Как нарисовать русское народное полотенце

Выбранный для просмотра документ Автор.docx

«Древние корни народного искусства»

Познакомить учащихся с символическим значением полотенца

Познакомить учащихся с видами полотенец, мотивами орнамента на полотенца

Воспитывать нравственно- эстетическое отношение к миру и искусству

Развивать творческую активность, навыки работы с акварельными красками, ножницами

Развивать эстетический и художественный вкус

Организационный момент (1 мин)

Повторение пройденного материала; актуализация знаний (4 мин.)

Изложение нового материала (10 мин)

Физкультминутка (2 мин)

Постановка художественной задачи (1 мин)

Практическое выполнение задания «Русское полотенце» (25 мин.)

Подведение итогов (2 мин)

Оборудование и материалы:

Для учителя : компьютер, проектор, экран, презентация «Русское полотенце», вышитые полотенца, образцы работ

Для учеников : альбом, краски, кисти, баночка для воды, тетрадь

Методы и приемы

Организационный момент (1 мин.)

Создание эмоционального настроя. Самооценка готовности к уроку

Проверка готовности уроку

Настрой на урок

Принцип психологической комфортности

Повторение пройденного материала. Актуализация знаний (4 мин.)

Актуализировать знания о внутреннем убранстве русской избы

Демонстрация презентации «Русское полотенце»

Посмотреть слайд, определить местонахождение предметов быта в русской избе

Изложение нового материала (10мин.)

Познакомить с видами полотенец, символами орнамента

Демонстрация презентации «Русское полотенце» комментарии,

Слушают, рассматривают изображения на экране, делают краткие записи и зарисовки в тетради

Наглядный, метод, беседа, индивидуальная работа, работа в парах

Снятие физического напряжения

Повторение движений за учителем

Постановка художественной задачи (2 мин.)

Пояснение последовательности выполнения практической работы

Объяснение практического задания. Ответы на вопросы учащихся

Слушают, задают вопросы

Наглядный, объяснение, фронтальная работа

Практическая работа (25 мин.)

Применение знаний и умений на практике

Индивидуальные консультации, наблюдение за работой учащихся

Применяют полученные знания при выполнении практической работы

Подведение итогов (2 мин.)

Оценивание работ. Рефлексия.

Оценивают свое отношение к уроку. Приводят в порядок рабочие места

Контроль и проверка результатов работы.

К соседу повернулись, улыбнулись

На урок настроились. Садитесь.

Слайд 1 — Я рада приветствовать вас на уроке. Мы с вами продолжаем путешествовать по теме «Древние корни народного искусства», но, в начале, давайте проверим: что каждому из вас пригодится на уроке: слайд 2

— Вижу, что все готовы, и можем начинать…

Повторение пройденного материала. Актуализация знаний

На прошлом уроке мы с вами говорили о внутреннем убранстве русской избы. И узнали, что изба делится на части. Как они называются? ( мужская и женская). Слайд 3

На экране будут появляться изображения предметов быта. Ваша задача: если предмет «принадлежит» женской половине, то поднять левую руку, если мужской- правую. (на экране появляются изображения: печь, икона, ухват, прялка, скамья, сундук, кадушка, стол).

— Молодцы! А как вы думаете, какой из предметов, не названных нами, используется в обеих половинах дома?

— Послушайте и отгадайте загадку:

Два вышитых конца:

«Помойся хоть немножко

Чернила смой с лица!-

Иначе ты в полдня

— О чем идет речь?( о полотенце)

Слайд 4 . Запишите в своих тетрадях тему урока «Русское полотенце»

Слайд 5 . Наши предки верили, что жизнь человека имеет начало и конец. И, кажется, полотенце – простая вещь, а оно сопровождало человека от рождения и до смерти.

Слайд 6 . Родился маленький человек, бабка-повитуха принимает его на полотенце, которое вышивала его мама. Будучи еще девушкой, она позаботилась о своем малыше, снабдив полотенце богатой защитной вышивкой. Это полотенце называется родильное.

На голый животик ребенку завязывали поясок из овечье й шерсти. Сомкнулись концы пояска – получился круг – символ…? ( солнца и бесконечности ). Распоясался – значит, открылся нечистой силе.

Пеленали новорожденного в свивальник – узкую, длинную полоску ткани. Пеленали, пока маме хватало двух рук и коленки, а дальше одевали рубаху.

— Почему так много оберегов для малыша? ( маленький, слабенький, не может постоять за себя, защитить себя… )

Ребенка первого месяца называли « вода» : его жизнь так хрупка, что может утечь сквозь пальцы…

Растет мальчик или девочка и каждый день использует полотенце. Для чего? ( вытирает лицо и руки…)

Слайд 7 . Ежедневный ритуал умывания тоже нес на себе определенный смысл. Магический ритуал очищения водой:

утром — от ночных страхов и ужасов

вечером – от дневных тягот и забот.

Для этого использовали вытиральное полотенце.

Растут наши герои и превращаются в жениха и невесту. Наступило время сваде б…

Слайд 8 . Жениха и невесту родители встречали хлебом – солью, которые держали на свадебном полотенце. Украшала это полотенце Птица-пава — знак любви. Дополняли вышивку растительными элементами и маленькими птичками – пожелания счастья и добра молодой семье.

Слайд 9 . Жизнь человека коротка. И в последний путь провожали человека, неся его на погребальных полотенцах. После похорон полотенце отдавали в храм.

Все виды полотенец, которые мы с вами рассмотрели, богато украшены вышивкой. Каждый элемент орнамента – символ.

Слайд 10 . Давайте запишем в тетради, какие символы украшали полотенца. Если какое-то изображение символа вам понравится, можете его зарисовать.

Слайд 11 . Первый и самый важный Солнце – источник жизни, обладающее великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии.

Солнцеворот – символ означает смену дня и ночи, времен года.

Слайд 12 . Внимательно посмотрите на узоры. Какие солярные знаки вы видите? Символом чего они являются ? (ромбы – символ земли)

Земля в представлении крестьян наделялась человеческими чертами. «Кормилица мать – сыра земля»,- приговаривали они.

Слайд 13. Вода – животворящая сила , питающая землю, изображалась в виде зигзагообразных полосок

Слайд 14 . Макошь – изображали в виде женской фигуры с поднятыми вверх руками. Внутри фигуры произрастало дерево, а у ног проходила зубчатая линия, изображавшая воду.

Слайд 15 . Птица приносит добро человеку.

— На каком виде полотенец вышивалось больше всего птиц? ( свадебном)

Слайд 16 . Конь – хранитель домашнего очага, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное

Слайд 17 .Дерево – жизни, так представляли наши предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо-жизни — символ рода, его продолжения и благополучия.

Слайд 18 . Если вы внимательно рассматривали иллюстрации, то заметили: какие цвета использовались в северной вышивке? ( белый, красный, черный)

Вы знаете, что ничего случайного в северных вышивках нет, и цвета выбирались не просто так, а основываясь на символике, которую несет каждый из них. Внимательно посмотрите на слайд, у вас на столах есть листочки с аналогичным изображением. Постарайтесь, работая в парах, найти соответствие цвета и его символики, соединив правильные на ваш взгляд варианты.

Белый – чаще всего цвет фона, мастерицы называли его «землей», поэтому этот цвет женский, нежный, символ чистоты и блага.

Красный – цвет Солнца, огня, жизненной энергии, благополучия, богатства, процветания, доблести. Это мужской цвет.

Соединение белого и красного в вышивке – защита от злых сил.

Черный – связан с пониманием краткости человеческой жизни, чаще использовался в одежде пожилых людей.

-Но мы с вами еще очень молоды и для того, чтобы сохранить здоровье подольше разомнемся; встаньте и повторяйте движения за мной

Мы к солнцу потянулись;

Как ветки раскинулись;

На волнах покачались;

Постановка художественной задачи

Слайд 19-20 . Узнав так много о русском полотенце, вы сможете создать вышитое полотенце, нарисовав его.

До старости еще далеко, поэтому мы будем использовать только белый цвет альбомного листа и красную краску для создания орнамента.

— Подумайте и скажите, какое расположение альбомного листа предпочтительно и почему? ( вертикальное, тк больше напоминает край полотенца )

Разделите лист на полосы и заполните каждую из них орнаментами – пожеланиями.

На экране вы видите мотивы и орнаменты северных вышивок ( Слайд 20 ), которые могут помочь в работе. Удачных творений!

Расположить альбомный лист вертикально

С помощью простого карандаша и, если необходимо линейки, разделить на полосы. Нанести орнамент, распределяя его от середины полосы в стороны. Стараться добиться симметричности орнамента в полосе.

Используя красную краску, «вышить» орнаменты.

Все вы славно потрудились на уроке. И у каждого в альбоме появилось вышитое полотенце. Внимательно посмотрите на свою работу, как вы думаете: какой вид полотенца у вас получился?

Поднимите руки у кого родильное, вытиральное, свадебное и т.д.

А теперь, поднимите руки, кому нравится своя работа…

Если у вас что-то сегодня не получилось, то это не повод для огорчений; впереди у нас с вами много интересных уроков, а значит новых творческих работ.

Полотенце в традициях русского народа

В традиционной культуре русского народа есть обычаи и обряды, связанные с использованием ритуальных предметов, которые выделились из огромного предметного мира, окружающего человека, и заняли в этом мире особое место (колокол, икона, свеча, обручальное кольцо, подкова, детали женского праздничного костюма, пояс-оберег). К ним же относится и полотенце как предмет декоративно-прикладного искусства и неотъемлемый элемент народных обрядов, обычаев, поверий и праздников.

Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей.

Полотенчатый головной убор в 19 в. довольно широко бытовал в Тульской, Калужской и Брянской губерниях. Девушки этих регионов в праздники и при посещении церкви носили головные полотенца с закатанными или вышитыми концами. Полотенце из льняного холста, сложенное в 4 ряда вдоль, клали на лоб, затем его переплетали на затылке и выставляли вперед концами, украшенными в красных тонах геометрическим орнаментом.

Это интересно:  Как нарисовать девочку для ЛД

Красный цвет у многих народов в древности символизировал животворящие силы природы, ему приписывалось магическое свойство способствовать жизненным силам человека. Красный цвет в одежде также связан с представлением об охранном значении. Свадебное полотенце, которым покрывали невесту, делалось длинной до 3 метров, на концах нашивались полосы кумача, красное кружево. По долевой стороне полотенца, спускавшейся на лоб, пришивали в обмет красную полосу или вышивали красной шерстью ромбы, треугольники — охранный орнамент. В свадебном полотенце очень ясно сохранилось значение оберегающего покрова ткани, которым закрывали невесту «от сглазу», усиленное охранным орнаментом, выполненным красными нитками

Начиная с 1-го дня сватовства полотенце выполняет определенную роль в обряде. Так, если невеста согласна на брак, она дарит жениху и всем приехавшим с ним банные или вышитые полотенца; с женихом невеста посылает полотенца его родственникам. В день свадьбы в доме невесты дружку перевязывают через плечо полотенцем длиной метра в 3, с расшитыми концами, спускающимися до земли. С этим полотенцем, символом его свадебного чина, дружка не расстается всю свадьбу.

Роль полотенца в обрядах очень разнообразна. В обрядах полотенца выступали как символы и как подарки. Вручение невестой даров жениху, его родителям, их родственникам и другим участникам свадьбы проводилось исстари с целью поддержания с ними добрых отношений и обеспечение доброжелательного отношения с их стороны. Как символы полотенца выступали в предсвадебном и свадебном обряде в качестве отличительных знаков персонажей. Так, в Тамбовской губернии на девичник к невесте приглашались «позыватые» — подруги невесты, опоясанные пестрыми кушаками или вышитыми полотенцами, а к кистям рук у них прикреплялись специальные маленькие полотенчики. А в Вологодской губернии на масленице новобрачная дарила полотенца-«блинники» родным мужа за угощение блинами.

На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц — пав, изображенных по сторонам куста — древа. Таких птиц вышивали в знак любви, пожелания добра и счастья молодым. Птицы — павы — это древние птицы, которым поклонялись наши предки. Ходило даже такое поверье среди крестьянок: «Коли птицы — павы или двух не вышьешь, замуж не выйдешь».

Часто вышивалась на полотенцах праматерь — земля, вздымающая руки к солнцу, прося у него щедрот людям. С тех пор дошла до нас и земледельческая поговорка о зависимости урожая от погоды: не земля хлеб родит, а небо. Женщины начинали вышивать узоры с птицами и праматерью — землею с приходом весны, с наступлением долгих светлых дней, когда оставалось ещё время до начала полевых работ. И вышивала крестьянка свои узоры под благотворными лучами вешнего солнца. Слово «узор» звучит примерно так же, как зарница, зарево, заря. И поэтому на серебристо-белом полотне рдеет как зарево вышитый орнамент.

Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. Красные узоры крестьянской вышивки воспринимаются как земля, получившая энергию от солнца и способная дать жизнь всему живому.

У русских вышитые полотенца также вешают на окна не только во время свадьбы, но и вообще по праздникам — в окна легче могут войти злые духи, завешивание их полотенцами служит таким же оберегом, как закрещивание окон и дверей крестным знаменем.

Полотенце служит оберегом не только в свадебной обрядности, но и в родильной и похоронно-поминальной.

Так, при рождении ребенка полотенцем оборачивают колыбель для того, чтобы злой дух не проник к нему.

На похоронах полотенца раздают всем сопровождающим покойника: их дают, чтобы предохранить сопровождающих от несчастий при общении с покойником. Во всех этих случаях магическую силу полотенца усиливает вышивка, которая бесспорно играет большую роль и имеет охранительное значение.

Кроме всего прочего, полотенце играет и информативную роль. Так, на похоронах его вешают на углу дома, в красном углу, на кресте, на крышке гроба, используют в наборе для первого встречного и др. Полотенце является как бы опознавательным знаком не только для живых, информируя «чужих» о том, к какому семейному коллективу принадлежал умерший, оно, видимо, служило опознавательным знаком и для предков. Вероятно, этим можно объяснить вывешивание полотенец на косяк или расстилание их на лавках, покрывание воды в купели и т.д. Вывешивание полотенец можно расценивать как «приглашение» предкам принять участие в тех или иных действиях, касающихся семьи, оказать покровительство потомкам.

Прежняя народная вышивка с её замечательными узорами, особенными и неповторимыми в каждой области, как вид искусства для себя почти не сохранилась. Но, все равно, вышивка — это не умирающий вид народного искусства. Замечательные произведения вышивальщиц прошлого бережно хранятся в музеях и служат неисчерпаемым источником вдохновения для творчества наших современников.

Наряду с древними образами вышивка обогащается темами, связанными с современной жизнью деревни, которые тоже постепенно становятся историей.

В наши дни можно видеть в сельских домах портреты погибших воинов, обрамленные расшитыми полотенцами. Полотенце активно участвует и в торжественных встречах почетных гостей — на нем подносят хлеб-соль.

Традиция обрядов с полотенцами стала возрождаться и в современных обрядах. В современных свадьбах мы видим на дружках невесты и жениха орнаментированные полотенца, повязанные через правое плечо. И хотя свадебный ритуал хранит в себе черты прошлого быта, но они значительно изменились в наши дни.

Кружевное или расшитое полотенце всегда выглядит очень нарядно и торжественно, не случайно на них принято хлеб-соль подносить. Лучшего украшения, чем белое нарядное полотенце, наверно, и придумать невозможно: в нем ведь и символическая чистота есть, и представление о достатке с ним связано. Чего уж больше желать молодым!

Замечательная вологодская художница-кружевница Мария Медкова, наша современница, создала серию кружевных полотенец Среди них есть и со свадебной символикой.

Материал взят из различных источников.

1.«Народные орнаменты», Васильева Л. К., М., 1991 г. 2. «Изобразительное искусство», Н.А. Горяева, О.В. Островская, М., 2006 г 1984 г. 3. «Русская свадьба», Д.М.Балашов, Ю.И. Марченко, М., 1085 г 4. «Русская народная вышивка», Богуславская И.Я., М., 1986 г, 5. Вологодское кружево в интерьере М. Медкова, О. Кириллова.

Символика орнамента на русских полотенцах

Разделы: МХК и ИЗО

Цель: познакомить с условностью языка орнамента, его символическим значением, стилизацией.

Задачи:

  • развивать любовь и интерес к народному творчеству, любовь к Родине и её культуре на примере изучения русской народной вышивки на полотенцах, её обрядовой роли в народном быту;
  • развивать навык работы над композицией, самостоятельность в выборе композиционных решений;
  • воспитывать аккуратность и творческое воображение.

Графические: владение карандашом, фломастерами, правильно проводить горизонтальные, вертикальные, наклонные линии.

Учебно-творческие: искать сходство с природными формами, уметь стилизовать реальные образы в фантастические.

Речевые: умение анализировать, сравнивать и делать выводы.

Личностные УУД: сформировать уважительное отношение к культуре и искусству своей страны. Потребность в самостоятельной практической творческой деятельности.

Регулятивные УУД:

    высказывать своё предположение на основе учебного материала;
  • выражать в творческой работе своё отношение к древним образам;
  • работать по предложенному плану, инструкции;
  • обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в иллюстрациях и слайдах презентации;
  • ориентироваться в учебнике;
  • уметь пользоваться разными графическими материалами;

Коммуникативные УУД:

  • использовать коммуникативную компетентность в общении со сверстниками;
  • слушать и понимать речь других;
  • уметь выражать свои мысли,
  • уметь критически оценивать свои работы и работы своих товарищей

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма проведения: урок — исследование с элементами творческой деятельности.

Технические средства обучения

для учителя:

  • Мультимедийный проектор, компьютер, магнитная доска, иллюстрации с изображением вышитых изделий, таблицы с изображением знаков символов, рисунки вышивок, презентация в формате PowerPoint

Для ученика:

  • учебник по изобразительному искусству 5 класс Н.А. Горяева, О.В. Островская “Декоративно-прикладное искусство в жизни человека”, бумага, карандаш, ластик, фломастеры, краски, кисти, тонкая белая бумага, ножницы, клей.

1. Беседа о символическом значении вышивки и полотенца в жизни русского человека.

2. Постановка художественной задачи.

3. Практическое выполнение задания.

5. Подведение итогов урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы и целей урока.

Наш сегодняшний урок будет посвящён русскому полотенцу. Презентация.

В современном быту это привычный для нас всех предмет первой необходимости. А в старину полотенце играло очень важную роль в разных обрядах и обычаях, участвовало в важных моментах жизни человека и сопровождало его от рождения до самой смерти.

— Что такое вышивка?

Вышивка — это украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором, выполняемым нитками вручную с помощью иглы.

— Для чего украшают изделия вышивкой?

Вышивка, по народному поверью, должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой

Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности. Все, что окружало человека в каждодневном быту, было заботливо украшено трудолюбивыми руками женщины.

С древнейших времен почитали на Руси умение создавать на ткани дивные вышитые узоры. Занимались этим искусством на протяжении многих веков женщины любого возраста и сословия.

Вышивать девочки начинали с 7-8 лет и с этого момента они должны были готовить себе приданое: свадебный наряд, выходную одежду, постельное бельё, скатерти, полотенца и многое другое. Полотенце служило подарком, знаком благодарности. В праздничные дни узорчатым полотенцем украшали стены каждой избы, обрамляли ими окна, зеркало, рамы с портретами, красный угол и иконы.

Это интересно:  Как нарисовать астру поэтапно карандашом

Виды полотенец (сообщение ученика Приложение №1)

Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую.

На полотенце вышивали узор красными нитками — это был древний оберег дома от злых духов.

Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти. Родился маленький человек, бабка — повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.

У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром — от ночных страхов и ужасов, вечером — от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.

На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором были хлеб да соль. Это полотенце называли свадебным.

И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души.

Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распространённого и древнего предмета народного быта — полотенца.

Все полотенца имели вышитый узор. В вышивках находили свое воплощение древние народные символы и образы. Вышивка — это не просто узоры. Научиться понимать язык узоров в вышивке — значит научиться понимать человека, разбираться в собственном прошлом, знать и следовать ценностям своего народа.

— Какие знаки-символы использовались в узорах деревянной резьбы при украшении изб? (солнце, конь, птица)

Образы и мотивы, используемые в вышивке (сообщение ученика Приложение №2)

Из поколения в поколение передавались узоры и приемы мастерства, и художественные особенности в древних вышивках.

Откройте учебник на странице 42, рассмотрите изображения полотенец и найдите древние символы.

Символика цвета на полотенце (сообщение ученика Приложение №3)

Слово «орнамент” в переводе с латинского означает «украшение”.

Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов, предназначенный для украшения различных предметов. Он имеет обобщенные декоративные формы, заимствованные от внешних форм животных, растений путем упрощения и стилизации. Орнамент служит украшением предметов декоративно-прикладного искусства, широко применяется в архитектуре и книжной графике.

Орнамент появился еще в глубокой древности – несколько тысячелетий назад. Источником для создания оригинальных композиций стала для человека природа. Любуясь природой, человек находил в ней множество необычных форм и цветовых оттенков (цветы, плоды, листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц).

На Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые «охраняли” от всякой нечисти.

Орнамент строится из многократно повторяющегося рисунка или мотива. Мотивом в орнаменте называют декоративный элемент, положенный в основу орнаментальной композиции. В зависимости от мотива, используемого в орнаментальной композиции, орнамент может быть геометрический, растительный и зооморфный.

В геометрическом орнаменте в качестве мотива выступают геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и т.д. В растительном – формы заимствованные из мира природы, например: листья растений, плоды, цветы, веточки и т.д. А в зооморфном – силуэты животных.

3. Постановка художественной задачи.

Сегодня на уроке вы должны выполнить эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

Представим, что наш белый лист — льняная отбеленная ткань. Перед началом работы подумаем о композиции. Желательно выбрать один центральный крупный сюжет (цветущее дерево, пара птиц, женская фигура), а сверху и снизу поместить ленточные узоры разного цвета (показывается последовательность выполнения и приёмы работы). Мелкие детали в композиции можно выполнить красным или чёрным фломастером. Край полотенца будет украшать “кружево”, которое мы вырежем из бумаги. Для этого сложите тонкий лист бумаги “гармошкой”. С каждой стороны полоски вырезайте узоры. Во время работы соблюдайте аккуратность и осторожность при обращении с ножницами и клеем.

4. Практическая работа

  1. Разделить лист А4(книжная ориентация) пополам по вертикали простым карандашом.
  2. Придумать композицию в центре листа из знаков-символов (цветущее дерево, птицы, женская фигура)
  3. Соблюдать симметрию (если выбран симметричный узор)
  4. Соблюдать чёткое чередование элементов, если выбран узор в полосе.
  5. Обвести все узоры красным и чёрным фломастером, либо гуашью.
  6. Из тонкой бумаги вырезать “кружево” и украсить им полотенце, приклеив его под край листа.

Давайте составим синквей со словом вышивка

Синквейн имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Вышивка
Народная, красивая
Вышивать, украшать, создавать
«Поспешишь, людей насмешишь»
Украшение

Дать самооценку выполненной работы по следующим критериям:

А) целостность композиции

Б) насыщенность цветовых оттенков

В) аккуратность выполнения работы

6. Подведение итогов.

В конце урока на доске организуется экспресс — выставка готовых работ

Выставка работ учащихся и их обсуждение.

— Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на эти композиции?

— Какие трудности испытали во время работы?

Тема урока: Эскиз орнамента вышивки на полотенце

Автор учитель изобразительного искусства ГОУ СОШ № 000

Тема урока: Эскиз орнамента вышивки на полотенце.

Тип урока : комбинированный

Цель урока : Знакомство с символическим значением полотенца.

Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.

Развитие образного мышления, художественного вкуса, творческой активности, самостоятельности.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, к национальным традициям.

Оснащение урока : Мультимедийный проектор, компьютер, магнитная доска, иллюстрации с изображением вышитых изделий, таблицы с изображением знаков символов, рисунки вышивок, вышитые работы, презентация в формате PowerPoint (Приложение 1).

У ученика: бумага, фломастеры, краски, кисти, белая бумага, ножницы.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Проверить отсутствующих в классе.

4. Сообщение темы и целей урока.

1. Беседа о символическом значении вышивки и полотенца в жизни русского человека.

2. Постановка художественной задачи.

3. Практическое выполнение задания.

4. Подведение итогов, выставка работ.

Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности. Все, что окружало человека в каждодневном быту, было заботливо украшено трудолюбивыми крестьянскими руками.

С древнейших времен почитали на Руси умение создавать на ткани дивные шитые узоры. Занимались этим искусством на протяжении многих веков женщины любого возраста и сословия.

Но самое большое распространение вышивка в русской деревни, где разнообразные узоры были самым главным украшением одежды и предметов быта.

Учиться вышивать девочки начинали с 7-8 лет и уже с детства готовили себе приданое.

Из поколения в поколение передавались узоры и приемы мастерства, и художественные особенности древних вышивок. Каждая из вышивальщиц дополняла полученные сведения чем-то своим. Но традиция при этом не разрушалась.

Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую.

На полотенце вышивали узор красными нитками — это был древний оберег дома от злых духов.

Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти. Родился маленький человек, бабка — повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.

На голый животик ребёнку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти. Сомкнулись концы пояска, получился круг-символ солнца и бесконечности. Распоясался — значит, открылся нечистой силе.

Ребёнка пеленали в свивальник— узкую длинную полоску ткани, это тоже полотенце.

У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром- от ночных страхов и ужасов, вечером — от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило, и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.

На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором былихлеб да соль. Это полотенце называли свадебным.

И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души.

Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распространённого и древнего предмета народного быта — полотенца.

Все полотенца имели вышитый узор. В вышивках воплощались древние народные символы и обряды.

Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Изображалось оно окружностью, цветком.

Косой крест с загнутыми концами – солярный знак — солнцеворот (смена дня и ночи, времен года).

Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать-сыра Земля».

Это интересно:  Как нарисовать Эйфелеву башню поэтапно

Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры (Макошь)с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.

Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам.

Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.

Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.

Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.

Основными цветами в вышивках были красный и белый.

Белый цвет почитался как символ красоты и чистоты.

Красный цвет – символ огня – в народном представлении прекрасный, красивый. В вышивке присутствуют и другие цвета, но белый и красный – главные.

Постановка художественной задачи.

Выполнить свой эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

Практическое выполнение задания.

Постараться создать композицию из знаков-символов, по-разному решить один и тот же изобразительный мотив. Из тонкой бумаги вырезать «кружева» и украсить ими полотенце.

В конце урока на доске организуется экспресс — выставка готовых работ

Аничков и Древняя Русь. СПб., 1914.

Афанасьев жизни. М., 1983.

Бычков языческих богов. Мифы древних славян. М., 2001.

Велесова книга. М., 1995.

“Крещение Руси”: факты против легенд и мифов. М., 1984.

Демин тропами славянских племен. М., 2002.

Казаков В. Мир славянских богов. М., 2000.

, , Рыбаков древних славян. Велесова книга / Сост. , . Саратов, 1993.

Коринфский Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц. Смоленск. 1995.

Кривошеев восточных славян накануне крещения Руси. Л., 1988.

Левкиевская Е. Мифы русского народа. М., 2003.

Маковский словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., 1996.

Мифы народов мира. М., 1997.

Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000.

О функциях космологических описаний в погребальном культе // Обычаи и культурно-дифференцирующие традиции у народов мира. М. 1979. С. 3-16.

Петрухин этнокультурной истории Руси. – Смоленск, 1995.

Повесть временных лет. Ч. 1 – 2. М.- Л., 1950.

Рыбаков Русь: сказания, былины, летописи. М., 1963.

Рыбаков Древней Руси. М., 1987.

Рыбаков древних славян. М., 1994.

Славянская мифология. Энциклопедический словарь. / Ред. , , , . М., 1995.

Топоров искусство и мифология. Мифы народов мира. Т. 1. М., 1980.

Полотенце.docx

ПОЛОТЕНЦЕ
Цели:
1. Познакомить учащихся с символическим значением полотенца,
мотивами орнамента на нем.
2. Воспитывать нравственно­эстетическое отношение к миру и искусству,
любовь к Родине и ее культуре.
3. Развивать творческую активность, навыки работы в аппликации,
эстетический и художественный вкус.
О б о р у д о в а н и е и м а т е р и а л ы :
1. Схемы­таблицы с мотивами орнаментов.
2. Таблица с изображением знаков­символов (см. урок 1).
3. Художественные материалы для работы в технике аппликации.
4. Подбор иллюстраций с изображением вышитых полотенец.
ПЛАН УРОКА
1. Беседа о символическом значении полотенца в жизни русского человека.
2. Текущий контроль умения и знания приемов работы с бумагой в технике
аппликации.
3. Постановка художественной задачи.
4. Практическое выполнение задания.
5. Подведение итогов. Выставка работ.
Ход урока
(На доске таблицы и плакаты с изображением вышитых полотенец и
скатертей.)
Б е с е д а .
У ч и т е л ь. Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и
конец. В течение жизни человек выступает в разных качествах: сначала он
ребенок, которому ничего не нужно, кроме вкуса теплого материнского
молока на губах (детей первого месяца жизни называли «вода», их жизнь так
хрупка и нежна, что, как вода, может утечь через пальцы, не удержишь).
Потом это мальчик и девочка, юноша и девушка, жених и невеста, вьюнец и
вьюница, рожалая баба и мужик, большак и большуха, старик и старуха,
покойник и покойница.

Вышитое полотенце Вышитая скатерть

Каждый момент жизни, сколько
бы он ни длился (день ли, месяц, или
год),
особыми
правилами поведения, обрядами и
одеждой.
оформлялся

треугольники,
кресты,
Ромбы,
круги так полны
квадраты,
таинственного смысла! Покрывая ими
чистое полотно, мастерицы как бы
переписывали созданные нашими
предками своеобразные «письмена».
Эти родовые письмена полны
значений, накопившихся за многие
века и тысячелетия.

в
Многое
орнаментальной
символике нам не доступно, но
попробуем расшифровать хотя бы
несколько знаков в пестром и
красочном узоре вышивки.

Орнамент в своем первородном виде – это некое магическое заклинание,
которым покрывалась поверхность ритуальных пещер, фигур и посуды.
Русский фольклор и летописи сохранили множество примеров участия этих
немых заклинаний в магических обрядах и ритуалах, которыми наши предки
пытались воздействовать на природу и мир. Здесь можно вспомнить
«обыденное» полотенце, которое за одну ночь или один день вышивало село,
пытаясь оградить людей или животных от мора или стихийных бедствий:
засухи, града.
Простая вещь – полотенце. А ведь если подумать, вспомнить, то окажется,
что полотенце сопровождает человека всю жизнь от рождения до смерти.

Если мы посмотрим на русскую крестьянскую утварь, связанную с
изготовлением одежды, то увидим изобилие орнаментики не только на таких
заметных и парадных предметах, как прялки и гребни, которые
демонстрировали на посиделках, но и на второстепенных орудиях – таких,
как валек и трепало, густо усеянные солнечными знаками, символами земли и
воды. Одежда человека должна была быть изготовлена со всеми заклятиями,
делавшими ее непроницаемой для духов зла, поэтому основная функция
одежды славян – обереговая.
Родился маленький человек, бабка­повитуха принимает его на полотенце,
которое любовно вышивала его мать, будучи еще в девушках, уже тогда она
должна была позаботиться о своем малыше, снабдив полотенце богатой
защитной символикой. На голый животик ребенку завязывали поясок из
выбеленной овечьей шерсти. Сомкнулись концы пояска, получился круг –
символ солнца и бесконечности. «Распоясался» – значит, открылся нечистой
силе, поэтому пояс снимали только в бане, когда гадали, когда в гроб клали.
Ребенка пеленали в свивальник – узкую длинную полоску ткани. Пеленали до
тех пор, пока мать могла удерживать его двумя руками и коленкой; не
удерживала – значит, одевали рубашку, сшитую из старой отцовской или
материнской, чтобы дух материнства защищал младенца.

У наших далеких предков существовал ежедневный магический ритуал
очищения водой: утром – от ночных страхов и ужасов, вечером – от дневных
тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица
полотенцем. Утром лицо вытиралось нижним концом, где ромбы создавали
композицию восхода, орнамент набирался от широкой полосы к узкой.
Вечером, наоборот, верхним концом, где композиция была зеркальной и
символизировала закат.
В разнообразии в русской вышивке встречается знак, несущий в себе
символику солнца, – солярный знак.
Прежде всего, это бесконечное разнообразие крестов, как в круге, так и без
него.
Бог Перун, связанный с культом солнца, получил свой особый знак,
похожий на колесо с шестью спицами, называемый еще «шестикрылой
розеткой». Такими знаками вышивали ритуальные полотенца, которые
развешивались по стенам дома, защищая его от гнева Перуна (удара молнии).
У ч и т е л ь . Ребята! А какие еще знаки­символы вы уже знаете?
– Правильно. Это знаки воды, плодородия, дома и др.
– А где еще и в наше время мы встречали красивые вышитые полотенца?
Правильно. Конечно, на свадьбах. На них подают жениху и невесте хлеб да
соль.
– Вспомните, что вышито на этих полотенцах. Вспомнили? Молодцы.
Такие полотенца украшают вышитые птицы. Образ птицы – это символ
счастья. А это главное, что хочется пожелать молодым на свадьбе.
И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на
полотенцах, на них же опускают в могилу.
Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого
распространенного и древнего предмета народного быта – полотенца.
Постановка художественной задачи.
А теперь каждый из вас пусть выполнит свой эскиз вышитого полотенца.
Работать будем в технике аппликации.
Давайте вспомним приемы складывания бумаги для вырезания
повторяющегося или симметричного узора.
Практическое выполнение задания.
Постараемся создать композицию из знаков­символов.
Подведение итогов.
В конце урока на доске организуется экспресс­выставка готовых работ.
Приемы работы с бумагой

Сложи лист бумаг, как показано на рисунке. Карандашом нарисуй узор и
вырежь его ножницами.
Посмотри, какие интересные вырезки можно делать из бумаги. Та же
вырезка выглядит иначе, если ее наклеить на цветную бумагу.
Работы учащихся

Статья написана по материалам сайтов: infourok.ru, www.livemaster.ru, xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai, pandia.ru, znanio.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий