Как нарисовать русскую красавицу 4 класс

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока:

  • сформировать представление о русском народном женском костюме;
  • развивать воображение, умение создания украшения и работы в группе;
  • воспитывать интерес к русской культуре и ее традициям.

1. Приветствие.

2. Сообщение темы.

3. Музыкальный эпиграф – фрагмент песни “Русская красавица”.

4. Литературный эпиграф (стих О.Островской “Русский костюм”).

Важною павой, “душой голубицей”
Издавна так называли девицу.
В трудной работе сгибалась спина…
Но выходила на праздник она
В дивном наряде крестьянской одежды
Где весь узор о мечте и надежде.
Шею украсили бусы, монисты;
Бисер, кораллы, янтарь золотистый.
Всех драгоценней убор головной –
Бисером шитый и битью златой:
Кика, сорока – убор молодицы;
Косник, венец– украшенье девицы;
Сборник, повойник – убор для старухи.
Самый красивый – убор молодухи,
Так испокон сохранен на Руси
Русский костюм небывалой красы.

Давайте ребята, посмотрим ,из чего же состоял женский костюм.

– Это рубаха, сарафан, головной убор.

Многие художники изображали русских красавиц в национальном костюме.

5. Показ слайдов с картинами художников (Врубель, Аргунов, К.Маковский)

– А где еще можно увидеть народный костюм?

Кто из вас знает, название женских головных уборов?

В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать из какой она местности, какого возраста.

ПОВЯЗКУ – полоса ткани на жесткой основе с ушками для крепления лент

ОБРУЧ – выполнялся из древесный коры или картона в виде круга, обшитого тканью и богато украшенного.

КОКОШНИК (Кокоша-курица) – представлял собой легкий веер из картона, обшитый тканью и украшенный. Он был различной формы – однорогий, двурогий, цилиндрический, в виде седла.

ПОВОЙНИК – это круглая шапочка спереди приподнятая, а сзади прилегающая к голове, Здесь же пришивались ленты– завязки, дважды оборачивающиеся вокруг головы. Ее носили замужние женщины.

– Чем же украшали головные уборы?

Это – бисер, бусы, жемчуг, золотыми нитями, кружевом, фольгой, стеклом, драгоценными камнями.

6. Показ слайдов с головными уборами.

7. Физ. минутка.

8. Практическая работа по группам.

Вам предстоит сегодня быть мастером-украшения, т.е. дизайнером и украсить нарисованную вами девицу кокошником, украшения вы придумываете сами, используя подготовленный материал(крупы, фасоль, горох) и заранее приготовленную форму кокошника. Приклеиваете их и раскрашиваете.

РУССКАЯ КРАСАВИЦА

Материал можно использовать на уроках технологии и ИЗО (работа с бумагой)

Просмотр содержимого документа
«РУССКАЯ КРАСАВИЦА»

Составила: Мороз Людмила Николаевна

МБОУСОШ №3 г.Карасука НСО

Вот каких красоток успели сделать за один урок (работали в группах по 3 человека )

Как нарисовать женщину в русском народном костюме поэтапно карандашом?

Как нарисовать женщину в русском народном костюме?

Как нарисовать женщину в русском национальном костюме?

Как нарисовать женщину в русском народном костюме в полный рост?

Начнем рисунок с головы русской красавицы и русского национального головного убора — кокошника.

следующий шаг набросок уложенных волос и серег

прорисовываем глаза и губы в скромной улыбке

перейдем к рисованию кокошника

теперь перейдем к национальному сарафану

четко прорисовывая рубашку и бретели сарафана

дорисовываем рукава рубашки

и платочек в руке

прорисовываем мелкие детали сарафана и кокошника

Женщине повезло в те давние времена,потому что её русский народный костюм отличался определенной праздничностью,чего стоят только одни кокошники увенчанные различными вышивками и драгоценными переливающимися на свете камнями.

Чтобы нарисовать именно костюм,а точнее если быть то платье или традиционный русский сарафан длинный у женщины,то можно посмотреть наглядный мастер класс,как его нарисовать вот здесь.

Это интересно:  Как нарисовать воздушный шар с корзиной

Так же полезно будет посмотреть для рисования:

Презентация к уроку ИЗО «Русская красавица» (4 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русская красавица Презентацию подготовил: учитель ИЗО МБОУ «СОШ № 16» города Братска Преина Елена Владимировна

О какой царевне идёт речь? За морем Царевна есть , Что не можно глаз отвесть: ………………………………………… Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выступает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит…

А. С. Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась – и расцвела. Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого…

А. С. Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» …Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива.

Сказка «Морозко» Настенька Марфушка

Лягушка — Царевна Царевна-Несмеяна

Представления о трёхчастности мира и русский костюм Миф о Мировом древе – это универсальный образ Вселенной. По представлениям древних славян мир делился на три уровня: верхний — небесный, средний — земной и нижний -подземный. Представления о трёхчастности мира находили своё символическое выражение в конструкции женского народного костюма.

Верхняя часть костюма – «Небо» В представлении древних славян верхний мир – небесный, был населён Солнцем, Луной и звёздами, а также птицами. Там находится славянский рай, обитают светлые боги, которые правят людьми. Верхняя часть народного костюма – головной убор. У головных уборов были «птичьи» названия: «сорока», «кокошник», «кичка».

Девичьи головные уборы Птицы символически обозначали женское начало. По головному убору женщины можно было судить о её семейном положении. Девушки носили венец или кокошник, украшенный вышивкой, жемчугом, самоцветами. Венец оставлял волосы открытыми.

Женские головные уборы Замужние женщины волосы тщательно прятали под головным убором. Женщины, у которых были дети, часто носили «рогатые» головные уборы: кичку рогатую, сороку рогатую.

Средний мир — земной Средняя часть костюма символизировала «земной» мир. Это место, где обитает человек и животные. Одежда щедро украшалась обережной вышивкой. Мотивы вышивки- древо жизни, богиня плодородия, конь как мужское начало, знаки солнца, земли, воды.

Нижний мир — подземный На мир нижний, подземный, был в одежде только намёк. Например, концы пояса с головками змей. В самом низу, по подолу – элементы, символизирующие землю: знаки распаханного поля (ромбы и точки).

Древнейшая одежда -рубаха Без рубахи не носили ни один вид одежды. Рубаха была главной. Но у мужчин она была короткой, а у женщин – длинной.

Древнейшая одежда — рубаха Замужней женщине показываться перед посторонними в рубахе считалось неприличным. Девушки же могли носить одну рубаху, подпоясанную поясом. В длинных подпоясанных рубахах ходили дети. В подростковом возрасте мальчики под рубаху надевали порты.

Пояс Рубаху всегда подпоясывали. Пояс появлялся в гардеробе человека со дня его рождения и до самой старости с пояском не расставались. В дохристианские времена пояс считался оберегом, так как имел форму круга – солярного знака. Пояс был тканый с обережными узорами.

Понёвный ансамбль Наиболее древней русской одеждой был понёвный ансамбль. Это многослойная одежда, состоящая из рубахи, понёвы, запона-передника, навершника, шушпана. Смысл такой многослойности был в том, чтобы скрыть фигуру, уберечь женщину от непристойных взглядов.

Понёва Понёва представляла собой три куска ткани, вздетые на специальный шнур. Понёву надевали поверх рубахи, носили её не на талии, а на бёдрах. Понёву ткали клетчатой, а клетка , квадрат- это знак поля. Таким образом замужней женщине желали плодородия, плодовитости. Девочки, девушки не имели права носить и даже примерять понёву.

Это интересно:  Как нарисовать лицо в профиль

Передник — запон В давние времена фартук мог рассказать многое о жизни женщины. Люди умели читать геометрические узоры, вышитые на переднике. Много ромбов и точек – перед нами молодуха, у которой ещё нет детей, вышиты птицы – значит, у женщины дочери. А если вышиты кони – то у женщины сыновья.

Навершник Деталь одежды, которую надевали поверх рубахи и понёвы. Рукав навершника был короче рукава рубахи. Часто навершник был нераспашной и надевался через голову. Украшался он по краю подола, по краю рукава и у ворота, то есть повторялись все круговые обереги.

Шушун (шушпан) Демисезонное пальто или длинный халат, распашной вид одежды. В шушуне не было ни карманов, ни пуговиц, надевали его «на запах», обязательно подпоясывали. Зимой поверх шушуна носили шубу. Шушун украшали так же, как и все части комплекта.

Сарафанный ансамбль Сарафанный ансамбль пришёл в русскую культуру достаточно поздно. Оберёговая функция одежды в сарафанном ансамбле присутствовала так же, как и в понёвном.

Епанечка (душегрея) Поверх сарафана надевали епанечки (душегреи, коротёны, коротеньки) – короткую тёплую одежду на бретелях.

Обувь Обувь выбирали по достатку. Крестьяне ходили в лаптях. Надевая лапоть, ногу предварительно обматывали куском ткани – онучем, и обвязывали шнурком – обором. Горожане носили сапоги. Знать украшала сапоги жемчугом, подбивала серебряными подковами.

Что вы можете рассказать об обладательницах этих костюмов?

Отгадай старинные загадки: Сижу верхом – не знаю на ком, незнакомца встречу – соскочу – привечу. -Шапка По дороге я шёл, две дороги нашёл, по обеим пошёл. -Порты Днём обручем, ночью змеёй. -Пояс Маленький Данилка в петельке удавился. -Пуговица

Проверь себя: Какой древний миф нашёл отражение в символике русского костюма? Миф о мировом древе. Как в старину русские люди предохраняли себя от нечистой силы? Вышивали по открытым краям одежды знаки-обереги. Назовите основные элементы женского понёвного ансамбля. -Рубаха, понёва, пердник-запон, навершник, шушун. Что включал в себя сарафанный ансамбль? -Рубаху, сарафан, душегрею. Как на Руси можно было отличить замужнюю женщину от незамужней? -По причёске, головному убору, по одежде (понёву носили только замужние женщины), по вышивке на запоне.

Список литературы: Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2013. – 191 с.: ил. Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений М.: Просвещение, 2012. – 39 с.: ил. Иванов Н. Н. 300 вопросов и ответов о мифологии / Художники М. В. Душин, В. Н. куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 192 с., ил. – (Серия «Расширяем кругозор детей) Петрухин В. Я. Славяне. Научно-познавательная литература. Для младшего и среднего школьного возраста / М.: РОСМЭН, 2002.- 110 с.:ил Рябцев Ю. С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XI-XVII вв.: Учебное пособие – М. : Гуманит . изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 336 с.: ил. 32 с. Рябцев Ю. С. Рабочая тетрадь к школьному курсу «История русской культуры. Художественная жизнь и быт XI – XVII вв.». – М.: Гуманит . изд. Центр ВЛАДОС, 1997.- 136 с. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры: Художественная жизнь и быт XI-XVII вв.- М.: Гуманит . изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 560 с.: цв. вкл. 40 с. Рябцев Ю.С. Рабочая тетрадь к школьному курсу «История русской культуры. Художественная жизнь и быт XVIII –XIX вв.». — М.: Гуманит . изд. Центр ВЛАДОС, 1997. –168 с. Саплина Е. В. Введение в историю. 4 кл.: тетрадь творческих заданий: пособие для общеобразовательных учреждений/ 9-е изд., стереотип. – М.:ДРОФА, 2005. – 79с.:ил. Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Неменского Б. М. / авт. – сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 170 с. Шпикалова Т.Я., Ершова Л. В. Изобразительное искусство. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 160 с.: ил. Шпикалова Т.Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р., Щирова А. Н. Творческая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство». 4 класс четырёхлетней начальной школы.- М.: Просвещение, 2005.- 80 с.: ил. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Мифология. Скандинавские и германские страны, славянские страны, Индия, Китай, Япония. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 496 с.: ил. Уроки народной культуры. Традиционная одежда. Учебно-методическое пособие// авт. сост. О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: Издательство «Ладога – 100», 2007.- 208 с., ил., вкл. 4. (проект «Веди») Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. Статья Маслова Г. С. «Русский народный костюм»

Это интересно:  Как нарисовать собаку для начинающих

Урок ИЗО Русская красавица

На уроке учащиеся знакомятся с русским народным костюмом. Предлагается поэтапное рисование сарафана для женщин.

Просмотр содержимого документа
«Урок ИЗО Русская красавица»

Королева Ирина Николаевна

учитель начальных классов

1. Пока изобразим вспомогательные линии. Круг — голова, в нем черты глаз и рта, Над и сбоку головы линии кокошника и ниже линия шеи.

2. Теперь рисуем овал лица плавненько, он должен быть очень нежным и гладким, от подбородка ниже линии аккуратной лебединой шейки. Выше круга нарисуем пробор и волосы девушки, уложенные по головке в обе стороны. На нижней линии кокошника возле лица покажем украшения — серьги.

3. Изобразим глаза нашей красавицы. О том, как рисовать поэтапно карандашом глаза, мы учили вас в своем уроке на сайте. Глаза ее очень выразительные, большие, красивые. На веках расположены густые реснички. Здесь же нарисуем аккуратный носик буквально одной черточкой и внизу ротик в улыбочке.

4. По голове вверху делаем кокошник — русский национальный головной убор. Его могли носить только незамужние девушки. Он рисуется между линиями из этапа 1. Кокошник довольно большой. Представляет собой как бы полукруг. На нем несколько черт, между которыми будут располагаться узоры.

5. Теперь покажем вспомогательные линии тела девушки. Это четырехугольник и линии согнутых рук, ниже от груди идет подол сарафана.

6. Рисуем верх одежды. Под сарафаном виднеется рубашка, воротничок воланчиком стоит. Верх самого сарафана — это бретели от плеч к линии груди.

7. Добавим низ сарафана. От линии груди проводим плавно линии подола до самой земли. Сарафан должен быть длинным.

8. Покажем на нижней части сарафана волнистыми линиями складочки на ткани.

9. Теперь рисуем рукава рубашки нашей красавицы. Вдоль линий рук из этапа 5 очерчиваем контуры рукавов. Рукава довольно широкие, на них тоже есть складки. Низ каждого рукава схвачен манжетой. Так же здесь изобразим аккуратные ручки с пальчиками.

10. По переду сарафана изобразим узоры треугольной формы разного размера. Они напоминают нам лепестки цветков. В руке девушки нарисуем платочек, которым она машет в танце.

11. В этом этапе нарисуем многочисленные узоры на кокошнике, вырезе сарафана и низу подола сарафана. Как выглядят эти узоры — показано в увеличенном виде. Вы можете узоры выбрать свои.

12. Оставим основные линии русской красавицы, сотрем ненужные.

13. Раскрасим нашу красавицу. Обычно у русских девушек одежда была очень яркой. Это красные, желтые, оранжевые тона. Рубашка белоснежная.

Статья написана по материалам сайтов: xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai, multiurok.ru, www.bolshoyvopros.ru, infourok.ru, multiurok.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий