Архитектура и живопись Византии 6 класс

Nav view search

Login Form

Искусство Византии

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 28.01.2016 16:53 Просмотров: 9306

«Византия создала блестящую культуру, может быть, самую блестящую, какую только знали средние века, бесспорно единственную, которая до XI в. существовала в христианской Европе.

Константинополь оставался в течение многих столетий единственным великим городом христианской Европы, не знавшим себе равных по великолепию. Своей литературой и искусством Византия оказывала значительное влияние на окружавшие её народы. Оставшиеся от неё памятники и величественные произведения искусства показывают нам весь блеск византийской культуры. Поэтому Византия занимала в истории средних веков значительное и заслуженное место» (Ш. Диль «Основные проблемы византийской империи»).
Византийская художественная культура стала родоначальницей некоторых национальных культур, в том числе, например, древнерусской культуры.
Византийская империя (Византия) сформировалась в 395 г. в результате окончательного раздела Римской империи после смерти императора Феодосия I на западную и восточную части. Через 80 лет Западная Римская империя прекратила своё существование, а Византия стала исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима на протяжении почти 10 столетий.
В 1453 г. Византийская империя окончательно прекратила своё существование под натиском османов (Османской империи).
Бессменной столицей и цивилизационным центром Византийской империи был Константинополь, один из крупнейших городов средневекового мира. В южнославянских языках назывался Царьград. Официально переименован в Стамбул в 1930 г.

Общая характеристика византийского изобразительного искусства

Архитектура Византии

С первых дней своего существования Византия начала возводить величественные сооружения. К греко-римским элементам искусства и архитектуры примешивались восточные веяния. За весь период существования Византийской империи было создано много замечательных памятников во всех областях Восточной империи. До сих пор в искусстве Армении, России, Италии, Франции, в арабском и в турецком искусстве прослеживаются византийские мотивы.

Особенности византийской архитектуры

Формы византийской архитектуры были заимствованы у античной архитектуры. Но византийское зодчество постепенно их видоизменяло и в течение V в. выработало свой тип сооружений. В основном это были храмовые сооружения.
Главной его особенностью являлся купол для покрытия средней части здания (центрально-купольная система). Купол был уже известен в языческом Риме и в Сирии, но там он помещался на круглом основании. Византийцы первые разрешили задачу помещения купола над основанием квадратного и четырёхугольного плана при помощи так называемых парусов.
Па́рус – часть свода, элемент купольной конструкции. Посредством паруса осуществляется переход от прямоугольного основания к купольному перекрытию или его барабану. Парус имеет форму сферического треугольника, вершиной опущенного вниз. Основания сферических треугольников парусов в сумме образуют окружность и распределяют нагрузку купола по периметру арок.
Внутри византийских храмов вокруг среднего подкупольного пространства, за исключением алтарной стороны, шла галерея типа хо́ров (верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви, обычно на уровне второго этажа в парадном зале.
В западноевропейских храмах на хорах обычно размещаются музыканты, певчие, орган. В православных церквях – клирос (певчие и чтецы).

Владимирский собор в Киеве. Хо́ры, устроенные над боковыми нефами храма

Снизу галерею поддерживали колонны, антаблемент (балочное перекрытие пролёта или завершение стены) которых был не горизонтальный, а состоял из полуциркульных арок, перекинутых с колонны на колонну.

Колонны, поддерживающие галерею в храме Святой Софии
Внутренность здания не отличалась богатством и сложностью архитектурных деталей, но его стены облицовывались снизу дорогими сортами мрамора, а вверху, как и своды, обильно украшались позолотой, мозаичными изображениями на золотом фоне или фресковой живописью.

Интерьер Софийского собора

Мозаичное изображение Богородицы
Шедевром византийской архитектуры является Софийский собор.

Софийский собор (Стамбул)
Бывший православный собор, впоследствии – мечеть, в настоящее время – музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника в сегодняшний день – Музей Айя-Софья.
Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире (до постройки собора Святого Петра в Риме). Высота Софийского собора 55,6 м, диаметр купола 31 м.
Церковь Святой Ирины в Константинополе (Стамбул)
Представляет новый для VI в. тип базилики в форме креста. Притвор церкви выложен мозаикой времен Юстиниана. Внутри стоит саркофаг, в котором, по преданию, покоятся останки Константина (римского императора).
После завоевания Константинополя в 1453 г. церковь не была переделана в мечеть и значительных изменений в её внешнем виде не было произведено. Благодаря этому до наших дней храм Святой Ирины является единственной церковью в городе, сохранившей свой первоначальный атриум (просторное высокое помещение при входе в церковь).

Современный интерьер церкви

Основным видом живописи была иконопись. Иконопись развивалась, в основном, на территории Византийской империи и стран, принявших восточную ветвь христианства – православие. Иконопись вместе с христианством приходит сначала в Болгарию, затем в Сербию и Русь.

Владимирская икона Божией Матери (начало XII в., Константинополь)
По церковному преданию, икону написал евангелист Лука. Икона попала в Константинополь из Иерусалима в V в. при императоре Феодосии.
На Русь икона попала из Византии в начале XII в. в качестве подарка святому князю Мстиславу от патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга. Сначала Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода (недалеко от Киева). Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 г. принес икону во Владимир (поэтому она и получила своё наименование). Хранилась в Успенском соборе.
Во время нашествия Тамерлана в 1395 г. чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. Войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, по заступничеству Богородицы.
В монументальной живописи Византии большое распространение получила мозаика.

Византийская мозаика (V в.)

Мозаика времён Юстиниана I

Скульптура

Скульптура в Византийской империи не получила особого развития, т.к. восточная церковь не очень благосклонно относилась к статуям, считая поклонение им в некотором роде идолопоклонством. Особенно нетерпимыми скульптурные изображения стали после постановления Никейского собора 842 г. – они были полностью устранены из соборов.
Поэтому скульптуре оставалось только украшать саркофаги или орнаментальные рельефы, переплёты для книг, сосуды и др. Материалом для них служила в большинстве случаев слоновая кость.

Порфировые тетрархи
Четыре тетрарха – скульптурная композиция из тёмно-красного порфира (тёмно-красная, пурпурная горная порода), вмонтированная в южный фасад венецианского собора Сан-Марко. Статуя была изготовлена в первой половине IV в. и являлась частью константинопольского Филадельфейона (одна из важнейших городских площадей Константинополя), построенного рядом с колонной Константина (современная площадь Чемберлиташ).
Известен Диптих Барберини – византийское изделие из слоновой кости, выполненное в античном стиле. Это изображение императорского триумфа датируется первой половиной VI в., а император обычно отождествляется с Анастасием I или, что более вероятно, Юстинианом I.

Диптих Барберини (V-VI вв.)

Декоративно-прикладное искусство

Были развиты резное дело, обработка металлов, из которых исполнялись выбивные или литые рельефные произведения.
Существовал и ещё один вид работ (agemina): на медной поверхности дверей или других плоскостей делался лишь слегка углублённый контур, который выкладывался другим металлом, серебром или золотом. Так выполнены двери римской базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, погибшие во время пожара в 1823 г., двери в соборах Амальфи и Салерно близ Неаполя.
Таким же способом изготовлялись напрестольные образа, доски для стенок престолов, оклады для Евангелий, ковчеги для мощей и т. п.
Особенно искусны были византийские мастера в эмальерных изделиях, которые можно разделить на два сорта: простую эмаль и перегородочную эмаль. В первой на поверхности металла делались с помощью резца углубления соответственно рисунку, и в эти углубления насыпался порошок цветного стекловидного вещества, которое потом сплавлялось на огне и приставало прочно к металлу; во второй рисунок на металле обозначался приклеенной к нему проволокой, и пространства между получившихся перегородок заполнялись стекловидным веществом, получавшим потом гладкую поверхность и прикреплявшимся к металлу вместе с проволокой посредством плавления.
Образцом византийского эмальерного дела является знаменитая Pala d’oro (золотой алтарь). Это род маленького иконостаса с миниатюрами в технике перегородчатой эмали, украшающий собой главный алтарь в венецианском соборе св. Марка.

Это интересно:  Живопись 19 века в России презентация

Пала д’Оро
Иконостас содержит множество миниатюр.

Миниатюра с изображением Христа

Изготавливали в Византии и ювелирные украшения.

Обручальное кольцо, чернёное золото (Византия)

Византийская архитектура и живопись;

Четвертый век – период разложения и распада прежде единой и могущественной Римской империи. Внутренние политические распри, набеги варваров привели к упадку Рима.

Христианство, полностью сложившаяся идеология, провозгласившее единение рабов и свободных подтачивало основы рабовладельческой формации.

В 313 году христианство было объявлено государственной религией, а в 330 году столица римской империи была перенесена в Византий – город на берегу Босфора, переименованный в честь императора Константина в Константинополь. В 395 году государство распалось на Восточную и Западную империи. Первая из них получила наименование Византийской империи.

Художественная культура Византии определилась в результате слияния, сочетания измененных традиций и приемов античности и новых мощных веяний Востока.

Развитие искусства и культуры Византии делится на периоды:

· VIII – XIII в. – средний период.

· XIII – XV в. – поздний.

Стиль византийской архитектуры сложился постепенно, в результате совмещения элементов позднеримской, раннехристианской архитектуры и восточных влияний.

Храмовому строительству уделялось большое внимание, так как церковь играла ведущую роль в государственной, общественной и идеологической жизни.

Раннехристианские и византийские базилики используют формы сооружений античного Рима – базилики и отличаются простотой плана. Объемное их решение определялось высоким центральным нефом, перекрытым двускатно, и боковыми, более низкими, имевшими односкатное покрытие. К основному прямоугольному объему с восточной стороны примыкает полукруглая ниша – алтарная апсида, которой предшествует поперечный неф-трансепт. Часто к западной стороне базилики присоединялся прямоугольный двор, окруженный галереями – атрий с фонтаном для омовений в центре.

Внешний вид базилик был очень скуп. Здания эти не имели почти никаких декоративных деталей в обработке фасадов. Зато интерьер при всей простоте структуры был красив и параден. Нефы разделялись колоннами из ценных пород камня – мрамора, гранита. Продольные стены в центральном нефе выше рядов колонн, покрывались, как правило, мозаикой. Полы настилались из разноцветного мрамора.

После утверждения христианской религии некоторые из древних римских зданий стали использоваться как церкви – базилика Юлия Цезаря и др. Начали строится и новые, более крупные, храмы. При создании этих сооружений использовались части античных построек (прежде всего внутренние колоннады).

В IV – VI веках в городе Риме было построено несколько крупных христианских церквей-базилик : Св. Петра (5 нефов, IV в.) теперь на его месте построен грандиозный собор Ватикана; Лютеранская базилика (5 нефов, IV век); Санта Мариа Маджоре (3 нефа, V век) и другие.

Значительные храмы были построены и на восточном берегу Апенинского полуострова – в Равенне, являвшейся центром византийского наместничества.

Чрезвычайно характерна равенская базилика Сан-Аполлинаре Нуово, построенная в начале VI века. Нефы разделяют мраморные колонны, привезенные из Константинополя. Всего их здесь 24. стена над колоннами прорезана арками, которые опираются на колонны и образуют аркаду. Эта новая система с арками, перекрывающими пролеты между колоннами – типично византийский мотив, который перейдет и в более поздние стили. Он заменил собой классическую систему римской архитектурной ячейки, в которой арка опиралась на пилоны, а ордер лишь декорировал последние.

Главным средством оформления интерьера базилик были мозаики.

В церкви Сан-Аполлинаре Нуово в Равенне они тянутся непрерывными горизонтальными лентами по обе стороны центрального нефа. Изображены процессии святых, направляющихся к алтарю. Но фигуры, размещенные на равных расстояниях друг от друга, статичны.

Белые одежды изображенных святых жен и мужей выделяются на золотом нейтральном фоне. Плоскостность, графичность, статичность и условность в лицах, в деталях, «абстрактный» фон – основные изобразительные средства, которые приходят в это время в искусство и распространяются на весь длительный период существования византийской, художественной культуры.

Церковь Сан-Витале славится своими замечательными мозаиками, которые горят «как яхонты в оправе золотой» (Данте). Композиции выполнены на синем и золотом фонах: на ряду с библейскими сюжетами и персонажами изображены император Юстиниан и его жена Феодора в окружении свиты. Все персонажи и композиции статичны и фронтальны. Пропорции в значительной мере произвольны, лица аскетичны. Черты античной иллюзорности явно уступили место плоскостности и графичности в изображении тел, одежд и их деталей. Элементы архитектуры или пейзажа давались в так называемой «обратной» перспективе, совершенно условно и стилизованно.

Композиция храма совмещает элементы трехнефной базилики и центричного купольного объема. Посередине центрального нефа здание перекрыто огромным плоским куполом, диаметр которого составляет 31 метр. Купол возведенный на «парусах»- треугольных изогнутых сводах опирался на четыре мощных столба. Сорок окон прорезаны в основании купола. Создается ощущение, что купол висит над зданием на сплошном световом поясе.Общая длина храма 81 метр. Ширина 72м. Сложная система полукуполов придает храму стройное единство.

В соборе была применена новая, типичная для Византии система связи круглого купола с перекрываемым им квадратным в плане пространством. Переход от подкупольного квадрата к круглому куполу был осуществлен посредством сферических треугольников – так называемых парусов. В дальнейшем эта система получила огромное распространение в мировой архитектуре, вплоть до XIX века.

В интерьере использован мотив аркад того же типа, что и в равеннской церкви Сан-Витале. 107 колонн из малахита и порфира поддерживают галереи. Взяты они из храмов Малой Азии и Египта. Пол храма украшал прихотливый узор из порфира и цветных мраморов Вместо иконостаса в храме были установлены 12 серебряных колонн с золотыми капителями .На колоннах располагались иконы.

Стены собора в нижней их части облицованы полихромными мраморными с орнаментированными узорами, в верхней части – на стенах, сводах, купольных покрытиях широко применены мозаики с изображениями религиозных сцен, императоров и членов их семей. Мозаики эти даны на золотом фоне; не смотря на ряд художественных особенностей, они характеризуются в целом теми же признаками, что и мозаики Равенны – условностью изображений, статичностью поз, удлиненными пропорциями фигур.

В дальнейшем византийские храмы уменьшаются в размерах, и всеобщее распространение к IX веку приобретает тип так называемой крестовокупольной церкви, используемый в различных вариантах и обнаруживший большую устойчивость. Несмотря на специфичность этих в среднем очень небольших сооружений, свое происхождение они ведут от Софии Константинопольской, в которой впервые, в больших масштабах, произошло объединение базиликального и центрально-купольного типов.

Крестоволкупольные храмы имеют в центре небольшой купол на стройном барабане. С подкупольным пространством связаны и подчинены ему все прочие части постройки, образующие форму равноконечного, так называемого греческого креста, ветви которого перекрываются цилиндрическими сводами. В целом план церкви вписывался в прямоугольник или даже квадрат. Очень часто вводились малые купола, располагавшиеся в четырех углах здания.

Византия – родина иконописи. Икона пишется темперной краской на специально обработанной доске. Задачи иконописца воплощение божества в телесном образе. Для этого сложился строго определенный тип изображения – так называемый иконописный канон. Правилами (каноном) был зафиксирован обязательный вид святого, цвет его одежд, атрибуты. Золотой фон икон и нимбов символизировал нерукотворный свет святости. Выработка и использование «обратной перспективы», когда точка схода зрительных линий находится не у горизонта за предметами, а впереди них. Бестелесые фигуры с огромными глазами, отрешенным взглядом сочетались с тонкой одухотворенностью образов. Красочная лепка объема заменяется линейной очертанностью силуэтов. Самым знаменитым примером может служить икона. Владимирской Богоматери – одна из основных древнерусских святынь.

Это интересно:  Живопись 19-20 века в России

Методическая разработка по истории (6 класс) по теме:
Урок 6 кл. «Архитектура и живопись в XIV — XV вв»

Урок разработан в трёх варианта с применением презентации, электронного учебника 6 класс издательство Просвещение, Виртуальной экскурсии «Московский Кремль»

Предварительный просмотр:

Управление образования, культуры и спорта ГО «Поронайский»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Малиновка

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

НОМИНАЦИЯ: УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР (ЦОР)

Выполнила: учитель биологии

Елисеева Вера Ивановна

СОПРОВОЖДАЮЩИЙ ПОЯСНИТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ

МКОУ СОШ с. Малиновка

ФИО и должность автора

Елисеева Вера Ивановна, учитель

На уроке для изучения структуры экосистемы (пространственной, экологической, видовой и трофической) используется материал виртуальной экскурсии в широколиственный лес.

Экология. Учебное пособие [Электронный ресурс] : Учебное пособие под редакцией А. К. Ахлебинина, В. И. Сивоглазова. – М.: Дрофа. – 2004. – 2 электронных диска (CD – ROM)

11 класс, общеобразовательный

Организовать учебную деятельность обучающихся по углублению, расширению и конкретизации знаний структуры экосистем в ходе виртуальной экскурсии в широколиственный лес.

Обучающая задача: проверить теоретические знания учащихся о структуре экосистем, содействовать конкретизации учащимися структурных уровней экосистем на примере экосистемы широколиственного леса как уровне организации биологической системы

Развивающая задача: совершенствовать методы наблюдения за экосистемой с целью нахождения и анализа информации о биологической системе; содействовать развитию познавательного интереса, интеллектуальных способностей в ходе работы с различными источниками информации.

Воспитывающая задача: содействовать индивидуальному экологическому и информационному воспитанию обучающихся

Обучающиеся учатся объяснять, описывать, сравнивать, находить информацию о структуре экосистем в ходе прослушивания лекции на виртуальной экскурсии.

Форма организации работы детей

Формы организации работы учителя

Планирование, моделирование, проектирование урока, контроль и коррекция учебной деятельности учащихся

Компьютер, ноутбуки, наушники

Образовательный комплекс представляет собой мультимедиа-курс, включающий учебник с большим количеством иллюстративного материала, интерактивные тесты, виртуальные экскурсии и модели, видео и фотоальбомы, справочные и биографические материалы.

Поддерживает многопользовательскую работу на одном компьютере. Платформа 1С:Школа

Цифровые образовательные ресурсы

Экология. Учебное пособие [Электронный ресурс] : Учебное пособие под редакцией А. К. Ахлебинина, В. И. Сивоглазова. – М.: Дрофа. – 2004. – 2 электронных диска (CD – ROM)

Хорошая учебная активность обучающихся, оценки за оформление материалов виртуальной экскурсии, индивидуальные траектории учебной деятельности, положительная оценка собственной деятельности, высказывание обучающимися своего мнения о полезности, новизны, необычности и трудности занятия,

ПЛАН УРОКА «СТРУКТУРА ЭКОСИСТЕМ»

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: экскурсия.

Вид урока: виртуальная экскурсия.

Цель урока: Организовать учебную деятельность обучающихся по углублению, расширению и конкретизации знаний структуры экосистем в ходе виртуальной экскурсии в широколиственный лес.

Обучающая задача: проверить теоретические знания учащихся о структуре экосистем, содействовать конкретизации учащимися структурных уровней экосистем на примере экосистемы широколиственного леса как уровне организации биологической системы

Развивающая задача: совершенствовать методы наблюдения за экосистемой с целью нахождения и анализа информации о биологической системе; содействовать развитию познавательного интереса, интеллектуальных способностей в ходе работы с различными источниками информации.

Воспитывающая задача: содействовать индивидуальному экологическому и информационному воспитанию обучающихся.

Методы: словесный, наглядный с использованием интерактивных средств обучения (ЦОР)

Оборудование: компьютер с установленным электронным учебным пособием, ноутбуки, наушники.

Культура и искусство Византии

фото с сайта cdn.history.com

Будучи названной «Византией» уже после своего распада, империя Ромеев канула в Лету. Но величие этого государства-цивилизации, его историческое и культурное наследие стали базисом для формирования специфики типов многих современных народов.

Основные достижения Византийской культуры

Когда историки говорят о могуществе и влиянии империи, обычно они имеют в виду политическую составляющую. Римляне известны достижениями в области военного искусства, теории государства и права. Системы и нормативы, разработанные ими во время господства, лежат в основе большинства современных развитых государств. Совсем иначе с восточными римлянами – едва ли при упоминании Константинополя кто-то вспоминает византийское право и принципы гражданственности. Влияние этой цивилизации более глубокое – эстетическое и религиозное.

В эпоху своего расцвета Восточная Римская империя называлась «Ромейской» (по греч. ромей — римлянин). Византией ее начали именовать гораздо позже, взяв за основу первоначальное название столицы – Константинополя.

Формирование основ

Культура Византии является наследницей культуры Римской империи – ромеи заимствовали оригинальные концепции и достижения античного мира в области права, изобразительного искусства, музыки и архитектуры. Но географическое расположение государства, его торговые связи и особенности миграции народов, открыли национальные границы для влияния Востока. Этот симбиоз исторического прошлого античного периода и варварского окружения послужил основой для формирования совершенно особенного образования.

фото с сайта 1.bp.blogspot.com/

Периодизация

История этого государства напоминает маятник. Расцветы сменялись падениями, провоцируемыми внешним воздействием или внутренними междоусобицами. Схематично, можно выделить следующие периоды:

  1. IV — VII вв. — начало формирования собственной идентичности: борьба античного наследия и христианского богословия;
  2. начало VIII — первая половина IX в.
    период экономического и культурного спада, вызванного междоусобными конфликтами;
  3. вторая половина IX —Х вв. — восстановление величия, подъем на территории всего царства;
  4. XI — XIIвв. — два века величайшего расцвета – именно в этот момент мозаика и иконопись приобретают свою наиболее завершенную форму;
  5. XIII в. — разграбление Константинополя крестоносцами, спад влияния с периодическими попытками восстановить могущество;
  6. XIV — начало XV в.— кризис и падение. Завоевание османами.

Если сделать деление более условным, то можно ограничиться всего двумя этапами: ранним (V– начало IXвв.) и поздним (IX-XVвв.).

Ранний период был ознаменован наполнением философии ромеев восточным образом мысли и постепенным переосмыслением наследия Запада. По мере взаимопроникновения культурных ценностей, симбиоз становился все более заметным – сочетание разных кодов проявлялось и в политике, и в духовной сфере. Уже к середине VI в. Византия сформировала собственную идентичность, которую сохраняла даже в периоды завоеваний.

Несмотря на могущество, Византия была повержена и разрушена. Однако ее наследие лежит в основе национальных культур многих ортодоксальных стран. Узнайте больше о влиянии некогда великих империй в статье «Ацтеки и их достижения»

Империя Ромеев стала первым образцом классической христианской культуры. Именно здесь философия и доктрины молодой религии приобрели завершенную форму в Ортодоксальной Церкви. Влияние духовного прослеживалось везде: в политической жизни оно было выражено в обожествлении власти и придании сакральности образу императора; в живописи не было равных византийской иконописи; в архитектуре появлялись новые ориентиры и элементы зодчества.

С другой стороны, роль христианства не всегда была позитивной. Культура средневековой Византии отмечена периодом внутриэлитных распрей. Одним из самых влиятельных было движение иконоборцев. Сформированное под влиянием ветхозаветных текстов, оно было направленно против почитания икон, и на долгое время затормозило развитие иконописи. Только к началу десятого века, иконы заняли прежнее место.

Таблица – основные достижения византийского искусства кратко

Особенности мира византийского искусства

История развития Империи Ромеев представляет собой движение от заимствованных культурных форм Востока и Запада к достижению собственной идентичности.

Доминирующим фактором формирования эстетики государства было христианство. Религия воспринималась как центровая ось развития не только искусства, но и политического устройства.

Если говорить об особенностях кратко, Византийской культуре были свойственны:

  1. зрелищность и спиритуализм;
  2. эклектизм стилей и направлений;
  3. сакральность и культовость.

Узнайте больше об истории империи и мире византийского искусства:

Своеобразие музыкальной культуры Византии

фото с сайта sonata-etc.ru

Отсутствие нотных памятников светского музицирования не дает ученым в полной мере оценить культурное наследие византийского периода. Ряд музыковедов придерживаются теории о ритмическом и смысловом влиянии античной музыки на искусство Древней Византии. С другой стороны, учитывая многонациональность государства, более распространенная точка зрения заключается в комбинации стилей и форм персидской, армянской, сирийской, еврейской песенности.

Иначе обстоит дело с церковными произведениями. До нас дошли источники, дающие представление о том, каким было музыкальное искусство Византии того времени. Преимущественно, в нем сохранялось наследие римско-католической церкви – григорианский хорал.

Основные способы исполнения:

  • торжественное чтение евангельских текстов;
  • исполнение псалмов и гимнов;
  • аллилуйное пение.

В эпоху поздней Византии церковные службы стали пышнее. Более мощным стало и музыкальное сопровождение служб – в обиход вошло хоровое исполнение, многоголосные песенные структуры.

Это интересно:  Живопись на Руси 10-13 века

Архитектура

Собор Святой Софии фото с сайта world-countries.net

С развитием христианства традиции античного зодчества уступают место новому стилю.

Специфика храмов Древних греков и Древних римлян заключалась в их алтарности – храмы строили как обитель почитаемого бога. Все церемониальные мероприятия проходили на специальных площадках перед строением, поэтому основное внимание уделялось фасаду.

В религиозной традиции христианства храм является местом для вознесения молитв. Меняется его сущность – теперь он становится местом собрания верующих. Поэтому концепция постройки претерпевает изменения: внутренняя отделка становится разнообразнее, все внимание мастеров направлено на создание атмосфера духовности, сакральности места. Фасад здания получал достаточно простую обработку – внешний вид византийских храмов существенно отличался от католических соборов готического стиля. Преимущественно, облицовка здания оформлялась узорной кирпичной кладкой. Важное достижение архитекторов восточных римлян – крестово-купольный храм, пришедший на смену базиликальному типу. Традиция постройки сохраняется и сегодня в странах с православной культурой.

Очевидно, что наибольшее число шедевров зодчества располагалось в столице государства – Константинополе. Но по мере урбанизации развивалась и архитектура других городов – памятники появлялись в Равенне (мавзолей Галлы Плацидди). Однако главными шедеврами Византии считаются Собор Святой Софии и Церковь Святой Ирины в столице империи, Храм Святой Софии в Трапезунде, .

Под влиянием набегов и культурной экспансии западных христиан, архитектура Византии становилась все более сложной. Возрастает роль декорирования наружного убранства (Церковь Христа Спасителя в Полях, в составе ансамбля монастыря в Хоре).

Каковы основные достижения художественной культуры Византии

Культура Византии в средние века – это не только зодчество. Одновременно изменения происходят в остальных жанрах декоративно-прикладного искусства: иконографии, мозаике.

фото с сайта vidania.ru

Византийские иконы была крупнейшим достижением в восточно-христианской ортодоксальной цивилизации. Она не только легла в основу ряда национальных культур, но и оказала влияние на католические страны – Италия, в частности, Венеция, находилась под влиянием ромеев.

Развитие жанра изобразительного творчества можно разделить на несколько периодов:

– доиконоборческая эпоха;
– иконоборство;
– постиконоборческий период.

Первый период расцвета византийской иконописи сохраняет черты античности, которые вытесняются в ходе поиска изобразительного языка, способного перенести суть христианских догматов и религиозного учения в плоскость художественной графики. Исчезает натурализм, иконы теряют индивидуальные черты, становятся более схематичными.

Развитие изобразительного искусства было остановлено под прессингом иконоборчества, утвердившегося в качестве официальной идеологии на целое столетие. В это время иконопочитателей преследовали, многие иконописцы были вынуждены сменить родное государство на соседние страны, где продолжали свою работу.

Ренессанс в создании икон начался в XX веке, а подлинный расцвет наступил ближе к закату Византийской империи. Для этого периода характерно усложнение цветовой гаммы, возвращается натурализм; изображаемые фигуры приобретают индивидуальность, они становятся более воздушными, иконопись в целом приобретает черты маньеризма (Двенадцать апостолов, Сошествие Христа в ад).

фото с сайта 7iskusstv.com/

Рассказать об искусстве византийской мозаики в рамках общей статьи невозможно. Многообразные техники, стили – мастера совершенствовали свои навыки под влиянием развития церковного зодчества. Уникальные орнаментальные или натуралистические картины украшали фасады светских и религиозных сооружений. Многие из них были уничтожены во время крестовых походов, османского завоевания или войн последнего столетия. К XI в. сложился уникальный стиль византийской мозаики – смальта. Это особый материал для прикладного искусства, представлявший собой стекло, покрытое тонким слоем золота. Когда в вечерних сумерках зажигали свечи, выполненные в такой технологии святые, сияли, создавая смиренную и одухотворенную атмосферу во время проведения служб. К X в. утвердились основные принципы пространственного расположения персонажей сюжетов, иллюстрирующих главные библейские истории. В куполе храма стали размещать фигуру Христа (преимущественно поясное), в алтаре – Богородицу, сложившую руки в молитве. Архангелы и апостолы располагались по сторонам от центральных фигур. Так строилась мозаичная графика XI-XII вв. как в самой Византии, так и за ее пределами.

Влияние Византии на культуру Древней Руси

Московский собор в Кронштадте — продолжение византийских традиций фото с сайта gov.spb.ru

Византия оказала значительное влияние на развитие культуры многих стран христианского мира. Но ее влияние в Древней Руси было особенно заметным.

Отношения молодого княжества и крупной цивилизации начались с вражды и военного противостояния. Но с момента Крещения Руси по греческому образцу, ориентиры изменились. С развитием христианизации в крупные города устремились иконописцы, зодчие, священники.

Монголо-татарское иго приостановило отношения между Русью и Византией. Оценить влияние захватчиков Вы можете в статье Правда и вымысел о «Монголо-татарском иге»

Под влиянием византийской традиции сформировалась церковная культура Руси. Внешнее убранство, внутреннее оформление задавались достижениями ромейской эпохи. Одним из главных искусств, перенесенных из Византии, стала мозаика.

Иконопись на византийский манер была основным видом искусства России до XVI в., когда ее потеснила светская живопись. Основные произведения создавались художниками Владимиро-Суздальского и Новгородского княжеств. Главные принципы – духовность, выразительность, сакральность.

Экономическое и духовное сообщение с Византией прекратились после завоевания Руси монголо-татарами. Тем не менее, глубокие культурные связи уже были заложены и сегодня мы, потомки русичей, являемся наследниками древней цивилизации.

Живопись и архитектура Византии (презентация)

Описание разработки

Периодизация:

1этап — IV-серединаVII вв.

2этап — VII-серединаIX вв.

Живопись и Архитектура Византии: Самая существенная особенность Византийского искусства его культовость,связь с церковными обрядами богослужение.

Занимая срединное положение между Востоком и Западом, она испытывала влияние различных народов, населявших империю.

С другой стороны, культура Византии впитала греко-римские художественные традиции.

Архитектура: Своеобразие архитектуры времени Юстиниана-показ дворцовой жизни как пышного церемониала, театрально-торжественного культа.

В архитектуре возникали и развивались новые формы.

Первоначально крупные города сохраняли облик и планировку античного города с прямыми,как стрела ,улицами пересекающимися под прямым углом,без тех узких и кривых улочек.

Самым распространенным типом храма была базилика.

В архитектуре X-XIвв.господствуют пышная декоративность,симметрия,строгая рассудочность.

На фресках и мозайках вместо ажурности, игры светотени теперь застылая масса, гладкие и непроницаемые стены.

При Юстиниане византийское искусство приобретает полную самостоятельность

Мозаика: Излюбленной техникой стенной живописи стала мозайка. К VII веку относятся мозаики церкви св.Дмитрия в Солуни. К IXвеку –мозаика Софии Константинопольской.

Содержимое разработки

Разработала: учитель истории Новомихайловской СШ Сабаганова Анар Капетовна

  • 1этап -IV- середина VII вв.
  • 2этап- VII- середина IX вв.
  • 3этап- середина IX-XII
  • 4этап- XIII- середина XV

Живопись и Архитектура Византии

  • Самая существенная особенность Византийского искусства его культовость,связь с церковными обрядами богослужение. Занимая срединное положение между Востоком и Западом, она испытывала влияние различных народов, населявших империю. С другой стороны, культура Византии впитала греко-римские художественные традиции.

  • Своеобразие архитектуры времени Юстиниана-показ дворцовой жизни как пышного церемониала, театрально-торжественного культа. В столице Византии оформился выдающийся архитектурный ансамбль :Ипподром,Большой дворец с полом, выложенным мозайками,ицентральное здание города-храм святой Софии.(532-537).

  • В архитектуре возникали и развивались новые формы.
  • Первоначально крупные города сохраняли облик и планировку античного города с прямыми,как стрела ,улицами пересекающимися под прямым углом,без тех узких и кривых улочек.Самым распространенным типом храма была базилика.

  • В архитектуре X-XI вв.господствуют

пышная декоративность,симметрия,строгая рассудочность. На фресках и мозайках вместо ажурности, игры светотени теперь застылая масса, гладкие и непроницаемые стены.

  • Излюбленной техникой стенной живописи стала мозайка.К VII веку относятся мозаики церкви св.Дмитрия в Солуни.К IX веку –мозаика Софии Константинопольской.

Миниатюра «омовение ног»

Миниатюра «Евангелист Марк»

Миниатюра «Тайная вечеря»

Миниатюра «император Михаил Палеолог»

  • С V в.стали формироваться основы художественного стиля, определяющую роль в котором сыграли традиции эллинизма.

  • Однако все большие распространение начинают получать центрические постройки. Уже сложившийся к тому времени ритуал християнского богослужения. Церковный ритуал продиктовал также художественное оформление интерьера мавзолея. Изображение должно было соединить два мира- реальный и потусторонний

  • Середина IX-XII века определяется «комниновский» период. В церковной архитектуре базилика отживала свой век, и её место стал занимать крестово-купольный храм.

Статья написана по материалам сайтов: ency.info, studopedia.su, nsportal.ru, perstni.com, videouroki.net.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий