Как нарисовать мамин платок

Знакомство учащихся с русским платком и техникой нанесения узора.

Просмотр содержимого документа
«Презентация Мамин платок» к уроку ИЗО 3 класс»

Составила учитель начальных классов МБОУ СОШ №8 г. Нижнего Тагила Свердловской области

Бобрикова Ольга Станиславовна

Аксессуар я очень важный, — Хоть меховой, хоть трикотажный, Иль вязаный, да хоть тряпичный, — Я грею голову отлично .

Ты в старину — убрусом был, Носили в теремах и в избах, От колыбели – до креста, В платках шли женщины по жизни!

Лишь та красавица вполне Головку кто платком украсит, Простоволоски — не в цене, Убор старинный – ты прекрасен!

«Синий платок», «лоскуток голубой» – Песен немало сложено-спето. И у меня теперь будет с тобой Песня своя, своё тёплое лето. Плечи закутаю в пёструю ткань, И затрепещет на ней цветочек. Степью пройдусь я в рассветную рань – Душу согрей мне, синий платочек.

Что за чудо узор,

Что за краски вокруг?

Словно солнечный луг .

На посадском платке-

Россыпь разных цветов,

Эту русскую сказку

Каждый видеть здесь рад.

Это сказка с названием

Словно счастья букеты

На посадском платке.

Их теплее и роднее

Не найти нам нигде!

Схемы расположения узора на платке

Спасибо за урок!

  • Стихи о платке: http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/11104
  • Стихи о платке: http://planetadetstva.net/konkursu/konkursnye-raboty/scenarij-prazdnika-dlya-detej-starshej-gruppy-s-uchastiem-roditelej-prazdnik-russkogo-platka.html
  • Стихи о платке: http://wiking-litera.ucoz.ru/blog/angelina_gromova_quot_russkij_platok_quot/2011-02-28-978
  • https://infourok.ru/material.html?mid=68413
  • https://go.mail.ru/search_images?sbmt=1506867544310&gp=811022&q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B+%D1%81+%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BC%D0%B8+%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8#urlhash=0

Презентация к уроку изо в 3 классе «Мамин платок»

Выбранный для просмотра документ Мамин платок.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Мамин платок Урок ИЗО в 3 кл. Автор работы: учитель изо МБОУ «Гимназия №5» Белаш О.Н. Г.Камень-на-Оби FokinaLida.75@mail.ru

В старину на Руси самым желанным подарком был платок. Его дарили женщинам в знак добрых чувств, внимания и любви. FokinaLida.75@mail.ru

Посмотрите на платки. Что мы можем сказать о них? Какой они формы? Что на них изображено? FokinaLida.75@mail.ru

Искусство украшения платка в России развито с давних времен. В рисунках, украшающих платки, особенно развиты цветочные мотивы. Знаменитые шерстяные и полушерстяные шали из г. Павловский Посад украшены орнаментами из пышных садовых цветов, чаще всего роз. FokinaLida.75@mail.ru

Узорную ткань получают способом набойки при помощи специальных печатных досок, которые переносят краску на полотно. Формы для оттиска узора называют «манеры» или «цветки». Число «манер» соответствует числу красок данного узора. Для каждой краски делают печатную форму. Сначала набивают на ткань контурную и более светлые краски, а затем — более темные. Два набойщика одновременно набивают две краски на платок. После набивки двух красок изделие просушивают и так последовательно набивают все цвета, постепенно заполняя весь квадрат рисунка. FokinaLida.75@mail.ru

Узоры могут сочетать садовые цветы, ягоды и листья рябины, земляники. FokinaLida.75@mail.ru

Посмотрите на платки и скажите, как заполнено узорами поле платка. FokinaLida.75@mail.ru

Композиция чаще всего строится по принципу акцентов на углы: по кайме и углам симметрично размещают букеты крупных цветов, а середина поля заполняется редко разбросанными мелкими цветочками. FokinaLida.75@mail.ru

Иногда композиция состоит из цветочных гирлянд, замкнутых в окружности, масштабно увеличивающихся к центру. FokinaLida.75@mail.ru

Часто кайма украшена плотным узором, состоящим из садовых цветов. Бывает свободная роспись, т. е. цветы или букетики заполняют все поле FokinaLida.75@mail.ru

Украшение каймы FokinaLida.75@mail.ru

Орнамент в центре платка. FokinaLida.75@mail.ru

Орнамент в углах и в центре платка FokinaLida.75@mail.ru

Орнамент по кайме Орнамент в центре Орнамент в центре и в углах Орнамент в углах FokinaLida.75@mail.ru

Пары дополнительных цветов FokinaLida.75@mail.ru

В цветовом круге дополнительные цвета находятся строго напротив друг друга.

  • Белаш Ольга Николаевна
  • 45433
  • 13.04.2014
  • 13.04.2014
  • 1199
  • 13.04.2014
  • 1573
  • 13.04.2014
  • 1307
  • 13.04.2014
  • 1265
  • 13.04.2014
  • 994
  • 13.04.2014
  • 5260
  • 13.04.2014
  • 571

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Рисуем платок для мамы

В конце декабря на базе МБОУ «СОШ №10» с. Новопокровка был организован и проведён районный семинар по теме «Выявление и развитие художественной одарённости у учащихся». Приехали учителя изобразительного искусства и начальных классов из разных школ нашего района. А также участие в семинаре приняли педагоги дополнительного образования ДДТ с. Новопокровка.

В первой части мероприятия заведующая методическим кабинетом УО АКМР Е.М. Ляжко познакомила с планом работы, рассказала об особенностях обучения одарённых детей и об основных подходах к обучению, о тенденциях развития современного образования.

В рамках семинара учитель начальных классов МБОУ «СОШ №10» Т.Ф. Савина, учитель первой квалификационной категории, руководитель ШМО, провела открытый урок изобразительного искусства в 3 «Б» классе по теме «Мамин платок». Урок прошёл организованно, увлекательно, ярко и позитивно, в соответствии с требованиями ФГОС. Это был урок-праздник.

С первых минут и дети, и гости попали в волшебный мир, окунулись в атмосферу красоты. Группа девочек в ярких сарафанах с платками в руках исполнили русский народный танец под мелодию «То ни ветер ветку клонит». Отгадав загадку, ребята назвали тему урока, сформулировали учебные задачи.

При знакомстве с историей платка учитель использовал презентацию. Оказывается, история русского платка начинается с 12 века, и у платков бывают названия: «Солнечное лето», «Южная ночь». На уроке ребята побывали в роли маленьких исследователей. Они рассматривали узорную ткань и платок и коллективно нашли ответ на вопрос: «Чем платок отличается от ткани?»

А как дружно дети работали в группах, создавая свои композиции платков из растительных элементов. И снова на уроке проблемная ситуация: найти на доске не платок, а ткань. И с этим заданием ученики справились!

Работая с учебником, дети отвечали на вопросы учителя, анализировали полученную информацию. Во время физкультминутки третьеклассники превратились в маленьких бабочек, отдохнули и — снова за работу! Выполняя практическую работу, каждый ученик помнил о поставленной цели: нарисовать платок для мамы, бабушки или сестрёнки. При этом стараясь придерживаться критериев, по которым будет оцениваться работа: аккуратность, оригинальность и цветовое решение. Все ребята с большим желанием принялись творить. И опять на уроке зазвучала музыка, песни «Синий платочек», «Оренбургский платок».

Итог урока. Результат замечательный. Каждый ученик выходил и представлял свою работу. У Ромы платок получился яркий, он использовал растительные элементы. У Полины – платок праздничный, для мамы. А Лера нарисовала для сестрёнки, повседневный. Никита в своей работе проявил оригинальность: большой цветок в центре, олицетворяющий солнце. У Саши на чудо-ветках расцвели розы, Настя совместила растительные и геометрические узоры. В конце урока учитель отметил детей, которые посещают кружок по ИЗО и вручила дипломы победителям Всероссийской олимпиады Ростконкурс по предметам изобразительное искусство и технология.

Это интересно:  Как нарисовать шишку сосны

На уроке Татьяна Фёдоровна показала проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, практический методы, которые позволяют развивать творческие способности учащихся, изобразительные навыки, воспитывать художественный вкус, интерес к истории и культуре своего народа.

Далее по плану семинара — открытый урок в 5 «В» классе по теме «Искусство Городца. Роспись разделочных досок» показала учитель ИЗО первой квалификационной категории М.А.Саматова. Марина Анатольевна – профессионал: прекрасно владеет материалом, знает возрастные особенности детей, применяет новые образовательные технологии. Учитель показала формы и методы, которые позволяют развивать у учащихся умение анализировать изделие, сравнивать, выстраивать последовательность (алгоритм) необходимых операций.

На уроке учитель погрузила всех в мир красоты, подарила радость и вдохновение. Ребята работали увлечённо, с интересом. Они были в роли маленьких подмастерий, расписывая доски для ярмарки. Во время практической работы учитель давал рекомендации: о технике работы с кистью, о смешивании красок, выполнении «оживки» для цветов и птиц. Доски у ребят получились оригинальными и неповторимыми. Поставленные задачи на уроке выполнили. На протяжении всего урока Марина Анатольевна развивала у учащихся интерес к декоративно-прикладному искусству, воображение, желание и умение подходить к своей деятельности творчески.

Каждый учитель провёл самоанализ своего урока. Коллеги, посетившие открытые мероприятия, дали высокую оценку проведённым урокам. Использование новых технологий, знание требований, предъявляемых к современному уроку, позволяют учителям МБОУ «СОШ №10» добиваться стабильных результатов, выявлять и развивать художественную одарённость у учащихся.

Следующий этап районного семинара – это трансляция педагогического опыта. М.А.Саматова обобщила и представила собственный опыт. Вниманию участников семинара были показаны работы детей: коллажи на морскую тематику, рождественские венки, ёлочки, разделочные доски, открытки. Работы достойные и интересные. Марина Анатольевна – человек творческий. Она и своих учеников привлекает к участию в художественно-творческих конкурсах различного уровня. Результат – призовые места. Далее всех гостей ждал мастер-класс по изготовлению новогодней открытки акварелью. Педагог и с этой задачей справилась мастерски. Под её руководством получились хорошие открытки.

Подвела итоги работы семинара заведующая методическим кабинетом УО Е.М. Ляжко. Елена Михайловна отметила высокий уровень общей и педагогической культуры учителей, умение их творчески и рационально организовать и использовать учебное время, заинтересовать учащихся и способствовать формированию у них предметных умений и УУД.

Районный семинар прошёл на высоком методическом уровне. Данные мероприятия всегда были важны и актуальны. Учителя получили в такой форме большой объём нужной информации, положительных эмоций, направленных на обеспечение улучшения качества обучения.

В заключение хочется поблагодарить всех организаторов и участников этого мероприятия за их мастерство и профессионализм.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • ѕодводное ловли (73)
  • Ловля хищника зимой (72)
  • Ловля карася зимой на пруду (72)
  • Ловля сига зимой (72)
  • Ловля леща зимой 2017 (72)
  • Ловля леща зимой в палатке (72)
  • Ловля на цикаду зимой (72)
  • Ловля на бокоплава зимой (72)
  • Снасти для ловли зимой (72)
  • Ловля на тюльку зимой (72)
  • Ловля корюшки зимой (72)
  • Ловля окуня зимой (72)
  • Ловля карпа зимой (72)
  • Ловля зайцев зимой (72)
  • Ловля сазана зимой (72)
  • Ловля судака на волге зимой (72)
  • Ловля зимой водохранилище (72)
  • Ловля окуня зимой на блесну 2017 (72)
  • Ловля леща зимой на водохранилище (72)
  • Ловля зимой со льда 2017 (72)
  • Ловля налима зимой на стукалку (72)
  • Ловля голавля зимой (72)
  • Ловля щуки на капканы зимой (72)
  • Ловля зайца зимой (72)
  • Ловля плотвы зимой на мормышку (71)
  • Ловля окуня зимой на мормышку (71)
  • Снасть для ловли леща зимой (71)
  • Ловля леща на течении зимой (71)
  • Ловля леща зимой на течении снасти (71)
  • Ловля форели зимой (71)
  • Ловля зимой на флажки (71)
  • Ловля окуня зимой на балансир и блесна (71)
  • Ловля щуки зимой на реке (71)
  • Ловля чертом зимой (71)
  • Ловля на стукалку зимой (71)
  • Ловля щуки зимой на жерлицы (71)
  • ѕодводная съемка ловли судака зимой (71)
  • Ловля зимой смотреть (71)
  • Ловля окуня зимой на блесну (71)
  • Ловля живца зимой (71)
  • Ловля плотвы зимой (71)
  • Ловля щуки на жерлицы зимой 2017 (71)
  • Ловля зимой озере (71)
  • Ловля форели зимой на платниках (71)
  • Ловля на джиг зимой (71)
  • Ловля карася зимой на мормышку (71)
  • Ловля окуня на балансир зимой 2017 (71)
  • Смотреть ловля плотвы зимой (71)
  • Ловля судака зимой на жерлицы (71)
  • Ловля на удочку зимой (71)
  • Ловля волге зимой (70)
  • ловля окуня в феврале (47)
  • лучшая ловля окуня (46)
  • подводная ловля окуня (46)
  • ловля окуня на озере (46)
  • техника ловли окуня (46)
  • рыбалка ловля окуня (46)
  • ловля окуня весной (46)
  • ловля окуня на балду видео (46)
  • ловля крупного окуня видео (46)
  • ловля окуня зимой на мормышку видео (46)
  • ловля окуня удочкой (46)
  • ловля окуня на блесну зимой видео (46)
  • зимняя ловля окуня (46)
  • ловля окуня на мормышку (46)
  • ловля окуня на блесну видео (46)
  • ловля окуня на балансир зимой видео (46)
  • ловля окуня зимой на блесну (46)
  • ловля окуня на балансир видео (46)
  • ловля окуня зимой на балансир (46)
  • ловля окуня на блесну (46)
  • ловля окуня на балансир (46)
  • ловля окуня зимой видео (46)
  • ловля окуня видео (46)
  • ловля окуня зимой (46)
  • ловля окуня (46)
  • лучшая ловля окуня (0)
  • ловля окуня зимой видео (0)
  • Ловля на удочку зимой (0)
  • Ловля волге зимой (0)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Урок изобразительного искусства по теме — Мамин платок

Урок изобразительного искусства по теме «Мамин платок». 3-й класс

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  • Ознакомить с искусством художественной росписи тканей на примере павловопосадских платков.
  • Научить учащихся видеть, что декор платка связан с его назначением, т.е. с тем, для кого он, для будней или для праздника.

Прогнозируемые результаты: учащиеся научатся эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка; узнают основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный или геометрический); обретут опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение.

  • ПК, презентация “Павловопосадские платки”,
  • Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С.Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас: 3 класс /Под. Ред. Б. М. Неменского;
  • Горяева Н. А. и др.Изобразительное искусство: Твоя мастерская. Рабочая тетрадь: 3 класс/ Под. Ред. Б. М. Неменского.

У учеников: заготовки из цветной или белой бумаги треугольной и квадратной формы, гуашь, кисти,непроливайка, салфетка, платок.

Предварительная подготовка к уроку. Ученики выясняют в общении с мамой и бабушкой, какие платки они особенно любят и почему, приносят в класс платок для праздничной экспозиции.

Это интересно:  Как нарисовать человека поэтапно карандашом

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы будем работать по теме “Мамин платок”. Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке? (Ответы детей). Как вы считаете, ребята, давно ли появился платок, икакую роль он играл в ансамбле народного костюма? (Ответы детей).

III. Рассказ учителя.

Учитель. Предшественником платка на Руси считают белое льняное полотенце с вышивкой – убрус. Издревле женщины покрывали им голову. С конца 17 века он уступает место платку. Спустя век, в русском языке появилось слово “шаль”, заимствованное из персидского языка. А означает оно большой узорный платок.

В ансамбле народного костюма платок играет важную роль, завершая головной убор, или украшая повседневный и праздничный женский наряд.Понятие “русский платок” признано во всём мире благодаря труду талантливых российских художников и мастеров ткацкого и красильного дела. Они создали оригинальный художественный образ. Истоками его стали традиции народного искусства и творческое заимствование из культур других народов.

В платке гармонично сочетаются русская ромашка, персидский лотос, иранские “бобы”, французские букетики “мильфлёр”, солнечные розетки, античные вазы и разнообразные вариации восточных орнаментов.

Техника ткачества позволяла тогда делать узоры одно- и двусторонними. Одним из ярких примеров традиций набивного рисунка являются платки и шали мануфактуры Лабзина и Грязнова из Павлово-Посада.

Чтение учащимися стихотворений.

Город Павловский Посад

Знают люди: стар и млад

О платках с цветами.

Подарили мне платочек,

Он цветёт, как летний сад.

Оказалось, это чудо

Сделал Павловский Посад.

Как накину я на плечи

Расписную эту шаль,

Сразу все мои печали

Уплывут куда-то вдаль.

Прямо чудо, прямо чудо,

Сотворили на века,

IV. Демонстрация презентации “Платки из Павловского Посада” сопровождается рассказом учителя.

Показ 1-3-го слайдов.Среди известных всему миру уникальных изделий, составляющих гордость России, особое место занимают платки и шали из города Павловский Посад. Павловопосадская платочная мануфактура ежегодно выпускает около 400 видов шалей, платков, шарфов, кашне, палантинов, скатертей из шерсти, хлопка и шёлка.

Предприятие имеет статус народного художественного промысла России.

Показ 4-го и 5-го слайдов. История предприятия насчитывает более двух веков. Производство знаменитых павловопосадских платков и шалей было налажено купцами Я.И.Лабзиным и В.И.Грязновым в начале 60-х годов XIX века, спустя полвека с момента основания фабрики.Шаль прочно вошла в быт русского общества, став характерным элементом русского костюма – сначала дворянского, затем купеческого и крестьянского. Широкое распространение шали получают во время налаживания производства более дешёвых, по сравнению с ткаными, шалей с набивным узором.

«>Показ 6-го слайда.На предприятии сложилась единственная в своем роде павловопосадская школа платочного рисунка, благодаря которой сохраняются традиции. Работа над каждым новым изделием начинается с рисунка – крока, который рассматривается и утверждается Художественным советом. После утверждения рисунка колористы подбирают рецепты печатных красок, добиваясь точного воспроизведения с помощью текстильных красителей авторского рисунка, выполненного гуашью. До получения окончательного рецепта колористу приходится делать множество пробных набивок.

Показ 7-го слайда. С XIX века рисунок на платочную ткань наносили деревянными резными формами, используя доски двух типов: “манеры” и “цветки”. “Цветки” резали из дерева, с их помощью на ткань наносили краски, каждый цвет требовал отдельной доски. Контур рисунка набивали “манерами”. Их изготовление было трудоемким: вначале узор на дереве прожигали на определённую глубину, затем заливали свинцом. «>Полученный контур накладывали на отдельные доски.Изготовление “цветок” и “манер” на величину всего платка было невозможно, рисунок разбивали на части. Для набойки платка требовалось иногда более 400 наложений досок.

Показ 8-го слайда. На фабрике создавали новые платочные композиции и печатали платки по старым рисункам в иных колористических разработках, на грунтах таких расцветок, как «пунц, бордо, золото, салат, оранж, зелёный, бирюза, фиолет». С 1970-х годов часть платков набивается нанесением рисунка на ткань с помощью шёлковых или капроновых сетчатых шаблонов.

Показ 9-го слайда. Каждый рисунок печатается в нескольких цветовых вариантах — колоритах на печатных столах с автоматическими печатными каретками. Самые ответственные операции выполняются вручную. И проделать их нужно много для создания уникального павловопосадского платка!

Показ 10-го и 11-го слайдов. Печатные краски готовятся на автоматической красковарке. «>Все процессы — от растворения порошка красителя до перемешивания готовой краски — выполняются без участия человека. Печатные шаблоны готовятся с помощью уникальной установки прямого гравирования, которая наносит под управлением компьютера капельки расплавленного воска на поверхность сетки, покрытой фотоэмульсией.

Показ 12-го слайда.С конца 90-х годов XX века на платочной мануфактуре посредством печати по шаблону выпускаются шали и платки с количеством красок достигающих 23-х, которые по своему внешнему виду и качеству превосходят изделия, печатаемые ранее.

Показ 13-го слайда. Изделия предприятия неоднократно экспонировались на многочисленных отечественных и зарубежных выставках. В 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе павловские платки были награждены Большой золотой медалью.

Показ 14–20-го слайдов. Павлопосадские платки.

Показ 21–25-го слайдов. Женские портреты в платках и шалях.

Показ 26-го слайда. В узорах павловского платка преобладают букеты и цветочные гирлянды. Популярны турецкий “огурец”, “медальоны”, овалы, звёзды. На платке можно увидеть античные вазы, лотосы, ромашки, птиц и древние символы. Но главным символом стала роза, играющая всеми цветами радуги. Георгины – второй по частоте изображения цветок на павлопосадских платках. Часто в “букете” Павловопосадского платка художниками используются лилия, тюльпан и пион. Простор для творчества мастеров-художников дают разнообразные полевые цветы. «>Весеннее русское поле пестрит цветами разных расцветок, они все дополняют друг друга и подчеркивают яркость каждого. Меняются времена, технологии, а платок и шаль остаются лучшим подарком.

Показ 27-го слайда.Толковый словарь. (Толкование всех слов дано во втором значении).

Способ нанесения рисунка на ткань посредством печати с резных досок; ткань с таким узором, рисунком.

Об узоре, рисунке, нанесённом на ткань; о ткани с таким узором, рисунком (нанесённым вручную или машинным способом).

МАНУФАКТУ’РА.устар. Фабрика, преимущественно текстильная.

Учитель. Что нового узнали? Что показалось особенно интересным? Что понравилось, запомнилось? (Ответы детей).

В яркий солнечный денёк (Исходное положение — сидя на корточках, сомкнув руки над головой).

Золотой расцвёл цветок. (Встать, разводя руки в стороны).

Дует лёгкий ветерок –

Закачался наш цветок. (Руки на пояс, наклоны вправо и влево).

Сильный ветер дует,

Лепестки волнует. (Руки к плечам, кружатся).

VI. Выставка женских платков.

Создать эмоциональную атмосферу на уроке помогает импровизированная выставка женских платков разного эмоционального звучания. «>Дети выходят к доске по рядам с платками своих мам, бабушек или сестёр и демонстрируют их. Ученики, рассматривают каждый платок, делают предположение о принадлежности платка (мамин, бабушкин, младшей сестрёнки или старшей сестры) и его назначении (повседневный или праздничный), объясняя свою точку зрения.

Учитель. Ребята, рассмотрите композиционные узоры на цветном поле платка.Какие композиционные варианты построения узора вы увидели (украшение каймы, угла, центра и четырёх углов, свободная роспись и т.д.)? (Ответы детей).

Учитель. Визитная карточка павловопосадского платка – расположение на ткани узора. Рисунок, крупный по краям, к центру становится мельче, а углы украшают броские цветы.Композиция чаще всего строится с акцентами на углы. По кайме и углам симметрично размещают букеты крупных цветов, а середина поля заполняется редко разбросанными мелкими цветочками. Есть также композиции, состоящие из цветочных гирлянд, которые замкнуты в пространстве и увеличиваются к центру. Часто кайма украшена плотным узором из садовых цветов.В платках ярко проявлялось композиционное мастерство народных художников, умение вписать узор в квадрат, строить угол, находить бесчисленное количество вариантов одного и того же узора. «>Ребята, обратите внимание на характер узора. Найдите платки с растительным узором. Почему он так называется? (Из растительных элементов). Найдите платки с геометрическим узором.

Это интересно:  Как нарисовать красоту растений

Ребята, обратите внимание на цветовое решение платка. В какой цветовой гамме может быть оформлен рисунок платка? (В тёплой цветовой гамме или в холодной цветовой гамме, а может и контрастными цветами).

Чтение текста учебника.

Ответы на вопросы учебника после чтения.

  1. Почему не всегда красиво то, что ярко и пёстро? Бывает ли яркая, нарядная одежда неуместна, а потому некрасива? (Ответы детей).
  2. Как ты думаешь, можно ли через орнамент на платке выразить красоту и звонкость раннего утра?
  3. Какими узорами и цветом на платке можно передать сказочную таинственность наступающего вечера?
  4. Кому бы могли предназначаться такие платки? (Ответы детей)

Учитель. Ребята, определите, каково участие Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании нарядных платков? Кто из Мастеров ведущий?

Ученики. Мастер Постройки помогает выбрать расположение узора на платке – на углах, в середине или на всём поле.Мастер Изображения помогает выбрать изображение на платке – птиц, цветы, бабочек или что-либо другое. А Мастер Украшения помогает превратить изображение в узор – выбрать цвет и ритм узора.

VIII. Практическая работа: создание эскиза росписи платка.

Учитель. Ребята, по заданию учебника нарисуйте платок для своей мамы и ещё платок или косынку для сестрёнки или бабушки. Постарайтесь, чтобы платки получились разными и соответствовали возрасту того, кому они предназначаются. Для работы вам понадобятся бумага и гуашь. Вначале рисунок выполните светлой краской, используйте свою фантазию, заполняйте платок изображениями трав, цветов, листьев, веточек, птичек, бабочек и др. в соответствующей замыслу цветовой гамме.

Выполнить задание в рабочей тетради с.10.

Учитель. Чему учились на уроке? Что было самым интересным? (Ответы детей).

На доске устраивается выставка детских работ. Дети рассматривают работы друг друга.

«>
Павлопосадские платки весенние зори

Выполнение узоров в квадрате « Мамин платок ».

познакомить детей с видами узоров, с историей платка, его использованием в повседневной жизни; изображение эскиза платка; формирование умения правильно расположить рисунок, научиться изображать орнаменты различного характера, воспитывать художественный вкус.

Содержимое разработки

Внеурочное занятие

(2 класс МОУ средняя общеобразовательная

школа № 1 г. Сенгилея )

Тема: выполнение узоров в квадрате « Мамин платок ».

Цель: познакомить детей с видами узоров, с историей платка, его использованием в повседневной жизни; изображение эскиза платка; формирование умения правильно расположить рисунок, научиться изображать орнаменты различного характера, воспитывать художественный вкус.

Материалы: акварель, кисти, палитра, ластик, карандаш, баночка для воды, салфетка.

Зрительный ряд: платки, шали, рисунки с изображением различных орнаментов, эскизы платка, поэтапное построение эскиза платка; репродукции картин художников.

Музыкальный ряд: русская народная музыка (фон).

План занятия №16

I. Организационный момент. (Проверка готовности к уроку через загадки).

II. Актуализация субъективного опыта учащихся.

Учитель. Дети! На прошлом уроке мы с вами познакомились с видами росписи . Узнали, какого вида могут быть орнаменты, говорили об особенностях построения узора в полосе. А сегодня мы с вами научимся строить узор в квадрате. И поможет нам в этом платок.

Учитель. А теперь я вам расскажу о том, какие бывают платки, как они создаются и для чего они нужны. Платки и шали издавна были неотъемлемой частью народного женского костюма как повседневного, так и праздничного. Это было насущной необходимостью. Платок или шаль не только украшали костюм, но и защищали женщин от холода, ветра, дождя. Платки завязывали концами вперед и назад, закалывали под подбородком, раскладывали по спине, укрепляли на вершине головного убора. Платок был органичным завершением женского костюма.

Раньше в старину платки были в основном ручной работы. Особенным спросом пользовались так называемые тонкие золотошвейные платки с удивительной красоты вышивкой. Позднее в русском народном костюме появляются узорные платки фабричного производства. Они были хлопчатобумажные, шелковые с набивным и вытканным узором. Можно только удивляться фантазии, выдумке, разнообразию узоров, созданных талантливыми русскими мастерами для этой не заменимой части народного костюма.

Изделия каждой фабрики выделялись своим цветом и характером орнамента. Среди них особую популярность приобрели «Павловские шали» из г. Павловский Посад. Эти платки поражали смелым сочетанием ярких тонов и красотой узора, где преобладало изображение розы. На белом, черном, красном, голубом, золотистом или другом фоне платка в самых различных сочетаниях развивались отдельные ветки с цветами, букетами и гирляндами, полыхая всеми цветами радуги.

Учитель. Не утратил своей значимости платок и в наше время. Он является красивым дополнением к современной одежде. Сейчас давайте посмотрим как можно носить платок сегодня. ( Показ слайдов). Как видите, дети, платок очень моден и сегодня. Его одевают люди разных возрастов.

Учитель. На сегодняшнем уроке мы с вами должны выполнить работу над созданием эскиза платка. То есть, вы будете играть роль художника или как его раньше называли — рисовальщика. Вы должны будете нарисовать платок для самого дорого на свете человека, для своей мамы

III. Изучение новых знаний и способа действий.

Учитель. Дети посмотрите на платки. Есть платки с каймой и без нее. Платки украшают мелким и крупным узором. Части узора могут располагаться в противоположных углах, во всех углах, в центре и углах. ( Анализ размещения узоров на образцах, платках ). Как же над ними работали мастера-художники?

Вначале художники решали, какой формы будет платок, какой будет узор и как узор будет располагаться. Сегодня мы учимся составлять узор в квадрате, т. к. платок квадратной формы. На прошлом уроке мы рисовали элементы растительного узора в полосе: цветы, листочки, ягоды, различные завитки.

IV. Этап первичной проверки понимания изученного.

На доске висит образец платка. Давайте вместе украсим узорами этот квадрат, чтобы узоры располагались в противоположных углах, в 4углах,в середине и углах. ( Учащиеся работают на доске, используя шаблоны узоров ).

Молодцы. С заданием справились. У нас получился красивый узор в квадрате. А сейчас будем рисовать платки на своих альбомных листах.

Не забывайте, что вы рисуете платки для ваших мам. Поэтому рисунки-платки должны быть украшены красивыми узорами, яркими, правильно нарисованными должны быть аккуратными. ( Показ образца узора ).

V. Контроль и самоконтроль.

Работа учащихся над узором. ( Звучит музыка ).

Учитель еще раз напоминает о правильном размещении деталей рисунка, правильной передаче пропорций, проходит по рядам просматривает работы учащихся, обращает внимание на подбор красок и приемы работы с красками.

VI. Коррекция. Исправление ошибок в работах учащихся.

VII. Домашнее задание. Посмотреть. к чему еще в доме приложил свою руку художник.

Демонстрация работ учащихся.

Учитель ИЗО и черчения Григорьев А.И.

Статья написана по материалам сайтов: multiurok.ru, infourok.ru, newpokrovka.ru, www.liveinternet.ru, videouroki.net.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий