Живопись 19 века в Европе

Ведущее место в живописи Западной Европы в конце 19 века и начале 20 столетия занимала Франция. К 1880 году закончился в основном период расцвета импрессионизма. Официальным направлением в искусстве того времени оставалось эпигонское салонно-академическое, отмеченное печатью мещанской пошлости. На выставках парижского Салона конца 19 века вниманию публики предлагались то аллегорические и мифологические композиции, то натуралистические благообразные портреты, изображения нагих красавиц, мелочно-анекдотические жанровые картинки, лишенные демократического идейного содержания, и т.д.

Натуралистическое правдоподобие все более уступало в Академии место стилизации, отвлеченной символике, приводящей к условному декоративизму (Пьер Пюви де Шаванн, 1824–1898). Проявлялись субъективистские тенденции и мистицизм (Гюстав Моро, 1826–1898). В борьбе с рутиной академического искусства за высокие эстетические ценности протекают искания лучших мастеров конца 19 века и начала 20 столетия. Традиции импрессионизма в жанровой и лирической пейзажной живописи развивают жизнерадостный, многокрасочный, в своей палитре живописец Пьер Боннар (1867–1947) и тонкий поэт старых улочек и домов Парижа художник Морис Утрилло (1883–1955).

Однако нарастающий конфликт между личностью и обществом, отсутствие связи большинства вновь выступивших в искусстве в конце 19 и начале 20 века крупных мастеров с демократическим движением нового пролетарского периода определили противоречивость их творчества. Сужение интересов личности, дегуманизация культуры замыкали творчество многих художников вокруг формально-профессиональных вопросов, в сферу субъективных переживаний.

Наиболее значительные явления в живописи этого периода характеризуются творчеством художников, которые стали играть видную роль во французском искусстве несколько позже, чем импрессионисты: Поль Сезанн, Винсент ван Гог, Поль Гоген и другие живописцы. Большинство из них усвоили достижения импрессионистов. Однако их этюдному видению, фиксирующему текучие, нестойкие явления природы, новое поколение художников противопоставило задачу раскрытия внутренней сущности явлений, их гармонии и красоты. Обращаясь к традициям большого искусства прошлого, они хотели вернуть картине ее целостность и композиционную законченность.

Культура Европы 19 века

Культура стран Европы в 19 веке закономерно продолжила традиции и тенденции культуры Нового времени , однако в данном случае развитие экономических и социальных отношений наложили свой отпечаток.

Научно технический прогресс и индустриализация повлияла на развитие науки, период национальных движений и революций в Европе наложил свой отпечаток на литературу и искусство, архитектура во многом обязана развитию буржуазии как классу.

Развитие науки в 19 веке в Европе§

Крупнейшие открытия XIX — начала XX в. в области естествознания коренным образом меняли представление о физической и математической модели мира, основанной на классической механике.

Английские ученые М. Фарадей и Дж. Максвелл внесли большой вклад в разработку электромагнитной теории, объединившей знания о свете, электричестве, магнетизме. Немецкий ученый В. Рентген открыл глубокопроникающие лучи, названные его именем, что дало толчок новым открытиям в физике. Француз А. Беккерель обнаружил явление радиоактивности урана, а М. Складовская и П. Кюри нашли новые, более сильные источники излучения — полоний и радий. Э. Резерфорд разработал теорию строения атома, согласно которой в центре атома находится ядро, вокруг него с огромной скоростью вращаются электроны. Было отвергнуто представление о неделимости атома. Датский физик Н. Бор установил, что каждый электрон имеет свою орбиту. Немецкий ученый М. Планк предложил теорию, по которой атомы излучают энергию отдельными порциями — квантами, а не беспрерывно. Так появилась квантовая система. А. Эйнштейн разработал специальную и общую теорию относительности, установившую тесную связь свойств пространства и времени с материей. Новые открытия в физике обосновывали неисчерпаемость структурного строения мира и природы.

Много нового внесли в математическую науку немецкие ученые. Г. Кантор сформулировал теорию множеств, результатом применения которой стало обоснование математического анализа. Д. Гильберт выдвинул в 1900 г. 23 проблемы для грядущих исследований, центральной среди которых он считал проблему полноты и непротиворечивости аксиом.

Важнейшим достижением в химии стала периодическая система химических элементов, составленная русским ученым Д. И. Менделеевым. Она давала возможность предсказывать неизвестные еще науке элементы, утверждала, что свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от их атомного веса. Шел процесс становления физической химии, предметом которой стало исследование физических изменений в связи с химическими реакциями. Большой вклад в этот раздел химии внес немецкий ученый В. Освальд, основавший специальный журнал «Физическая химия». Были сделаны важные открытия в органической химии немецким ученым Ф. Какуле, русским А. М. Бутлеровым, французом Ж. М. Белем, что дало возможность анализировать и синтезировать сложные соединения, получить новые материалы — пластмассу, искусственный шелк, заменители каучука.

В центре внимания биологии оказалась эволюционная теория английского ученого Ч. Дарвина, обоснованная в трудах «Происхождение видов путем естественного отбора» и «Происхождение человека и половой отбор». Он высказал идеи о том, что в живой природе развитие происходит благодаря естественному отбору и что предком человека является человекоподобная обезьяна. Первая идея встретила поддержку состоятельных классов, увидевших в ней подтверждение своего превосходства. Вторая идея ставила под сомнение божественное происхождение человека и вызвала ожесточенные дискуссии, продолжающиеся и в наше время. Ч. Дарвин не смог, однако, объяснить причины устойчивости и изменчивости видов. В решение данной проблемы большой вклад внес чешский натуралист Г. Мендель. Он установил, что за передачу признаков потомству отвечает наследственный механизм. Голландский ученый Г. Фриз разработал теорию мутаций, т.е. резких изменений признаков в живых организмах, закрепление их и передачу потомкам. В результате этих открытий появился новый раздел в биологии — генетика. Французский ученый Л. Пастер и немецкий ученый Р. Кох заложили основы бактериологии и теории иммунитета. Благодаря этому был сделан крупный шаг в развитии медицины, ознаменовавшийся созданием эффективных препаратов и лекарств против сибирской язвы, холеры, дифтерии, других инфекционных заболеваний.

Литература и общественные науки в 19 веке в Европе§

В начале XIX в. широкое распространение в художественной культуре получил романтизм, пришедший на смену классицизму. Романтики, разочарованные итогами революционных потрясений во Франции, искали своих героев или в далеком прошлом, или в неопределенном будущем, или в нетронутых цивилизациях. Эти герои, как правило, противостоят окружающей среде, они мятежны и одиноки. Заслугой романтиков стало пробуждение интереса к прошлому, к самобытным традициям народов, что способствовало формированию национального самосознания. Выдающиеся представители этого направления — поэты Дж. Байрон, П. Шелли. Г. Гейне, Ш. Петефи. Прозаик В. Скотт стал основателем нового жанра — исторического романа. В. Гюго, заявивший о себе и как поэт, и как романист, является автором таких выдающихся произведений, как «Собор Парижской богоматери», «Отверженные», «93-й год».

В середине XIX в. в литературе утвердился реализм, для которого характерно преобладание социальной тематики и критическое отношение к антагонизмам и недостаткам общества. В книгах Стендаля (А. М. Бейль), О. Бальзака, Ч. Диккенса представлены герои из разных общественных слоев. Это финансисты, предприниматели, мелкие буржуа, интеллигенты, крестьяне, ремесленники, люди, потерявшие работу.

Это интересно:  Живопись второй половины 19 века

В атмосфере общественных перемен конца XIX в. появилось множество литературных направлений, среди которых наиболее плодотворно проявили себя натурализм и символизм, односторонне развивавшие те или другие стороны реализма. Натуралисты исходили из того, что, как бы красиво не выглядел художественный вымысел, писатель должен находить в действительности проявление законов наподобие тех, что имеются в естественных науках. Натуралисты стремились к исключительно биологическому осмыслению сложного духовного мира человека. Основателями натурализма выступили братья Гонкур (Франция). В своем романе «Жермини Ласерте» они описали самые незначительные подробности быта, окружения, времени. Значительный вклад в развитие натурализма внес выдающийся французский писатель Э. Золя. Его эпопея «Ругон-Маккары», состоящая из 20 романов, представила широкую панораму французского общества периода Второй империи.

Объектом внимания символистов стал ирреальный мир, так как действительность казалась им серой, недостойной внимания, являлась лишь «покровом», за которым скрывается «тайна». Большой вклад в развитие символизма внесли французские поэты С. Малларме, А. Рембо, П. Верлен. Их поиски значительно обогатили литературу, раскрыли новые возможности слова. В Германии наиболее значительным представителем символизма был С. Георге, в Бельгии — М. Метерлинк. Близок к символизму английский писатель О. Уайльд, пропагандировавший идеи «чистого искусства», «искусства для искусства».

Традиции реализма продолжили в новых условиях выдающиеся писатели и драматурги разных стран Европы. Француз Ги де Мопассан в романах «Жизнь», «Милый друг», многочисленных новеллах отобразил Францию периода Третьей республики, осудил дельцов, добивавшихся жизненных успехов любыми средствами. А. Франс в «Острове пингвинов» высмеял социальные институты Франции. Р. Роллан в эпопее «Жан Кристоф» поднял тему художника, противостоящего своей меркантильной эпохе.

Английский драматург Б. Шоу показал в своих пьесах остроту социальных конфликтов, искал пути создания справедливого общества. Г. Уэллс поднял проблему ответственности ученого перед обществом («Человек-невидимка»). Т. Гарди осуждал проникновение торгашеской морали в духовный мир человека.

В творчестве немецкого писателя Г. Гауптмана подняты социально значимые проблемы. Драма «Ткачи», например, изображает восстание силезских ткачей 1844 г. В романах Г. Манна «Верноподданный», «Учитель Гнус» показана немецкая действительность со всей ее контрастностью и уродствами. Роман Т. Манна «Будденброки» охватывает жизнь четырех поколений семьи состоятельных бюргеров, показывает их представления о достойном существовании и вырождение.

В пьесах норвежского драматурга Г. Ибсена раскрыта трагедия индивидуализма, показан бунт человека против своего окружения («Кукольный дом», «Привидения»).

Общественные науки занимались изучением проблем познания, социальных, культурных, политических процессов. В философии сложилось три крупных направления — позитивизм, или философия науки (О. Конт), неокантианство («марбургская школа» — Германия), «философия жизни» (Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, О. Шпенглер). Шло становление социологии. Немецкий ученый М. Вебер занимался разработкой концепции социологии истории и культуры. Австрийский психолог 3. Фрейд выдвинул теорию психоанализа, в которой большое значение придавалось подсознанию. В исторической науке важное место заняло изучение революций и эволюции, народных движений. Историки накопили и систематизировали большой фактический материал.

Живопись в 19 веке в Европе§

Романтизм в живописи означал усиление личностного, индивидуального. Тематика романтических произведений стала шире, уменьшилась роль античных сюжетов, характерных для классицизма. Подлинным лидером европейского романтизма в живописи стал французский художник Э. Делакруа, обладавший огромным талантом. Важной вехой в его творчестве явилась картина «Свобода на баррикадах», увековечившая героев революции 1830 г. У женщины, олицетворяющей Свободу, мощное тело, уверенная поступь, энергичное лицо, фигура до пояса обнажена. Она идет по трупам погибших и ведет за собой восставший народ.Великий испанский художник Ф. Гойя положил начало реалистической традиции. Это с особенной силой проявилось в показе им борьбы испанского народа против французских завоевателей. Высшая степень драматизма характерна для картины «Какая доблесть!», на которой изображена девушка, участница обороны Сарагосы. Она стоит на трупах убитых и продолжает стрелять по врагу.

Существенный вклад в становление реализма внесли английские пейзажисты Д. Констебл и У. Д. Тернер. Зритель почти физически ощущает залитое солнцем пространство, влажную зелень травы, свежесть ветра на картинах Д. Констебла. Дикие скалы, утесы, бурное и немного таинственное море привлекли внимание У. Д. Тернера. Во французской живописи проявили интерес к пейзажу художники барбизонс-кой школы, в которую входили Т. Руссо, Д. Пенья, Ж. Депре. Многое сделал для возрождения крестьянского жанра во французской школе пейзажистов Ж. Ф. Милле. Он показал сельский труд как естественное состояние человека, умножающего жизнь на земле. Картины «Сеятель», «Собирательницы колосьев», «Человек с мотыгой» возвеличивают крестьянина, выполнены в ровной цветовой гамме. Для картин К. Коро, одного из самых тонких мастеров пейзажа, характерно органическое вхождение человека в мир природы.

Картины французских художников О. Домье и Г. Курбе выполнены в манере реалистического искусства с его интересом к социальной тематике («Прачка», «Тяжелая ноша», «Отдых комедиантов», «Влюбленные в деревне», «Каменотесы», «Похороны в Орнане»).

В конце XIX в. в живописи происходит подлинная художественная революция, значение которой было осознано лишь много позднее. Художники, названные импрессионистами, выступили за обновление искусства, преодоление салонного академизма, против бледной палитры живописи. Они стремились запечатлеть мир в присущей ему постоянной изменчивости, схватить мгновение. Эдуард Мане, Клод Моне, Эдгар Дега, Огюст Ренуар создали много прекрасных произведений различных жанров, выдвинув на первый план эффекты воздуха и света. Импрессионисты внесли много нового в технику живописи, создав систему разложения тонов на чистые цвета. Они писали картины свободными мазками, высветляли палитру, отказавшись от черного цвета, работали на открытом воздухе. Растворяя цвет в воздухе и свете, импрессионисты в определенной мере разрушали материальность мира, что взяли на вооружение последующие течения в изобразительном искусстве. Лидером импрессионистов считается Клод Моне. Его «Руанские соборы», «Стога сена», «Туманы в Лондоне» — шедевры мировой живописи.

На смену импрессионизму пришел постимпрессионизм — искусство более активного отношения к миру и более строгой формы. К постимпрессионистам относят Поля Сезанна, Ван Гога, Поля Гогена. Главным в их творчестве стал человек, утверждающий себя в борьбе с окружающей средой и самим собой. Они добивались в живописи философского обобщения и лаконизма формы, отошли от свойственных импрессионистам фиксаций отдельных мгновений жизни, при этом, как и импрессионисты, интересовались цветом.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Новое время в европейской истории

Множественность художественных направлений в XIX веке была следствием процесса модернизации. Художественная жизнь общества теперь определялась не только церковным диктатом и модой придворных кругов. Изменение социальной структуры повлекло за собой изменение восприятия искусства в обществе: возникают новые социальные слои состоятельных и образованных людей, способных самостоятельно оценивать произведения искусства, ориентируясь только на требование вкуса. Именно к XIX веку начинает формироваться массовая культура; газеты и журналы из номера в номер печатавшие длинные романы с занимательным сюжетом, стали прообразом телевизионных сериалов в искусстве XX века.

Это интересно:  Выставки живописи в Москве 2019

В первой половине XIX столетия в Европе развернулось невиданное по размаху градостроительство. Большинство европейских столиц — Париж, Санкт-Петербург, Берлин — обрели свой характерный облик; в их архитектурных ансамблях усилилась роль общественных зданий. Символом Парижа стала знаменитая Эйфелева башня, построенная в 1889 г. к открытию Всемирной выставки. Эйфелева башня продемонстрировала технические возможности нового материала – металла. Однако оригинальное художественное решение было признано не сразу, башню призывали снести, называли чудовищной.
Неоклассицизм в первой половине XIX в. пережил поздний расцвет, теперь он получает название ампир (от франц. «империя»), этот стиль выражал величие империи созданной Наполеоном. К середине столетия основной проблемой европейского зодчества стали поиски стиля. Вследствие романтического увлечения стариной многие мастера попытались возродить традиции архитектуры прошлого — так возникли неоготика, неоренессанс, необарокко. Усилия зодчих нередко приводили к эклектизму — механическому соединению элементов разных стилей, старого с новым.

В художественной жизни первой половины XIX века преобладал романтизм , отразивший разочарование в идеологии Просвещения. Романтизм стал особым мировоззрением и образом жизни. Романтический идеал личности, не понятой обществом, формирует манеру поведения его высших слоев. Для романтизма характерно противопоставление двух миров: реального и воображаемого. Реальная действительность рассматривается как бездуховная, негуманная, недостойная человека и противостоящая ему. «Прозе жизни» реального мира противопоставляется мир «поэтической реальности», мир идеала, мечты и надежды. Видя в современной ему действительности мир пороков, романтизм пытается найти выход для человека. Этот выход – одновременно и уход от общества в разных вариантах: герой уходит в свой собственный внутренний мир, за пределы реального пространства и уход в другое время. Романтизм начинает идеализировать прошлое, в особенности Средневековье, видя в нем инею реальность, культуру, ценности.

События Июльской революции 1830 г., закончившиеся поражением революции и восстановлением монархии, вдохновили Делакруа на создание широко известной картины «Свобода на баррикадах» (1830). Женщина, поднявшая трехцветное знамя Французской республики, олицетворяет свободу. Образ свободы на баррикадах 0 олицетворение борьбы.

Представителем романтизма с мировым именем был испанский художник Франциско Гойя (1746–1828) Гойя сложился в крупного художника сравнительно поздно. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных гобеленов, созданных для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде («Зонтик», «Слепой гитарист», «Продавец посуды», «Игра в жмурки», «Свадьба»). В 90-х гг. XVIII века в творчестве Гойи нарастают черты трагизма, неприязнь к феодально-клерикальной Испании «старого порядка». Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов «Капричос» (80 листов с комментариями художника); смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф.Гиймарде), аромат тайны и скрытой чувственности («Маха одетая» и «Маха обнаженная»). С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете «Семья Карла IV». Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»), философски осмысляющая судьбы народа серия офортов «Бедствия войны» (82 листа, 1810–1820).

Франциско Гойя «Капричос»

Если в литературе субъективность восприятия художника открывает символизм, то в живописи подобное открытие совершается импрессионизмом. Импрессионизм (от фр. impression — впечатление) — направление в европейской живописи, зародившееся во Франции в середине 19 века. Импрессионисты избегали всяких подробностей в рисунке и пытались уловить общее впечатление от того, что видит глаз в конкретный момент. Этого эффекта они достигали при помощи цвета и фактуры. Художественная концепция импрессионизма строилась на стремлении естественно и непринужденно запечатлеть окружающий мир в его изменчивости, передавая свои мимолетные впечатления. Благодатную почву для развития импрессионизма подготовили художники Барбизонской школы: они первыми стали писать этюды с натуры. Принцип «писать то, что видишь среди света и воздуха» лег в основу пленэрной живописи импрессионистов.
В 1860-х гг., года молодые художники-жанристы Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега попытались вдохнуть во французскую живопись свежесть и непосредственность наблюдения жизни, изображение мгновенных ситуаций, зыбкость и неуравновешенность форм и композиций, необычные ракурсы и точки зрения. Работа на открытом воздухе помогала создавать на полотнах ощущение сверкающего снега, богатства природных красок, растворения объектов в среде, вибрации света и воздуха. Особое внимание художниками- импрессионистами уделялось взаимоотношениям предмета с окружением, исследованиям изменения цвета и тона объекта в изменяющейся среде. В отличие от романтиков и реалистов, они уже не были склонны изображать историческое прошлое. Сферой их интересов была современность. Жизнь маленьких парижских кафе, шумные улицы, живописные берега Сены, железнодорожные вокзалы, мосты, неприметная красота сельских пейзажей. Художники больше не желают затрагивать острые социальные проблемы.

Эдуард Мане «Бар в Фоли-Бержер»

Эдурд Мане «Музыка в Тюильри»

В творчестве Моне ведущее значение приобрела стихия света. К 70-м гг. XIX в. Относится изумительный «Бульвар Капуцинок» , где брошенные на холст мазки передают и уходящую вдаль перспективу оживленной улицы, и движущийся по ней бесконечный поток экипажей, и веселую праздничную толпу. Он писал множество картин с одним и тем же, но по-разному освещённым предметом наблюдения. Например, стог сена утром, в полдень, вечером, при луне, в дождь и так далее.

Обостренное восприятие действительности и душевная неуравновешенность приводят Ван Гога к психическому заболеванию. Гоген приезжает погостить в Арль, но творческие разногласия вызывают ссору. Ван Гог кидает стакан в голову художника, затем, после заявления Гогена о намерении уехать, бросается на него с бритвой. В припадке сумасшествия вечером этого же дня художник отрезает себе ухо («Автопортрет с перевязанным ухом» ).

Поль Гоген «Когда же замуж» «Женщина держащая плод»

Важнейшим достижением культуры XIX в. является появление искусства фотографии и дизайна. Первый в мире фотоаппарат был сделан в 1839 году Луи Жак Манде Дагером.
Ранние попытки Дагера сделать работоспособную камеру были неудачными. В 1827 году он встретился с Жозефом Ньепсом , который тоже пытался (и к тому времени добился немного большего успеха) изобрести фотокамеру. Через два года они стали партнерами. В 1833 году Ньепс умер, но Дагер упорно продолжал трудиться. К 1837 году он наконец смог разработать практическую систему фотографии, названную дагеротипией. Изображение (дагеротип) получали на серебряной пластинке, обработанной парами йода. После экспонирования в течение 3-4 часов пластинку проявляли в парах ртути и фиксировали горячим раствором поваренной соли или гипосульфита. Дагеротипы отличались очень высоким качеством изображения, но можно было получить только один снимок.
В 1839 году Дагер опубликовал свое изобретение, но не оформил патент. В ответ французское правительство назначило ему и сыну Ньепса пожизненные пенсии. Объявление об изобретении Дагера вызвало большую сенсацию. Дагер стал героем дня, на него обрушилась слава, а метод дагеротипии быстро нашел широкое применение.
Развитие фотографии привело к пересмотру художественных принципов графики, живописи, скульптуры, соединило художественность и документальность, что не достижимо в других видах искусства. Основу дизайну положила Международная промышленная выставка в Лондоне в 1850 г. Ее оформление знаменовало сближение искусства и техники и положило начало новому виду творчества.

Это интересно:  Архитектура и живопись Византии 6 класс

Луи Дагер, Нисефор Ньепс и камера-обскура Ньепса

Джозеф Нисефор Ньепс. Первая в мире фотография, сделанная на сплаве олова со свинцом, 1826 год.

Снимок Дагера «Студия художника», 1837 г

В 1870-ых годах два изобретателя Илайша Грей и Александр Грехем Белл независимо друг от друга разработали устройства, которые могли передавать речь посредством электричества, которые в последствии назвали телефоном . Они оба направили соответствующие патенты в патентные бюро, разница в подаче заявок была всего лишь в несколько часов. Однако, Александр Грехем Белл) получил патент первым.
Телефон и телеграф являются электрическими системами, основой которых являются провода. Успех Александра Белла, точнее его изобретения, был вполне закономерным, так как, изобретая телефон, он пытался усовершенствовать телеграф. Когда Белл начал экспериментировать с электрическими сигналами, телеграфом уже пользовались как средством коммуникации в течение приблизительно 30 лет. Несмотря на то, что телеграф был достаточно успешной системой передачи информации, основанной на азбуке Морзе с её отображением букв с помощью точек и тире, тем не менее, большой минус телеграфа заключался в том, что информация была ограничена получением и отправкой одного сообщения одновременно.

Александр Белл говорит в первую модель телефона

Первый телефон, созданный Александром Грехемом Беллом представлял собой устройство, через которое звуки речи человека передавались при помощи электричества (1875 год). 2 июня 1875 года, Александр Грехем Белл, экспериментируя со своей техникой, которую он назвал «гармонический телеграф» обнаружил, что он может услышать звук по проводу. Это был звук часов.
Самый большой успех Белла был, достигнут 10 марта 1876 года. Разговаривая с помощью трубки со своим помощником, Томасом Уотсоном, который находился в соседней комнате, Белл произнес слова, которые сегодня известны всем «Mr. Watson — come here — I want to see you» (Мистер Уотсон – идите сюда — я хочу видеть Вас). В это время не только родился телефон, но и умер многократный телеграф. Потенциал коммуникаций, заключенный в демонстрации того, что можно было поговорить благодаря электричеству, сильно отличался оттого, что мог предложить телеграф с его системой передачи информации при помощи точек и тире.

Живопись 19 века

Классицизм

Художники, работавшие в этом направлении, вновь обращаются к образам античности. Однако через классические сюжеты они пытаются выразить революционные настроения – стремление к свободе, патриотизм, гармонию между человеком и общество. Ярким представителем революционного классицизма был художник Луи Давид. Правда, со временем классицизм перерос в консервативное направление, которое поддерживалось государством, а значит, стало безликим, прилизанным цензурой.

Особенно яркий расцвет живописи в 19 веке наблюдался в России. В это время здесь образовалось множество новых стилей и направлений. Аналогом классицизма в России являлся академизм. Этот стиль обладал чертами классического европейского стиля — обращение к образам античности, возвышенная тематика, идеализация образов.

В начале 30-х годов 19 века в противовес классицизму появился романтизм. В обществе того времени происходило множество переломных моментов. Художники стремились абстрагироваться от неприглядной реальности, создавая свой, идеальный мир. Тем не менее, романтизм считается прогрессивным течением своего времени, потому что стремлением художников романтиков было донесение идей гуманизма и духовности.

Задачей этого направления стало изображение жизни такой, как он есть. Художники реалисты обращались к образам простого народа, основные черты их произведений – критичность и максимум правдивости. Они изображали в деталях лохмотья и дыры одежды простых людей, искаженные страданием лица простого народа и толстые телеса буржуа.

Интересным явлением 19 века стала Барбизонская школа художников. Этот термин объединял нескольких французских мастеров пейзажа, которые выработали свой собственный, непохожий стиль. Если в направлениях классицизма и романтизма природа разными способами идеализировались, то барбизонцы стремились изображать пейзажи с натуры. На их картинах — образы родной природы, и простые люди на этом фоне. Самые известные художники Барбизонцы – это Теодор Руссо, Жюль Депре, Вержиль ля Пенья, Жан-Франсуа Милле, Шарль Добиньи.

Творчество барбизонцев повлияло на дальнейшее развитие живописи 19 века. Во-первых, у художников этого направления появились последователи в ряде стран, в том числе и в России. Во-вторых, барбизонцы дали толчок для возникновения импрессионизма. Они первыми стали писать картины на пленере. В дальнейшем традиции изображения реальных пейзажей подхватили импрессионисты.

Эпоха импрессионизма стала завершающим этапом в живописи 19 века, и пришлась на последнюю треть столетия. Художники импрессионисты подошли к изображению реальности еще более революционно. Они стремились передать не саму природу, и не образы в деталях, а то впечатление, которое производит то или иное явление.

Импрессионизм был прорывом в истории живописи. Этот период подарил миру множество новых техник и уникальные произведения искусства.

Зал 12, 13. ЕВРОПЕЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

В конце 1870-х годов художники из разных стран Европы и Америки прочно обосновались в Париже, где были сосредоточены частные академии и студии, галереи и выставочные залы. Интенсивная художественная жизнь французской столицы не только позволяла получить хорошее образование, но и давала возможность экспонировать свои работы на выставках. Художники, прибывавшие из Англии, Шотландии, Ирландии, Испании, Швейцарии, Германии, Австрии, Америки и Скандинавских стран образовывали интернациональные колонии, крупнейшая из которых располагалась недалеко от Парижа, в деревушке Гре де Луан. «Наряду с импрессионизмом мы познали целую историю, постигнув не только искусство французских импрессионистов, но и все важные тенденции этой эпохи, которые были представлены в европейском искусстве между 1870 и 1890. », – писал шведский историк искусства А.Л. Ромдал.

Показать полный текст

Представители так называемого «национального романтизма» – норвежец Фриц Таулов, швед Андерс Цорн, финны Аксель Галлен-Каллела и Альберт Эдельфельт, получившие образование в Париже, сумели объединить полученные навыки с художественными традициями своих национальных школ, немало способствуя обновлению живописи у себя на родине.

В то же время в парижских студиях сформировались многие известные художники рубежа столетий, связанные с разными национальными школами и тяготевшие к новейшим течениям в современном искусстве. «Аранжировка в голубом и черном» англо-американского художника Джеймса Макнейла Уистлера и «Мать и дитя» (1890-е) американки Мери Кессет, «Дорога в школу в Эдаме», «Девушка с коровой» (1880-е) немца Макса Либермана и «Белая ночь. Осгардстран» (1902–1903) норвежца Эдварда Мунка, «Рынок» (1893) англичанина Фрэнка Бренгвина и «Автопортрет» испанца Игнасио Сулоаги представляют творчество наиболее талантливых приверженцев традиций французской школы живописи.

Статья написана по материалам сайтов: smallbay.ru, www.zavtrasessiya.com, www.cherenova.ru, www.letopis.info, www.newpaintart.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий