Как нарисовать прялку 5 класс поэтапно

Нарисовать прялку карандашом поэтапно можно легко, если использовать примерную схему рисования, которую я показал на своих рисунках.

Вначале нужно нарисовать контур будущей прялки. Делаем рисунок карандашом.

Теперь нужно нарисовать форму ручки прялки.

Рисуем детали орнамента прялки.

Добавляем последние детали и получаем готовый рисунок прялки, который может выполнить ребенок на уроке рисования простым карандашом.

Во время рисунка нужно быть внимательным. Если вы пользуетесь этой схемой поэтапного рисования прялки, повторяйте каждый этап поочередно, чтобы получился красивый рисунок. Если требуется, его можно раскрасить разными красками на свой выбор.

Прялки бывают разных вариантов и форм, одна из них с колесом, такую многие видели в детстве у бабушки в деревне.

На этих прялках пряли нитку для того, чтобы бабушки своим внукам связали варежки и теплые носочки.

А были также и такие прялки

Эти прялки немножко старше, они еще без колеса, а это намного больше забирало времени и сил для прядения нити.

Поэтому со временем и сделали прялки с колесом и педалькой, чтобы пряха могла прячь быстрее.

Чтобы нарисовать старинную прялку можно воспользоваться вот этой простой схемой.

а потом просто раскрасить разными цветными красками и может получиться вот такая красота

Прялки до сих пор сохранились в русских деревнях, они бывают нескольких видов и состоят из разных деталей. некоторые прялки отличает колесо, похожее на перевернутое от велосипеда, другие прялки напоминают лопату. Узоры преимущественно растительные.

Прялку рисуем по образцу на картинке, важная деталь узор на лопасти.

Возьмите лист бумаги и поделите на несколько частей по высоте маковки, лопаски , стойки и донца. По центру набрасываем немного с уклоном прямую линию. Прочерчиваем очертания каждого элемента прялки и обрисовываем мелкие детали. Затем раскрашиваем по картинке или закрашиваем прялку светло-коричневым цветом, некоторые прялки не расписывали, выглядели просто и незатейливо.

Как нарисовать ручную прялку пошагово для детей

Автор: Матвеева Светлана Николаевна, учитель изобразительного искусства, МБОУ СОШ №9 города Ульяновска.
Описание: Данный мастер-класс предназначен для детей от 9 лет и старше, а также для педагогов, родителей и всех творческих людей.
Назначение: украшение для интерьера, подарок своими руками.
Цель: рисование русской ручной прялки.
Задачи:
— познакомить детей с историей возникновения прялок;
— учить детей рисовать набросок и красками;
— учить поэтапно выполнять работу;
— развивать мелкую моторику кистей рук, глазомер;
— развивать творческое мышление, воображение и инициативу;
— развивать чувство композиции;
— воспитывать аккуратность при выполнении работы;
— воспитывать интерес к художественному творчеству.

Отгадайте, пожалуйста, загадку: «Стригли, щипали, а после чесали,
Чисто, пушисто – к доске привязали!» Что это?
(Прялка).

Прялка была ценным подарком: отец дарил её дочери, жених — невесте, муж — жене.

Уж, ты прялица, ты, прялица моя,
Сослужи-ко службу верную,
Сопряди-ко нитку тонкую,
Нитку тонкую, шелковую.
Я ткачам те нитки шелковые отдам,
Нитки шелковые отдам, да прикажу,
Чтоб соткали разноцветный поясок,
Поясок такой, какой я накажу.
Я на праздник, на гулянье соберусь,
Поясочком тем шелковым подвяжусь.

Следует отметить, что многие русские народные росписи по дереву пришли к нам именно с прялок.

Сегодня научимся рисовать прялку.

Материалы:
— лист бумаги формата А 4,
— карандаш,
— резинка,
— ножницы,
— акварельные краски,
— гуашь,
— кисти,
— немного манки.

Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) по теме:
урок ИЗО в 5 классе по теме «Мы рисуем русскую прялку»

Техники украшения русских прялок (работа в цвете)

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

МЫ РИСУЕМ РУССКУЮ ПРЯЛКУ 5 КЛАСС

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА: ПРЯСТЬ, ПРЯЖА, ПРЯХА, ПРЯЛКА?

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ КАКИЕ ИЗ НАЗВАННЫХ СЛОВ ОБОЗНАЧАЮТ ОДУШЕВЛЁННЫЕ ПРЕДМЕТЫ : ПРЯСТЬ, ПРЯЖА, ПРЯХА, ПРЯЛКА?

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ ПОЧЕМУ ПРЯЛКИ НА РУСИ УКРАШАЛИСЬ С ОСОБОЙ ЛЮБОВЬЮ? КАКИМИ СПОСОБАМИ ВЫПОЛНЯЛИСЬ УКРАШЕНИЯ НА РУССКИХ ПРЯЛКАХ? КАКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИЗОБРАЖАЛИСЬ НА ПРЯЛКАХ?

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ ИЗ КАКИХ ЧАСТЕЙ СОСТОЯЛА РУССКАЯ ПРЯЛКА? КАКАЯ ИЗ НИХ УКРАШАЛАСЬ НА ПРЯЛКАХ РУССКОГО СЕВЕРА?

ДОНЦЕ ПРЯЛКИ МЕСТО, НА КОТОРОМ СИДИТ ПРЯХА ПРИ ПРЯДЕНИИ УКРАШАЛИСЬ ЛИ ДОНЦА ПРЯЛОК НА СЕВЕРЕ РОССИИ? А В ДРУГИХ ОБЛАСТЯХ?

МАСТЕРА ИЗ КАКИХ МЕСТ ИЗОБРАЖАЛИ ТАКИХ ВЕЛИКОЛЕПНЫХ КОНЕЙ И ТАКИЕ СКАЗОЧНЫЕ ЦВЕТЫ?

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ ГОРОД ГОРОДЕЦ

ГОРОДЕЦ Г О Р О Д Е Ц

МЫ РИСУЕМ РУССКУЮ ПРЯЛКУ ВЫБЕРИТЕ ЦВЕТА ДЛЯ РАБОТЫ В СООТВЕТСТВИИ СО СВОИМ НАСТРОЕНИЕМ

МЫ РИСУЕМ РУССКУЮ ПРЯЛКУ ЖЕЛАЮ УДАЧИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ!

ПОДНИМИТЕ РУКИ, У КОГО БОЛЬШЕ ХОЛОДНЫХ ЦВЕТОВ В РАБОТЕ НАСТРОЕНИЕ У ВАС , НАВЕРНОЕ, ЕЩЁ НЕ УСПЕЛО ПРОГРЕТЬСЯ.

ПОДНИМИТЕ РУКИ, У КОГО БОЛЬШЕ ТЁПЛЫХ ЦВЕТОВ В РАБОТЕ ВАШЕ НАСТРОЕНИЕ ТЁПЛОЕ КАК В СТАРИННОЙ РУССКОЙ НАТОПЛЕННОЙ ПЕЧЬЮ ИЗБЕ

УДАЧИ ВАМ! А МЫ ПРОЩАЕМСЯ С ВАМИ ДО СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧИ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ИЗО в 5 классе по программе Б.М.Неменского.

Представляю разработку урока и презентацию. Данный урок проводится по программе Неменского.

Данный урок является последним этапом работы над проектом «Герб моей семьи».

Урок ИЗО в 5 классе по программе Б.М.Неменского. Представляю сценарий урока и его технологическую карту.

Урок ИЗО в 5 классе по теме «Русская матрешка».Цели:1. Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.2.

Методическая разработка урока ИЗО в 5 классе по теме «Русский народный костюм».

Русские прялки

Прялка и веретено — древнейшие орудия женского труда.

Труд пряхи и ткачихи издавна почитался у всех народов. Образ пряхи, то лирический, то поэтически-возвышенный, встречается в сказках, мифах, в творениях Гомера. В античном мифе три богини судьбы — Парки прядут нити человеческой жизни. У древних греков пряхам покровительствовала Афина, у славян — языческая таинственная Мокошь, а позднее, в средневековой Руси — Параскева-Пятница.

В течение веков у разных народов складывались свои формы прялок и приемы их украшения.

Русская прялка — это стоячок в виде лопастки, гребня или развилки, крепящийся под прямым углом к подставке-донцу, на которое садится пряха. Делали прялки и из единого куска дерева — пня с корнем. Из пня вырубали стоячок-лопастку, из корня — донце. Такие цельные прялки обычно отличались массивностью и крупными размерами. Их называли «копани», «копылы», «кокорицы». О «прялице-кокорице» часто упоминается в северных русских песнях.

Пряли на веселых сборищах деревенской молодежи — посиделках — и у себя по избам. В прежние времена девочку сажали за прялку лет с семи. Она должна была напрясть и наткать столько, чтобы хватило и на приданое, и на подарки родне. После замужества женщина занималась этой работой урывками. В тех местностях, где прядение составляло промысел, женщина за прялкой проводила всю молодость.

Прялка служила свадебным даром жениха невесте. Часто ее дарил на память отец — дочери, муж — жене. Поэтому такой важный в крестьянском обиходе предмет украшали особенно тщательно. Красивую прялку-подарок берегли, передавали из поколения в поколение.

Известно, что на территории нашей страны прялки существовали уже в эпоху неолита. Об этом говорят находки археологов в Вологодской области на реке Модлоне. При археологических раскопках в Новгороде были обнаружены гребни, лопасти и донца прялок, относящихся к XI-XV векам.

С XVIII века получили распространение самопрялки с колесом. Они значительно убыстряли работу. Но орудие древней конструкции не было вытеснено. Причины тому различные. Самая существенная, видимо, в том, что на самопрялке нельзя выделать тонкую пряжу. Лучшие сорта ниток пряли по-старому, на веретене. Изготовление прялок продолжалось до 1930-х годов. Веретена в деревнях точат и сейчас.

В фондах отдела народного искусства хранится более 800 прялок разных районов России. Когда-то небольшая, но ценная коллекция их после Великой Отечественной войны стала быстро пополняться новыми экспонатами, приобретенными во время многочисленных экспедиций. Резные и расписные прялки почти во всем своем разнообразии представлены в экспозиции музея.

Самый старый предмет коллекции — длинное, потемневшее от времени донце прялки. Оно имеет дату, что является редкостью. Примечательна украшающая донце резьба. Узоры, сохранившие почерк руки резчика, как бы открывают нам процесс работы мастера. Он применил различные техники резьбы: контурную и трехгранновыемчатую, глубокую и плоскую. На узкой части доски возле выступа для крепления стояка он сделал ряды простых мелких порезок-зубчиков, косых врезов, будто пробовал остроту ножа. Потом вырезал два треугольника и розетку. Все мотивы расположил плотно. У выступа — начало развития орнамента, своеобразный его зачин. Мастер работает, импровизируя. По мере того как плавно расширяется донце, узор становится крупнее, сочнее, контрастнее по отношению к плоскости доски. Это дуговидные полосы «в елочку», выполненные контурной резьбой, энергично вырезанные трехгранные фигуры, в углублениях которых сгустились тени. Далее во всю ширь донца распластались розетки: шестилепестковый цветок и вихревое «солнце». Они мягко играют светотенью в окружении неглубоких выемок. Композицию мастер замкнул крупными квадратами. Закончив резьбу, он в двух местах поместил дату: «1783 году».

При косом освещении на нижней части доски хорошо различимы контуры неуклюжего коника с ногами в виде углов (так в вышивке изображают ноги животных). Видимо, природную форму непривычно было изображать резчику, его рисунок напоминает детский. А традиционный геометрический узор исполнен артистично, свободно.


Деталь донца прялки. 1783

Подобные, достигающие метровой длины донца с резьбой, а иногда и скульптурными ручками, бытовали в пределах Московской и Рязанской губерний, а также в степных губерниях, западнее Волги: в Орловской, Тамбовской, Воронежской, Курской. Главным мотивом украшающих их узоров была крупная лепестковая розетка с глубокими ладьевидными вырезами.

На Волге наиболее известны донца Горьковской области, так называемые городецкие, тщательно украшенные геометрической резьбой или сюжетными резными и живописными изображениями. Их изготовляли в деревнях по реке Узоле, притоку Волги, продавали поблизости, в Городце. Вывозили их и во Владимирскую губернию и сплавляли на лодках вниз по Волге. Поэтому, например в Симбирской губернии, эти донца называли «лодошными».

Городецкие донца отличает особый декоративный облик. Посмотрим на донце середины XIX века. У него короткая и широкая доска. Ее обрез овальной формы подчеркивает переход от плоскости донца к выступу для крепления гребня. Последний имеет вид усеченной пирамиды. Поверхность доски украшают гротескные изображения: женская фигура в карете и кучер, погоняющий коня. Конь под огромной дугой невелик ростом, но подчеркнуто могуч. Он быстро бежит на тонких ножках-скобочках. Основные детали изображений выполнены изысканной и динамичной техникой скобчатой резьбы: нож то ведет тонкую контурную линию, то, ложась под углом к доске, делает углубленный врез, и снова такой же врез, но уже в противоположную сторону. Так образуются выпуклые листья, цветы, детали костюмов, человеческих фигур, которые, однако, не выступают над поверхностью доски. Пластическая резьба сочетается со вставками из кусочков мореного, выдержанного в воде дуба. На рассматриваемом донце туловище коня, кафтан и шапка кучера, декоративные кружочки на дуге вырезаны из дубовых плашек и вставлены в более светлую осиновую доску.

Это интересно:  Как нарисовать тайгу 4 класс


Донце прялки. Перв. пол. XIX в. Район Городца Нижегородской губ

С 1870-х годов трудоемкую резьбу на прялках сменила клеевая роспись по меловому грунту. Это было не так уж неожиданно. Донечники-резчики и раньше любили подкрашивать свои изделия, но теперь надо было поспевать за все возраставшим спросом. Применение росписи ускоряло процесс изготовления прялок. Мастера изображали всадников, птиц, цветы, сцены застолий, гуляний. Появились и сюжеты на военные темы. Роспись была довольно сложной. Быстрые и широкие мазки кисти сочетались с тонкими прорисовками контуров фигур, деталей костюмов, обстановки. Белые и черные линии ложились кружевом поверх основного красочного пятна. Цветовая гамма составлялась из светлых радостных тонов розовой, сиреневой, малиновой, желтой, голубой красок. Первоначально городецкие росписи были по цвету более сдержанными, исполнялись в теплых сближенных тонах или с применением небольшого набора красок. Например, в верхней части одного из донец на желтом поле изображены два всадника по сторонам фантастического цветущего дерева с птицей на вершине. Ниже, на красном поле — чаепитие у самовара и приход гостей. Красный, желтый, синий, зеленый — вот все цвета росписи. Краски расходовали экономно, но достигали большого декоративного эффекта. В крестьянских избах такие донца-картины по окончании работы пряхи вешали на стену, наравне с лубками.


Прялка. 1927. Ржевский р-н Калининской обл


Прялка. XIX в. Ярославская губ


Прялка. 1847. Ярославская губ


Прялка. XIX в. Наргопольский уезд Олонецкой губ


Донце прялки. Втор. пол. XIX в. Район Городца Нижегородской губ

Есть в коллекции музея прялки из других районов России с разнообразными формами стояков. Одна прялка, например, состоит из доски, врубленной под прямым углом в другую. Прялка кажется архаичной, хотя и сделана в 1927 году. Она происходит из Ржевского района Калининской области (бывшей Тверской губернии). Ее массивная лопасть переходит в фигурную широкую ножку. Лопасть украшена двумя кругами с вписанными в них вихревыми и лучевыми розетками. Некрупный, полный динамики узор смягчает ощущение огромности, неподвижности тяжеловесных форм предмета. Вместе с тем простой орнамент прялки находится в удивительном согласии с ее силуэтом. В XIX веке не только в Ржевском, но и в соседних районах юга Тверской губернии делались подобные прялки-«монументы».

Из Ярославской губернии происходят стройные прялки-«башенки», прорезанные ярусами арочных окошек. Башенка — это ножка прялки. Она крепится в пирамидальный, украшенный резьбой выступ донца. Башенка с ювелирно тонкой резьбой и прекрасно найденными линиями силуэта — главный художественный элемент прялки этого типа. Ее маленькая лопастка то оставалась гладкой, то скромно орнаментировалась.

Ножки некоторых ярославских прялок представляют собой пучки витых колонок или граненые тонкие столбики. В этом проявилось глубокое понимание архитектоники предмета, воспитанное у мастеров на местных образцах архитектуры, на предметах прикладного искусства: шатровых храмах и колокольнях, резных белокаменных колонках и деревянных светцах.

На севере Ярославской области (в Любимском, Даниловском районах) делали прялки-«терема». Они имеют широкую ножку, переходящую в ромбовидную лопастку. Вершина лопастки прорезная. Если присмотреться, то узнаешь в прорезях дерево с птицами на ветвях и парой конских головок у его основания — древо жизни. Удивительно, как стойки древние символические образы в крестьянском искусстве. В XIX веке они все еще соседствуют с образами, отражающими реальную жизнь. Работая ножом и долотом, мастера на таких прялках контурной и ногтевидной резьбой изображали высокую башню со шпилем, часами-розеткой и воротами. Отсюда и название прялки — «терем». А ниже помещали сцены праздничных чаепитий, хороводов, плясок, езды на санях. Например, на одной из прялок с датой 1847 года изображена беседа двух девиц в головных уборах, украшенных лентами, а ниже хоровод из трех фигурок. Все персонажи охарактеризованы с явным оттенком шутки.


Прялки. Кон. XIX в. Онежский и Польский полуостров, Архангельская губ

Особенно широко представлены в коллекции северные прялки. Это прялки-лопаты. В основном их лопасти украшала геометрическая трехгранноdыемчатая резьба Pi3 розеток, треугольников, ромбов, пересеченных квадратов и роспись. Узор ножки подчинялся декоративному убранству лопасти, а донце если и украшалось, то крайне редко.

Из Вытегорского и Каргопольского уездов бывшей Олонецкой губернии происходят монументальные прялки с вытянутыми лопастями на сравнительно коротких ножках. Здесь, в деревнях по берегам Кенозера, экспедицией Русского музея недавно были найдены прялки неизвестного до сих пор типа. Их отличает огромная лопасть, увенчанная пятью резными кружками. Почти вся лопасть и совсем коротенькая ножка покрыты трехгранной резьбой. Узоры ложатся четкими, организующими плоскость полосами, треугольниками, кругами. Особенно надо отметить нигде более не встречающийся мотив резьбы, названный кенозерским: веерообразно расходящиеся лучи, заполняющие квадраты, круги. То лучи идут цепью в одну сторону, то навстречу друг другу, в местах соединения образуя ребро. Поэтому узор начинает казаться выпуклым. Кенозерская резьба дополняется росписью; изображения цветов, ветвей написаны звучно, масляными красками. Таким орнаментом любили украшать в этих местах и сундуки, шкафчики, дуги, тонкие стенки — переборки в избах, выносы кровель.

Отдельную группу составляют поморские прялки с Онежского полуострова и Терского берега Кольского полуострова. Лопастки их вытянуты и заметно расширены кверху, завершаясь прорезными навершиями. Такие прялки вырезались рыбаками и зверобоями на Белом море во время трудного и опасного весеннего морского промысла. В дело шли захваченные с собой или выловленные в море куски досок. Хрупкие лопастки насаживались на высокие точеные ножки, изготовлявшиеся местными столярами. Узоры прялок с Онежского полуострова похожи на скопления звездочек, снежинок или прихотливые геометрические арабески. Эта неглубокая трехгранновыемчатая резьба сочетается с прорезями и контурной резьбой, реалистически изображающей рыб, птиц, северных оленей. Их миниатюрные выразительные фигурки помещаются среди кругов, заполненных мерцающей от игры светотени мелкой резьбой. Перенимая мастерство от дедов и отцов, из поколения в поколение поморы делали прялки только своим близким на память о себе, часто снабжая их на оборотной стороне надписями, которые называли летописью. Иногда они бывают обстоятельными и звучат торжественно, например: «1899 года месяца апреля 6 дня делана на зимнем море были под Сосновцем в 30 верстах от земли. Прялка девицы Овдотьи Ларивоновой. Преди прялку береги за отца бога моли». Видимо, за неповторимость, индивидуальность облика здешние прялки прозвали «рожицами», а за стройность сравнивали с пером птицы.

Экспедиции на Белое море позволили собрать в Русском музее одну из лучших коллекций прялок этого района.

Несколько разновидностей лопатообразных прялок происходят с рек Сухоны, Кокшеньги, Тарноги, Северной Двины и Мезени.

Неизвестные ранее прялки впервые обнаружены экспедициями Русского музея в 1950-е годы на Сухоне в селе Нюксеница и деревнях Устье Городищенское и Березово. Самая ранняя прялка из Нюксениц относится к первой половине XIX века. Она украшена крупной трехгранновыемчатой резьбой: двумя квадратами — большим и на нем маленьким, заполненными внутри узором, так что в целом изображение по силуэту напоминает ларец-теремок, какие делали в Устюге. Суровая простота декора то подчеркивает плоскость доски, то выявляет ее толщу.


Деталь прялки. XIX в. Пермогорье, Вологодская губ


Прялка. 1920. Нюксенский р-н Вологодской обл

Из Устья Городищенского, в прошлом веке известного на Сухоне своей ярмаркой, происходит прялка 1920 года с надписью «Р. [резал] Анд. [Андрей] Па. [Павлович] Золот [Золотков]». Ее крупная лопасть украшена золотой розеткой с четко прорезанными лучами. Вокруг в строгом ритме располагаются окрашенные в серебро полурозетки и четверти розеток. Они горят, как солнце и звезды, на светло-голубом фоне центрального поля. А выше — красное поле. На нем ряды стеклянных и деревянных бусин в круглых отверстиях доски. Ножка поверх резьбы ярко раскрашена. Городищенские прялки — будто деревенские красавицы в нарядной одежде с бусами.

На Северной Двине и Мезени прялки украшают графические росписи — северодвинская и мезенская. Истоки этих видов росписи с их традициями уходят в глубь веков, к богатой художественной культуре Древней Руси.

Центры северодвинских прялок (села Пермогорье, Борок, Нижняя Тойма, Пучуга) впервые установила экспедиция Загорского Музея-заповедника в 1959 году. Открылись новые возможности их изучения и собирания. Исследователи узнали и имена мастеров, работавших со второй половины XIX века по 20-е годы XX столетия. Коллекция северодвинских росписей в Русском музее насчитывает теперь около 200 произведений XIX — начала XX века.

Расскажем о двух прялках. Одна из Пермогорья, еще в XVII веке тесно связанного с крупнейшими культурными центрами Севера — городами Великим Устюгом и Сольвычегодском. Стройная, сравнительно небольшая лопасть прялки с ромбовидными навершиями-городками переходит в плавно суживающуюся ножку, по краям украшенную рядами резных кругов. И городки, и свешивающиеся внизу лопасти гирьки-сережки имеют на концах шишечки. Уже форма прялки, изобилующая резными деталями, говорит о богатой местной традиции декоративного искусства. На светло-желтом фоне черной краской прорисованы контуром веерообразные листья и стилизованные цветы и ягоды на ветвях, образующих своими изгибами сердцевидные мотивы. На лицевой стороне лопасти среди побегов — птица с раскрытыми крыльями, на оборотной — вещий Сирин в короне. Контуры заполнены красной, желтой и зеленой краской. Манера росписи близка графическим приемам миниатюр, украшавших рукописные книги на Двине. Спокойный, уравновешенный орнамент росписи, сделанной в XIX веке, своими формами и композицией как бы воскрешает стиль растительных орнаментов XVII столетия.

Но не только старинной сказкой веет от северодвинских прялок, как может показаться сначала. В их росписи, как и в росписи местных туесков, хлебниц, иногда мы видим и целые рассказы из жизни местных крестьян. Такие повествовательные композиции создавал, например, Яков Ярыгин, работавший в первой половине и середине XIX века. Он изображал и живописца за росписью дуги, и женщин за ткацким станком, за прялкой, швейкой, и сцены застолий.

Это интересно:  Как нарисовать девушку в полный рост


Прялка. Перв. пол. XIX в. Нюксеница, Вологодская губ


Прялка. XIX в. Пермогорье, Вологодская губ

Другая северодвинская прялка сделана в 1927 году почужским мастером Федором Филипповичем Кузнецовым. Лопасть прялки гармоничных пропорций и фигурная высокая ножка покрыты мелколистным узором из кудрявых ветвей на белом фоне. Среди ветвей — кони, один зеленый, другой серебряный. Они везут разукрашенную кибитку. Выше в арочном обрамлении поверх листочков сусального золота написано красное дерево. На его вершине сидят птицы. Прялки на Двине расписывались по меловому грунту и покрывались олифой или покупным лаком.

Рядом с праздничным горением красок северодвинских прялок росписи мезенских мастеров кажутся строгими и несколько сумрачными. Но в них своя красота. Прялки делали в селе Палащелье и еще в нескольких деревнях по Мезени.

Исследователи народного искусства считают мезенские росписи прялок наиболее архаичными среди всех остальных. Действительно, в них будто оживает древняя техника росписи по дереву. Сажа и береговая красная глина — их краски, связующее — раствор смолы лиственницы в воде. Роспись наносилась прямо на дерево палочкой и тетеревиным пером. Сурик стали применять с конца XIX века. Росписи покрывали олифой. Мезенские узоры — полосы из квадратов, треугольников, вертикальных и косых черточек, штрихов — близки к геометрическому стилю резьбы по дереву. Мезенские мастера в отличие от северодвинских не знали графического рисунка, близкого книжной миниатюре, не знали плавных изгибов певучих мазков кисти, переходящих в тонкие росчерки. Они в совершенстве владели только своими самодельными орудиями и выработали изящную каллиграфическую манеру рисунка-скорописи, который при небольшом наборе элементов позволял свободно варьировать и комбинировать мотивы.

Орнаментальная роспись на мезенских прялках покрывает ковром лицевую сторону лопастей. В ней — геометрический орнамент, ряды птиц, похожих на завитки-пушинки, и самые главные изображения — ряды оленей и коней. Они силуэтны. Головы и спины намечены черным контуром, туловище — красной краской. Ноги теряются в паутине мелких крестиков, овалов, штрихов, завитков. Фигурки следуют одна за другой. Ритмичные повторы их очертаний завораживают. Кони и олени образуют бесконечный волнообразный узор. Ряды животных означают бег стада и табуна, хотя изображения лишены всякого намека на жанровость. При таком своеобразном орнаментальном подходе, при всем лаконизме художественного языка в росписи проявляется поэтическое отношение мезенских мастеров к природе, основанное на ее глубоком понимании.

Изображения птицы, оленя, коня сохранялись неизменно в росписи прялок вплоть до 1930-х годов, когда производство в Палащелье почти заглохло. Устойчивость этих образов объясняется их жизненной основой. Жители Мезени веками занимались птицеловством, собирая гусиный пух на продажу, разведением оленей, выращиванием лошадей, пригодных для извоза. Лошадей местной породы — «мезенок» — продавали в другие районы Севера.


Прялка. 1927. Пучуга, Архангельская обл


Прялка. Кон. XIX — нач. XX в. Мезенский уезд Архангельской губ

На оборотах мезенских прялок мастера помещали жанровые рисунки. Главное место среди них занимают сцены охоты. Изображение корабля то же можно считать типичным. Корабли рисовали с любовью к деталям, сопровождали надписями, вроде: «Пароходъ Ермакъ ледоколъ Тихого окияна». На одной из прялок Русского музея, сделанной в 1900 году Михаилом Новиковым, нарисован пароход «Мезень». Такой действительно существовал. Он принадлежал Русановскому лесопильному заводу в устье реки. В 1880-х годах он был «одним из самых старых, с постукивающею машиною, вздрагивающими колесами и значительно искривленной палубою», как писал о нем современник. Но мезенский мастер изобразил этого ветерана кораблем-красавцем. И на прялке 1901 года работы Никифора Федотова по волнам плывет винтовой корабль с острым форштевнем и бушпритом, с двумя трубами, рассыпающими искры в клубах дыма. Подпись: «Пароход Салавецкий в Онегу 1895». Такой корабль тоже не выдумка. «Соловецкий» принадлежал монастырю и совершал рейсы по Белому морю. Подобные рисунки на прялках искренни и наивны. В них проявляются жадный интерес народных мастеров к действительности и желание правдиво ее отобразить.

Таковы наиболее распространенные типы русских прялок, с которыми можно познакомиться в музее. В них очень явственно проступает одна специфическая особенность народного искусства — его импровизационность. Предметы, веками сохраняющие традиционную конструкцию, получают все новые и новые решения формы и декора.

Декоративно-прикладное народное творчество

Изобразительное искусство

Умение расписать глиняную игрушку или вырезать фигурную доску постепенно уходит из нашей жизни. А как хорошо иногда подивиться красоте яркого павловопосадского платка, порадоваться запаху свежевырезанной деревянной игрушки! Предлагаем цикл занятий, посвященных изучению народных промыслов. Эти уроки ценны еще и тем, что дают возможность ребятам, сделав что-то своими руками, прикоснуться к многовековой культуре своего народа.

Тема. «Замкнутый орнамент на примере павловопосадских изделий».

Цели. Закреплять понятия о видах орнамента, умения составлять узор из различных элементов; познакомить детей с изделиями мастеров Павловского Посада.

Оборудование. Изделия и иллюстрации с замкнутым и бесконечным орнаментами, платки и шали с различными орнаментами.

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель показывает рисунки с двумя типами композиции орнамента: бесконечным и замкнутым.

Учитель. На прошлом уроке мы знакомились с бесконечным орнаментом. Определите, на каких рисунках изображен такой орнамент. Обоснуйте свой выбор.

Дети. Элементы в этих орнаментах повторяются.

У. Сегодня мы познакомимся с еще одним типом орнамента, который называется замкнутым.

III. Знакомство с новым материалом

Учитель показывает изделия и иллюстрации предметов с замкнутым орнаментом.

У. В чем может быть замкнут орнамент?

Д. В круге, в квадрате, в прямоугольнике, в овале.

У. Где используются такие орнаменты?

Выслушиваются ответы детей.

– Замкнутые орнаменты можно увидеть на узорных платках и шалях. Издавна по народной традиции платок был самым желанным подарком. Ухаживал ли парень за девушкой, приезжал ли кто-нибудь из города с базара, справлялись ли свадьба или крестины – во всех случаях любовь и внимание выражали подарком головного платка. Платок – не просто головной убор, а символ любви и красоты.
Многие платки изготовлены мастерами из старинного русского города – Павловского Посада. Когда-то в селе Павлове шумели богатые ярмарки. Приезжали сюда за товаром из самых дальних уголков. Торговали тканями, хлебом и другими вещами. И, конечно же, знаменитыми набивными павловскими платками. А почему их называют набивными? Об этом нам расскажет ученик, который подготовил сообщение.

Ученик. Один из древнейших видов художественной росписи ткани – набойка (набивка). Наиболее древние образцы изделий с набойкой найдены в Египте.
В России в ХII веке набивку выполняли ручным способом при помощи резных досок. Ткань раскладывали на мягкой поверхности. Доску окрашивали или смачивали краской и накладывали на ткань, пристукивая (набивая) деревянным молоточком для лучшей пропечатки рисунка. Первоначально набивали красной или оранжевой красками по белому или однотонно окрашенному фону. Потом количество цветов увеличилось и соответственно увеличилось количество досок, каждую из которых окрашивали в один цвет. Эти доски последовательно накладывали на ткань.
Позднее деревянные доски заменили штампами, а ручной труд – машинным, что дало возможность применять разнообразные художественные и технические приемы.

У. Давайте внимательно рассмотрим узоры на платках. Какие элементы использованы в их росписи?

Д. Крупные и мелкие цветы, листья.

У. Для платков из Павловского Посада характерен яркий растительный мотив, в котором крупные садовые цветы сочетаются с мелкими полевыми цветочками и листочками. Краски орнамента ярко выделяются на черном, кремовом, белом, коричневом фоне. Есть платки с кистями и бахромой, большие и поменьше.
Сегодня на уроке вы будете рисовать платок. Какой же орнамент использовать? Существует несколько видов замкнутого орнамента.

Виды замкнутого орнамента

1. По сторонам квадрата
2. Повторение в каждом квадрате
3. По диагоналям
4. Зеркальная симметрия

1. По концентрическим окружностям
2. По радиусам
3. Зеркальная симметрия

У. Вы будете рисовать замкнутый орнамент по диагоналям квадрата (показ образца рисунка).

IV. Самостоятельная работа

Последовательность выполнения работы:

1. Начертите квадрат и проведите две диагонали.
2. Украшайте диагонали одинаковыми узорами.
3. Не забывайте о пространстве между диагоналями.

Дети самостоятельно придумывают узор и выполняют работу.

Выполненные работы рассматриваются, анализируются допущенные ошибки.

Тема. «Декоративное рисование элементов растительного узора Полховского Майдана».

Цели. Познакомить детей с произведениями мастеров Полховского Майдана; развивать графические умения и навыки в новой технике (цветы и яблочки с наводкой; ягоды, выполненные тычком).

Оборудование. Изделия мастеров Полховского Майдана и иллюстрации с изображениями изделий; динамическая таблица с этапами работы.

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня мы познакомимся с росписью мастеров Полховского Майдана.

III. Знакомство с новым материалом

У. Давайте рассмотрим эти изделия.

Учитель показывает изделия и иллюстрации с изображением изделий.

– В Горьковской области, в большом селе Полховском Майдане, живут удивительно трудолюбивые люди. Они не только работают в поле. В каждом доме там мастерят матрешки, коробочки, грибы-копилки, ложки, птички-свистульки.
Сначала их вытачивают из дерева, а потом раскрашивают веселыми яркими красками. Майданцы любят рисовать на игрушках алые цветы, темно-зеленые травы и листья, золотисто-красные яблоки, спелые ягоды, синее-синее небо.

Как на нашей улочке
Делают шкатулочки,
Кружки, толкушки,
Веретена, игрушки!
Весело-весело
Мастерит все село.
Везем на базар
Расписной товар.
Покупайте дружно,
Что кому нужно!

Может быть, и у вас дома есть такие?

Выслушиваются рассказы детей.

– Родная природа лесов и лугов благодаря творческой работе народных мастеров обретает вторую жизнь в украшении деревянных изделий.
Сегодня вы будете рисовать грибок и украшать его росписью Полховского Майдана.

Элементы народной росписи

Учитель показывает образец рисунка.

Грибок свеж,
Да его не съешь.

– Но сначала я познакомлю вас с приемами рисования растительных элементов – яблочка, розы и ягодки.

Учитель показывает динамическую таблицу. Разбираются этапы работы.

1. Черным контуром прорисовываются очертания яблочка с листьями, цветка, ветки без ягод.
2. Ярко-желтой краской полностью закрашиваются силуэты яблочка и цветка.
3. Не дожидаясь, пока желтый цвет высохнет, вливается ярко-алая краска так, чтобы яблочко сверху было интенсивно красным, к середине красный цвет ослабевал, а нижняя часть оставалась желтой.
4. Для окраски листьев зеленая краска смешивается в палитре с темно-синей.
5. Завершается работа нанесением тычком ягод.

Это интересно:  Как нарисовать лягушку карандашом поэтапно

– А теперь обводите по шаблону контур грибка и расписывайте.

IV. Самостоятельная работа

В конце урока дети рассматривают выполненные ими работы. Лучшие рисунки вывешиваются на выставке работ.

Динамическая таблица

Тема. «Жостовские подносы».

Цели. Расширять детский кругозор; познакомить учеников с росписью жостовских подносов; развивать фантазию детей.

Оборудование. Посуда и ткани с изображениями цветов; репродукции с цветами; жостовские подносы и их изображения на открытках, иллюстрациях; шаблон с контуром подноса.

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

На доске – изображения цветов.

Учитель. Цветы на лугу, в саду, на городской площади, в букете на столе – что они нам несут? О чем говорят нам их нежные лепестки, гибкие стебли?

Выслушиваются ответы детей.

– Красивую девушку часто сравнивают с цветком: ее глаза – как васильки, щеки – маковый цвет. Нередки и «цветочные» женские имена: Сусанна – лилия, Виолетта – фиалка.
В народных преданиях и легендах цветы наделяют тайной колдовской силой.
Например, цветок папоротника, по народным поверьям, указывает местонахождение клада.
Нектар цветка – пища бессмертных богов.
В цветах живут волшебные существа – эльфы. Что еще вы знаете о цветах?

Выслушиваются ответы детей.

– В каком цветке родилась девочка и как ее звали?

Дети. В тюльпане родилась девочка, которую назвали Дюймовочка.

У. Издавна дома украшали цветами. Они прекрасны, но недолговечны. Задача искусства – продолжить жизнь цветов. Так появились изображения этих прекрасных растений на картинах, в росписях стен домов, на тканях, вазах, чашках, подносах.

III. Сообщение темы урока

У. Сегодня на уроке мы будем учиться изображать цветы. Мы будем рисовать поднос и расписывать его цветочным рисунком в технике мастеров Жостова.

Учитель показывает жостовские подносы и иллюстрации.

IV. Знакомство с новым материалом

Рассказывает подготовленный ученик.

Ученик 1. Среди народных промыслов, выпускающих художественные изделия с лаковой живописью, особое место занимает народный промысел художественной росписи металлических подносов.
Производство подносов возникло в середине ХVIII века на Урале. Позднее подносы стали изготавливать в селах и деревнях Московской области, в том числе и в Жостове. И вскоре разошлись по всей России жостовские подносы, ставшие такими же известными, как тульский самовар или гжельский чайник.
Это лаковая живопись, так как основу изделия изготавливают из папье-маше, иногда – из дерева и металла, затем покрывают черным лаком. После этого художники украшают изделия росписью. После росписи жостовские изделия трижды покрывают бесцветным лаком и полируют порошками вручную.

Подготовленный ученик читает стихотворение П. Синявского:

На жостовском подносе
В зеркальной глади лака –
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака,
Багрянец поздних листьев,
Лесной подснежник первый.
А жостовские кисти
Нежнее легкой вербы.

У. Давайте рассмотрим, какие цветы используются в росписи.

Выслушиваются ответы детей.

– Жостовские живописцы рисуют букеты удивительно быстро. Опытный мастер может расписать за один рабочий день от 5 до 10 подносов. Во время работы поднос постоянно вращают на коленях, чтобы видеть роспись со всех сторон.
У художника нет букета перед глазами, он сочиняет прямо на подносе – «думает кистью». Такое творчество называется импровизацией.

V. Самостоятельная работа

У. Сегодня на уроке вы тоже будете расписывать подносы.

Учитель показывает образец рисунка.

– Сначала с помощью шаблона обведите контур подноса, затем залейте его фон. После того как он просохнет, приступайте к росписи, используя в качестве образца изображения подносов, которые есть в классе.

Тема. «Богородская игрушка. Рисование медведя».

Цели. Развивать эстетические чувства; закреплять графические умения и навыки в рисовании сложного объекта.

Оборудование. Матрешки, богородские игрушки.

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Учитель. Отгадайте загадку:

Мы хотя и небольшие,
Но такие славные:
Все цветами расписные,
А одна – за главную.
Есть средь нас и крошки.
Кто же мы?

У. Из чего делали матрешек?

У. А теперь послушайте историю о том, как появились другие игрушки из дерева.
Случилось это давным-давно, может, двести лет назад, а может, и больше, в селе Богородском, что под Москвой.
Зимой ночи длинные, темнеет рано. Скучно в крестьянской избе ребятам. И вот однажды захотела мать порадовать своих детей игрушкой. А купить не на что. Стала она думать: если из соломы сплести, так живо растреплют. Если из теста слепить – засохнет и развалится. И взяла она полено из-под печки, топором и ножиком вырезала куклу.
Дети игрушке были рады. Баюкали, приговаривали: «Ay, ay». И назвали ее Аука. А выросли – забросили свою Ауку.
Собралась как-то мать на базар, увидела игрушку, взяла с собой и продала.
Раз едет по селу телега, сидит в ней мужик и кричит:
– Кто на базаре деревянную игрушку торговал?
– Я торговала, – говорит женщина, – а тебе зачем?
– А не вырежешь таких еще? Все куплю.
– Ладно, приезжай к празднику.
Сделала баба игрушки и побежала по селу о своей удаче рассказывать, мастерство свое показывать. Односельчане стали вслед за ней разные игрушки делать и купцам продавать.

III. Знакомство с новым материалом

У. Лохматые ели, дубы, березы, липы плотным кольцом окружали село Богородское со всех сторон. В одних соседних селах плели на продажу кузовки и лапти, в других – делали деревянные ложки и посуду, а богородцы вырезали игрушки. Они считались лучшими игрушечниками. Привозили они игрушки на ярмарку не мешками, не корзинами, а целыми возами. Стоили игрушки недорого, но разве в цене дело? Главное – это радость, которую дарили богородские игрушки и детям, и взрослым.
Давайте рассмотрим изделия богородских мастеров. Чем эти игрушки отличаются от остальных?

Д. Они не раскрашены.

У. У мастеров выработалась своя художественная манера, свой стиль резьбы. Они увидели, что из неокрашенного дерева игрушки могут быть даже интереснее, и перестали их красить.
Тематика скульптур разнообразна: это крестьяне, охотники, звери и птицы, сценки из повседневной жизни, сказочные сюжеты.
Каких героев сказок вы узнали?

Д. Богатыря Илью Муромца на коне, Царя Додона и Звездочета из сказки «Золотой петушок»…

У. В Богородском научились мастерить игрушки с движением. Потянешь за две планочки – игрушка ожила. Тук-тук – звонко бьют молотом по наковальне кузнецы: мужик и медведь.
А вот на дощечке стоят куры – дерни за веревочку, и начнут они торопливо клевать зерна.
Солдаты маршируют, кони лихо скачут, медвежата играют на балалайках. Героем многих композиций является медведь, поэтому его мы и будем учиться сегодня рисовать.

IV. Самостоятельная работа

1. Расположите лист вертикально. Проведите вертикальную линию. Легкими штрихами наметьте высоту медведя.
2. Отметьте место головы, установив, сколько раз высота головы укладывается в высоте всей фигуры.
3. Легкими прямыми линиями наметьте положение лап. Обратите внимание на симметричный характер фигуры.
4. В технике легкого наброска продолжите уточнять положение и величину лап, туловища.
5. Раскрасьте медведя в коричневый цвет.

Дети поэтапно выполняют работу.

Тема. «Рисование прялки».

Цели. Познакомить детей с назначением и украшением прялки; развивать воображение детей; формировать умение передавать в рисунке праздничное настроение.

Оборудование. Иллюстрации с прялками; выставка предметов, сделанных из дерева.

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Ребята, сегодня вы принесли из дома предметы, сделанные из дерева. Давайте определим, для каких целей они предназначены.

Работа с выставкой предметов.

– А теперь скажите, что это за предмет и с какой целью его использовали люди.

Учитель показывает иллюстрацию прялки.

Дети. Это прялка.

У. Да, это прялка. Об этом предмете и пойдет речь сегодня на уроке.

III. Знакомство с новым материалом

У. Прялка была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни.
Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки, донце устанавливалось на лавке. Садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее пальцами. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено и повторяла всю операцию сначала.

Веретено!
Жужжит и кружится оно,
Нитку сучит,
Об пол стучит.

– Веретена с напряденными нитками – мочками – пряхи складывали в специальную коробку – мочесник. Стенки ее были расписаны так же нарядно, как и сами прялки. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки. Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки. На посиделках девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни, частушки.

В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучина перед ней.

– Вскоре в избу приходили парни. Изба быстро заполнялась народом. Работа чередовалась с пением, играми и плясками.
На доске я записала одну частушку. Давайте ее прочитаем и попробуем спеть:

Пряла лен, пряла лен,
Да льняное волокно.
Приходи ко мне, миленочек,
С тальянкой под окно.

– Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства. Посмотрите, какой резьбой и росписью их украшали.

Учитель показывает роспись прялок.

– Часто прялка была ценным подарком. Жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. Красивая прялка передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.
В некоторых местах по обычаю жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.
Многие прялки в добавление к росписям содержали советы, дарственные надписи типа: «Кого люблю, тому дарю», поучения: «Пряди, прялку береги, за отца Бога моли».

IV. Самостоятельная работа

У. А теперь вы попробуете нарисовать прялку и раскрасить по своему замыслу (показ образца рисунка). Выбор украшений и цветов свободный.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Расположите лист вертикально. Проведите вертикальную черту. Отметьте высоту и ширину элементов прялки.
2. Легкими линиями наметьте контуры прялки.
3. Прорисуйте мелкие элементы прялки.
4. Нанесите придуманный вами рисунок и раскрасьте прялку яркими красками.

Статья написана по материалам сайтов: www.bolshoyvopros.ru, ped-kopilka.ru, nsportal.ru, artyx.ru, nsc.1september.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий