христа и Божией Матери возможно размещение изображений Троицы или Распятия.

Обычно стараются придерживаться иерархии и не размещать икон святых,
больших по размеру иконы Спаса или Богородицы.

Также рекомендуется не размещать над образами Спаса и Богородицы икон святых.

Русская изба: внутреннее убранство

Русская изба всегда была ладной, добротной и самобытной. Архитектура её свидетельствует о верности многовековым традициям, их стойкости и уникальности. Её планировка, конструкция и внутреннее убранство создавались на протяжении многих лет. Не так много традиционных русских домов сохранилось по сей день, но всё же в некоторых регионах их можно встретить.

Изначально избы в России строили из дерева, частично заглубляя их фундамент под землю. Это обеспечивало большую надёжность и долговечность сооружения. Чаще всего в ней была всего одна комната, которую владельцы делили на несколько отдельных частей. Обязательной частью русской избы был печной угол, для отделения которого использовали занавеску. Кроме этого выделялись отдельные зоны для мужчин и женщин. Все углы в доме выстраивались в соответствии со сторонами света и самым главным среди них был восточный (красный), где семья организовывала иконостас. Именно на иконы гости должны были обратить внимание сразу же после входа в избу.

Это интересно:  Как нарисовать единорога по клеточкам

Крыльцо русской избы

Архитектура крыльца всегда была тщательно продумана, ей владельцы дома уделяли достаточно много времени. В ней сочетался отличный художественный вкус, многовековые традиции и изобретательность зодчих. Именно крыльцо соединяло избу с улицей и открывалось всем гостям или прохожим. Интересно, что на крыльце вечерами после тяжёлой работы часто собиралась вся семья, а также соседи. Здесь гости и владельцы дома танцевали, пели песни, а дети бегали и резвились.

В разных областях России форма и размеры крыльца кардинально отличались. Так, на севере страны оно было достаточно высоким и большим, а для установки выбирался южный фасад дома. Благодаря такому ассиметричному размещению и уникальной архитектуре фасада весь дом смотрелся очень своеобразно и красиво. Также достаточно часто можно было встретить крыльца, поставленные на столбы и украшенные ажурными деревянными столбиками. Они были настоящим украшением дома, делая его фасад ещё более серьёзным и добротным.

На юге России крыльца устанавливали со стороны передней части дома, привлекая внимание прохожих и соседей ажурной резьбой. Они могли быть как на две ступеньки, так и с целой лестницей. Некоторые владельцы дома украшали своё крыльцо навесом, а другие оставляли открытым.

Для того, чтобы сохранить в доме максимальное количество тепла от печи владельцы отделяли жилую зону от улицы. Сени — это именно то пространство, которое сразу же видели гости при входе в избу. Кроме сохранения тепла сени также использовались для хранения коромысла и других нужных вещей, именно здесь многие делали чуланы для продуктов.

Для разделения сеней и отапливаемой жилой зоны также делали высокий порог. Он делался для предотвращения проникновения холода в дом. Кроме этого по многовековым традициям каждый гость должен был поклониться при входе в избу, а зайти внутрь не приклонившись перед высоким порогом было невозможно. В противном случае гость просто ударялся голой об косяк.

Русская печь

Быт русской избы вращался вокруг печи. Она служила местом для приготовления пищи, отдыха, обогрева и даже банных процедур. Наверх вели ступени, в стенах имелись ниши для разной утвари. Топка всегда была с железными заслонами. Устройство русской печи – сердца любой избы – удивительно функциональное.

Печь в традиционных русских избах всегда размещалась в основной зоне, справа или слева от входа. Именно её считали главным элементом дома, поскольку на печи готовили еду, спали, она обогревала весь дом. Доказано, что приготовленная в печи еда самая полезная, поскольку в ней сохраняются все полезные витамины.

С древних времён с печкой связывали множество поверий. Наши предки верили, что именно на печи обитает домовой. Мусор никогда не выносили из избы, а сжигали в печи. Люди верили, что так вся энергия остаётся в доме, что способствует увеличению достатка семьи. Интересно, что в некоторых областях России в печи парились и мылись, а также использовали для лечения серьёзных заболеваний. Лекари того времени утверждали, что вылечить болезнь можно просто полежав на печи несколько часов.

Печной угол

Его также называли «бабий угол», поскольку именно сделать находилась вся кухонная утварь. Его отделяла занавеска или даже деревянная перегородка. Сюда практически никогда не заходили мужчины из своей семьи. Огромным оскорблением владельцев дома был приход чужого мужчины за занавеску в печной угол.

Здесь женщины стирали и сушили вещи, готовили еду, лечили детей и гадали. Практически каждая женщина занималась рукоделием, а самым спокойным и удобным местом для этого был именно печной угол. Вышивка, шитьё, роспись — это самые популярные виды рукоделия девушек и женщин того времени.

Лавки в избе

В русской избе стояли подвижные и неподвижные лавки, а уже с 19 века начали появляться стулья. Вдоль стен дома владельцы устанавливали неподвижные лавки, которые крепились с помощью поставок или ножек с резными элементами. Подстава могла быть плоской или сужаться к середине, в её декоре часто присутствовали резные узоры и традиционные орнаменты.

Также в каждом доме были передвижные лавки. Такие скамьи имели по четыре ножки или устанавливались на глухие доски. Спинки часто делали так, чтобы их можно было перекинуть на противоположный край лавки, а для украшения использовали резной декор. Скамью всегда делали более длинной чем стол, а также часто покрывали плотной тканью.

Мужской угол (Коник)

Он находился справа от входа. Здесь обязательно стояла широкая лавка, которую с обеих сторон ограждали деревянными досками. Их вырезали в форме конской головы, поэтому мужской угол часто называют «коник». Под скамьёй мужчины хранили свои инструменты, предназначенные для ремонта и других мужских работ. В этом углу мужчины ремонтировали обувь и утварь, а также плели корзины и другие изделия из лозы.

На скамью в мужском углу присаживались все гости, пришедшие к владельцам дома на короткое время. Именно здесь мужчина спал и отдыхал.

Женский угол (Середа)

Это было важное в женской судьбе пространство, поскольку именно из-за печной занавески девушка выходила во время смотрин в нарядном одеянии, а также ждала жениха в день свадьбы. Здесь женщины рожали детей и кормили их подальше от посторонних глаз, скрываясь за занавеской.

Также именно в женском углу дома понравившегося парня девушка должна была спрятать обметалочку, чтобы в скором времени выйти замуж. Верили, что такая обметалочка поможет невестке скорее подружиться со свекровью и стать хорошей хозяйкой в новом доме.

Красный угол

Это самый светлый и важный угол, поскольку именно его считали священным местом в доме. По традиции при строительстве ему выделяли место на восточной стороне, где два смежных окна образуют угол, таким образом свет падает, делая угол самым светлым местом в избе. Здесь обязательно висели иконы и вышитые рушники, а также в некоторых избах — лики предков. Обязательно в красном углу ставили большой стол и принимали пищу. Под иконами и рушниками всегда хранили свежеиспечённый хлеб.

И по сей день известны некоторые традиции связанные со столом. Так, молодым людям не желательно сидеть на углу, чтобы в будущем создать семью. Дурная примета оставлять грязную посуду на столе или сидеть на нём.

Крупы, муку и другие продукты наши предки хранили в сенниках. Благодаря этому хозяйка всегда могла быстро приготовить еду из свежих продуктов. Кроме этого были предусмотрены дополнительные постройки: погреб для хранения овощей и фруктов зимой, хлев для скота и отдельные сооружения для сена.

Как нарисовать красный угол

Через порог руки не подавать, окна на ночь закрывать, не стучать по столу – «стол божья ладонь», в огонь (печь) не плевать – эти и многие другие правила задают поведение в доме. Дом – микрокосм в макрокосме, свое, противостоящее чужому.

Человек обустраивает жилище, уподобляя его мироустройству, поэтому каждый угол, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим его миром.

Вот мы вошли в русскую избу, переступили порог, что может быть проще!

Это интересно:  Как нарисовать рисунок на день рождения

Но для крестьянина дверь – не просто вход и выход из дома, это способ преодоления границы между внутренним и внешним мирами. Здесь таится угроза, опасность, ведь именно через дверь могут проникнуть в дом и злой человек, и нечисть. «Маленький, пузатенький, весь дом бережет» – замок должен был уберечь от недоброжелателя. Однако помимо затворов, засовов, замков выработана система символических способов, защищающих жилище от «нечистой силы»: кресты, крапива, обломки косы, нож или четверговая свеча, воткнутые в щели порога или косяка. В дом просто так не войти и из него не выйти: приближение к дверям сопровождалось краткой молитвой («Без бога – ни до порога»), перед дальней дорогой существовал обычай присаживания, путнику запрещалось переговариваться через порог и смотреть по углам, а гостя нужно было встречать за порогом и пускать вперед себя.

Что мы видим перед собой при входе в избу? Печь, которая служила одновременно и источником тепла, и местом приготовления пищи, и местом для сна, использовалась при лечении от самых различных заболеваний. В некоторых районах в печи мылись и парились. Печь порою олицетворяла все жилище, ее наличие или отсутствие определяло характер постройки (дом без печи – нежилой). Показательна народная этимология слова «изба» из «исътопка» от «топить, истопить». Основная функция печи – приготовление пищи – осмысливалась не только как хозяйственная, но и как сакральная: сырое, неосвоенное, нечистое превращалось в вареное, освоенное, чистое.

В русской избе всегда по диагонали от печи располагался красный угол, где мы можем увидеть иконы, Библию, молитвенные книги, изображения предков – те объекты, которым придавалась высшая культурная ценность. Красный угол – священное место в доме, что подчеркивается его названием: красный – красивый, торжественный, праздничный. Вся жизнь была ориентирована на красный (старший, почетный, божий) угол. Здесь трапезничали, молились, благословляли, именно к красному углу были обращены изголовья постелей. Здесь совершалось большинство обрядов, связанных с рождением, свадьбой, похоронами.

Неотъемлемая часть красного угла – стол. Уставленный яствами стол – символ изобилия, процветания, полноты, устойчивости. Здесь сконцентрирована и будничная, и праздничная жизнь человека, сюда сажают гостя, сюда кладут хлеб, святую воду. Стол уподобляется святыне, алтарю, что накладывает отпечаток на поведение человека за столом и вообще в красном углу («Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска – так и стол доска»). В различных обрядах особое значение придавалось передвижениям стола: во время трудных родов стол выдвигали на середину избы, в случае пожара из соседней избы выносили стол, покрытый скатертью, и обходили с ним кругом загоревшиеся строения.

Вдоль стола, вдоль стен – обратите внимание! – лавки. Для мужчин долгие «мужские» лавки, для женщин и детей лицевые, расположенные под окном. Лавки соединяли «центры» (печной угол, красный угол) и «периферию» дома. В том или ином обряде они олицетворяли путь, дорогу. Когда девочке, ранее считавшейся ребенком и носившей одну нижнюю рубаху, исполнялось 12 лет, родители заставляли ее пройти по лавке взад и вперед, после чего, перекрестившись, девушка должна была спрыгнуть с лавки в новый сарафан, сшитый специально для такого случая. С этого момента начинался девический возраст, и девушке разрешалось ходить на хороводы и считаться невестой. А вот так называемая «нищая» лавка, расположенная у двери. Получила такое название потому, что на нее мог садиться нищий и любой другой, кто вошел в избу без разрешения хозяев.

Как нарисовать красный угол

Красный угол (передний угол) — часть жилого помещения, где установлена икона, или домашний иконостас, а также сам этот иконостас.

1. Красный угол в православном обычае

В русском доме красный («красивый») угол всегда устраивался в самом видном и почётном месте, по диагонали от входной двери, в дальнем углу комнаты, — так, чтобы иконы были первым, что видел входящий. Войдя в комнату, христианин прежде всего крестился перед образами и кланялся Богу, и только затем здоровался с хозяевами.

Красный угол всегда был самым важным и почитаемым местом в доме. Его соблюдали в особенной чистоте, иконы украшали драгоценными окладами, ризами, цветами, возжигали перед образами лампады (стоячие или подвесные) и свечи. Если в доме было праздничное застолье, то ближе к красному углу усаживали самого почётного гостя.

Обычно иконы размещались в киоте (иное название — божница) — специальном шкафчике — или на полочке. Иногда образа украшались вышитым рушником (или божником, иконником — длинным и узким полотенцем, украшенным вдоль одной стороны и на концах вышивкой), его клали так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывать лики. Кроме икон, в красном углу хранились освященные в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо. Иногда туда клали Евангелие, Псалтирь, молитвослов и иные книги, необходимые при молитве.

В прошлые времена в царских дворцах, в богатых дворянских и купеческих домах целые комнаты отводились под молельни, или Крестовые, моленные комнаты. В молельне иконы располагали не только в красном углу, но и на пространстве всех стен, здесь стоял и аналой со священными книгами. В таких комнатах семья читала утреннее и вечернее правило, родители благословляли детей в важные моменты жизни.

Историк И. Е. Забелин пишет:

«Крестовая, или Моленная, где совершались утренние и вечерние молитвы, а иногда и церковные службы, часы, вечерни, всенощные, была, как домашняя церковь, вся убрана иконами и святынею, разными предметами поклонения и моления. Одна стена ее сплошь была занята иконостасом в несколько ярусов, в котором иконы ставились по подобию церковных иконостасов, начиная с деисиса, или икон Спасителя, Богородицы и Иоанна Крестителя, составлявших, так сказать, основу домашних иконостасов. Нижний пояс занят был иконами местными [местными они назывались оттого, что ставились на стене в особо устроенных местах вроде киотов], на поклоне, в числе которых, кроме Спасовой и Богородичной, ставились иконы особенно почему-либо чтимые, как-то: иконы тезоименитых ангелов, иконы благословенные от родителей и сродников, благословенные кресты, панагии и ковчежцы с св. мощами, списки икон прославленных чудотворениями, исцелениями; иконы святых, преимущественно чтимых, как особых помощников, молителей и заступников. Вообще иконостас Крестовой комнаты был хранилищем домашней святыни, которая служила изобразителем внутренней благочестивой истории каждого лица, составлявшего в своей Крестовой иконостас… Все более или менее важные события и случаи жизни сопровождались благословеньем или молением и призыванием Божьего милосердия и святых заступников и покровителей, коих иконописные лики благоговейно и вносились в хранилище домашнего моления. Местные иконы, кроме окладов золотых или серебряных с каменьями, украшались различными привесами, т. е. крестами, серьгами, перстнями, золотыми монетами и т. п. Икона Богородицы сверх того всегда почти украшалась убрусцом, род лентия, полагавшегося на венец икон, и ряснами жемчужными. Внизу икон особенно в праздники подвешивались застенки или пелены, шелковые, шитые золотом, низанные жемчугом, убранные дробницами, т. е. мелкими серебряными или золотыми иконами или какими другими изображениями.

…Кроме икон и крестов в Крестовой сохранялись и разные другие священные предметы, приносимые из местных монастырей или от паломников в Святую землю…»

Это интересно:  Как нарисовать полицейского карандашом поэтапно

2. Где устроить красный угол в своей комнате?

Красный угол – это место молитвы, общения с Богом и святыми, место, где расположены священные предметы, поэтому для него должно быть выделено отдельное пространство. Недопустимо ставить святые образа среди посуды или мирских книг, или, что ещё хуже, на телевизор, по которому порой показывают далеко не благочестивые сцены. Такое расположение святыни не только не благоговейно, оно близко к кощунству.

Выбирая место для икон, можно руководствоваться несколькими принципами. Подобно нашим предкам, можно поместить их напротив двери, в дальнем от входа углу, там, куда сразу падает взгляд входящего. Однако современные квартиры спланированы так, что к дальнему по диагонали углу может примыкать окно во всю стену, лоджия или балкон. В этом случае можно выбрать другой, более тёплый, уютный и почётный угол напротив двери, или разместить иконы на прямой части стены, как это делали наши предки в моленных комнатах.

При выборе места для красного угла можно руководствоваться и другим традиционным методом: ориентацией на восток. При этом не стоит педантично вычислять восточное направление с точностью до градуса, достаточным посмотреть, с какой стороны восходит солнце.

Об ориентации красного угла на восток иеромонах Иов (Гумеров) пишет:

«С древности христиане молились на восток. Об этом пишет святитель Василий Великий. Богословское объяснение этому дает преподобный Иоанн Дамаскин: «Мы поклоняемся на восток не просто и не случайно. Но так как мы состоим из видимого и невидимого, т.е. духовного и чувственного естества, то приносим Творцу и двоякое поклонение, подобно тому как, (например), поем и умом, и телесными устами, крещаемся водою и Духом и двояким образом соединяемся с Господом, приобщаясь таинств и благодати Духа. Итак, так как Бог есть духовный свет (1 Иоан. 1, 5), и Христос в Писании называется Солнцем правды (Мал. 4, 2) и Востоком (Зах. 3, 8), то и должно посвятить для поклонения Ему восток». По этой причине принято устраивать красный угол и размещать иконы на восточной стороне дома. Если планировка комнаты или другие причины не позволяют в точности это исполнить, то надо выбрать ближайшую к востоку стену или угол. Следуя этой благочестивой традиции, мы не должны ее абсолютизировать. Часть икон можно расположить и на других сторонах дома, чтобы вид святых образов поддерживал в нас постоянное молитвенное настроение».

По высоте красный угол следует устраивать на уровне глаз или несколько выше. Внизу под полкой красного угла часто ставят столик, на котором обычно тоже стоят иконы, лежат священные книги и другие святыни. В таком столе хорошо хранить и святую воду.

3. Как размещать иконы в красном углу?

Для домашнего иконостаса лучше всего использовать специальные полочки, одноярусные или многоярусные. Иногда образа ставят на обычную книжную полку, освобождённую от книг, но тогда перед иконами нельзя будет поставить свечу или стоячую лампаду, так как верхняя часть полки будет нагреваться огнём, почернеет и может загореться. В этом случае можно будет пользоваться лишь подвесной лампадой. Лампаду принято затепливать по крайней мере во время молитвы и вечерами накануне праздников. Иногда в православных домах перед особо чтимыми образами теплятся неугасимые лампады.

При размещении икон в красном углу тоже руководствуются определёнными правилами. В центре домашнего иконостаса обязательно должен быть образ Спасителя. Это могут быть иконы, называющиеся «Господь Вседержитель», «Спас Нерукотворный».

Выше этой иконы можно поместить только Распятие или образ Святой Троицы. Справа от образа Спасителя (по правую руку Спасителя) уместно поместить икону Его Пречистой Матери Богородицы и Приснодевы Марии, величайшей заступницы за людей перед Господом. Существует множество иконографических изображений Божией Матери, здесь выбор остается за христианином.

Если слева от иконы Иисуса Христа поместить образ святого Иоанна Предтечи, то получится классический Триптих. Изображение Христа с обращенными к Нему в молитве Богородицей и Иоанном Крестителем в древнерусских иконостасах называлось Деисис, что в переводе с греческого означает «моление».

Или на это место можно поместить икону другого великого святого, например святителя Николая Чудотворца.

Эти иконы — минимум, который является основой красного угла. Все другие иконы можно разместить по обе стороны от них, или ниже. Здесь должны быть образа небесных покровителей семьи — святых, чьи имена носят члены семьи. Кроме того, в красном углу часто помещают иконы святого великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и других великих заступников христиан. При этом важно помнить, что это обязательно должны быть иконы тех святых, к которым христианин обращается с молитвой, благодарно почитая их образа как некое духовное окно общения с их святыней, молитвенно чтя дни их церковной памяти. Не надо также забывать, что сами по себе иконы еще не соединяют нас с Богом. Чтобы получить благодатную помощь, надо сначала ее попросить в молитве.

4. Можно ли размещать иконы вне красного угла?

Святые иконы должны быть в каждой комнате жилища христианина. Они освещают собой весь дом, напоминают нам о присутствии Божием, поддерживают в нас постоянное молитвенное настроение.

Икона должна быть и на кухне, чтобы можно было помолиться Богу перед едой и после вкушения пищи. Для этого лучше всего подойдет икона Спасителя.

Обязательно должен быть святой образ и в детской комнате. В детской и в спальне икону помещают так, чтобы ее было видно с кровати. Если ребенку приснится страшный сон, проснувшись, он увидит Того, у Кого можно и нужно просить защиты и утешения. В русской традиции матери ставили в спальне детей икону Богородицы, мягко освещённую лампадой.

Так, Михаил Макаров вспоминает:

«В нашей детской комнатке на ночь ставили на стол образок явления Божией Матери Сергию и горящую лампадку. Это делалось для того, чтобы я не боялся, если проснусь ночью. И, действительно, когда проснешься ночью и увидишь спокойно горящую лампадку, благодатно освещающую лики Божией Матери, двух апостолов, стоящего на коленях Сергия и закрывшегося от неизреченного света преподобного Михея, — не только нет никакого страха, столь свойственного детям ночью, но душа наполняется тихой радостью, и под отрывочные мысли: «Пришла. Сама Владычица. к Сергию. » — сладко вновь засыпаешь».

Кроме того, ложась ночью спать и просыпаясь утром, и детям и каждому христианину важно обратиться за благословением ко Творцу.

В прихожей также принято помещать икону Спасителя, чтобы, выходя из дома, помолиться Ему и попросить Его помощи и благословения. Кроме того, существует благочестивый обычай в христианских домах, по подобию церкви, помещать небольшие образа над дверями, так что, ходя по дому по обычным делам, христианин видит над собой благословляющее напоминание о горнем, что поддерживает в нём Божию память и молитвенный, покаянный и благодарный, настрой.

Статья написана по материалам сайтов: www.baget1.ru, www.liveinternet.ru, schci.ru, russian7.ru, verapravoslavnaya.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий