Живопись в России в 20 веке

В развитии русской художественной культуры XX столетия чётко выделяются два периода — от начала века до 30-х гг. и 30—80-е гг. Первые два десятилетия XX в. — время расцвета русского искусства, особенно живописи и архитектуры. Стиль модерн, сложившийся в России в последней трети XIX в., глубоко изменил сознание мастеров, выдвинув на первый план проблему создания новых форм и выразительных средств. Художественная жизнь стала захватывающе интересной: одна за другой следовали выставки, вызывавшие, как правило, бурные дискуссии в прессе, издавались разнообразные журналы. Основные течения европейского искусства — фовизм, кубизм, футуризм и другие — получили в России блестящее развитие. Почти все они пришли на российскую почву с некоторым опозданием, поэтому художники сочетали черты разных стилей, создавая собственные, совершенно новые и уникальные варианты. В свою очередь и русское искусство нашло серьёзных ценителей на Западе. Европейские и отечественные мастера словно заново открыли друг друга, ощутив себя при этом единым творческим целым.

Поиски новых образов привели к более глубокому изучению национальных корней и традиций. Художники-примитивисты включили в сферу «высокого» искусства сложный и парадоксальный мир городского фольклора, обратились к народной и бытовой культуре — лубку, вывескам и афишам. Именно в первые десятилетия XX в. было заново открыто древнерусское наследие, особенно иконопись. Изобразительный язык русских икон во многом повлиял на отношение к цвету, пространству и ритмической организации холста. В начале 10-х гг. возникли первые произведения абстрактного, или беспредметного, искусства, т. е. работы, в которых не было даже намёка на изображение реального мира. Их композиция представляла собой игру линий, цветовых пятен и геометрических конструкций, не связанных конкретным содержанием.

Революция в октябре 1917 г., приведшая к власти коммунистов, изменила направление развития русского искусства. В первой половине 20-х гг. художники ещё продолжали эксперименты и поиски, создавали новые группы и объединения. Однако во второй половине десятилетия художественная жизнь начала испытывать всё нарастающее идеологическое и административное давление государства. Многие мастера были вынуждены уехать за границу, а оставшиеся подверглись травле в печати, лишились возможности выставляться, некоторые были арестованы. Основной удар приняли на себя те, кто тяготел к абстрактным формам изобразительного искусства.

Государственная идеология выдвинула в качестве главного художественного метода так называемый социалистический реализм — очередной вариант академического искусства, призванный воспитывать людей в духе коммунистической морали. В 1932 г. специальным правительственным указом были запрещены все независимые художественные объединения и создана государственная система творческих союзов — Союз художников СССР, Союз архитекторов СССР и т. п. Наступила эпоха тоталитаризма, когда любые формы культуры, не укладывавшиеся в нормы соцреализма, могли существовать только в нелегальных условиях (волна «подпольного авангарда» особенно мощной была в 60—70-х гг.). Ситуация стала постепенно меняться только во второй половине 80-х гг.

Основные направления живописи 20 века

Основные направления живописи 20 века

Модернизм в живописи начинают рассматривать с творчества Гюстава Курбе и Эдуарда Мане. Характерными чертами модернистских направлений являются:

· отказ от устаревших образцов с точки зрения сюжета и стиля;

· стремление ликвидировать разрыв между архитектурой, живописью, скульптурой и их функционированием и применением в различных областях жизни;

· поиск декоративной функциональности;

· тенденция к созданию международного стиля;

· попытка выявить духовное в промышленной эпохе.

Для модернистских течений характерно смешение материалистических и духовных устремлений, научно-технических терминов, достижений и аллерго-поэтических мотивов. Но после осознания в 1910-е гг. глобальных изменений, произошедших в науке, внутри модернизма возникают авангардные течения, полностью изменившие приемы и методы искусства.

Главное для фовистов – подчеркнуть самостоятельность, самодостаточность произведения искусства. Они переосмыслили сам подход художника к акту творчества. Огромное значения имели открытия в области цвета. Характерные особенности – обнаженность приемов письма, нарочитая грубость техники и материала; попытка вернуть живописи первозданную силу и преодолеть изысканный эстетизм конца 19 века; использование ярких, глубоких цветов; упрощение линий, подчеркивание свежести и спонтанности исполнения.

КУБИЗМ (франц. cubisme, от cube — куб), направление в искусстве 1-й четверти 20 в., представители которого стремились свести изображение к комбинации простых геометрических тел, призванных выразить «первичную структуру» мира, перестроив традиционные способы восприятия пространства. Это авангардистское движение произвело революционный переворот в европейской живописи и скульптуре в начале 20 столетия.

Художники издавна привыкли изучать и пропорционировать объекты своего изображения (в особенности фигуру человека), выравнивая их поверхности в рисунке или эскизе в виде гладких плоскостей и тем самым придавая объемам подобие геометрических тел. Однако лишь в начале 20 в. этот расхожий прием стал сознательно конструируемым методом. Великим предшественником кубизма был П. Сезанн, в своем зрелом творчестве стереометрически упрощавший формы таким образом, что их грани намечали совершенно новую пространственную систему, в пределах которой изображение уже не пассивно предстояло зрителю, а как бы «выдвигалось» ему навстречу. («Авиньонские девицы», «Скрипка и кувшин»).

Это интересно:  Живопись первой половины 20 века

Начинания Сезанна продолжили П. Пикассо и Ж. Брак, с творчества которых кубизм берет свое прямое начало. Этапную роль сыграли картины «Авиньонские девицы» Пикассо (1907) и «Дома в Эстаке» Брака (1908), именно по отношению к такого рода браковским пейзажам критик Л. Восель и употребил в том же, 1908-м, слова «геометрические схемы и кубы», — слова, из которых, собственно, и народилось название течения. Первая групповая экспозиция кубистов (с участием Ф. Леже, Р. Делоне, А. Лефоконье, Ж. Метценже и А. Глеза) состоялась в 1911 в отдельном помещении парижского «Салона независимых». («Круглые формы, солнце, башня.

Первоначально сосредоточенное во Франции, развитие кубизма в 1910-е гг. охватило многие страны Европы. Важную роль в его пропаганде сыграла книжка-манифест Глеза и Метценже «О кубизме» (1912). Эволюция направления четко делится на три этапа (впервые обозначенные в 1930-е гг. американским искусствоведом А. Барром). Для 1-й стадии («аналитического кубизма») характерен сдержанный, даже суровый колорит, основанный на коричневато-охристых, зеленых и синих тонах. Человек и природа здесь действительно геометризуются с подчеркиванием массивной весомости их «выпирающих» на зрителя форм. Значение традиционного сюжета сводится к минимуму, и ведущим жанром становится натюрморт (со сравнительно простыми постановками, воспроизводящими рабочую атмосферу мастерской). Нередко при исследовании данного периода специально выделяется предварительная, «сезаннисткая» (т. е. подражательная по отношению к Сезанну) его глава, собственно же «аналитическим» кубизм предстает в гг., когда после первых своих, более монументальных, опытов, художники начали дробить изображение на все более мелкие грани.

«Женщина в кресле»

В гг. наступает фаза «синтетического кубизма», причем и здесь Пикассо и Брак лидируют. Иллюзорная объемность сходит на нет, образы распластываются и частично заменяются реальными, наклеенными на холст материалами и предметами (так нарождается новая техника «коллажа»). Возрастает значение надписей и текстов, порою символических (так, Пикассо, используя газетные наклейки, специально подбирает заголовки о катастрофах и социальных волнениях, вероятно, подчеркивая тем самым «революционное» значение нового художественного метода). Благодаря коллажам картина отчасти превращается в рельеф, и поэтому кубизм (в творчестве А. Лорана, Р. Дюшан-Вийона, О. Цадкина, Ж. Липшица и др.) вскоре охватывает и скульптуру.

Во 2-й половине 1910-х гг. наступает период «декоративного кубизма», названного так из-за возросшей пастозности и яркости его красок. Но в эти годы кубизм по сути уже разлагается, порою неразличимо сливаясь с другими течениями (в первую очередь, с футуризмом). Ряд былых кубистов еще раньше вырабатывает свои собственные методы («орфизм » Делоне, «тубизм» Леже и т. д.). В целом же начальный импульс кубизма оказывается исключительно мощным, подчиняя своему влиянию многие виды искусства, в том числе архитектуру и дизайн (в Чехии в это десятилетие складывается даже особое направление сугубо архитектурного кубизма).

Кубизм в России

Его предчувствия часто находят в живописи с его «кристаллической» манерой письма. Но подлинным его первооткрывателем явился здесь предприниматель и коллекционер , привезший в Москву ранние кубистские опыты Пикассо. В целом же русский кубизм был сугубо переходным явлением, своего рода «школой авангарда» (порою и непосредственно школой, поскольку ряд крупных российских авангардистов, — , , , — учились в гг. в парижской Академии «Ла Палетт» у Лефоконье и Метценже).

«Англичанин в Москве»

Большинство мастеров, составивших ядро «Бубнового валета » (в т. ч. , , , ), не пошло дальше раннего, «сезаннистского» этапа, самобытно и красочно его обогатив. Художники же настроенные более радикально (, и др.) быстро перешли к кубофутуризму, честолюбиво выдвигая его в противовес кубизму в качестве более передового и уже свободного от французских влияний метода. «Матрос (Автопортрет)». Однако и позднее, в свой витебский период () Малевич утверждал: «Если ты стремишься изучать искусство, то изучай кубизм». (Портрет Пикассо работы Гриса).

ОРФИЗМ (франц. orphisme, от Orphee — Орфей), течение в западноевропейской живописи 1910-х годов, близкое к кубизму и футуризму. Создателем и теоретиком направления был французский художник Р. Делоне. Название дал в 1912 Аполлинер. Орфисты ( Ф. Купка, Ф. Пикабия, М. Дюшан) стремились выразить динамику и музыкальность ритма пересечением плоскостей, окрашенных в чистые, яркие тона.

Футуризм (от лат. futurum — будущее), авангардистское направление в европейском искусстве 1910 — 20-х гг., преимущественно в Италии и России. Стремясь создать «искусство будущего», декларировал (в манифестах и художественной практике итальянского поэта , российских кубофутуристов из «Гилеи», участников «Ассоциации эгофутуристов», «Мезонина поэзии», «Центрифуги») отрицание традиционной культуры (наследия «прошлого»), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии. Для живописи (в Италии — У. Боччони, Дж. Северини) характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения. Для литературы — переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (, , , И. Северянин) — языковое экспериментирование («слова на свободе» или «заумь»).

Главными представителями футуризма являются Балла, Боччони, Кара. Балла от поисков в области вибрации светы приходит к синтетическому изображению движения, космических динамических ритмов. Футуризм прекратил существование в 20-е годы, но его идеалы остаются значительными компонентами современной западной культуры: акцент на молодость, скорость, власть и технологию.

Это интересно:  Мастера рисунка и живописи журнал

ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от лат. expressio — выражение), направление в литературе и искусстве 1-й четв. 20 в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение — главной целью искусства. Стремление к «экспрессии», обостренному самовыражению, напряженности эмоций, гротескной изломанности, иррациональности образов, наиболее ярко проявилось в культуре Германии и Австрии (писатели Г. Кайзер, В. Газенклевер в Германии, Ф. Верфель в Австрии, художники Э. Нольде, Ф. Марк, П. Клее в Германии, О. Кокошка в Австрии, австрийские композиторы А. Шенберг, А. Берг, немецкие кинорежиссеры , Р. Вине, П. Лени). В рамках экспрессионизма возникли ранние образцы абстрактного искусства ( ); у ряда художников, прежде всего немецких, экспрессионизм получил яркую антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Э. Барлах, Ж. Грос, О. Дикс ).

Экспрессионизм предрасположен ко всему зыбкому, неустойчивому, неуравновешенному, как в воплощении образа, так и с точки зрения формы. Экспрессионисты то допускают нарочитую грубость, то пытаются оперировать столь утонченными нюансами переживаний, что они уже теряют всякий реальный смысл. Линии извиваются, пульсируют, пространство расплывается, цвет дребезжит диссонансами, загорается неверными вспышками и гаснет в тяжелой тьме. Духовным вдохновителем экспрессионистов был Ф. Ницше.

МИНИМАЛИЗМ (минимальное искусство), направление, сложившееся в западном изобразительном искусстве 1960-х гг.; поставило своей целью создание лишь «простейших структур», являющихся первоосновой творчества. Сформировалось в первую очередь в скульптуре. Мастера минимализма (напр., американские художники К. Андре, Д. Джадд, С. Льюит, Р. Моррис, Д. Флейвин), сближаясь с методами геометрической абстракции, выставляли «голые» и аскетичные, художественно не обработанные (обычно просто заказанные с фабрики) рамы, трубки, плитки, кубы и т. д., предлагая зрителю «начать сначала», с всеобщих законов формы и композиции. Получило значительное распространение в музыкальных формах. Ведущими композиторами данного направления принято считать Ламонте Янга, Терри Райли, Стива Райха (Рейча), Джона Кейджа, Филиппа Гласса и др.; в рок-музыке к минимализму можно отнести некоторые работы Роберта Фриппа, группу CAN и др.

Это абсолютно абстрактное движение, представители которого стремились выявить в живописи и скульптуре сущностные элементы, используя геометрические формы в разных сочетаниях. Происхождение минимального искусства рассматривается пересмотра законов психологии восприятия, когда произведение искусства рассматривается как сфера, в которой действуют определенные научные законы: сочетание светлых и темных цветовых зон, взаимосвязь вертикалей, горизонталей, диагоналей. В работе минималистов художественный продукт идентифицируется со структурой, а сам принцип воспроизведения уходит на второй план. То есть сама становится активной.

Минимализм – реакция против доминирования абстрактного экспрессионизма. Минимальное искусство оказало огромное влияние на другие сферы творчества: дизайн, архитектуру, музыку.

Неоэкспрессионизм («Новые дикие»). Направление сформировалось в середине 1970-х гг. и развивалось в 1980-е гг. Его представители создавали фигуральные работы, в которых обнаруживалась формальная близость с произведениями немецких экспрессионистов. Неоэкспрессионизм – не однородное коллективное движение, а группа индивидуальных творцов с собственными эстетическими установками, черпающих вдохновение у художников прошлого.

К характерным особенностям неоэкспрессинизма можно отнести:

· возврат к фигуративно-экспрессивным образам

· тенденцию к слиянию или комбинации элементов предыдущих направлений

· наложение фигуративных и абстрактных элементов, обычно на основе из пятен или полос цвета изображаются контрастирующие с фоном фигуры

· фигуративность на основе схематичных форм эмоционального и экспрессивного характера

· драматические, сатирические, военные сюжеты с доминированием человеческой фигуры

· сочетание масляной техники с другими техниками: АКРИЛИК, ПРОМЫШЛЕННЫЕ КРАСКИ, АКВАРЕЛЬ.

Представители – Георг Базелиц, Ансельм Кифер, Маркус Люперц, Йорг Иммендорф, М. Барсело, Жерар Гаруст.

РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ НАЧАЛА XX ВЕКА

Мир Михаила Александровича Врубеля — эпоха в истории не только русской, но и мировой культуры. Он оставил более 200 произведений, среди которых такие известные работы, как «К ночи» (1900 г.), «Сирени» (1901), «Демон летящий», «Демон сидящий». Врубель творил по-своему, и нередко как равный великим мастерам прошлого, не придерживался официального церковного канона. «Демон поверженный» (1902 г.) — самое трагическое произведение Врубеля. И если в раннем холсте мы ощущаем хаос рождения, в котором живет надежда, то в поверженном Демоне царит крушение. Никакое богатство красок, никакие узоры орнаментов не скрывают трагедии сломленной личности, его изломанная фигура, сорвавшаяся с заоблачных высот, уже зримо агонизирует, заражая весь мир вокруг себя фосфоресцирующей красотой последнего заката (см. прил. 5).[9]

Направления в живописи начала 20 века

Авангард: супрематизм, унизм, всячество

Как диковинное украшение, состоящее из необычайных искрящихся бусин, импульсивный авангард вобрал в себя целую россыпь смелых течений. Абсурдные, яркие, иногда мимолётные, спорные и уникальные — новые художественные мини-направления стали результатом мучительного поиска новых средств выразительности. Читать далее

Авангард: Линиизм, лучизм, дадаизм

Основатель и продолжатель течения «линиизм», Александр Родченко внёс свой особенный вклад в авангардную живопись XX века в целом, и в развитие «левого» искусства в частности. Читать далее

Абстракционизм

Художественное направление, появившееся в начале 20 столетия. Название связано с латинским словом «abstractio» — отвлечение, удаление. Это течение также фигурировало под названием «беспредметное искусство», «искусство под знаком «нуля форм». Читать далее

Это интересно:  Живопись по номерам на холсте

Конструктивизм

Течение в нескольких видах искусства, развивающееся в двадцатых годах 20 столетия. В это же время возникает и сам термин. Впервые его употребил А.М. Ган в своей книге «Конструктивизм». Читать далее

Течение в искусстве, появившееся в начале 20 столетия. Кубизм изображает объекты реальности максимально примитивно, используя условные геометризированные формы. Каждый предмет условно разбивается на формы. Читать далее

Супрематизм

Течение искусства, относящееся к геометрическому абстрактивизму или геометрическому конструктивизму, позиционирующийся как способ «выражения высшей реальности». С такой трактовкой связано и само название течения, которое происходит от слова «supremus». Читать далее

Направление в искусстве, возникшее в начале 20 века и развивающееся преимущественно в живописи и поэзии. История футуризма берет свое начало в Италии с творчества поэта Филиппо Маринетти. Читать далее

Бубновый валет

Название творческого объединения художников, возникшего в 1911 году. Изначально такое название получила выставка в Москве, проведенная по инициативе М.Ф. Ларионова и Д.Д. Бурлюка. Читать далее

ЕГЭ. История. Культура. Живопись 20 века. Союзы художников.

Живопись 20 века. Союзы художников

Особенности живописи 20века:

Живопись отличается разнообразием форм, методов, направлений.

Начало 20 века- популярен импрессионизм, для которого свойственно чистое, светлое, почти детское восприятие жизни, восхищение миром.

Широкую популярность в первые два десятилетия получил авангардизм, как выражение протеста, самовыражения, даже бунта.

В начале 20 века создаётся много объединений художников, стремящихся найти новые формы, стили самовыражения.

Художники активно принимают участие в жизни страны, проводят художественные выставки, участвуют в создании агитационных плакатов, декораций авангардных спектаклей.

Годы СССР- господство одного метода- социалистического реализма с его чёткими рамками и задачами.

В конце 20 века появилась возможность применения в живописи совершенно новых технологий – компьютерной графики, фотографии, цифровых средств.

Союзы художников 20 века

Бубновый валет

Фальк Р.Р. и мн. др.

Общество художников. Образовано в 1911 г.,сущестовало до декабря 1917г.

Отрицали и академизм, и реализм.

Искали новые формы самовыражения: абстракционизм, кубизм и др. Ориентация на натюрморт и пейзаж. Считали, что искусство должно быть понятно всем.

Голубая роза

Объединение художников, сформировавшееся в 1907 году после выставки под названием « Голубая роза».

Название выражало мечту по несбыточно прекрасном.

Стили : модерн, авангардизм.

Объединение прекратило существование в 1910 г.

Н.Н.Асеев, О.М.Брик, А.А.Веснин, К.В.Иогансон, В.В.Каменский,

Г.Г.Клуцис, А.Е.Крученых, Б.А.Кушнер, А.М.Лавинский,

В.В.Маяковский, Л.С.Попова, А.М.Родченко, С.М.Третьяков,

Литературно-художественное объединение авангардистов. Создано в 1922г. входили художники, поэты, архитекторы.

Цель: создание нового, пролетарского искусства,

Художетсвенная культура будущего создаётся на фабриках и заводах.

Задача: внедрение искусства в быт, создание удобных предметов для жизни.

Много занимались агитацией.

Стремились создать новые формы искусства.

РЕФ прекратил деятельность в 1930г.

Мир искусства

К.И.Мая: А.Н.Бенуа, Д.В.Философовым, В.Ф.Нувелем.

Вскоре к ним присоединились Л.С.Бакст, С.П.Дягилев,

Е.Е.Лансере, А.П.Нурок, К.А.Сомов.

Общество художников, создано в 1898г.в Петербурге.

Цель: изучение художественной культуры, современной и культуры прошлого.

1898-Выставка русских и финляндских художников.

Выступали против академизма, за свободу творчества, индивидуализм.

Открывали читателям журнала многих художников как России, так и мира.

1902- произведения художников «Мира искусства» были представлены на выставке в Париже .

«Пролеткульт»- Пролетарская культура

Культурно-просветительская организация, создана в 1917.

Цель: формирование пролетарской культуры путём развития самодеятельности.

Создавались клубы, кружки, студии.

Прекратила существование в 1932 г.

Союз русских художников

Союз создан в 1903 году . В него вошли представители « Мира искусства» и московская группа « 36 художников».

Союз распался в 1925 .

Союз художников СССР

Руководители:

1964—1968 гг. — Б.В.Иогансон

1968—1971 гг. — Е.Ф.Белашова

1971—1988 гг — Н.А.Пономарёв

1988—1991 гг. — А.В.Васнецов.

Союз, объединявший в годы СССР художников и искусствоведов.

Цель: создание идейных, высокохудожественных произведений искусства всех видов и жанров и трудов по искусствознанию, содействие строительству коммунизма в СССР, укрепление связи членов СХ СССР с практикой коммунистического строительства, развитие социалистического по содержанию и национального по форме искусства народов СССР, утверждение идеалов советского патриотизма и пролетарского интернационализма в деятельности советских художников.

Журналы: « Искусство»- с 1933, «Творчество» — с 1957, «Декоративное искусство СССР», с 1957

Союз художников России

Руководители:

с 2009 — А.Н.Ковальчук

Добровольное объединение художников и искусствоведов России, является правопреемником союза художников СССР, входит в «Международную конференцию Союза художников».

Издания: журнал « Художник», газета « Художник России»

Ослиный хвост

Объединение художников создано в 1912 г. Название получено по картине, выставленной в Париже в 1910 и нарисованной хвостом осла. Группа выделилась из « Бубнового валета». Художники стремились подчеркнуть ещё большую авангардность творчества.

Картины: «Отдыхающий солдат» и «Утро в казармах» М. Ф. Ларионова; «Крестьяне, собирающие яблоки» и «Прачки» Н. С. Гончаровой;

«Полотёры»К. С. Малевича; «Продавец рыб» и «Матрос» В. Е. Татлина.

Распалось – в 1913г.

Примечание:

    о творчестве конкретных художников 20 века на сайте есть отдельные статьи, материал продолжают готовиться.

    о художественных направлениях 20 века будет отдельная статья. Следите за публикациями.

    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

    Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, pandia.ru, mydocx.ru, www.avangardism.ru, poznaemvmeste.ru.

    «

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий