Живопись серебряного века в России

Главная > Реферат >История

Архитектура «серебряного века»

Эпоха промышленного прогресса на рубеже XIX-XX вв. произвела подлинный переворот в строительстве. В городском ландшафте все большее место занимали сооружения нового типа, такие как банки, магазины, фабрики, вокзалы. Появление новых строительных материалов (железобетон, металлоконструкции) и совершенствование строительной техники позволило использовать конструктивные и художественные приемы, эстетическое осмысление которых привело к утверждению стиля модерн!

В творчестве Ф.О. Шехтеля в наибольшей мере воплотились основные тенденции развития и жанры русского модерна. Становление стиля в творчестве мастера шло по двум направлениям – национально-романтическому, в русле неорусского стиля и рациональному. Наиболее полно черты модерна проявлены в архитектуре особняка Никитских ворот, где, отказавшись от традиционных схем, применен асимметричный принцип планировки. Уступчатая композиция, свободное развитие объемов в пространстве, асимметричные выступы эркеров, балконов и крылец, подчеркнуто выступающий карниз – все это демонстрирует присущий модерну принцип уподобления архитектурного сооружения органической форме.

В декоративной отделке особняка использовано такие характерные для модерна приемы, как цветные витражи и опоясывающий все здание мозаичный фриз с растительным орнаментом. Прихотливые извивы орнамента повторены в переплетениях оконных витражей, в рисунке балконных решеток и уличной ограды. Этот же мотив использован при отделке интерьера, например, в форме мраморных перил лестницы. Мебель и декоративные детали интерьеров здания составляют единое целое с общим замыслом сооружения – превратить бытовую среду в своего рода архитектурный спектакль, близкий атмосфере символических пьес.

С нарастанием рационалистических тенденций в ряде построек Шехтеля наметились черты конструктивизма – стиля, который оформится в 20-е годы.

В Москве новый стиль выразил себя особенно ярко, в частности в творчестве одного из создателей русского модерна Л.Н. Кекушева В неорусском стиле работали А.В. Щусев, В.М. Васнецов и др. В Петербурге же модерн испытал влияние монументального классицизма, в результате чего появился еще один стиль – неоклассицизм.
По целостности подхода и ансамблевому решению архитектуры, скульптуры, живописи, декоративных искусств модерн – один из наиболее последовательных стилей.

Живопись «серебряного века»

Тенденции, которые определили развитие литературы «сере­бряного века», были характерны и для изобразительного искусства, составившего целую эпоху в русской и мировой культуре. На рубеже столетий расцветает творчество одного из крупнейших мастеров русской живописи Михаила Врубеля. Врубелевские образы — это образы-символы. Они не укладывается в рамки старых представле­ний. Художник — «гигант, мыслящий не бытовыми категориями ок­ружающей жизни, а «вечными» понятиями, он мечется в поисках ис­тины и красоты». Мечта Врубеля о красоте, которую так трудно было найти в окружающем его мире, который полон безысходных противоречий. Врубелевская фантазия, переносит нас в иные миры, где красота, однако, не освобождается от болезней века, — это воплощенные в красках и линиях чувства людей того времени, когда русское общество жаждало обновления и искало пути к нему.

В творчестве Врубеля фантазия соединилась с реальностью. Сюжеты некоторых его картин и панно откровенно фантастичны. Изображая Демона или сказочную Царевну Лебедь принцессу Грезу или Пана, он рисует своих героев в мире, словно созданном могучей силой мифа. Но даже тогда, когда предметом изображения оказывалась реальность, Врубель словно наделял природу способностью чувствовать и думать, а человеческие чувства безмерно усиливал в несколько раз. Художник добивался того, чтобы краски на его холстах сияли внутренним светом, светились, как драгоценные каменья.

Другой важнейший живописец рубежа столетий — Валентин Серов. Истоки его творчества — в 80-х годах XIX века. Он выступил продолжателем лучших традиций передвижников и в то же время смелым открывателем новых путей в искусстве. Замечательный ху­дожник, он был блестящим педагогом. Многие видные художники девятисотых годов нового века обязаны ему своим мастерством.
В первые годы своего творчества художник видит высшую сою цель художника в воплощении поэтического начала. Серов учился в малом видеть большое и значительное. В его замечательных портретах «Де­вочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» не столько кон­кретные образы, сколько символы юности, красоты, счастья, любви.

Позднее Серов стремился выразить представления о красоте человека в портретах творческих личностей, утверждая важную для русской художественной культуры идею: человек красив, когда он творец и художник (портреты К. А. Коровина, И. И. Левитана). По­ражает смелость В. Серова в характеристике его моделей, будь то пе­редовая интеллигенция или банкиры, великосветские дамы, высшие чиновники и члены царской фамилии.

Созданные в первое десятилетие нового века порт­реты В. Серова свидетельствуют о слиянии лучших традиций русской живо­писи и создании новых эстетических принципов. Таковы порт­реты М. А. Врубеля, Т. Н. Карсавиной, позднее — «изысканно стили­зованный» портрет В. О. Гиршман и прекрасный, выдержанный в духе модерна, портрет Иды Рубинштейн.

На стыке веков развивается творчество художников, ставших гордостью России: К. А. Коровина, А. П. Рябушкина, М. В. Нестеро­ва. Великолепные полотна на сюжеты древнейшей Руси принадле­жат Н. К. Рериху, искренне мечтавшему о новой роли искусства и на­деявшемуся на то, что «из порабощенного служащего искусство вновь может обратиться в первого двигателя жизни».

Богатством отличается и русская скульптура этого периода. Лучшие традиции реалистической скульптуры второй половины XIX века в своих произведениях (и среди них памятник первопечат­нику Ивану Федорову) воплотил С. М. Волнухин. Импрессионист­ское направление в скульптуре выразил П. Трубецкой. Гуманисти­ческим пафосом, а подчас и глубоким драматизмом отличается твор­чество А. С. Голубкиной и С. Т. Коненкова.

Но все эти процессы не могли разворачиваться вне социально­го контекста. Темы — Россия и свобода, интеллигенция и револю­ция — пронизывали и теорию, и практику русской художественной культуры этого периода. Художественная культура конца XIX — начала XX века характеризуется множеством платформ и направ­лений. Два жиз­ненных символа, два исторических понятия — «вчера» и «завтра» — явно доминировали над понятием «сегодня» и определяли собою границы, в ко­торых происходило противоборство различных идей и концепций.

Общая психологическая атмосфера послереволюционных лет вызвала у некоторых художников недоверие к жизни. Усиливается внимание к форме, реализуется новый эстетический идеал современного модернистского искусства. Развиваются ставшие известными всему миру школы русского авангарда, в осно­ве которых лежит творчество В. Е. Татлина, К. С. Малевича, В. В. Кан­динского.

Художники, участвующие в 1907 году в выставке под ярким символическим названием «Голубая роза», усиленно пропагандиро­вались журналом «Золотое руно» (Н. П. Крымов, П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, С. Ю. Судейкин, Н. Н. Сапунов и др.). Они были различ­ны по своим творческим стремлениям, но их объединяло влечение к выразительности, к созданию новой художественной формы, к обновлению живопис­ного языка. В крайних проявлениях это выливалось в культ «чистого искусства», в образы, порожденные подсознанием.

Возникновение в 1911 году и последующая деятельность ху­дожников «Бубнового валета» обнаруживает связь русских живо­писцев с судьбами общеевропейских художественных движений. В творчестве П. П. Кончаловского, И. И. Машкова и других «бубновалетовцев» с их формальными исканиями, стремлением строить фор­му при помощи цвета, а композицию и пространство на определенных ритмах находят выражение принципы, которые формировались в За­падной Европе. В это время ку­бизм во Франции пришел к «синтетической» стадии, перейдя от упрощения, схематизации и разложения формы к полно­му отрыву от изобразительности. Русским художникам, которых в раннем кубизме привлекало аналитическое отношение к предмету, эта тенденция была чуждой. Если у Кончаловского и Машкова про­сматривается явная эволюция к реалистическому мировосприятию, то тенденция художественного процесса других художников «Бубно­вого валета» имела иной смысл. В 1912 году молодые художники, от­делившись от «Бубнового валета», назвали свою группу «Ослиный хвост». Вызывающее название подчеркивает бунтарский характер выступлений, которые направлены против сложившихся норм художест­венного творчества. Русские художники: Н. Гончаров, К. Ма­левич, М. Шагал – продолжают поиски, дела­ют это энергично и целеустремленно. В дальнейшем их пути разошлись.
Ларионов, отказавшийся от изображения реальной действительности, пришел к так называемому лучизму. Малевич, Татлин, Кандинский встали на путь абстракционизма.

Исканиями художников «Голубой розы» и «Бубнового валета» не исчерпываются новые тенденции в искусстве первых десятиле­тий XX века. Особое место в этом искусстве принадлежит К. С. Пет­рову-Водкину. Его искусство расцветает в послеоктябрьское время, но уже в девятисотые годы он заявляет о творческой самобытности прекрасными полотнами «Играющие мальчики» и «Купание красно­го коня».

Содержание

Это интересно:  Живопись по номерам на холсте

Живопись Серебряного века (стр. 1 из 5)

В духовной жизни России отразились социальные противоречия эпохи, и противоречия русской общественной мысли. В обществе возникает чувство катастрофизма времени, завершенности культуры. На этой почве в литературе и искусстве возникают апокалипсические мотивы. Однако, Россия тогда переживала период плодотворного и динамического развития культуры. Это был период духовного ренессанса, обновления. «Серебряным веком» назвал этот период в истории русской культуры философ Н. А. Бердяев.

Для живописцев рубежа веков свойственны иные способы выражения, чем у передвижников, иные формы художественного творчества-в образах противоречивых, усложненных и лишь косвенно отображающих современность, без иллюстративности и повествовательности. Художники мучительно ищут гармонию и красоту в мире, который в основе своей чужд и гармонии, и красоте. Вот почему свою миссию многие видели в воспитании чувства прекрасного. Это время «канунов», ожидания перемен в общественной жизни породило множество течений, объединений, группировок, столкновение разных мировоззрений и вкусов.

Серебряный век приобрел расширительное толкование и стал использоваться для характеристики определенных культурных процессов, происходивших в России в означенный период. Ведь одни и те же идеи, мотивы, настроения питали, наряду с литературным творчеством, также музыкальное и театральное, изобразительное искусство, перекликаясь в то же время и с исканиями русской религиозно-философской мысли. При этом Серебряный век не просто отражал философско-художественными средствами существующие исторические условия, но, складываясь на основе нового мироощущения, сам творил новый стиль мышления, и в каком-то смысле новую социальность, что позволяет определить его, как культуру.

Истоки и понятие символизма

Древнегреческим словом «символ» изначально называли монету, разделенную надвое. Два человека, у которых было по половине этой монеты, при встрече могли узнать друг друга, сложив обе части между собой. Однако с течением времени, символ из простого опознавательного знака превратился в одно из самых сложных, емких, глубоких понятий мировой культуры искусства и философии. Тему символизма невозможно уместить в рамки определенной школы, направления, стиля, манеры… это, скорее, общий диахронический срез развития всей мировой художественной культуры с древнейших времен до настоящего времени.

Основные принципы символизма полностью исчерпываются понятием «символ». Символ — прежде всего универсальное понятие, универсальный образ, знак, число значений, смыслов которого бесконечно, как сама вселенная. В искусстве символизм – попытка человека ограниченными средствами разума выразить невыразимое, трансцедентальное, интуитивно нащупать ту бездну, которая находится за пределами зримого мира. Творцы, художники символизма, рассматриваются, как посредники между реальным и сверхчувственным, везде находящиеся знаки мировой гармонии, пророчески угадывающие признаки будущего, как в современных явлениях, так и в событиях далекого прошлого. Поэтому символическое – это, в некотором роде, синоним сакрального.

Основные мотивы символизма в изобразительном искусстве – это вечные темы: смерть, любовь, страдание.

Русский символизм имеет свой особый самобытный характер, является уникальной вехой в истории мировой культуры. Возникновение символизма в России в конце 19в., в первую очередь связано с деятельностью, так называемых, старших символистов-поэтов и публицистов Д. Мережковского и З. Гриппиуса; отчасти-Валерия Брюсова. Символизм Мережковского и Гриппиуса-это прежде всего символизм христианский, религиозно-мистический, постижение символизма, как акт богопознания.

Ярчайшими предшественниками русского символизма можно назвать по праву Ф.М. Достоевского и философа С.М. Соловьева. Последний был еще и поэтом, и своим поэтическим осмыслением доктрины о Софии Премудрости Божией обусловил особенности развития основного направления русского литературного символизма от Гриппиус и Блока. Термин «символизм» в отличие от своих предшественников они, минуя французский язык, возводили к греческому источнику. В пылу полемики Блок даже заметил, что русский символизм лишь по случайному совпадению носил то же греческое имя, что и французское направление.

Становление художника Серебряного века

Именно в 80-е годы 19 столетия, в эпоху духовного застоя, началось формирование нового типа художника. Появились потомственные интеллигенты-выходцы из профессорских семей или творческой среды.

Художник перестал восприниматься ремесленником, он становился властителем дум. Это был человек блестяще образованный. Отличительной чертой художника Серебряного века стал творческий универсализм. Тяга к универсализму не возродить старой романтической идеи синтеза искусств. Серебряный век предложил множество вариантов его воплощения: в модерне, в деятельности «Мира искусства»…

Однако, универсализм заключался не только в овладении смежными специальностями. Он проявлялся в стремлении художника вывести творчество за узкопрофессиональные рамки своей непосредственной специальности. Прежде всего, предметом постоянных увлечений художников Серебряного века была философия. Мы имеем в виду не только наличие у большинства модернистов искусствоведческих, философско-эстетических и философских работ, но и философско-концептуальный характер содержания их художественных произведений, вследствие чего, мы должны отнести их к философски мыслящим художникам.

Художник, «формируя» действительность наступавшего века, творит новый миф. Отходя от событийности, он создает не иллюстрацию изображаемого, а его символическую передачу, поэтический эквивалент. Художественный вымысел становится своеобразной легендой о жизни, способом постижения её скрытых основ и законов.

В культуру, таким образом, вернулось мифопоэтическое мироощущение, поэтически-эмоциональное переживание мира, больше отвечавшее духу времени, чем рефлексивно-дискурсивное его освоение. Мифологизированное мировосприятие и диалектически с ним связанное мышление символами стимулировали интерес к традиционному народному творчеству, свободному от непосредственного эмпирического воспроизведения окружающей действительности. В старых культурах привлекаламифологическая концепция мира, целостное и гармоничное его восприятие. Однако,неомифологизм принципиально отличался от мифологии как формы наивно-поэтического мышления древних времен.

Таким образом, опыт архаических эпох в культуре и для художника накладывается на попытки современного искусства проникнуть в глубочайшие тайники внутреннего мира человека. Благодаря особому чувствованию и особому осознанию настоящего, формировался художник Серебряного века.

Периоды истории русского символизма Серебряного века. Хронология развития

Символизм в России зарождался в течении трех временных отрезков:

В 1880-е гг., в разгар триумфа передвижничества, появились ранние символистские работы М. А. Врубеля. Дуализм пронизывал его творчество; в нем одновременно проявлялось поклонение натурфилософии Гете и дуализму Канта, Шопенгауэра и Ницше. Почти единовременно художник писал святых и Демона, воплощение богоборчества. Автор возвышенных и отвлеченных узоров, он был околдован микрокосмосом растений, орнамента узоров. В 1880-е гг. подключились к символистскому поиску И.И Левитан, С.ВМалютин, А.Я. Головин, В.Э. Борисов-Мусатов, К.А Сомов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст и др.

В 1890-е гг. мечта о соединении литераторов и художников ненадолго осуществилась в редакции журнала «Мир искусства»: стихи и проза Мережковского, Бальмонта, Сологуба печатались в оформлении Бенуа, Бакста, Лансере. Многие из их виньеток, концовок, заставок являются признанными шедеврами символистской графики.

Художественная культура России «Серебряного века»

Все статьи сайта → Культурология → Культура РоссииХудожественная культура России «Серебряного века»

«Серебряный век» — это стык двух веков в истории России: XIX и XX. В это время появляются такие худо­жественные произведения, как «Воскресенье» и «Жи­вой труп» Л.Толстого, великим писателем становится А.П.Чехов, публикуются повести и рассказы В.Королен­ко, А.Серафимовича, Гарина-Михайловского, М.Горь­кого, Л.Андреева. Заявляют о себе ранней прозой И.Бу­нин, печатаются А.Куприн и В.Вересаев. В это время расцветает и театральное искусство. Имена К.Станиславского, Ф.Шаляпина, М.Ермолаевой приносят славу русскому искусству. А музыкальные произведения А.Скрябина и С.Рахманинова отличается таким новаторством и глубиной, что определяет разви­тие мировой культуры на многие годы вперед. Новые течения возникают и в русском изобразитель­ном искусстве.

В художественной культуре России появляется боль­шое количество направлений, группировок, объедине­ний, ассоциаций, которые выдвигают собственные творческие программы. Восприятие мира становит­ся более свободным, личность художника все более рас­крепощается. Многие писатели и художники предпри­нимают попытку «сконструировать жизнь», представить ее такой, какой она «должна быть». Жесткие рамки кри­тического реализма ослабевают.

Все это было подготовлено революционной ситуа­цией в России и буржуазно-демократической револю­цией 1905 г. Многие русские писатели обратились к дра­матургии как жанру литературного творчества, способ­ного наиболее полно отразить социальные проблемы. Театр как искусство обретает большую популярность.

Ставятся пьесы А.Толстого, М.Горького, А.Ан­дреева, А.Чехова. «Чайка», «Дети Ванюшина», «Васса Железнова», «На дне» — можно продолжать список наиболее за­метных драматургических произведений.

В культуре «серебряного века» большое место зани­мают философско-этические проблемы. «Что лучше, истина или сострадание?» — так ставит вопрос М.Горь­кий в пьесе «На дне». Эта тема уже звучала в романах Ф.Достоевского, с особой силой она раскрыта в романе Л.Толстого «Воскресенье».

Критика социальной обстановки в России в этот период превращается в критику бытия в целом. «Кос­мическим пессимизмом» отличается творчество Л.Анд­реева. Нотки безверия, отчаяния звучат в его произве­дениях, смыкая с писателями русского модернизма.

Это интересно:  Живопись второй половины 19 века

В русской художественной культуре, в частности в литературе, возникает новое художественное направ­ление — модернизм. Он явился результатом поисков но­вого способа освоения мира. Часть русской интелли­генции верила, что можно иметь непосредственный, наивный взгляд на природу. Отказавшись от анализа общественных отношений и сложности че­ловеческой психики, эта часть искала утешения в «ти­хой поэзии повседневности». Другая часть считала, что искусство должно стремиться к накалу чувств и страс­тей, что художественный образ в искусстве должен стать символом, рождающим сложные ассоциации. Воз­ник символизм, как художественное течение в русской поэзии. Его черты проявились в творчестве таких сим­волистов начала XX века, как В.Брюсов, А.Блок, Вяч.Иванов, А.Белый. Их кредо: материальный мир — это только маска, сквозь которую просвечивает иной мир духа. Образы маски, таинственной незнакомки, прекрасной дамы часто появляются в поэзии и прозе символис­тов. Окружающий мир в их произведениях рисуется как нечто иллюзорное, хаотичное, как низшая реаль­ность по отношению к миру идей.

В первом десятилетии XX века, наряду с символиз­мом, появляется и пролетарская поэзия — массовая, близ­кая к городским низам, рабочим. Эта поэзия наполнена революционными настроениями, авторами нередко явля­ются сами рабочие, стихи которых печатаются в жур­нале легального марксизма «Жизнь». Писатели и поэты этого направления группируются вокруг М.Горького.

После поражения революции 1905 года в русском художественном сознании усилились настроения пес­симизма. Это характерно для творческого пути Л.Анд­реева. Но постепенно намечался выход из декадентс­ких творческих установок. В творчестве И.Бунина, А.Куприна формировались новые формы романтизма. Поиски новых форм отражения внутреннего мира че­ловека воплотились в акмеизме и футуризме — новых постсимволических течениях.

Поэты — акмеисты: Н.Гумилев, А.Ахматова, Г.Ива­нов, М.Зенькович в своем творчестве противопостав­ляли мистическим устремлениям символизма стихию естественной природы и жизни, «цветущую силу» жиз­ни, конкретно-чувственное восприятие мира вещей и природы.

Футуристы: Д.Бурлюк, А.Крученых, В.Каменский, ранний В.Маяковский ориентировались на язык ули­цы, рекламу, лубок, городской фольклор и плакат. Они стремились разрушить грань между искусством и жизнью, считали себя провозвестниками будущего.

Тенденции символистов проявились и в живописи. В это время своего расцвета достигает творчество крупнейшего русского художника — Михаила Врубеля. Художник в поиске истины и красоты, в его картинах фантазия соединена с реаль­ностью, его красота — это мечта, не так просто найти в противоречивой окружающей действительности. Другим важнейшим живописцем был Валентин Серов — продолжатель лучших традиций передвижничества. Творчество художников М.В.Несте­рова, К.А.Коровина, АП.Ряпушкина, Н.К.Рериха, И.Ле­витана развивается на стыке веков в лучших традици­ях реалистического искусства. Скульптура этого периода также отличается богатством. Это творчество А.С.Голубкиной, С.Г.Коненкова, П.Трубецкого.

Следует подчеркнуть, что все эти процессы в худо­жественной культуре России происходили в русле со­циально-исторического контекста. Основные темы это­го времени: Россия и свобода, интеллигенция и рево­люция. «Левые» направления в искус­стве нашли свое воплощение в авангардизме. Авангар­дизмом именовались те художественные течения нача­ла XX века, которые стремились к коренному обновле­нию художественной практики, к разрыву с традиция­ми, в том числе и с реализмом. Авангардисты искали новые, необычные средства выражения и формы про­изведений, новые аспекты взаимоотношений художни­ка с жизнью. Другие направления в русской художе­ственной культуре проявляли повышенный интерес к историческому прошлому русской культуры, к художе­ственным традициям. Художники этого направления объединились вокруг журнала «Мир искусства».

Ряд художников в атмосфере послереволюцион­ных лет высказывают свое недоверие к жизни, сосредотачивают свое внимание на форме, реализуют новый эстетический идеал современного модернизма. Возни­кают и развиваются известные всему миру школы рус­ского авангарда, которые основаны на творчестве В.Е.Татлина, В.В.Кандинского, К.С.Малевича. В 1911 г. возникает сообщество художников, получивших назва­ние «Бубновый Валет». В него входили П.П.Кончаловский, И.И.Машков, М.Ф.Ларионов, М.Шагал. Их творчество носило бунтарский характер, отличалось фор­мальными исканиями, направленными против сложив­шихся норм художественного творчества.

В общем художественная культура «серебряного века» — явление противоречивое и многогранное. Время между дву­мя революциями (1905 — 1917) было сложным, духовный кризис охватил значительную часть творческой интел­лигенции, что нашло отражение в русском искусстве. Неприятие ценностей буржуазной культуры и цивили­зации , отрицание современных порядков и пред­чувствие перемен — характерная содержательная сторо­на русской культуры этого периода. Литература, живопись, театр и музыка «серебряного века» стали своеобразным прообразом искусства XX сто­летия, отразив противоречивый и сложный характер культуры.

Две страшнейшие в истории человечества миро­вых войны, политические перевороты и революции, уста­новление жестокого авторитарного режима в России определили дальнейшее развитие русской культуры XX столетия.

Презентация урока «Серебряный век»: живопись

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Описание презентации по отдельным слайдам:

Живопись конца 19 – начала 20 веков. Работа Кутузовой Анастасии, Ученицы 11 В класса

В истории русской культуры конец XIX — начало XX в. получил название серебряного века русской культуры, который начинается “Миром искусства” и заканчивается символизмом. 1. Россия дала миру творческие шедевры в самых различных областях — живописи, литературе, музыке, архитектуре, науке, общественной мысли, философии 2. Однако существовал разрыв между неграмотными народными массами и культурной элитой.

Особенности: 1. Искусство серебряного века стремится быть только искусством (Искусство золотого века активно вторгалось в общественную жизнь и политику). 2. Восприятие мира становится более свободным (Личность художника становиться более раскрепощенной, ощущение замкнутости мира начинает ослабевать). 3. Новый тип культуры формируется на основе критицизма: духовная культура строится на фундаменте переосмысленного опыта и новых идей. 4. Характерной чертой новой культуры является космологизм — элемент и новой картины мира, и нового ее осмысления. 5. Пессимистические настроения возникают в переходные периоды, крепнет чувство наступления конца мира.

Мир искусства — художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х. Под тем же названием выходил журнал, издававшийся с 1898 г. членами группы. Основателями «Мира искусств» стали художник А. Н. Бенуа и театральный деятель С. П. Дягилев.

Объединение художников «Голубая роза» Основу «Голубой розы» составили ученики Московского училища живописи, ваяния и зодчества – студенты мастерской знаменитых В. Серова и К.Коровина. Название «Голубая роза» хорошо передавало главное устремление молодых художников – поиск нереальной, фантастической мечты о красоте. Кто же входил в объединение? Вот их имена: П. Кузнецов, П. Уткин, Н. Сапунов, М. Сарьян, С. Судейкин, Н. Крымов, А. Арапов, А. Фонвизин, Н. и В. Милиоти, Н. Феофилактов, В. Дриттенпрейс, И. Кнабе, скульпторы А. Матвеев и П. Бромирский.

Направления живописи: Символизм Акмеизм Футуризм Импрессионизм Абстракционизм Примитивизм

В лодке (1888) У балкона. Испанки Леонора и Ампара (1888—1889) Бумажные фонари (1896) Геммерфест. Северное сияние (1894—1895) Северная идиллия (1892)

На миру [1893] К Троице. 1896. В присутственном месте (эскиз) 1900 г. «В волостном правлении». 1884 г.

Малевич Казимир Северинович МАЛЕВИЧ Казимир Северинович [11 (23) февраля 1878, Киев — 15 мая 1935, Ленинград] российский живописец, график, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма, искусства геометрической абстракции.

Чёрный квадрат Чёрный круг Скачет красная конница Супрематическая композиция

На сенокосе Англичанин в Москве Авиатор Цветочница

Чюрленис Микалоюс Константинас ЧЮРЛЕНИС (Ciurlionis) Микалоюс Константинас [10 (22) сентября 1875, Варена, близ Друскеников (ныне Друскининкай) — 28 марта (10 апреля) 1911, Пустельник Минськи, Варшавское воеводство (ныне Польша)], литовский художник и композитор. Основоположник литовской национальной музыкальной школы и величайший из живописцев своей страны.

Соната весны. Финал. Соната звёзд. Аллегро. Ангел Король

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич [24 октября (5 ноября) 1878, Хвалынск, ныне Саратовская область — 15 февраля 1939, Ленинград], российский художник, теоретик искусства и писатель. Выдающийся мастер изобразительного искусства символизма и модерна, плодотворно продолживший традиции «серебряного века» в советский период.

Купание красного коня Портрет Анны Ахматовой Утренний натюрморт Материнство

Акмеизм Акмеи́зм — течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов.

Это интересно:  Живопись начала 20 века в России

Сомов Константин Андреевич Константи́н Андре́евич Со́мов (30 ноября 1869, Санкт-Петербург — 6 мая 1939, Париж) — русский живописец и график, мастер портрета и пейзажа, иллюстратор, один из основателей общества «Мир искусства» и одноименного журнала. Сын учёного-искусствоведа А. И. Сомова.

Радуга Арлекин и дама Иллюстрация для книги А. Блока «Театр»

Дама в голубом Портрет Блока

Бенуа Александр Николаевич Алекса́ндр Никола́евич Бенуа́ (21 апреля (3 мая) 1870, Санкт-Петербург — 9 февраля 1960, Париж) — русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».

Барки на канале Букет роз 1946 Эскиз декорации к опере И. Стравинского «Соловей» 1914

Футуризм Футури́зм — общее название художественных авангардистских движений 1910-х— начало 1920-х годов, прежде всего в Италии и России. Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. Они придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиш.

Бурлюк Давид Давидович Дави́д Дави́дович Бурлю́к — русскийпоэт, художник, один из основоположников российского футуризма.

Натюрморт с букетом и книгой. Одинокая лачуга 1918. Портрет женщины с мальчиком

Матюшин Михаил Васильевич Михаи́л Васи́льевич Матю́шин — русский художник, музыкант, теоретик искусства, один из лидеров русского авангарда первой половины 20 в. Композитор футуристической оперы «Победа над Солнцем», 1910, прославившей Казимира Малевича.

Импрессионизм Импрессиони́зм — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

Врубель Михаил Александрович Михаи́л Алекса́ндрович Вру́бель — русский художник рубежа XIX—XX веков, прославивший своё имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Он был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок и книжных иллюстраций.

Ангел с кадилом и свечой 1887 Венеция 1893 Демон и Тамара

Сирень Букет сирени

Серов Валентин Александрович Валенти́н Алекса́ндрович Серо́в (1865—1911) — русский живописец и график, мастер портрета.

Девочка с персиками «Дети» Осенний вечер. Домотканово. (1886)

Абстракционизм Абстракциони́зм — направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации, хотя некоторые картины выглядят как простая точка посередине холста.

Кандинский Василий Васильевич Васи́лий Васи́льевич Канди́нский — выдающийся русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. Был одним из основателей группы «Синий всадник», преподавателем Баухауса.

Восток Колебание Москва Композиция

Примитивизм Примитиви́зм — стиль живописи, зародившийся в XIX веке, вмещавший в себя обдуманное упрощение картины, делающее её формы примитивными, как творчество ребёнка или рисунки первобытных времен.

Шагал Марк Захарович Марк Заха́рович Шага́л — российский и французский художник еврейского происхождения. Помимо графики и живописи занимался также сценографией, писал стихи на идише. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.

Ларионов Михаил Фёдорович Михаи́л Фёдорович Ларио́нов — русский художник, один из основоположников русского авангарда.

Куст сирени в цвету 1904 Офицерский парикмахер Отдыхающий солдат

Филонов Павел Николаевич Па́вел Никола́евич Фило́нов — русский, советский художник (художник−исследователь, как он официально именовал себя сам), поэт, один из лидеров русского авангарда; основатель и теоретик аналитического искусства — уникального реформирующего направления живописи и графики первой половины XX века, оказавшего и оказывающего заметное влияние на творческие умонастроения многих художников и литераторов новейшего времени.

Головы Крестьянская семья Животные

Нестеров Михаил Васильевич Михаи́л Васи́льевич Не́стеров (1862—1942) — русский и советский художник-живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).

Видение отроку Варфоломею Великий постриг

Портрет академика И. П. Павлова

Борис Михайлович Кустодиев Бори́с Миха́йлович Кусто́диев — русский художник. Борис Михайлович Кустодиев родом из семьи преподавателя гимназии, начал учиться живописи в Астрахани у П. А. Власова в 1893—1896 годах.

Портрет Шаляпина Большевик

Саврасов Алексей Кондратьевич Алексе́й Кондра́тьевич Савра́сов (1830—1897) — русский художник-пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников, автор хрестоматийного пейзажа «Грачи прилетели».

Грачи прилетели Сухарева башня

Спасибо за внимание!

  • Михайлова Людмила Харитоновна
  • 7839
  • 18.05.2016

  • 18.05.2016
  • 348
  • 18.05.2016
  • 151
  • 18.05.2016
  • 1641
  • 18.05.2016
  • 919
  • 18.05.2016
  • 1957
  • 18.05.2016
  • 372
  • 18.05.2016
  • 324

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Живопись Серебряного века. Объединения художников. — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемИнга Чукавина

Похожие презентации

Презентация на тему: » Живопись Серебряного века. Объединения художников.» — Транскрипт:

1 Живопись Серебряного века. Объединения художников

2 Направления : абстракционизм, авангард, кубизм, кубофутуризм, лучизм, модерн, символизм, супрематизм. абстракционизм, авангард, кубизм, кубофутуризм, лучизм, модерн, символизм, супрематизм. Творческие общества и выставки : «0,10» «36 художников » « Алая роза » « Бубновый валет » « Венок — Стефанос » « Голубая роза » « Импрессионисты » « Круг художников » « Магазин » « Мир искусства » « Мишень » « Община художников » « Ослиный хвост » « Союз молодежи » « Союз русских художников » « Супремус » «0,10» «36 художников » « Алая роза » « Бубновый валет » « Венок — Стефанос » « Голубая роза » « Импрессионисты » « Круг художников » « Магазин » « Мир искусства » « Мишень » « Община художников » « Ослиный хвост » « Союз молодежи » « Союз русских художников » « Супремус »

3 Борис Кустодиев «Групповой портрет членов объединения Мир искусства» Мир искусства художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов. Одним из организаторов и главных вдохновителей объединения был Александр Бенуа.

4 «Прогулка короля» Александр Николаевич Бенуа ( ) В немецкой слободе. Отъезд царя Петра I из дома Лефорта

5 Казимир Северинович Малевич (1879 – 1935) «Снежная буря» Женский портрет «Чёрный квадрат»

6 «Дама в голубом» Портрет Е. М. Мартыновой. «Дама в голубом» Портрет Е. М. Мартыновой. Константин Андреевич Сомов ( ) Портрет Анны Карловны Бенуа

7 Леон Бакст ( ) «Ужин» Зинаида Гиппиус, 1906

8 Театральные работы Леона Бакста Послеполуденный отдых фавна (балет Клода Дебюсси) Нарцисс (балет Николая Черепнина)

9 Валентин Александрович Серов ( ) Николай II А. С. Пушкин

10 Мстисла́в Валериа́нович Добужи́нский русский художник, мастер городского пейзажа, участник творческого объединения «Мир искусства», художественный критик, мемуарист. Кукла г. Мстислав Валерианович Добужинский ( ) Петербург г.

11 Анна Петровна Остроумова — Лебедева ( ) «Осень»

12 Императрица Евгений Евгеньевич Лансере ( )

13 «Голубая Роза» выставка, состоявшаяся в 1907 году в Москве, в которой участвовали живописцы П. Кузнецов, Н. Сапунов, С. Судейкин, Н. Крымов, М. Сарьян, скульптор А. Матвеев «Море. Сфинкс» Мартирос Сергеевич Сарьян ( )

14 Николай Николаевич Сапунов ( ) Натюрморт. Вазы, цветы и фрукты (1912, Государственная Третьяковская галерея) Цветы и фарфор (1912, Русский Музей)

15 Общество художников «Бубновый валет» «Бубновый валет» первоначально такое название получила выставка художников, впоследствии вошедших в одноимённое творческое объединение. «Бубновыми валетами» называли каторжников, на рубаху которых нашивался черный ромб, а также карточных шулеров. Это название должно было вызвать реакцию зрителей. А. Лентулов. Женщина с гитарой К. С. Малевич «Ярмарка мастеров»

16 Художники «Ослиного хвоста» название художественной выставки 1912 г., стремились соединить живописные достижения европейской школы с традициями русского народного, наивного искусства, крестьянской примитивной живописи. Виктор Барт. Двойной автопортрет «Курящий солдат» 1910

Статья написана по материалам сайтов: works.doklad.ru, mirznanii.com, www.mudriyfilosof.ru, infourok.ru, www.myshared.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий