Декоративное рисование на квадрате

Цели:

  • закрепление учения оформлять по образцу декоративную композицию из листьев на квадрате, заполняя углы и середину;
  • развитие цветового восприятия, упражнение в работе кистью и красками;
  • воспитание самостоятельности и аккуратности.

Материалы и оборудование: образцы салфеток с узорами, фартуки, схема выполнения узора на квадрате, доска, кисти, краски, баночки с водой, квадраты, салфетки.

Словарная работа: “элементы узора”, “декоративный”.

Предварительная работа: рассматривание цветов, народных орнаментов, платков, оформленных цветами и листьями.

Ход занятия

1.1. Психогимнастика “Я – листочек”

1.2. Введение в тему.

— Какой формы салфетки?

— Чем украшены салфетки?

— Для чего украшают салфетки?

— Из каких элементов состоит узор?

— Кто заметил одинаковые элементы узора?

— Какого цвета элементы узора и фон салфетки?

— Совпадают ли они?

— Обратите внимание на то, что такие цветы и листья называются декоративными, а дети часто называют их сказочными.

— А вы хотите украсить салфетки красивыми узорами.

— На столах листья квадраты. Все они разного цвета. Вам нужно не только выложить узор, но и подобрать элементы узора к фону квадрата.

— С чего начнем выкладывать узор? (С середины)

— Чем дополним наш узор? (Украсим углы).

— Молодцы, вы все справились с заданием. А теперь давайте превратимся в художников и раскрасим салфетки красивым узором. Надевайте фартуки и садитесь за стол.

2.1. Сегодня мы будем украшать наши салфетки красивым узором. А теперь посмотрите на доску и запомните последовательность выполнения работы

• сначала обозначим середину квадрата точкой это будет середина нашего цветка

• Далее нарисуем вокруг середины лепестки приемом прикладывания (покажите сухой кистью, как вы будете это делать).

• Украсим углы салфетки листьями.

Для этого приемом примакивания нарисуем листья.

2.4. Физминутка “Мы, листочки осенние. ”

Выставка и анализ детских работ

— Выберите несколько лучших работ и объясните, почему их можно считать лучшими.

План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему:
Рисование на квадрате Ах, эти узоры»

«Ах, эти узоры» (рисование на квадрате)

Цель: создание ситуации успешности посредством творческой деятельности.

— расширять знания о творческой деятельности;

— формировать умение оформлять декоративную композицию на квадрате;

— упражнять в рисовании кистью разными способами (плашмя, концом), ватными палочками;

— развивать умение выражать свои впечатления в речи, высказывать эстетические суждения;

— развивать умение использовать цветовую гамму;

— воспитывать инициативность, самостоятельность, активность, умение работать в подгруппе;

— воспитывать уверенность в себе, желание быть успешным.

Предварительный просмотр:

Цель: создание ситуации успешности посредством творческой деятельности.

— расширять знания о творческой деятельности;

— формировать умение оформлять декоративную композицию на квадрате;

— упражнять в рисовании кистью разными способами (плашмя, концом), ватными палочками

— развивать умение выражать свои впечатления в речи, высказывать эстетические суждения;

— развивать умение использовать цветовую гамму;

— воспитывать инициативность, самостоятельность, активность, умение работать в подгруппе;

— воспитывать уверенность в себе, желание быть успешным.

Оборудование: ноутбук, д/игра «Укрась платок», квадратные листы бумаги, круги белого цвета диаметром 4 см, кисти, краски, ватные палочки, салфетки.

Технологии: личностно-ориентированная, игровая, проблемно-поисковая, деятельностная, коммуникативная, рефлексивная, обеспечения социально-психологического благополучия.

Воспитатель обращает внимание детей на видео-сообщение, которое прислала Фея красок.

«Здравствуйте ребята. Я Фея красок. Мне рассказывали, что вы очень талантливые и помогаете тем, кто попал в беду. Ветер унёс элементы узора с моих платков. Помогите, пожалуйста, их восстановить»

Воспитатель: Поможем ребята? (ответы детей) Вы обратили внимание на наряд Феи. На что он похож? (ответы детей) Помогите мне вспомнить все цвета радуги. Дети вспоминают поговорку «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»

Воспитатель обращает внимание детей на шаблоны платков без узоров и предлагает разделиться на подгруппы с помощью «чудо – ящика» (дети достают элементы узоров и в соответствии с изображёнными элементами делятся на подгруппы)

Воспитатель: Ребята, напомните мне, пожалуйста, как располагается узор на квадрате? (ответы детей).

Игра «Укрась платок» (цветовая гамма соответствует разным временам года)

После того как дети выполнят узоры воспитатель обращает внимание на вновь прибывшее видео-сообщение от Феи красок.

«Ребята, спасибо большое за помощь. Ваши платки напоминают разные времена года. Прекрасные красные цветы напоминают мне о лете. Ягоды рябины и жёлтые листья осенние солнечные деньки. Холодными зимними вечерами меня согреет платок с зимним узором. А розовые цветы и молодая листва будет напоминать мне о пробуждающейся весенней природе. Спасибо большое, что помогли мне вернуть элементы узоров на платках. Предлагаю вам нарисовать платки для своих любимых мам. Рада была с вами познакомиться. До новых встреч!».

Воспитатель: Какие способы рисования кистью вы знаете? (плашмя, концом кисти). Могут ли нам помочь ватные палочки, как?(ответы детей).

Дети рисуют элементы на белых кругах и составляют из них узоры на платках под музыку Чайковского «Времена года»

Воспитатель обращает внимание на разнообразие созданных ими узоров. Дети высказывают свои впечатления, называют и описывают наиболее понравившиеся.

Воспитатель: Ребята, что сегодня произошло? Почему? Вам понравилась встреча с Феей красок? Что вы узнали нового? (Ответы детей) Я предлагаю и дальше пополнять нашу новую игру, элементами, созданными вами. Вы очень добрые и отзывчивые ребята. Фея прислала для вас сюрприз.(Воспитатель достаёт шкатулку с браслетами – сердечками).

«Узор на платке (узор в квадрате)». Декоративное рисование с элементами хохломской росписи в подготовительной группе

Людмила Медведева
«Узор на платке (узор в квадрате)». Декоративное рисование с элементами хохломской росписи в подготовительной группе

Закреплять умение оформлять декоративную композицию на квадрате, используя элементы хохломской росписи (травку, ягоды, завитки). Упражнять в рисовании кистью по-разному (концом, плашмя и т. д.) Учить использовать цветовую гамму хохломы. Развивать эстетические чувства, воображение. Воспитывать инициативу, самостоятельность, активность.

Квадрат размером 20х 20 см бумаги, тонированный желтым цветом, кисти, гуашь черного и красного цветов. Иллюстрации, картины, на которых изображены женщины в платках, платки с разной композицией узоров на платках, деревянная ложка, раскрашенная хохломской росписью.

Ход занятия

Воспитатель обращается к детям:

Представьте себе, что вы пришли на выставку — ярмарку народных умельцев, где не только любуются, но и продают эти изделия, чтобы выбрать подарок для своей бабушки ко дню рождения. И вот уже вам продавец показал сразу несколько красивых платков, разных по величине и разного цвета и, конечно же, с разным рисунком.

Рассматривание узоров на платках: на одном из них цветов было больше, чем на другом, и они были крупнее по величине; узор из цветов на платке расположен по углам каждого платка и т. д.

Они были все такие красивые, расписные, и каждый платок был хорош по-своему, что у вас глаза разбежались, какой же платок выбрать для подарка? И тут вы решили сделать платок/ платочек своими руками, т. е. расписав квадратный платок узором, который вам больше по душе, чтобы подарить его родным. Ведь подарок, сделанный своими руками, особенно ценен и дорог!

Но прежде, чем начать рисовать, нужно хорошо подумать, как будет выглядеть узор.

Я вам в этом помогу! На этой ярмарке я обратила внимание не только на красочные платки, но и на готовые изделия хохломских мастеров – н-р, вот этой ложки. И я вам предлагаю раскрасить ваши платки элементами хохломской росписи.

Дети проходят и садятся за столы.

Хохломская роспись – алых ягод россыпь,

отголоски лета в зелени травы.

Рощи, перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой зелени листвы.

Обратить внимание на элементы орнамента и предложить самостоятельно выделить и назвать их (цветы, ягоды, листья и т. д)

Сегодня мы с вами познакомимся с тремя из основных элементов – «травкой». Посмотрите, как его правильно рисовать. На кончик кисти берем немного зеленой (черной) краски и ведем линию сверху вниз, но она не прямая, а слегка изогнута, как бы колышется от ветра. Линию ведем плавно, не отрывая кисточку от бумаги.

Это интересно:  Как научиться рисовать 3Д

Еще один элемент хохломской росписи – «завиток». Ветка-завиток рисуется плавным, неотрывным движением концом кисти. Кисть держать тремя пальцами перпендикулярно листу. Показать плавность завитка движением рукой в воздухе. Еще надо отметить, что завиток выполняется легким нажимом кисти в середине элемента. Показать, как травка превращается в «кудри –завитки».

Элемент «ягодка». Ягоды брусничка, смородинка и рябинка выполняются печаткой – тычком (тычок делается из бумаги, для этого полоска бумаги сворачивается в тугую трубочку).

Ягоды крыжовник, малинка и клубничка рисуются кистью.

Дать детям возможность поупражняться на отдельном листе бумаги.

Физминутка: «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх)

Ветер дует иногда, Только это не беда. (Махи руками)

Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки. (Наклоны)

А потом опять встают И по-прежнему цветут.

Уточнить цвета, которые используются в хохломской росписи (золотистый, красный, зеленый и черный) и предложить детям расписать готовые изделия.

Итог: давайте немного дадим отдохнуть глазам –закройте глаза и представьте себе…Что наступил день рождения вашей бабушки, вы предложили ей свой подарок. А бабушка вас благодарит, удивляется вашему красивому узору и говорит: «Мне кажется, что я где-то видела этот узор, и по-моему, он называется городецкий узор» Что вы ей скажете? – это хохломской узор.

А сейчас покажите всем, какие у вас получились платки для бабушек!

Планирование НОД по рисованию «Филимоновская игрушка» «Конь – филимоновская игрушка». Цели и задачи:Учить детей расписывать ярким узором фигуру коня, располагать узор вдоль ног, шеи и на теле.

Планирование НОД по рисованию: «Хохлома» «Узор на миске – хохломская роспись».Предварительная работа: Чтение стихов о хохломской росписи. Рассказ об истории создания росписи и мастерах.

СКОРО В ШКОЛУ. ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ НА КВАДРАТЕ

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

СКОРО В ШКОЛУ. ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
НА КВАДРАТЕ

Реализация содержания программы в образовательных областях : « Речевое развитие », « Физическое развитие », « Художественно-эстетическое развитие », « Социально-коммуникативное развитие ».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Цели : закреплять умение составлять рассказ по памяти на тему «Что я видел в школе», оформлять декоративную композицию на квадрате, используя цветы, листья, дуги; учить подбирать обобщающие слова для группы предметов; развивать фонематический слух, эстетические чувства, воображение; упражнять в рисовании кистью (концом, плашмя и т. д.) ; воспитывать инициативу, самостоятельность, активность.

Целевые ориентиры дошкольного образования : умеет составлять рассказ, употребляя в речи сравнительные прилагательные и образные выражения; владеет навыком диалогической речи, формулирует ответы на наводящие вопросы педагога в процессе пересказа; умеет отгадывать загадки; различает жанры литературного произведения; самостоятельно выполняет рисунок декоративного орнамента.

Материалы и оборудование : картинки с изображением школьных принадлежностей; квадрат белой бумаги или любого светлого тона размером 20 × 20 см, гуашь, кисти.

Содержание
организованной деятельности детей

1. Введение игрового момента.

– У нас в гостях Мальвина. Она очень любит учиться, поэтому приглашает нас в школу.

2. Развитие речи «Скоро в школу».

– 1 сентября – праздник первого звонка. Это самый долгожданный день для тех, кто впервые переступит школьный порог. Это праздник и для первоклашек, и для всех школьников. Этот день для них самый волнующий и запоминающийся. Отгадайте загадки о школьных принадлежностях и расскажите, зачем нужны эти предметы ученикам?

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построились в ряд.

Новый дом несу в руке,

Дверцы дома – на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные.

По черному белым

Пишут то и дело.

Я – твой товарищ, капитан,

Когда разгневан океан,

И ты скитаешься во мгле

На одиноком корабле, –

Зажги фонарь во тьме ночной

И посоветуйся со мной:

Я закачаюсь, задрожу –

И путь на север укажу.

Не похож на человека,

Но имеет он сердечко.

И работе круглый год

Он сердечко отдает.

Пишет он, когда диктуют,

А сегодня вечерком

Он и чертит, и рисует.

Он раскрасил мой альбом.

Я люблю прямоту,

Сделать новую черту

Что-нибудь без меня

Кто же я. (Линейка.)

То я в клетку, то в линейку, –

Написать по ним сумей-ка,

Можешь и нарисовать,

Называюсь я… (тетрадь) .

На столе передо мной

Закрутился шар земной:

Арктика, экватор, полюс, –

Уместил всю землю… (глобус) .

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски.

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке.

3. Декоративное рисование на квадрате.

– Давайте сделаем для Мальвины подарок – платочки. Рассмотрите цветы, народные орнаменты, платки, ткани, оформленные цветами и листьями.

– Какие цветы и листья можно использовать? Как получить из имеющихся красок светлые оттенки красного, голубого?

Дети изображают орнамент на квадратных листах бумаги.

– Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее интересные. Что на них изображено?

Декоративное рисование в подготовительной группе: варианты тем и специфика проведения занятий

Декоративно-прикладное искусство — неотъемлемая часть народной культуры. Оно вносит в нашу жизнь сочные краски и выразительные ритмы. Декоративные композиции талантливых мастеров по своим мотивам близки к миру природы — отличаются стройностью и гармонией формы, проникнуты мудростью, добротой. Декоративному рисованию в подготовительной к школе группе уделяется значительное внимание. Этот вид изобразительного искусства способстует развитию у дошкольников нестандартного мышления, умение всматриваться и наблюдать, фантазии и индивидуальности. Задача воспитателя — познакомить детей с изделиями декоративно-прикладного искусства, интересными фактами его истории и, конечно же, подарить им радость творчества.

Специфика декоративного рисования в подготовительной группе ДОУ

Приобщение к декоративному рисованию происходит еще в средней группе (хотя детям раннего возраста и предлагаются задания по украшению платочка, салфетки, но их основная цель — отрабатывать умение рисовать прямые линии, а не создание орнамента). Малыши четырех лет учатся ритмично располагать узор из простейших форм на основе разной формы (полоса, круг и пр.), осваивают приемы пользования кистью для изображения точек или мазков. Перед дошкольниками ставятся простейшие композиционные задачи — чередовать элементы узора по цвету или размеру. Малыши знакомятся с ттаким понятием, как «симметрия».

В старшей же группе декоративное рисование переходит на более сложный уровень: ребята постигают основные способы построения орнамента на самых разных формах, включая объемные. Орнаменты становятся более замысловатыми, имеют большее сходство с узорами народных мастеров.

Воспитанники подготовительной группы совершенствуют полученные ранее декоративные умения. Привычные элементы орнамента (цветочки, листики, ягодки) становятся более замысловатыми. Более точно передается цветовая палитра того или иного вида народного промысла: ребята используют в различных комбинациях теплые и холодные оттенки. Композиция становится более гармоничной. Для украшения педагог предлагает детям такие сложные формы, как кувшин, чайник, птица — расположение узора здесь не так просто: например, на кувшине будет присутствовать центровой узор и линейный рисунок по линии горлышка. Также усложняется симметрия — дошкольники осваивают зеркальное отражение. Происходит знакомство с сетчатым орнаментом — это чередование однородных фрагментов в шахматном порядке.

Дети придумывают орнаменты для тканей — например, узор на треугольном бумажном платке может начинаться из угла и распространяться на всю фигуру.

Задача применения цвета в декоративном рисовании становится все замысловатой в каждой группе, от самых ярких, контрастных сочетаний и до градиентных переходов теплых и холодных оттенков.

Основное направление декоративного рисования воспитанников подготовительной к школе группы — это создание композиций в стиле того или иного народного промысла. Дошкольники рисуют завитки, другие крупные или мелкие формы, дополняют их мелким узором на основе травки, используют определенные цвета, присущие той или иной росписи (городец и дымка, хохлома, и гжель и пр.).

Это интересно:  Как рисовать руки поэтапно

Образцами на занятии выступают изделия народных умельцев, которые ребята рассматривают, выделяя особенности орнамента при помощи воспитателя. Это самые разные виды посуды, игрушек, сувениры, платки и пр.

Фото: образцы декоративной росписи — гжель, хохлома, дымковская игрушка, городецкий узор и др.

Педагог предлагает детям наводящие вопросы, красочные определения. Словарь дошкольников обогащается названиями элементов орнамента, цветовыми сочетаниями.

Отметим, что образцы педагог подбирает в порядке усложнения. Ознакомление дошкольников с изделиями искусства должно быть систематическим и последовательным. А что касается продуктивной деятельности, то правильнее вначале предлагать воспитанникам эскизы вещей, упражнения в орнаменте на стандартной основе, а уже затем роспись самих предметов (или их бумажных шаблонов).

При декоративном рисовании в подготовительной группе воспитатель демонстрирует на занятии и собственный образец (что отличает его от предметного и сюжетного). Это обусловлено тем, что народные орнаменты сложноваты для детского восприятия, к тому же в окружающем мире нет их прямых аналогов.

Хорошо использовать вариативные образцы — это разные способы решения одной конкретной задачи, например, три вида орнамента на круге с одинаковыми элементами. При этом у дошкольников есть возможность выбора цвета и комбинации деталей.

Также хорошее подспорье для дошкольников — образцы поэтапного декоративного рисования.

В подготовительной группе, как всегда, уделяется большое внимание анализу готовых детских работ. Причем, дети принимают активное участие в обсуждении, воспитатель только помогает наводящими вопросами. Композиции вывешиваются на доске для рассматривания. Педагог предлагает ребятам показать, например, наиболее плавно нарисованные завитки, самые нарядные, выделить удачные цветовые решения. Какого-нибудь ребенка воспитатель просит сравнить свой рисунок с выбранным и отметить выигрышные стороны каждого.

Используемые материалы и основа для рисунка

Декоративное рисование предполагает использование определенной основы. Это плотная бумага формата А4 либо же в форме квадрата, прямоугольника или круга. Но гораздо чаще на занятии ребятам предлагаются шаблоны в форме каких-либо предметов. В соответствии с тем или иным видом росписи воспитатель тонирует основу в нужный оттенок: пастельные тона подходят для городецких и дымковских узоров, черный или насыщенно-золотистый цвет — для хохломы, яркая гамма — для павлопосадских платков, традиционно черный, красный или золотой — для жостовских подносов. Если тема занятия «Гжельские мотивы», то, понятно, что тонировать основу не требуется.

Иногда воспитанникам подготовительной группы предлагаются для украшения объемные формы (блюдца, тарелки, стаканчики, игрушки и пр.). В данном случае цвет основы также определяется замыслом занятия.

Для декоративного рисования воспитанникам подготовительной группы, как правило, предлагается гуашь, причем набор должен содержать большое число оттенков (не менее девяти). Иногда дети сами получают нужный оттенок путем смешивания красок — для этого необходимо предоставить им отдельную емкость.

Что касается акварели, то она не дает возможность накладывать цвет на цвет, как гуашь, поэтому ее практически не используют при декоративном рисовании. Кроме того, гуашевые краски обеспечивают композиции яркие сочетания.

Для декоративного рисования желательно предлагать воспитанникам подготовительной группы две кисти: более тонкую — для прорисовки мелких элементов и потолще — для изображения крупных деталей.

Отметим, что воспитатель приучает детей на занятиях изобразительным искусством замечать не только красоту ярких элементов, но и более нежных, пастельных сочетаний. Поэтому шестилетним детям иногда можно предлагать на занятии по декоративному рисованию также цветные карандаши. Отметим, что в более раннем возрасте ребята не могли достигнуть карандашом необходимого цветового эффекта, очень важного в декоративном узоре. На равномерную штриховку они бы потратили слишком много времени. Но воспитанники подготовительной группы уже владеют нужными навыками — могут регулировать силу нажима на карандаш для достижения нужного оттенка.

Техники и приёмы рисования, которые используются при декоративном рисовании в подготовительной группе

На занятиях декоративным рисованием воспитанники подготовительной группы главным образом совершенствуют технику изображения кончиком кисти. Ведь большинство элементов требует детальной прорисовки. Такие элементы, как волнистая линия или завиток, подразумевают плавное неотрывное движение руки в каком-либо направлении (горизонтально, вертикально, а также по диагонали). Кисть при этом необходимо держать практически вертикально по отношению к поверхности основы. Широкие же линии соответственно проводятся всем ворсом.

Вначале воспитатель предлагает ребятам провести соответствующую линию в воздухе, затем поупражняться на листе бумаги (половинка альбомного листа). Когда завиток станет хорошо получаться, ребенок рисует его на основе.

Декоративное рисование требует развития разнонаправленных движений кисти, легкости поворота руки. Кроме того, дошкольники постоянно отрабатывают навыки ориентировки на листе бумаги (например, завиток нужно украшать элементами и слева, и справа).

При декоративном рисовании карандашом ребенок отрабатывает способность изменять силу нажима по мере необходимости — это позволяет добиваться красивых цветовых переходов.

Отметим, что сложные элементы узора (например, птица либо цветок с множеством лепестков и сердцевиной) предварительно намечаются простым карандашом. Нажим в этом случае должен быть минимальным, чтобы конечный рисунок выглядел аккуратным.

Уместность индивидуального подхода при декоративном рисовании в подготовительной группе

Среди воспитанников подготовительной группы всегда есть дети, проявляющие повышенный интерес и способности к рисованию, включая декоративное. Таких дошкольников обязательно нужно поощрять, усложнять задачи, иначе задание покажется им слишком легким. Благодаря такой дифференциации интерес к изобразительной деятельности у таких ребят будет возрастать. Педагог предлагает ребятам интересные идеи для рисования, более сложные элементы орнамента, например, если тема занятия — украшение доски цветочным узором, что такие способные ребята могут включить в композицию еще и птицу.

Другое решение — предложить хорошо успевающим дошкольникам выполнить еще одну работу, например, дать еще один шаблон кувшина, чтобы украсить его другим узором.

Конкретные варианты композиций по декоративному рисованию в подготовительной группе

Декоративное рисование периодически предлагается воспитанникам подготовительной группы на протяжении всего учебного года. Так, уже в сентябре традиционно проходит занятие «Декоративное рисование на квадрате», в ходе которого дети украшают бумажную основу в стиле определенной народной росписи (по выбору — дымка, хохлома, городец). Причем, будет хорошо, если воспитатель предложит изобразить элементы региональной росписи (если дети проживают в соответствующем месте), например, уральско-сибирский, чувашский, казахский, мезенский орнамент.

Чуть позже (октябрь) ребятам предлагается декоративное рисование «Завиток» — стандартная основа (либо полоса бумаги) украшается крупной веткой с завитками (ключевым элементом народной росписи). Веточка дополняется характерными элементами — цветочками, листиками, ягодками, дужками, более мелкими завитками.

Далее следует «Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи» (ноябрь), где дошкольники уже создают композицию в стиле определенного народного промысла, передавая его характерные особенности. Этой теме посвящены два занятия: на первом дети упражняются в изображении данных орнаментов, а на втором — создают более сложную композицию на основе в виде силуэта посуды и пр.

Во второй половине года (январь) проводится занятие на тему «Букет цветов», в ходе которого ребята рисуют красивую композицию на основе изделий народного промысла (красочные павлопосадские платки, роскошные жостовские подносы, гжельская посуда в нежных сине-голубых тонах). При этом совершенствуются композиционные умения дошкольников — в центре рисунка помещается наиболее крупные цветы, вокруг которых располагаются элементы помельче.

В феврале детям педагог предлагает «Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи». Здесь перед воспитанниками ставится задача — передать неповторимый колорит сказочной Хохломы. Дети могут расписывать шаблоны посуды или нарисовать свой силуэт, например сказочной птицы или матрешки.

Весной (апрель) в подготовительной группе проходит занятие «Декоративное рисование «Композиция с цветами и птицами»», на котором ребята, опираясь на изделия самых разных народных промыслов, создают картину в определенной (теплой либо холодной) цветовой гамме. Опять-таки приветствуется региональный компонент.

И в конце года дошкольникам предлагается тема по декоративному рисованию «Завиток», где дети снова вспоминают красочные хохломские узоры. На характерном для Хохломы фоне изображается красивая изогнутая веточка, которая затем украшается разнообразными элементами.

Отметим, что в рамках декоративного рисования изредка можно предлагать дошкольникам коллективные работы. Например, дети могут создать красивый ковер или скатерть в стиле какой-либо народной росписи. Лучше всего проводить такие занятия, разделяя детей на подгруппы в несколько человек.

Такая деятельность предполагает свободную непринужденную атмосферу: ребята могу тихонько советоваться друг с другом, помогать, вставать со своего рабочего места. Такая работа, несомненно, полезна — увлекает дошкольников, способствует их социально-коммуникативному развитию, воспитанию самостоятельности, инициативности.

Возможные варианты мотивирующего начала занятия: рассматривание произведений народного декоративно-прикладного искусства, беседа по вопросам, сказка, стихотворение и пр.

Декоративное рисование — достаточно сложное занятие для дошкольников. Поэтому задача педагога — организовать теоретическую часть занятия так, чтобы максимально заинтересовать детей, создать у них устойчивую мотивацию к изобразительной деятельности.

Это интересно:  Как рисовать летучую мышь

Так, например, воспитатель сообщает ребятам, что в группу поступило письмо от поваров. Они сообщают, что много работают, готовят детям вкусную еду, но почти все их разделочные доски уже пришли в негодность. А те, которые остались, некрасивые. Повара знают, что дети очень хорошо рисуют, и просят их прислать им на кухню новые красивые досточки — с цветами и нарядными узорами.

Несомненно, ребятам будет очень приятно, что только они могут помочь поварам, тем более, что они их так вкусно кормят. Педагог предлагает им украсить шаблоны разделочных досок городецким узором, предварительно рассмотрев изделия народных мастеров, а также иллюстрации.

Другой вариант начала занятия — воспитатель рассказывает ребятам, что она была на ярмарке, купила бублики, еще напекла дома пирожков. Вот только не хватает блюдечек, чтобы устроить чаепитие. Задача дошкольников — расписать шаблоны или же картонные блюдца, что они с удовольствием сделают, тем более, если в конце занятия их будет ждать небольшое угощение.

Всегда завораживает детей сказочная мотивация. Например, в гости к ним приходит Иван Царевич (педагог демонстрирует игрушку либо картинку). Он очень грустный, потому что царь послал его искать чудо-птицу, а он нигде не может найти. Видел и грачей, и ворон, и сорок, а сказочной птицы так и не встретил, даже не знает, как она выглядит. Воспитатель успокаивает персонажа — уверяет, что ребята ему помогут. Из волшебного сундучка педагог достает «волшебных» птиц: филимоновскую — в разноцветную полоску, белую с синими цветочными узорами (гжель) и хохломскую — пеструю, всю украшенную ягодками, завитками, отливающую золотом, с пышным хвостом. Иван Царевич радуется и просит детей нарисовать ему побольше таких птиц.

Кукла, которую можно использовать на занятии

Еще один пример — воспитатель рассказывает дошкольникам сказку о том, что в одном государстве жил красивый сильный народ, который всей душой любил родную землю. Люди пели песни про свою страну, сочиняли про нее сказки, а еще умели творить красоту — вырезали из дерева замечательные изделия и украшали их прекрасной росписью. Очень искусной мастерицей бал Дарья, ее кисточка самые обычные вещи превращала в волшебные. Прослышал о девушке царь и велел привести ее во дворец. Но Дарья не согласна была жить в неволе. И когда пришли царские солдаты, она побежала на крутой берег реки, взмахнула руками и взлетела на небо. Девушка у всех на глазах превратилась в чудесную Жар-птицу, которая с тех пор летает она над землей и роняет свои сказочные перья. А кто находит их — сам начинает видеть красоту и становится мастером.

После рассказывания этой красивой сказки педагог предлагает ребятам тоже стать народными мастерами, например, городецкими (ведь именно на изделиях этого народного промысла часто фигурирует образ волшебной птицы) и расписать шаблоны чудесными узорами, яркими и праздничными.

Рассмотрим и такой сказочный вариант. В группу к дошкольникам приходит гном с просьбой — помочь приготовить подарок для Бабы Яги, ведь у нее скоро юбилей. Подарок должен быть необычным — какая-нибудь вещь с чувашским орнаментом (или каким-то другим, в зависимости от региона, где проживают дети). Но гном недоверчивый и вначале он проверяет ребят, насколько хорошо они разбираются в узорах, — показывает им карточки с изображением разных народных орнаментом. После того, как дети отлично справляются с заданием, они приступают к работе.

Многих сказочных персонажей можно интересно обыграть на занятии по рисованию

В возрасте шести-семи лет дошкольники уже с интересом воспринимают различные легенды и народные предания. Поэтому можно рассказать им, например, легенду о Хохломе. Оказывается, в давние времена в Москве жил талантливый мастер иконописи. Сам царь очень любил его работу и вознаграждал за старание. Однако мастер больше всего любил свободную жизнь, и он все бросил и уехал в дремучие леса, где построил себе избушку, чтобы заниматься своим любимым делом. Умелец создал искусство, которое полюбилось всему русскому народу, ведь в нем отразилась вся красота родимой земли. Самыми первыми возникли чашечки, украшенные роскошными цветами и изящными веточками.

Слава о чудном умельце разнеслась по всей стране, люди приезжали, чтобы взглянуть на него, а многие строили себе избы рядом с ним и оставались жить. Слава о нем дошла и до сурового царя — он приказал солдатам доставить к нему мастера Но художник узнал об этом от народа, собрал односельчан и передал им секреты своего промысла. А утром, когда солдаты вошли в село, они увидали, что избушка мастера горит ярким огнем. Самого же его нигде не смогли найти — остались только его краски.

Исчез чудесный мастер, однако ремесло его живет до сих пор — это яркие хохломские краски, которые напоминают о свободе, любви к людям, стремлении к красоте.

Педагог подчеркивает, что это только легенда, и в ней, конечно же, есть доля вымысла. Однако правда в том, что великое мастерство и искусство всегда передается из рук в руки, от человека к человеку.

На тему народных промыслов есть много замечательных стихотворений, которые также можно успешно использовать на занятии по декоративному рисованию. Приведем некоторые из них:

А вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок.

А высокий гребешок,

Краской красною горя,

Как корона у царя!

http://www.maam.ru/detskijsad/skazochnaja-ptica-itogovoe-zanjatie-v-podgotovitelnoi-grupe.html

Отголоски лета в зелени травы.

Рощи-перелески шёлковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

У красы точёной — сарафан парчовый

По волнам узоров яхонты горят.

Что за чародеи Хохлому одели

В этот несказанный праздничный наряд?

Роспись хохломская словно колдовская

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий

Всех чудес чудесней наша Хохлома!

http://svd-12.livejournal.com/388293.html

Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой.

http://svd-12.livejournal.com/388293.html

В деревне Семёново-
В русском краю,
Стояли избушки
Там в бытность свою…
И пели там птицы,
Кормила земля.
И жёлтая ржица
Ласкала поля.
Леса там родили
Рябину, цветы.
И люди там жили,
Лелея мечты.
Чтоб жизнь была краше
Для жителей тех-
Писали на чашах
Узор для потех.
Писали узоры
Их руки, души.
Молились в соборах,
Чтоб не было суши.
А в этих узорах
Рябиновых лоз.
Царили Соборы,
Леса и покос.
Там музу вершил
Кистью русский народ.
И сказку творил,
Нежно вписаный плод.
Там сказка вплеталась
В ковши и дома.
Вот так зарождалась
У нас хохлома.

http://svd-12.livejournal.com/388293.html

Как волшебница Жар- птица,
Не выходит из ума
Чародейка — мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Всё вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи.
Листья рдеют, не редея,
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея,
В мир волшебной красоты.

http://svd-12.livejournal.com/388293.html

Из глубины веков до наших дней,

Старанием мастеров умелых,

Русь украшает чудо-Гжель

Узором синим в платьях белых.

Весеннее украсят утро

Чудесной гжели нежные букеты,

И легким ветерком как будто,

На нас подует жарким летом.

Порой осенней в ярких красках

Природы милого творенья,

К нам гжель приходит снежной сказкой,

Зимы, предвидя приближение.

Ну а зимой, холодной, вьюжной,

Согреет нас огнем камин,

В котором, жаркий пламень дружит

С узором сине-голубым.

http://kidsclever.ru/content/stihi-pro-gzhel

Отметим, что существует много дидактических игр по теме «Народные промыслы», которые целесообразно предлагать воспитанникам подготовительной группы накануне занятия: ребята закрепят элементы узора, лучше усвоят его композицию.

Игра закрепляет умение подбирать нужный элемент определенного вида декоративно-прикладного искусства Игра способствует закреплению знаний детей о выразительных средствах, применяемых в городецкой росписи

Отметим, что физкульминутки и пальчиковую гимнастику воспитатель также должен подбирать к тематике занятия, например, пальчиковая гимнастика «Гжель»:

Статья написана по материалам сайтов: xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai, nsportal.ru, www.maam.ru, infourok.ru, shkolabuduschego.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий