Как нарисовать утро 3 класс

Разделы: Музыка

Класс 3

Цель урока: познакомить учащихся с образами природы в музыке русского композитора П.Чайковского и норвежского композитора Э.Грига.

Задачи:

Образовательные:

  • показать соотношение содержания музыкального произведения с использованными в нем выразительными средствами на примере музыки П. И. Чайковского и Э. Грига.

Развивающие:

  • накапливать музыкальные впечатления, на основе которых формируется чувство музыкального стиля;
  • развивать умение анализировать средства музыкальной выразительности, которые предстают как способ проникновения в целостный художественный смысл произведения;
  • проводить анализ, сопоставление и сравнение музыкальных тем и образов в произведениях разных композиторов;
  • развивать основные вокально-хоровые навыки (умение петь напевно, легко, не форсируя звук).

Воспитательные:

  • воспитание любви и бережного отношения к природе и музыке;
  • воспитание эмоциональной сферы учащихся (умения эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления в пении или пластике);

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Музыкальный материал: П. Чайковский “Утренняя молитва” из “Детского альбома”.Э. Григ “Утро” из сюиты “Пер Гюнт”. М. Мусоргский “Рассвет на Москве реке”. Музыкальная игра “Слово на ладошках”, песня “Светит солнышко” А. Ермолова, сл. В. Орлова.

Используемая методическая литература: Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 1-4 класс: методическое пособие для учителя.5-е издание. — М.: Просвещение, 2010. Учебник по музыке для 3 класса по программе Сергеевой Г.П., Критской Е.Д.

Используемое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, CD-диск, инструмент фортепиано.

Наглядный материал: портреты композиторов П. Чайковского, Э. Грига, М. Мусоргского, презентация.

ХОД УРОКА

I этап. Организационный момент

Вход под музыку Э. Грига “Утро”. Музыкальное приветствие. Презентация. Слайд 1

2 этап. Повторение пройденного материала

Учитель: Сегодня мы с вами переходим к освоению содержания нового раздела учебника “День, полный событий”. Напомню, что в рамках этого раздела во втором классе мы встречались с музыкой двух русских композиторов: П. И. Чайковского и С. Прокофьева. Это были пьесы из “Детского альбома П. Чайковского и из альбома “Детская музыка” С. Прокофьева. В этих сборниках композиторы рассказали музыкой о том, как протекает день маленького человека с утра до вечера с играми, танцами, песнями, событиями и переживаниями прожитого дня. В эти сборники композиторы включили и пьесы, рисующие образы и картинки природы.

3 этап. Изучение нового материала

Презентация. Слайд 3

Учитель: Разворот учебника, с которым мы сегодня работаем, называется “Утро”. Открывается он пьесой, которую мы слушали во 2 классе. Это “Утренняя молитва “ П. Чайковского. На развороте учебника представлен портрет маленького Пети Чайковского. Он был глубоко верующим человеком.

Учитель. С чего начинался день верующего человека?

Учитель. Действительно, раньше день любого человека, и взрослого, и ребенка, начинался и заканчивался обращением к Богу. Послушайте “Утреннюю молитву”. Какое настроение, душевное состояние ребенка передается в этой пьесе?

Приложение 1. (Звучит “Утренняя молитва” П. Чайковского).

Учитель: Итак, какое настроение, душевное состояние ребенка передается в этой пьесе?

Дети. Спокойное, умиротворенное, светлое, безмятежное. “Утренняя молитва” светлая, чистая, безоблачная. День только начинается, на душе спокойно и радостно.

Учитель. Какими средствами музыкальной выразительности передается это настроение? Какая мелодия? Как она звучит?

Дети. Напевная, плавная, широкая, мягкая, похожая на песню.

Учитель. Действительно, мелодия песенная, она останавливается на длинных, выдержанныхзвуках. Мелодия звучит один раз или повторяется?

Дети. Повторяется много раз, словно усиливая эмоциональное состояние героя пьесы — маленького ребенка.

Учитель. В каком ладу звучит пьеса?

Дети. В мажорном, светлом.

Учитель. Что происходит с динамикой, как она развивается?

Дети. В начале музыка звучит тихо, затем громче, потом затихая и в конце очень тихо.

Учитель. На начало, середину или окончание пьесы приходится кульминация, наивысшая точка эмоционального развития?

Дети. Кульминация в середине пьесы, на самом высоком, ярком звуке.

Учитель. Вспомните окончание пьесы. Как она заканчивается? Что мы слышим в конце?

Дети. Повторяющийся звук в низком регистре, очень тихо.

Учитель. Что он изображает, на что похоже это звучание?

Дети. На мерные удары большого колокола, который возвещает об утреннем богослужении.

Учитель. А о чем молился ребенок утром?

Дети. В утренней молитве ребенок благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы день его прошел благополучно. Он молился о здоровье родных и близких, и чтобы он не огорчал своих родителей.

Учитель. Ребята, обратите внимание на рисунок художника в учебнике на стр. 24. Что там изображено?

Дети. На рисунке показана детская комната, ребенок сидит у окошка, смотрит вдаль, думает, размышляет, мечтает. За окном тихая, спокойная погода.

Учитель. Как вы думаете, сходны ли настроения музыки и картины?

Дети. Да, они созвучны. И музыка, и картина тихие, спокойные, умиротвореные.

Учитель. Итак, “Утренняя молитва” — это музыка, которая отображает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его внутренним миром. Но есть музыка, которая передает настроения, связанные с образами природы, внешней картиной мира, а также настроения, которые испытывает человек, любующийся природой. И пьеса именно такого рода прозвучит в следующей части нашего урока. Эта пьеса называется “Утро” норвежского композитора Э. Грига из музыки к драме норвежского драматурга Г. Ибсена “Пер Гюнт”.

Презентация. Слайд 4

Пьеса “Утро” — это музыкальный лирический пейзаж, нарисованный музыкальными красками и звучностями симфонического оркестра.

Послушайте эту пьесу. Какие образы и картины можно представить, слушая музыку, какое утро “нарисовал” композитор? Можно представить себя в роли дирижеров, передавая характер музыки выразительными жестами рук.

Слушание с пластическим интонированием.

Учитель. Итак, какие образы и картины можно представить, слушая музыку, какое утро “нарисовал” композитор?

Дети. Утро, спокойное, светлое, безмятежное, доброе. Можно представить картину наступления нового дня, пробуждения природы. Вся природа просыпается: встает солнце, поют птицы, шелестит легкий ветерок в листве, журчит прозрачный ручей. И, слушая музыку, словно можно увидеть легкий туман и утреннюю дымку.

Учитель. Какими средствами музыкальной выразительности создается эта картина? Какая мелодия?

Дети. Мелодия песенного характера. Она звучит очень мягко, плавно, ласково, нежно, распевно. Она звучит много раз, повторяясь у разных инструментов: у флейт, у гобоев и волторн.

Учитель. А почему именно деревянные духовые солируют, на что похоже это звучание?

Дети. Тембры духовых инструментов напоминают звучание пастушеской свирели, а волторна звучит как охотничий рог.

Учитель. В учебнике представлена нотная запись основной мелодии. Вся мелодия словно вырастает из основного мотива, основной интонации, как колос из зернышка. Давайте споем эту мелодию (пение с опорой на нотную запись мягко, не форсируя звук).

Учитель. Как развивается музыка?

Дети. Она начинается очень тихо, затем постепенно нарастает, в музыку включаются все новые инструменты. Звучание становитсявсе более мощным и ярким и доходит до кульминации.

Учитель. Почему именно такое развитие, что изобразил композитор?

Дети. Музыка словно рассветает, показывая, как встает солнце.

Учитель. Вот что сказал сам Э. Григ об этой музыке: “Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же форте солнце прорывается сквозь облака”.

Учитель. А что дальше происходит с музыкой?

Дети. Звучность постепенно ослабевает, становится все более прозрачной и тихой.

Учитель. Ребята, музыка Грига, рисуя картины природы, одновременно выражает и чувства человека, который любуется красотой природы. А какие чувства или душевные состояния человека передаются в этой музыке?

Дети. Радость наступления нового дня, восторг и восхищение красотой природы, душевный подъем. И, в то же время, спокойствие, умиротворение, любовь к родной природе.

Учитель. Музыка Грига созвучна норвежским народным стихам:

Ту песню пою я, услышат ее
Все люди от края до края,
И правду о северной дивной земле
Расскажет им песня родная.

Презентация. Слайд 5

Эдвард Григ родился в прекрасной северной стране с живописной, хотя и суровой природой. Это Норвегия – страна неприступных скал и диких горных ущелий. Берега ее изрезаны причудливыми заливами – фьордами. Густые хвойные леса покрывают склоны гор и побережье.

В течение долгих лет Норвегия находилась в подчинении у Дании, позже Швеции. Экономический и политический кризис тормозил развитие страны. Но в середине 19 века в Норвегии начала развиваться культура, живопись, музыка. Широчайшую популярность в конце 19 в. завоевала музыка Э. Грига. Он родился в небольшом городке Бергене 15 июня 1843г. Отец его был широко образованным человеком. В его доме часто звучала музыка. Он играл на рояле и скрипке. Мать была отличной пианисткой, хорошо пела. В доме часто устраивались музыкальные вечера.

Музыкальность родителей унаследовали и дети. Эдвард был четвертым ребенком в семье. Первой учительницей Эдварда была его мать, Госпожу Гезину радовали успехи сына, но она редко хвалила его. Эдвард любил сказки, которые ему рассказывала мать.

Презентация. Слайд 6

Горы, леса и реки населяли диковинные существа. В горах жили странные великаны тролли. Под землей обитали гномы – хранители великих богатств. В лесу можно было встретить эльфов – прекрасных сказочных существ.

Мать знакомила детей с древними норвежскими преданиями – сагами — об отважных викингах, смело разъезжавших по северным морям на своих боевых кораблях. С увлечением Эдвард слушалсказания о подвигах богатырей.

Впечатления детства отразились и в творчестве Грига. В своей музыке он стремился к использованию своеобразного норвежского фольклора. Композитор изучал норвежские народные песни и танцы. И, конечно, вся музыка его проникнута норвежскими народными интонациями. Очень любил Григ родную северную природу и воспевал ее в своей музыке.

Презентация. Слайд 7

В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно-широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное . «, — так писал Чайковский о музыке Эдварда Грига.

Учитель. Ребята, а если мы сравним “Утреннюю молитву” Чайковского и “Утро” Грига, что общего мы отметим?

Дети. И русский и норвежский композиторы обращаются к образам родной природы, рассказывают о мыслях и чувствах людей, любующихся ее красотой. В музыке обоих композиторов чувствуется согласие между миром природы и миром людей.

Учитель. А в чем отличие?

Дети. Музыка Чайковского больше отражает душевное состояние ребенка утром, а музыка Э. Грига рисует картину утренней природы и выражает отношение человека к ней. Учитель. Ребята, вспомните знакомое музыкальное произведение, в котором композитор так же нарисовал картину утра, наступления нового дня.

Это интересно:  Как нарисовать свинью под дубом карандашом

Звучит фрагмент вступления к опере “Хованщина” М. Мусоргского “Рассвет на Москве реке”. Ребята угадывают.

Презентация. Слайд 8

Учитель. Сравните основную мелодию Мусоргского с мелодией пьесы “Утро” Э. Грига. Что между ними общего?

Дети. Обе эти мелодии звучат плавно, как песня, протяжно, мягко, повторяясь несколько раз с динамическим нарастанием.

Учитель. А в чем различие?

Дети. Мелодия Мусоргского звучит в духе широких, протяжных русских народных песен, в ней слышны переклички петухов. В средней части – колокольный звон, возвещающий о начале утреннего богослужения. Это утро в городе. А мелодия Э. Грига имеет норвежский колорит. В ней – картина бескрайних просторов Норвегии.

Учитель. Итак, вот такая разная может быть “утренняя” музыка в творчестве различных композиторов.

4 этап. Вокально-хоровая работа

Презентация. Слайд 9

Учитель. Ребята, сейчас я предлагаю вам музыкальную игру “Слово на ладошках”. А вы не слышали такого, что разные слова можно встретить везде: и на небе, и в воде, на полу, на потолке? (Учитель поет 1 часть песни-игры?).

Учитель. А сейчас вы как эхо будете повторять слова, которые я вам предложу.

(Учитель исполняется вторую часть песни-игры, дети повторяют как эхо слова).

Учитель. Каждое слово в этой песне исполняется в определенном ритме. Сейчас пробуем вместе с пением прохлопать ритмический рисунок каждого слова. Например, в слове “мишка” два слога, а, значит, два хлопка. А в слове “мишенька” — три слога. Первые два слога – два коротких хлопка, а на последнем – один длинный и т. д. (исполнение детьми вместе с учителем).

Учитель. Ребята, слова можно находить везде. И места, где мы можем находить эти слова, могут быть самыми неожиданными. Они легко отыскиваются на носу, в шляпе, в кастрюле, они могут петь и кружится. Мы можем найти такие слова и в утреннем пейзаже. Они могут быть, например, такими (учитель поет 2 часть песни с другими, “утренними” словами, а дети как эхо повторяют).

Утро (утро) – доброе (доброе)

Птицы (птицы) – звонкие (звонкие)

Солнце (солнце) – яркое (яркое)

Небо (небо) – ясное — (ясное).

Учитель. А дома вы сами можете найти слова к этой песенке.

Учитель. В песнях современных композиторов тоже часто показываются образы утренней природы. Одна из таких песен, “Светит солнышко” композитора А. Ермолова на слова В Орлова. (Дети исполняют песню под минусовую фонограмму).

(Работа над четкой дикцией, пофразным дыханием, легким, полетным звуком, выразительностью исполнения).

5 этап. Подведение итогов

Учитель. Итак, ребята, мы с вами познакомились сегодня с музыкой утра в творчестве разных композиторов. И музыка эта передавала не только краски рассвета, но и те душевные настроения, которые возникали при виде восходящего солнца. Каждый композитор пользовался своим музыкальным языком, не требующим перевода. А какие произведения особенно понравились и запомнились вам? (ответы учащихся).

Домашнее задание. Ребята, дома нарисуйте иллюстрации к понравившимся произведениям. И те образы, которые вы “увидели”, слушая музыку, передайте в своих рисунках.

Спасибо, наш урок окончен. Пусть всегда ваше утро будет добрым!

Презентация. Слайд 10

(Выход под звучание песни “Светит солнышко”).

Методическая разработка по чтению (3 класс) на тему:
Урок литературного чтения в 3 классе «А.С.Пушкин «Зимнее утро»

Данный урок разработан в соответствии с принципами концепции УМК «Перспективная начальная школа».

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературного чтения

в 3 классе (УМК «Перспективная начальная школа»)

Учитель: Ершова Т. А., МБОУ «СОШ № 18» г. Бийска

Тема: «А. С. Пушкин «Зимнее утро».

Создание условий для формирования эстетического сознания и художественного вкуса учащихся, для формирования способности чувствовать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту литературного произведения; совершенствование навыков осознанного, правильного, выразительного чтения через анализ произведения.

Развитие речи, развитие эмоциональной чуткости учащихся, тонкости восприятия художественной речи, творческого воображения, развитие навыков учебного сотрудничества.

Воспитание нравственно-эстетического отношения к природе, уважения к чужому мнению; воспитание положительного отношения к чтению как виду речевой деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки со словами, карточки со смайликами, конверты с «красками», рисунки палитры

II. Эмоциональный настрой на урок.

— Покажите карточкой, с каким настроением вы пришли на этот урок. (Учащиеся выбирают карточку и показывают.)

— Я хочу вам подарить сегодня этот урок. Какие чувства у вас возникают, когда вам что-нибудь дарят? (Высказывания детей.)

— Я надеюсь, что эти чувства возникнут у вас и на этом уроке литературного чтения.

III. Работа по теме урока.

1. Формулирование темы и целей урока.

— Фамилия этого поэта вам знакома с ранних детских лет. Кто этот поэт?

(На доске ребус. Ответ: Пушкин.)

— Сегодня мы прикоснёмся к творчеству Александра Сергеевича Пушкина, со стихотворениями которого начали знакомиться в первом классе, и познакомимся ещё с одним произведением.

2. Вхождение в тему.

— А.С. Пушкин родился в Москве 6 июня 1789 года. Отец его, Сергей Львович, происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Детство будущего поэта прошло в Москве. У него были старшая сестра и два младших брата. Отец Пушкина любил читать, сам немного сочинял стихи. Саша начал сочинять стихи, когда ему было 3 года.

Русскому языку мальчика учили бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Радионовна. Няня знала много песен, сказок, замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил слушать сидя рядом с Ариной Радионовной.

Посмотрите на портрет Пушкина, который был выполнен русским живописцем, современником поэта Василием Андреевичем Тропининым. Считается, что это самый удачный портрет, очень точно передающий облик Пушкина: открытое, умное и вдохновенное лицо, очень внимательные глаза, проницательный взгляд, очень выразительная рука, рука человека, обладающие большой силой воли.

Произведения А. С. Пушкина обладают интересным свойством: чем больше читаем их, тем больше открываем для себя интересного и нового, неожиданного и прекрасного. И это происходит в течение всей жизни.

3. Первичное восприятие произведения.

— Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Зимнее утро». В каком разделе находится оно? («Учимся наблюдать и копим впечатления»)

— Как вы думаете, а какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»? (Высказывания учащихся.)

— Давайте послушаем стихотворение и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт.

(Звучит аудиозапись. Видеоряд.)

4. Обмен впечатлениями.

— Поделитесь своими впечатлениями об услышанном.

— Какое настроение хотел передать поэт? (Дети высказывают различные точки зрения.)- Какие же настроения испытывает герой Пушкина? От чего зависят его чувства? Попробуем разобраться в этом сложном вопросе.

5. Самостоятельное чтение стихотворения детьми.

— При чтении обратите внимание на слова, которые требуют разъяснения.

(Чтение учащимися про себя.)

6. Словарная работа.

— Какие слова требуют разъяснения?

нега – (устаревшее) блаженство, приятное состояние, иногда – сон

мгла – непрозрачный воздух от тумана, сумерек

бурый – оттенок коричневого

вечор – чтение в толковом словаре

предадимся – чтение в толковом словаре

— Мише непонятны некоторые строчки. Давайте прочитаем об этом в учебнике (с. 45 – 46.)

Северная Аврора : Аврора — древнеримская богиня утренней звезды. Имеется в виду наступление утра на севере.

Северная звезда — так называют планету Венеру.

7. Анализ лирического стихотворения.

— Прочитайте самые красивые, на ваш взгляд, строчки.

— Стихотворение делится на части – строфы. Сколько строф в стихотворении? (5)

— В каких строфах герой-рассказчик обращается к героине?

— Прочитаем первую строфу ещё раз и выделим слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице. ( Чтение про себя. )

— Как герой обращается к своей собеседнице? («Друг прелестный», «красавица», «звезда севера»)

— Как вы думаете, а как герой относится к этой красавице? (Восхищается ей, относится к ней с любовью и нежностью.)

— Какие настроения испытывает герой Пушкина? (Настроения радостного ожидания, бодрости.)

— Прочитаем вторую строфу. Каким настроением она окрашена? ( Жужжащее чтение. )

— Каким настроением окрашена вторая строфа? (Печальное, тревожное.)

— Докажите словами из текста. («Вьюга злилась», «Тучи мрачные», «И ты печальная сидела»)

— Как называется этот приём, используемый автором?

— Герой наблюдает за природой из окна. Прочитаем следующую строфу. ( Читает ученик. )

— Какое настроение у героя? (Радостное, весёлое.)

— Какие приёмы использует автор, чтобы передать состояние природы. (Олицетворение, сравнение.)

Чтение учащимися вслух 4 и 5 строф.

— Что можете сказать о настроении героя? (Мечтательное, восторженное.)

— Мы заметили, что в одном стихотворении могут уживаться разные настроения, не только близкие, но и противоположные, контрастные.

— Как понимаете «янтарный блеск»? (Тёплый, уютный, жёлтый свет.)

— Можно ли услышать, что происходит в доме? Послушайте:

Трещит затопленная печь…

— Какие согласные помогают передать треск дров в печи? (тр, т, ч)

— Кто помнит, как называется этот литературный приём? (Звукопись)

— Считает ли герой, что красотой нужно любоваться именно из окна? ( Ответы детей. )

— Волнует ли героя то, что чувствует героиня?

— Хочет ли он все свои впечатления и переживания делить с героиней?

— Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»? (Преобладают счастье, восторг, которые рождены влюблённостью поэта. Он восхищается контрастными проявлениями природы. Пушкинский герой любит весь мир.)

— Какой вывод можно сделать:

  1. это стихотворение о красоте зимнего утра;
  2. это стихотворение о том, как приятно разделить переживание красоты с близким человеком?

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Вправо ниже наклоняйся (4 наклона),

Влево тоже наклоняйся (4 наклона).

И на место все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

И считать мы начинаем.

9. Работа над выразительностью чтения.

— С одинаковой ли интонацией и настроением будем читать каждую строфу?

Это интересно:  Как нарисовать костер карандашом поэтапно

— Что надо передать при чтении первой строфы?

— А второй строфы?

— Следует помнить, что на словах: «А нынче… погляди в окно…» настроение резко меняется. С каким настроением читаем далее?

( Выразительное чтение у доски 5 учащихся. )

— Кому из ребят, на ваш взгляд, удалось наиболее точно передать настроение главного героя?

10. Игра «Художники».

— Перед вами палитра и краски. Представьте, что вы художники и вам на до нарисовать иллюстрации к этому стихотворению. Ещё раз вернитесь к тексту, чтобы правильно выбрать цвета.

Проверка выполнения работы. Палитры вывешиваются на доске.

— Почему выбрали именно эти цвета?

1 строфа : «Мороз и солнце !» (солнечный цвет), «навстречу северной Авроры …» (Аврора – богиня зари в римской мифологии; заря – розовый цвет)

2 строфа : «на мутном небе», «как бледное пятно», «сквозь тучи мрачные желтела » (грязно-желтые, коричневые, мутные цвета)

3 строфа : «под голубыми небесами», « прозрачный лес один чернеет », «ель… зеленеет », «речка… блестит » (чёрный, голубые, зеленые, блестящие цвета)

4 строфа : « янтарным блеском» (теплый желтый цвет), «кобылку бурую » (коричневый)

5 строфа : «по утреннему снегу », «поля пустые », «леса, недавно столь густые » (белый, серый цвета и – пустота)

IV. Комментирование домашнего задания.

— Какое домашнее задание вам хотелось бы выполнить?

— Предлагаю на выбор:

1) подготовить выразительное чтение стихотворения, передавая настроение героя;

2) выучить наизусть;

3) нарисовать иллюстрацию;

4) сочинить своё стихотворение «Зимнее утро».

— Покажите карточкой, с каким настроением вы уходите с этого урока. (Учащиеся выбирают карточку и показывают.)

— Чем запомнился урок?

— Что показалось вам важным?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок знакомит учащихся с творчеством С.Есенина, развивает навыки выразительного чтения, творческие способности детей, формирует умение видеть образные языковые средства – метафоры, олицетворения.

Урок знакомит учащихся с творчеством С.Есенина, развивает навыки выразительного чтения, творческие способности детей, формирует умение видеть образные языковые средства – метафоры, олицетв.

В уроке четко сформулированы цели и задачи, планируемые результаты, работа в группах (викторина по сказкам Пушкина), последовательные этипы работы над стихотворением и рефлексия учебной деятельности.

Конспект урока литературного чтения.

Представлен конспект урока и презентация.

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО Тема: И.Никитин «Утро»Цель: Познакомить учащихся с творчеством И.Никитина.УУД:Регулятивные: Формирование умения высказывать своё мнение;Личн.

Урок литературного чтения с использованием презентации.

«Утро». Конспект урока.

Урок изучения и первичного закрепления знаний. Познакомить учащихся с образами природы в музыке русского композитора П.И. Чайковского и норвежского композитора Э.Грига.

Просмотр содержимого документа
«»Утро». Конспект урока.»

Степанова Анна Ивановна, учитель музыки.

Цель урока: познакомить учащихся с образами природы в музыке русского композитора П. И. Чайковского и норвежского композитора Э. Грига.

Образовательные: показать соотношение содержания музыкального произведения с использованными в нем выразительными средствами на примере музыки П. И. Чайковского и Э. Грига.

накапливать музыкальные впечатления, на основе которых формируется чувство музыкального стиля;

развивать умение анализировать средства музыкальной выразительности, которые предстают как способ проникновения в целостный художественный смысл произведения;

проводить анализ, сопоставление и сравнение музыкальных тем и образов в произведениях разных композиторов;

развивать основные вокально-хоровые навыки (умение петь напевно, легко, не форсируя звук).

воспитание любви и бережного отношения к природе и музыке;

воспитание эмоциональной сферы учащихся (умения эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления в пении или пластике);

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Музыкальный материал: П. Чайковский «Утренняя молитва» из «Детского альбома».Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». М. Мусоргский «Рассвет на Москве реке». Музыкальная игра «Слово на ладошках», песня «Светит солнышко» А. Ермолова, сл. В. Орлова.

Используемая методическая литература: Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 1-4 класс: методическое пособие для учителя.5-е издание. — М.: Просвещение, 2010. Учебник по музыке для 3 класса по программе Сергеевой Г.П., Критской Е.Д.

Используемое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, CD-диск, инструмент фортепиано.

Наглядный материал: портреты композиторов П. Чайковского, Э. Грига, М. Мусоргского, презентация.

I этап. Организационный момент. Вход под музыку Э. Грига «Утро». Музыкальное приветствие. Презентация. Слайд 1

2 этап. Повторение пройденного материала.

Учитель: Сегодня мы с вами переходим к освоению содержания нового раздела учебника «День, полный событий». Напомню, что в рамках этого раздела во втором классе мы встречались с музыкой двух русских композиторов: П. И. Чайковского и С. Прокофьева. Это были пьесы из «Детского альбома П. Чайковского и из альбома «Детская музыка» С. Прокофьева. В этих сборниках композиторы рассказали музыкой о том, как протекает день маленького человека с утра до вечера с играми, танцами, песнями, событиями и переживаниями прожитого дня. В эти сборники композиторы включили и пьесы, рисующие образы и картинки природы.

3 этап. Изучение нового материала.

Учитель: Разворот учебника, с которым мы сегодня работаем, называется «Утро». Открывается он пьесой, которую мы слушали во 2 классе. Это «Утренняя молитва « П. Чайковского. На развороте учебника представлен портрет маленького Пети Чайковского. Он был глубоко верующим человеком.

Учитель. С чего начинался день верующего человека?

Учитель. Действительно, раньше день любого человека, и взрослого, и ребенка, начинался и заканчивался обращением к Богу. Послушайте «Утреннюю молитву». Какое настроение, душевное состояние ребенка передается в этой пьесе?

Приложение 1. (Звучит «Утренняя молитва» П. Чайковского).

Учитель: Итак, какое настроение, душевное состояние ребенка передается в этой пьесе?

Дети. Спокойное, умиротворенное, светлое, безмятежное. «Утренняя молитва» светлая, чистая, безоблачная. День только начинается, на душе спокойно и радостно.

Учитель. Какими средствами музыкальной выразительности передается это настроение? Какая мелодия? Как она звучит?

Дети. Напевная, плавная, широкая, мягкая, похожая на песню.

Учитель. Действительно, мелодия песенная, она останавливается на длинных, выдержанныхзвуках. Мелодия звучит один раз или повторяется?

Дети. Повторяется много раз, словно усиливая эмоциональное состояние героя пьесы — маленького ребенка.

Учитель. В каком ладу звучит пьеса?

Дети. В мажорном, светлом.

Учитель. Что происходит с динамикой, как она развивается?

Дети. В начале музыка звучит тихо, затем громче, потом затихая и в конце очень тихо.

Учитель. На начало, середину или окончание пьесы приходится кульминация, наивысшая точка эмоционального развития?

Дети. Кульминация в середине пьесы, на самом высоком, ярком звуке.

Учитель. Вспомните окончание пьесы. Как она заканчивается? Что мы слышим в конце?

Дети. Повторяющийся звук в низком регистре, очень тихо.

Учитель. Что он изображает, на что похоже это звучание?

Дети. На мерные удары большого колокола, который возвещает об утреннем богослужении.

Учитель. А о чем молился ребенок утром?

Дети. В утренней молитве ребенок благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы день его прошел благополучно. Он молился о здоровье родных и близких, и чтобы он не огорчал своих родителей.

Учитель. Ребята, обратите внимание на рисунок художника в учебнике на стр. 24. Что там изображено?

Дети. На рисунке показана детская комната, ребенок сидит у окошка, смотрит вдаль, думает, размышляет, мечтает. За окном тихая, спокойная погода.

Учитель. Как вы думаете, сходны ли настроения музыки и картины?

Дети. Да, они созвучны. И музыка, и картина тихие, спокойные, умиротвореные.

Учитель. Итак, «Утренняя молитва» — это музыка, которая отображает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его внутренним миром. Но есть музыка, которая передает настроения, связанные с образами природы, внешней картиной мира, а также настроения, которые испытывает человек, любующийся природой. И пьеса именно такого рода прозвучит в следующей части нашего урока. Эта пьеса называется «Утро» норвежского композитора Э. Грига из музыки к драме норвежского драматурга Г. Ибсена «Пер Гюнт».

Пьеса «Утро» — это музыкальный лирический пейзаж, нарисованный музыкальными красками и звучностями симфонического оркестра.

Послушайте эту пьесу. Какие образы и картины можно представить, слушая музыку, какое утро «нарисовал» композитор? Можно представить себя в роли дирижеров, передавая характер музыки выразительными жестами рук.

Слушание с пластическим интонированием.

Приложение 1. (Звучит «Утро» Э Грига).

Учитель. Итак, какие образы и картины можно представить, слушая музыку, какое утро «нарисовал» композитор?

Дети. Утро, спокойное, светлое, безмятежное, доброе. Можно представить картину наступления нового дня, пробуждения природы. Вся природа просыпается: встает солнце, поют птицы, шелестит легкий ветерок в листве, журчит прозрачный ручей. И, слушая музыку, словно можно увидеть легкий туман и утреннюю дымку.

Учитель. Какими средствами музыкальной выразительности создается эта картина? Какая мелодия?

Дети. Мелодия песенного характера. Она звучит очень мягко, плавно, ласково, нежно, распевно. Она звучит много раз, повторяясь у разных инструментов: у флейт, у гобоев и волторн.

Учитель. А почему именно деревянные духовые солируют, на что похоже это звучание?

Дети. Тембры духовых инструментов напоминают звучание пастушеской свирели, а волторна звучит как охотничий рог.

Учитель. В учебнике представлена нотная запись основной мелодии. Вся мелодия словно вырастает из основного мотива, основной интонации, как колос из зернышка. Давайте споем эту мелодию (пение с опорой на нотную запись мягко, не форсируя звук).

Учитель. Как развивается музыка?

Дети. Она начинается очень тихо, затем постепенно нарастает, в музыку включаются все новые инструменты. Звучание становитсявсе более мощным и ярким и доходит до кульминации.

Учитель. Почему именно такое развитие, что изобразил композитор?

Дети. Музыка словно рассветает, показывая, как встает солнце.

Учитель. Вот что сказал сам Э. Григ об этой музыке: «Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же форте солнце прорывается сквозь облака».

Учитель. А что дальше происходит с музыкой?

Дети. Звучность постепенно ослабевает, становится все более прозрачной и тихой.

Учитель. Ребята, музыка Грига, рисуя картины природы, одновременно выражает и чувства человека, который любуется красотой природы. А какие чувства или душевные состояния человека передаются в этой музыке?

Дети. Радость наступления нового дня, восторг и восхищение красотой природы, душевный подъем. И, в то же время, спокойствие, умиротворение, любовь к родной природе.

Учитель. Музыка Грига созвучна норвежским народным стихам:

Это интересно:  Как нарисовать кремль поэтапно для детей

Ту песню пою я, услышат ее

Все люди от края до края,

И правду о северной дивной земле

Расскажет им песня родная.

Эдвард Григ родился в прекрасной северной стране с живописной, хотя и суровой природой. Это Норвегия – страна неприступных скал и диких горных ущелий. Берега ее изрезаны причудливыми заливами – фьордами. Густые хвойные леса покрывают склоны гор и побережье.

В течение долгих лет Норвегия находилась в подчинении у Дании, позже Швеции. Экономический и политический кризис тормозил развитие страны. Но в середине 19 века в Норвегии начала развиваться культура, живопись, музыка. Широчайшую популярность в конце 19 в. завоевала музыка Э. Грига. Он родился в небольшом городке Бергене 15 июня 1843г. Отец его был широко образованным человеком. В его доме часто звучала музыка. Он играл на рояле и скрипке. Мать была отличной пианисткой, хорошо пела. В доме часто устраивались музыкальные вечера.

Музыкальность родителей унаследовали и дети. Эдвард был четвертым ребенком в семье. Первой учительницей Эдварда была его мать, Госпожу Гезину радовали успехи сына, но она редко хвалила его. Эдвард любил сказки, которые ему рассказывала мать.

Горы, леса и реки населяли диковинные существа. В горах жили странные великаны тролли. Под землей обитали гномы – хранители великих богатств. В лесу можно было встретить эльфов – прекрасных сказочных существ.

Мать знакомила детей с древними норвежскими преданиями – сагами — об отважных викингах, смело разъезжавших по северным морям на своих боевых кораблях. С увлечением Эдвард слушалсказания о подвигах богатырей.

Впечатления детства отразились и в творчестве Грига. В своей музыке он стремился к использованию своеобразного норвежского фольклора. Композитор изучал норвежские народные песни и танцы. И, конечно, вся музыка его проникнута норвежскими народными интонациями. Очень любил Григ родную северную природу и воспевал ее в своей музыке.

Презентация Слайд 7

«В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно-широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное . «, — так писал Чайковский о музыке Эдварда Грига.

Учитель. Ребята, а если мы сравним «Утреннюю молитву» Чайковского и «Утро» Грига, что общего мы отметим?

Дети. И русский и норвежский композиторы обращаются к образам родной природы, рассказывают о мыслях и чувствах людей, любующихся ее красотой. В музыке обоих композиторов чувствуется согласие между миром природы и миром людей.

Учитель. А в чем отличие?

Дети. Музыка Чайковского больше отражает душевное состояние ребенка утром, а музыка Э. Грига рисует картину утренней природы и выражает отношение человека к ней. Учитель. Ребята, вспомните знакомое музыкальное произведение, в котором композитор так же нарисовал картину утра, наступления нового дня.

Звучит фрагмент вступления к опере «Хованщина» М. Мусоргского «Рассвет на Москве реке». Ребята угадывают.

Учитель. Сравните основную мелодию Мусоргского с мелодией пьесы «Утро» Э. Грига. Что между ними общего?

Дети. Обе эти мелодии звучат плавно, как песня, протяжно, мягко, повторяясь несколько раз с динамическим нарастанием.

Учитель. А в чем различие?

Дети. Мелодия Мусоргского звучит в духе широких, протяжных русских народных песен, в ней слышны переклички петухов. В средней части – колокольный звон, возвещающий о начале утреннего богослужения. Это утро в городе. А мелодия Э. Грига имеет норвежский колорит. В ней – картина бескрайних просторов Норвегии.

Учитель. Итак, вот такая разная может быть «утренняя» музыка в творчестве различных композиторов.

4 этап. Вокально-хоровая работа.

Учитель. Ребята, сейчас я предлагаю вам музыкальную игру «Слово на ладошках». А вы не слышали такого, что разные слова можно встретить везде: и на небе, и в воде, на полу, на потолке? (Учитель поет 1 часть песни-игры?).

Учитель. А сейчас вы как эхо будете повторять слова, которые я вам предложу.

(Учитель исполняется вторую часть песни-игры, дети повторяют как эхо слова).

Учитель. Каждое слово в этой песне исполняется в определенном ритме. Сейчас пробуем вместе с пением прохлопать ритмический рисунок каждого слова. Например, в слове «мишка» два слога, а, значит, два хлопка. А в слове «мишенька» — три слога. Первые два слога – два коротких хлопка, а на последнем – один длинный и т. д. (исполнение детьми вместе с учителем).

Учитель. Ребята, слова можно находить везде. И места, где мы можем находить эти слова, могут быть самыми неожиданными. Они легко отыскиваются на носу, в шляпе, в кастрюле, они могут петь и кружится. Мы можем найти такие слова и в утреннем пейзаже. Они могут быть, например, такими (учитель поет 2 часть песни с другими, «утренними» словами, а дети как эхо повторяют).

Утро (утро) – доброе (доброе)

Птицы (птицы) – звонкие (звонкие)

Солнце (солнце) – яркое (яркое)

Небо (небо) – ясное — (ясное).

Учитель. А дома вы сами можете найти слова к этой песенке.

Учитель. В песнях современных композиторов тоже часто показываются образы утренней природы. Одна из таких песен, «Светит солнышко» композитора А. Ермолова на слова В Орлова. (Дети исполняют песню под минусовую фонограмму).

( Работа над четкой дикцией, пофразным дыханием, легким, полетным звуком, выразительностью исполнения).

5 этап. Подведение итогов.

Учитель. Итак, ребята, мы с вами познакомились сегодня с музыкой утра в творчестве разных композиторов. И музыка эта передавала не только краски рассвета, но и те душевные настроения, которые возникали при виде восходящего солнца. Каждый композитор пользовался своим музыкальным языком, не требующим перевода. А какие произведения особенно понравились и запомнились вам? (ответы учащихся).

Домашнее задание. Ребята, дома нарисуйте иллюстрации к понравившимся произведениям. И те образы, которые вы «увидели», слушая музыку, передайте в своих рисунках.

Спасибо, наш урок окончен. Пусть всегда ваше утро будет добрым!

Презентация. Слайд 10

(Выход под звучание песни «Светит солнышко»).

Рисуем музыку Э. Грига

Татьяна Попова
Рисуем музыку Э. Грига

В течении сентября мы с детьми подготовительной группы слушали сказочную музыку норвежского композитора Эдварда Грига. Дети с удовольствием познакомились с такими музыкальными произведениями, как «Шествие гномов», «В пещере горного короля», «Танец эльфов», «Утро».

Каждая музыкальная пьеса раскрывала удивительную историю, приглашая детей побывать высоко в горах, встретить рассвет, принять участие в диком танце вокруг костра в пещере горного короля. Детям было предложено запечатлеть свои впечатления от прослушанной музыки в рисунках. Музыка, воплощенная в рисунках, гораздо лучше запоминается и осмысливается.

Рисунок помогает детям лучше понять и представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения.

«Утро»

«Шествие гномов»

«Как у наших у ворот, встали ёлки в хоровод!» Творческая работа детей средней группы в рамках проекта «Мы рисуем музыку» «Новогодний хоровод»слова и муз. О. Шашкиной 1. Наступил уж Новый год Веселится весь народ Даже ёлки на опушке, Глянь, заводят хоровод.

«Прилетели снегири!» Выставка совместных работ родителей и детей в рамках проекта «Мы рисуем музыку» Дети и родители подготовительной группы нашего детского сада,совместно со своим вдохновителем, музой и воспитателем Чупиной Ириной Владимировной,.

Интегрированное занятие в рамках проекта «Мы рисуем музыку» (средняя группа) Интегрированное занятие в рамках проекта «Мы рисуем музыку» Средняя группа. Программные задачи: • Самостоятельно находить выход из сложившейся.

Кратковременный образовательный проект «Рисуем музыку» для детей средней группы с ОВЗ (с применением ИКТ) Часть 2 НОД » Разные куклы» МР: Доброе утро! Давайте вспомним про каких животных мы слушали музыку на прошлом занятии? (Ответы детей) Повторное.

Интегрированное занятие по музыке и рисованию «Мы слушаем и рисуем музыку» Конспект интегрированного занятия (музыка, рисование) для детей средних групп тема: «Мы слушаем и рисуем музыку» Произведение М. П. Мусоргского.

По дорогам сказки с музыкой Эдварда Грига. Итоговое занятие по творчеству Э. Грига в подготовительной группе Цель. Вызывать у детей интерес к культуре скандинавских стран. Познакомить с творчеством Эдварда Грига, сказками и легендами народов Норвегии.

«Путешествие в музыку Эдварда Грига». Музыкальная гостиная Цель: -Воспитание музыкальной культуры детей через произведения композитора -Формировать музыкально-эстетический вкус. Расширять представление.

Рисуем музыку 7 мая исполнилось 175 лет великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому. И в честь этого знаменательного дня в нашей группе прошло.

Рисуем музыку: «Клоуны» Д. Б. Кабалевского Клоуны — самые смешные цирковые артисты. В пьесе Дмитрия Кабалевского «Клоуны» рассказывается о двух клоунах веселом и грустном. У веселого.

Презентация к уроку музыки «Утро» (3 класс)

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Описание презентации по отдельным слайдам:

РАЗДЕЛ «День, полный событий» Программа «Музыка». Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, П.С. Шмагина. 3 класс. 1 четверть.6 урок.

«Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Эдвард Григ

Сюита – это музыкальное произведение из нескольких разных картин, связанных одним сюжетом.

развитие мелодия тембр динамика лад

Попевка «Мы – девочки» Мы – девочки, мы – девочки, весёлые резвушки. Когда настанет лето, и мы пойдём в поход! И мы пойдём в поход!

Мелодия тихая отрывистая плавная скачкообразная спокойная

Тембр Флейта Гобой

Динамика громко тихо

Лад мажор минор

Доброе утро! Сегодня, друзья, как вчера, начинается день наш с утра. На всех языках говорят, говорят миллионы ребят: «Доброе утро! Доброе утро! Доброе утро! Доброе утро!» С этих слов начинает свой день детвора: «Доброе утро! Доброе утро! Доброе утро!» Муз. Д.Б. Кабалевского, слова Ц.Солодаря

Выполнила учитель начальных классов Васюткина Ксения 2012

Статья написана по материалам сайтов: xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai, nsportal.ru, multiurok.ru, www.maam.ru, infourok.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий