Живопись второй половины 19 века

Вторая половина XIX в. ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим искусством, было проникнуто пафосом освободительной борьбы народа, откликалось на запросы жизни и активно вторгалось в жизнь. В изобразительном искусстве окончательно утвердился реализм — правдивое и всестороннее отражение жизни народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости.

Осознанный поворот новой русской живописи к демократическому реализму, национальности, современности обозначился в конце 50-х годов, вместе с революционной ситуацией в стране, с общественным возмужанием разночинной интеллигенции, с революционным просветительством Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина, с народолюбивой поэзией Некрасова. В “Очерках гоголевского периода” (в 1856 г.) Чернышевский писал: “Если живопись ныне находится вообще в довольно жалком положении, главною причиною того надобно считать отчуждение этого искусства от современных стремлений”. Эта же мысль приводилась во многих статьях журнала “Современник”.

Центральной темой искусства стал народ, не только угнетенный и страдающий, но и народ — творец истории, народ-борец, созидатель всего лучшего, что есть в жизни.

Утверждение реализма в искусстве проходило в упорной борьбе с официальным направлением, представителем которого было руководство Академии художеств. Деятели академии внушали своим ученикам идеи о том, что искусство выше жизни, выдвигали лишь библейскую и мифологическую тематику для творчества художников.

Но живопись уже начинала приобщаться к современным стремлениям — раньше всего в Москве. Московское Училище и на десятую долю не пользовалось привилегиями петербургской Академии художеств, зато меньше зависело от ее укоренившихся догм, атмосфера была в нем более живая. Хотя преподаватели в Училище в основном академисты, но академисты второстепенные и колеблющиеся, — они не подавляли своим авторитетом так, как в Академии Ф. Бруни, столп старой школы, в свое время соперничавший с Брюлловым картиной “Медный змий”.

В1862 г. Совет Санкт-Петербургской академии художеств принял решение уравнять в правах все жанры, отменив главенство исторической живописи. Золотую медаль теперь присуждали независимо от темы картины, учитывая только ее достоинства. Однако «вольности» в стенах академии просуществовали недолго.

В 1863 г. молодые художники — участники академического конкурса подали прошение «о дозволении свободно выбирать сюжеты тем, которые сего пожелают, помимо заданной темы». Совет академии ответил отказом. То, что произошло дальше, в истории русского искусства называют «бунтом четырнадцати». Четырнадцать учеников исторического класса не пожелали писать картины на предложенную тему из скандинавской мифологии — «Пир в Валгаале» и демонстративно подали прошение — о выходе из академии. Оказавшись без мастерских и без денег, бунтари объединились в своеобразную коммуну — по типу коммун, описанных Чернышевским в романе “Что делать?”, — Артель художников, которую возглавил живописец Иван Николаевич Крамской. Артельщики принимали заказы на исполнение различных художественных работ, жили в одном доме, собирались в общем зале для бесед, обсуждения картин, чтения книг.

Через семь лет Артель распалась. К этому времени, в 70-х гг., по инициативе художника Григория Григорьевича Мясоедова возникло объединение — «Товариществохудожественных передвижных вставок», профессионально-коммерческое объединение художников, стоявших на близких идейных позициях.

Товарищество передвижников не в пример многим позднейшим объединениям обошлось без всяких деклараций и манифестов. В его уставе лишь говорилось, что члены Товарищества должны сами вести свои материальные дела, не завися в этом отношении ни от кого, а также сами устраивать выставки и вывозить их в разные города (“передвигать” по России), чтобы знакомить страну с русским искусством. Оба эти пункта имели существенное значение, утверждая независимость искусства от властей и волю художников к широкому общению с людьми не только столичными. Главная роль в создании Товарищества и выработке его устава принадлежала помимо Крамского Мясоедову, Ге — из петербуржцев, а из москвичей — Перову, Прянишникову, Саврасову.

Некоторые полотна «передвижников», писанные с натуры или под впечатлением от реальных сцен, обогатили наши представления о крестьянской жизни. В картине С.А. Коровина «На миру» показана стычка на сельском сходе между богачом и бедняком. В.М. Максимов запечатлел ярость, слезы, и горе семейного раздела. Торжественная праздничность крестьянского труда отражена в картине Г.Г. Мясоедова «Косцы».

В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись. Он писал Гончарова, Салтыкова-Щедрина, Некрасова. Ему принадлежит один из лучших портретов Льва Толстого. Пристальный взгляд писателя не оставляет зрителя, с какой бы точки он ни смотрел на полотно. Одно из наиболее сильных произведений Крамского — картина «Христос в пустыне».

Открывшаяся в 1871 году первая выставка «передвижников» убедительно продемонстрировала существование нового направления, складывавшегося на протяжении 60-х годов. На ней было всего 46 экспонатов (в отличие от громоздких выставок Академии), но тщательно отобранных, и хотя выставка не была нарочито программной, общая неписаная программа вырисовывалась достаточно ясно. Были представлены все жанры — исторический, бытовой, пейзажный портретный, — и зрители могли судить, что нового внесли в них «передвижники». Не повезло только скульптуре (была одна, и то мало примечательная скульптура Ф. Каменского), но этому виду искусства «не везло» долго, собственно всю вторую половину века.

К началу 90-х годов среди молодых художников московской школы были, правда, те, кто достойно и серьезно продолжали гражданственную передвижническую традицию: С. Иванов с его циклом картин о переселенцах, С. Коровин — автор картины «На миру», где интересно и вдумчиво раскрыты драматические (действительно драматические!) коллизии дореформенной деревни. Но не они задавали тон: близился выход на авансцену «Мира искусства», равно далекого и от передвижничества и от Академии. Как выглядела в ту пору Академия? Ее художественные прежние ригористические установки выветрились, она больше не настаивала на строгих требованиях неоклассицизма, на пресловутой иерархии жанров, к бытовому жанру относилась вполне терпимо, только предпочитала, чтобы он был «красивым», а не «мужицким» (пример «красивых» неакадемических произведений — сцены из античной жизни популярного тогда С. Бакаловича). В массе своей неакадемическая продукция, как это было и в других странах, являлась буржуазно-салонной, ее «красота» — пошловатой красивостью. Но нельзя сказать, чтобы она не выдвигала талантов: очень талантлив был упоминавшийся выше Г. Семирадский, рано умерший В. Смирнов (успевший создать впечатляющую большую картину «Смерть Нерона»); нельзя отрицать определенных художественных достоинств живописи А. Сведомского и В. Котарбинского. Об этих художниках, считая их носителями «эллинского духа» одобрительно отзывался в свои поздние годы Репин, они импонировали Врубелю, так же как и Айвазовский — тоже «академический» художник. С другой стороны, не кто иной, как Семирадский, в период реорганизации Академии решительно высказался в пользу бытового жанра, указывая как на положительный пример на Перова, Репина и В. Маяковского. Так что точек схода между «передвижниками»и Академией было достаточно, и это понял тогдашний вице-президент Академии И.И. Толстой, по инициативе которого и были призваны к преподаванию ведущие «передвижники».

Но главное, что не позволяет вовсе сбрасывать со счетов роль Академии художеств, прежде всего как учебного заведения, во второй половине века, — это то простое обстоятельство, что из ее стен вышли многие выдающиеся художники. Это и Репин, и Суриков, и Поленов, и Васнецов, а позже — Серов и Врубель. Причем они не повторили «бунта четырнадцати» и, по-видимому, извлекли пользу из своего ученичества.

Уважение к рисунку, к построенной конструктивной форме укоренилось в русском искусстве. Общая направленность русской культуры к реализму стала причиной популярности чистяковского метода, — так или иначе, русские живописцы до Серова, Нестерова и Врубеля включительно чтили «незыблемые вечные законы формы» и остерегались «развеществления» или подчинения красочной аморфной стихии, как бы ни любили цвет.

В числе передвижников, приглашенных в Академию, было двое пейзажистов — Шишкин и Куинджи. Как раз в то время начиналось в искусстве гегемония пейзажа и как самостоятельного жанра, где царил Левитан, и как равноправного элемента бытовой, исторической, отчасти и портретной живописи. Вопреки прогнозам Стасова, полагающего, что роль пейзажа будет уменьшаться, она в 90-е годы возросла, как никогда. Преобладал лирический «пейзаж настроения», ведущий свою родословную от Саврасова и Поленова.

Однажды приехал он на Волгу писать солнце, воздух и речные просторы. Но солнца не было, по небу ползли бесконечные тучи, и прекращались унылые дожди. Художник нервничал, пока не втянулся в эту погоду и не обнаружил особую прелесть сиреневых красок русского ненастья. С той поры Верхняя Волга заштатный городок Плес прочно вошли в его творчество. В тех краях он создал свои «дождливые» работы: «После дождя», «Хмурый день», «Над вечным покоем». Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: «Вечер на Волге», «Вечер. Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель».

В последние годы жизни Левитан обратил внимание на творчество французских художников-импрессионистов (Э. Мане, К. Моне, К. Писарро). Он понял, что у него с ними много общего, что их творческие поиски шли в том же направлении. Как и они, он предпочитал работать не в мастерской, а на воздухе (на пленэре, как говорят художники). Как и они, он высветлил палитру, изгнав темные, землистые краски. Как и они, он стремился запечатлеть мимолетность бытия, передать движения света и воздуха. В этом они пошли дальше его, но почти растворили в световоздушных потоках объемные формы (дома, деревья). Он избежал этого.

«Картины Левитана требуют медленного рассматривания, — писал большой знаток его творчества К.Г. Паустовский, — Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков».

На вторую половину XIX в. приходится творческий расцвет И.Е. Репина, В.И. Сурикова и В.А. Серова.

Репин был очень разносторонним художником. Его кисти принадлежит ряд монументальных жанровых полотен. Пожалуй, не меньшее впечатление, чем «Бурлаки», производит «Крестный ход в Курской губернии». Яркое голубое небо, пронизанные солнцем облака дорожной пыли, золотое сияние крестов и облачений, полиция, простой народ и калеки — все уместилось на этом полотне: величие, сила, немощь и боль России.

Во многих картинах Репина затрагивалась революционная тематика («Отказ от исповеди», «Не ждали», «Арест пропагандиста»). Революционеры на его картинах держатся просто и естественно, чуждаясь театральных поз и жестов. На картине «Отказ от исповеди» приговоренный к смерти словно бы нарочно спрятал руки в рукава. Художник явно сочувствовал героям своих картин.

Ряд репинских полотен написан на исторические темы («Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» и др.). Репин создал целую галерею портретов. Он написал портреты — ученых (Пирогова и Сеченова), — писателей Толстого, Тургенева и Гаршина, — композиторов Глинки и Мусоргского, — художников Крамского и Сурикова. В начале XX в. он получил заказ накартину «Торжественное заседание Государственного совета». Художнику удалось не только композиционно разместить на полотне такое большое число присутствующих, но и дать психологическую характеристику многим их них. Среди них были такие известные деятели, как С.Ю. Витте, К.П. Победоносцев, П.П. Семенов Тян-Шанский. Малозаметен на картине, но очень тонко выписан Николай II.

Суриков хорошо знал быт и нравы прошлых эпох, умел давать яркие психологические характеристики. Кроме того, он был прекрасным колористом (мастером цвета). Достаточно вспомнить ослепительно свежий, искрящийся снег в картине «Боярыня Морозова». Если же подойти к полотну поближе, снег как бы «рассыпается» на синие, голубые, розовые мазки. Этот живописный прием, когда два три разных мазка на расстоянии сливаются и дают нужный цвет, широко использовали французские импрессионисты.

В 1887 г. 22-летний Серов отдыхал в Абрамцеве, подмосковной даче мецената С.И. Мамонтова. Среди его многочисленных детей молодой художник был своим человеком, участником их шумных игр. Однажды после обеда в столовой случайно задержались двое — Серов и 12-летняя Веруша Мамонтова. Они сидели за столом, на котором остались персики, и за разговором Веруша не заметила, как художник начал набрасывать ее портрет. Работа растянулась на месяц, и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова) заставляет ее часами сидеть в столовой.

Это интересно:  Живопись серебряного века в России

В начале сентября «Девочка с персиками» была закончена. Несмотря на небольшой размер, картина, написанная в розово золотистых тонах, казалась очень «просторной». В ней было много света и воздуха. Девочка, присевшая за стол как бы на минуту и остановившая свой взор на зрителе, зачаровывала ясностью и одухотворенностью. Да и все полотно было овеяно чисто детским восприятием повседневности, когда счастье себя не сознает, а впереди — целая жизнь.

Обитатели «абрамцевского» дома, конечно, понимали, что на их глазах свершилось чудо. Но только время дает окончательные оценки. Оно и поставило «Девочку с персиками» в ряд лучших портретных работ в русской и мировой живописи.

На следующий год Серов сумел почти повторить свое волшебство. Он написал портрет своей сестры Марии Симонович («Девушка, освещенная солнцем»). Название закрепилось немного неточное: девушка сидит в тени, а лучами утреннего солнца освещена поляна на втором плане. Но на картине все так слитно, так едино — утро, солнце, лето, молодость и красота, — что лучшее название трудно придумать.

Серов стал модным портретистом. Перед ним позировали известные писатели, артисты, художники, предприниматели, аристократы, даже цари. По-видимому, не ко всем, кого он писал, лежала у него душа. Некоторые великосветские портреты, при филигранной технике исполнения, получились холодными.

Несколько лет Серов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он был требовательным педагогом. Противник застывших форм живописи, Серов вместе с тем считал, что творческие поиски должны основываться на твердом владении техникой рисунка и живописного письма. Многие выдающиеся мастера считали себя учениками Серова. Это — М.С. Сарьян, К.Ф. Юон, П.В. Кузнецов, К. С. Петров-Водкин.

В 1898 г. в Петербурге, в Михайловском дворце (творение К. Росси) был открыт Русский музей. В него поступили произведения русских художников из Эрмитажа, Академии художеств и некоторых императорских дворцов. Открытие этих двух музеев как бы увенчало достижения русской живописи XIX века.

Живопись второй половины XIX века.

В 1863 году в Академии художеств разразился скандал, равных которому не было с момента создания этого учебного заведения. Четырнадцать выпускников, допущенных к конкурсу на золотую медаль Академии, отказались писать картины на заявленную Советом Академии тему. Художники попросили дать им право свободного выбора сюжета и, получив отказ, они приняли решение оставить Академию. Этот скандал вошел в историю как «бунт четырнадцати». А его участники впоследствии стали известнейшими художниками: И. Крамской. К. Маковский, А. Корзухин и др.
Что же толкнуло художников к такому поступку? Дело в том, что уже давно Академия перестала быть передовым учебным заведением, каким она была в XVIII веке. В Академии требовали делать только то, «что положено». Молодые художники рисовали бесконечную череду картин на античные и религиозные сюжеты, выполняли заказы двора. Известен случай, когда император Николай I потребовал от художника: «Повернуть голову собаки в другую сторону!». И это требование пришлось выполнить. «Искусство не свободно!» — именно такой вывод делали многие молодые художники.
Между тем, времена менялись. С приходом к власти нового императора Александра II была ослаблена цензура. Отмена крепостного права и Великие реформы вызвали серьезные изменения в русском обществе. Молодые художники считали, что живопись должна отражать эти изменения.
Уйдя из Академии художеств, поначалу они создали художественную артель, заработки в которой были общими. Только так они могли выжить. В 1864 году члены артели устроили в Нижнем Новгороде свою единственную выставку. В 1870 году на основе артели было создано Товарищество передвижных художественных выставок или Товарищество передвижников.
Передвижные выставки должны были познакомить русское общество с современной живописью, помочь художникам продавать их произведения. Вход на выставки был платным. Первая выставка была принята с восторгом. После этого выставки стали ежегодными. В России не было ни одного крупного художника, который не принимал бы участие в передвижных выставках. Крамской, Перов, Левитан, Суриков, Шишкин, Верещагин, Васнецов, Поленов, и другие. Программ передвижников включала два принципа: реализм и народность.
На этой странице вы познакомитесь с самыми известными картинами Товарищества пере-движников и интересными фактами о них. Ваша задача – называть авторов картины, знать названия произведений.
Картины на исторические сюжеты, написанные передвижниками, мы поместили в рубрику «История в живописи».

Ответьте на вопросы под изображением.

Кто автор этой картины?
Как она называется?

Ответ:
И. Крамской
Название «Христос в пустыне».

Кто автор этой картины?
Как она называется?

Ответ:
В. Верещагин
«Апофеоз войны».
Интересный факт: На раме этой картины художник сделал следующую надпись: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим».

Кто автор этой картины?
Как она называется?

Ответ:
В. Васнецов
«Ковер-самолет».

Кто автор этой картины?
Как она называется?

Ответ:
В. Пукирев
«Неравный брак».
Интересный факт: картина отражает ситуацию, сложившуюся в личной жизни художника. Это его возлюбленную выдали замуж за старика. Молодой человек с бородой, стоящий за спиной невесты – это сам художник. Эту картину называли одним из самых драматичных произведений в истории русской живописи.

Кто автор этой картины?
Как она называется?
Какому историческому событию, современником которого был художник, посвящена эта картина?
Назовите дату этого события.
При каком царе произошло это событие?
Чем оно завершилось?
Как называли себя люди, занимавшиеся пропагандой социалистических идей?

Ответы:
И. Репин.
«Арест пропагандиста».
Историческое событие – хождение в народ.
Дата – 1874 г.
Событие имело место при Александре II,
Завершилось неудачей: большинство пропагандистов было арестовано властями. Причем, выдавали пропагандистов полиции крестьяне. А ведь целью пропаганды было как раз поднять крестьян на ре-волюцию.
Они называли себя народниками.

Кто автор этой картины?
Как она называется?

Ответы:
И. Левитан
«Над вечным покоем»

Кто автор этой картины?
Как она называется?

Ответы:
В. Васнецов
«Витязь на распутье».

Чей это портрет?
Назовите автора портрета.

Ответы:
Это портрет Л.Н. Толстого.
Автор – И. Крамской.
Интересный факт: Лев Николаевич Толстой в течение долгого времени отказывался позировать для портрета. Уговорить писателя смог только И. Крамской. Портрет Толстого заказал Крамскому Тре-тьяков. Художник пустил в ход веский аргумент. Он сказал Толстому: «Ваш портрет должен быть и будет в галерее». – «Как так?» — «Очень просто: я, разумеется, его не напишу и никто из моих современников, но лет через 30, 40, 50 он будет написан, и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно».

Как называется эта картина?
Кто её автор?

Ответы:
«Тройка».
Автор – В. Перов.

Как называется эта картина?
Кто её автор?

Ответы:
«Бурлаки на Волге».
Автор – И.Е. Репин.
Интересный факт: Как-то раз, гуляя по Неве в окрестностях Петербурга, художник увидел людей, тянувших баржу. Их оборванный вид поразил его. После этого И. Репин совершил путешествие по Волге. Там он наблюдал жизнь бурлаков. Тех бурлаков, с которыми он познакомился во время свое-го путешествия, художник написал в своей картине.

Как называется эта картина?
Кто её автор?

Ответы:
«Утро в сосновом лесу».
Автор – И. Шишкин.

Как называется эта картина?
Кто её автор?

Ответы:
«Охотники на привале».
Автор – В. Перов.

Как называется эта картина?
Кто её автор?

Как называется эта картина?
Кто её автор?

ООтветы:
«Грачи прилетели».
Автор – А. Саврасов.

Как называется эта картина?
Кто её автор?
Как называется художник, который изображает море?

Ответы:
«Девятый вал».
Автор – И. Айвазовский.
Маринист.

Как называется эта картина?
Кто её автор?

Ответы:
«Приезд гувернантки в купеческий дом».
Автор – В. Перов.

Как называется эта картина?
Кто её автор?

Ответы:
«Крестный ход в Курской губернии».
Автор – И. Репин.
Интересный факт: Известный меценат Павел Михайлович Третьяков хотел купить эту картину И. Репина. Он попросил художника изменить её: вместо некрасивой женщины с иконой изобразить молодую привлекательную девушку. Художник возмутился: «Для меня выше всего правда, посмотрите-ка в толпу, где угодно, — много ли вы встретите красивых лиц, да еще непременно для вашего удовольствия, вылезших на первый план?» Картина осталась без изменений.

Чей это портрет?
Назовите автора портрета.

Ответы:
Это портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Автор – И. Крамской

Как называется эта картина?
Кто ее автор?

Ответы:
«Богатыри».
Автор – В. Васнецов.

Как называется эта картина?
Кто ее автор?

Ответы:
«Московский дворик».
В. Поленов

Как называется эта картина?
Кто ее автор?

Ответы:
«Чаепитие в Мытищах».
Автор – В. Перов.

Как называется эта картина?
Кто ее автор?

Ответы:
«Рожь».
Автор – И. Шишкин.
Интересный факт: И. Шишкин после окончания петербургской Академии художеств был награжден поездкой в Швейцарию. Но его всегда привлекала русская природа. Своей картине «Рожь» автор дал такую характеристику: «Раздолье, простор, угодье, рожь, божья благодать, русское богатство». На передвижной выставке 1878 г. эта картина заняла первое место.

Как называется эта картина?
Кто ее автор?

Ответы:
«Не ждали».
Автор – И. Репин.

Как называется эта картина?
Кто ее автор?

Ответы:
«Иван Царевич на сером волке».
Автор – В. Васнецов.

Чей это портрет?
Назовите автора портрета.

Ответы:
Это портрет Н.А. Некрасова.
Автор – И. Крамской.

Как называется эта картина?
Кто ее автор?

Ответы:
«Сельский крестный ход на Пасхе».
Автор – В. Перов.

Как называется эта картина?
Кто ее автор?

Ответы:
«Аленушка».
Автор – В. Васнецов.


Мы настоятельно рекомендуем вам после работы с картинами передвижников на нашем сайте побывать в Третьяковской галерее.

Все цитаты, приведенные в рубрике «Интересный факт», взяты из книги Ю.С. Рябцева «История русской культуры XVIII-XIX вв».

Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!

Или нажмите на кнопку «Узнать больше», чтобы заполнить контактную форму. Мы обязательно Вам перезвоним.

Русское искусство во второй половине XIX века

Изобразительное искусство

Вторая половина XIX в. ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим искусством, было проникнуто пафосом освободительной борьбы народа, откликалось на запросы жизни и активно вторгалось в жизнь. В изобразительном искусстве окончательно утвердился реализм — правдивое и всестороннее отражение жизни народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости.

Центральной темой искусства стал народ, не только угнетенный и страдающий, но и народ — творец истории, народ-борец, созидатель всего лучшего, что есть в жизни.

Утверждение реализма в искусстве проходило в упорной борьбе с официальным направлением, представителем которого была Академия художеств. Она проповедовала идею о том, что искусство выше жизни, выдвигала лишь библейскую и мифологическую тематику для творчества художников. Академия художеств стала реакционной силой, мешавшей развитию передового искусства.

Передвижники

В начале 60-х годов группа художников во главе с И. Н. Крамским порвала с Академией художеств и объединилась в Петербургскую артель свободных художников, по типу коммун, описанных Чернышевским в романе «Что делать?».

Художники жили одной дружной семьей, которая стала художественным центром, академией Крамского, как ее называли. В 1870 г. было создано Товарищество художественных передвижных выставок, которое объединило лучших художников России и сыграло огромную роль в развитии изобразительного искусства.

В своих произведениях Перов страстно обличает существующий строй, с большим мастерством и убедительностью показывает тяжелую долю народа. В картине «Сельский крестный ход на пасхе» художник показал русскую деревню в праздничный день, нищету, беспробудное пьянство, сатирически изобразил сельское духовенство.

Поражает своим драматизмом, безысходной скорбью одна из лучших картин Перова — «Проводы покойника», изображающая проводы в последний путь крестьянина — кормильца семьи. Большой известностью пользуются его картины

  • «Последний кабак у заставы»,
  • «Старики родители на могиле сына».
Это интересно:  Живопись водяными красками

Тонким юмором и лиризмом, любовью к природе пронизаны картины «Охотники на привале», «Рыболов». Картины Перова принадлежат к лучшим образцам русского искусства. Его творчество как бы перекликается с поэзией Некрасова, с произведениями Островского, Тургенева.

Идейным вождем Товарищества передвижных выставок был Иван Николаевич Крамской (1837-1887) — замечательный художник и теоретик искусства. Крамской страстно боролся против так называемого «чистого искусства», он призывал художника быть человеком и гражданином, своим творчеством бороться за высокие общественные идеалы. Крамской создал целую галерею замечательных портретов русских писателей, художников, общественных деятелей:

  • Толстого,
  • Салтыкова-Щедрина,
  • Некрасова,
  • Боткина,
  • Шишкина и других.

Родился он в небольшом украинском поселке Чугуеве в семье военного поселянина. Образование получил в Академии художеств. Репин был близок к Крамскому и к другим передовым художникам 60-х годов.

Критикуя сторонников «чистого искусства», он писал: «Окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст; действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры,- предоставим это благовоспитанным барышням». Репин — стал знаменем передвижников, их гордостью и славой.

Репин был замечательным мастером во всех жанрах живописи и в каждом сказал свое, новое слово. Центральная тема его творчества — жизнь народа во всех ее проявлениях. Он показал народ в труде, в борьбе, прославил борцов за свободу народа.

Лучшим его произведением в 70-е годы была картина «Бурлаки на Волге», воспевшая героический труд народа, его могучие силы. Репин писал, что «судья теперь мужик, а потому надо воспроизводить его интересы». Картина была воспринята как событие в художественной жизни России, она стала символом нового направления в изобразительном искусстве.

Целую серию прекрасных картин посвятил Репин русскому революционному движению:

  • «Арест пропагандиста»,
  • «Сходка»,
  • «Отказ от исповеди перед казнью»,
  • «Не ждали» и др.

С глубокой симпатией Репин создает образы революционеров — борцов за народное счастье, беспредельно преданных идеалам революции. Блестящие полотна создал художник на исторические сюжеты. Духом протеста против деспотизма проникнута картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван». В «Запорожцах» он воспевает богатырскую силу народа, его патриотизм, сплоченность, свободолюбие. Художник создал целую галерею портретов. И в этом жанре он сказал новое слово, нашел новые краски, новые приемы для отражения духовной жизни человека.

Зенцом творчества Репина-портретиста является огромная многофигурная картина — групповой портрет «Заседание Государственного совета». В ней художник мастерски сумел показать ничтожество высшей бюрократии, ее холопство, тупость и самодовольство.

Творчество Репина -это целый этап в развитии изобразительного искусства. Его картины — выдающийся вклад не только в русскую, но и мировую художественную культуру.

Изумительные картины на исторические темы создал великий русский живописец Василий Иванович Суриков (1848-1916). Его произведения

  1. «Утро стрелецкой казни»,
  2. «Меншиков в Березове»,
  3. «Боярыня Морозова»,
  4. «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»,
  5. «Степан Разин»

Его лучшее произведение — «Богатыри».

Перед зрителем любимые герои русского былинного эпоса — богатыри, защитники Русской земли и родного народа.

Во второй половине XIX столетия творили такие замечательные художники, как

  • Ге,
  • Саврасов,
  • Поленов,
  • Куинджи,
  • Шишкин,
  • Верещагин,
  • Левитан,
  • скульптор Антокольский и многие другие.

Их творчество — самоотверженное служение народу.

Размах демократического общественного движения во второй половине столетия, общий подъем художественной культуры, внимание к судьбам народа, как основной проблеме эпохи, вызвали к жизни расцвет русского музыкального искусства.

Творчество Чайковского получило мировое признание. Его произведения пользуются огромнейшей популярностью во всех странах мира.

«Могучая кучка»

Всеобщее признание и мировую славу получило творчество великих композиторов «Могучей кучки»:

  1. М. П. Мусоргского,
  2. А. П. Бородина,
  3. Н. А. Римского-Кор-дакова и других.

В начале 60-х годов сложилось творческое объединение замечательных композиторов, которое и получило название «Могучей кучки». Это были люди, для которых тема народа, его титаническая борьба стали центральной проблемой творчества. Продолжая традиции Глинки, композиторы этого направления

особенно большое внимание уделяли изучению народной музыки, которая стала источником их вдохновения.

Особенно мощно выразил революционно-демократические идеи 60-х годов великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский (1839-1881). Его гениальные оперы

  • «Борис Годунов» и
  • «Хованщина»

проникнуты безграничной любовью к народу и ненавистью к самодержавию. В истории мирового музыкального искусства никто не смог с такой силой раскрыть характер народа. До конца своих дней композитор был верен следующему принципу, который он сам сформулировал: «Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона; смелая, искренняя речь к людям. вот моя закваска, вот чего хочу и вот в чем боялся бы промахнуться».

Произведения Мусоргского подвергались травле со стороны реакционных музыкальных деятелей и критиков.

Талант Бородина был исключительно разносторонен. Он был не только музыкантом, но и выдающимся ученым, профессором химии.

Исключительно богато музыкальное наследие великого русского композитора и музыкального деятеля Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844-1908). Им написаны 15 опер, симфонии, балеты, романсы и много музыкальных произведений других жанров. До сего времени его оперы

  1. «Садко»,
  2. «Снегурочка»,
  3. «Майская ночь»,
  4. «Царская невеста»

и другие пользуются огромной популярностью не только в нашей стране, но и за рубежом.

Римский-Корсаков был выдающимся педагогом, воспитавшим целую плеяду композиторов и артистов.

Во второй половине XIX в. больших высот достигло театральное искусство.

Отличительной особенностью русского искусства — музыки, театра, живописи — были глубокий демократизм и народность, стремление ответить на потребности и нужды своей страны, поднять народ на борьбу за лучшие идеалы человечества.

Русская живопись второй половины XIX века

Исследование жизни и творческой деятельности великих мастеров культуры, наследия художников, композиторов, музыкантов, посвятивших себя служению искусству. Характеристика движения передвижников, утверждения демократического реализма в русской живописи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Русская живопись второй половины XIX века

Вторая половина XIX в. ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим искусством, было проникнуто пафосом освободительной борьбы народа, откликалось на запросы жизни и активно вторгалось в жизнь. В изобразительном искусстве окончательно утвердился реализм — правдивое и всестороннее отражение жизни народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости.

Осознанный поворот новой русской живописи к демократическому реализму, национальности, современности обозначился в конце 50-х годов, вместе с революционной ситуацией в стране, с общественным возмужанием разночинной интеллигенции, с революционным просветительством Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина, с народолюбивой поэзией Некрасова. В “Очерках гоголевского периода” (в 1856 г.) Чернышевский писал: “Если живопись ныне находится вообще в довольно жалком положении, главною причиною того надобно считать отчуждение этого искусства от современных стремлений”. Эта же мысль приводилась во многих статьях журнала “Современник”.

Центральной темой искусства стал народ, не только угнетенный и страдающий, но и народ — творец истории, народ-борец, созидатель всего лучшего, что есть в жизни.

Утверждение реализма в искусстве проходило в упорной борьбе с официальным направлением, представителем которого было руководство Академии художеств. Деятели академии внушали своим ученикам идеи о том, что искусство выше жизни, выдвигали лишь библейскую и мифологическую тематику для творчества художников.

Но живопись уже начинала приобщаться к современным стремлениям — раньше всего в Москве. Московское Училище и на десятую долю не пользовалось привилегиями петербургской Академии художеств, зато меньше зависело от ее укоренившихся догм, атмосфера была в нем более живая. Хотя преподаватели в Училище в основном академисты, но академисты второстепенные и колеблющиеся, — они не подавляли своим авторитетом так, как в Академии Ф. Бруни, столп старой школы, в свое время соперничавший с Брюлловым картиной “Медный змий”.

В1862 г. Совет Санкт-Петербургской академии художеств принял решение уравнять в правах все жанры, отменив главенство исторической живописи. Золотую медаль теперь присуждали независимо от темы картины, учитывая только ее достоинства. Однако «вольности» в стенах академии просуществовали недолго.

В 1863 г. молодые художники — участники академического конкурса подали прошение «о дозволении свободно выбирать сюжеты тем, которые сего пожелают, помимо заданной темы». Совет академии ответил отказом. То, что произошло дальше, в истории русского искусства называют «бунтом четырнадцати». Четырнадцать учеников исторического класса не пожелали писать картины на предложенную тему из скандинавской мифологии — «Пир в Валгаале» и демонстративно подали прошение — о выходе из академии. Оказавшись без мастерских и без денег, бунтари объединились в своеобразную коммуну — по типу коммун, описанных Чернышевским в романе “Что делать?”, — Артель художников, которую возглавил живописец Иван Николаевич Крамской. Артельщики принимали заказы на исполнение различных художественных работ, жили в одном доме, собирались в общем зале для бесед, обсуждения картин, чтения книг.

Через семь лет Артель распалась. К этому времени, в 70-х гг., по инициативе художника Григория Григорьевича Мясоедова возникло объединение — «Товарищество художественных передвижных вставок», профессионально-коммерческое объединение художников, стоявших на близких идейных позициях.

Товарищество передвижников не в пример многим позднейшим объединениям обошлось без всяких деклараций и манифестов. В его уставе лишь говорилось, что члены Товарищества должны сами вести свои материальные дела, не завися в этом отношении ни от кого, а также сами устраивать выставки и вывозить их в разные города (“передвигать” по России), чтобы знакомить страну с русским искусством. Оба эти пункта имели существенное значение, утверждая независимость искусства от властей и волю художников к широкому общению с людьми не только столичными. Главная роль в создании Товарищества и выработке его устава принадлежала помимо Крамского Мясоедову, Ге — из петербуржцев, а из москвичей — Перову, Прянишникову, Саврасову.

Некоторые полотна «передвижников», писанные с натуры или под впечатлением от реальных сцен, обогатили наши представления о крестьянской жизни. В картине С. А. Коровина «На миру» показана стычка на сельском сходе между богачом и бедняком. В. М. Максимов запечатлел ярость, слезы, и горе семейного раздела. Торжественная праздничность крестьянского труда отражена в картине Г. Г. Мясоедова «Косцы».

В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись. Он писал Гончарова, Салтыкова-Щедрина, Некрасова. Ему принадлежит один из лучших портретов Льва Толстого. Пристальный взгляд писателя не оставляет зрителя, с какой бы точки он ни смотрел на полотно. Одно из наиболее сильных произведений Крамского — картина «Христос в пустыне».

Открывшаяся в 1871 году первая выставка «передвижников» убедительно продемонстрировала существование нового направления, складывавшегося на протяжении 60-х годов. На ней было всего 46 экспонатов (в отличие от громоздких выставок Академии), но тщательно отобранных, и хотя выставка не была нарочито программной, общая неписаная программа вырисовывалась достаточно ясно. Были представлены все жанры — исторический, бытовой, пейзажный портретный, — и зрители могли судить, что нового внесли в них «передвижники». Не повезло только скульптуре (была одна, и то мало примечательная скульптура Ф. Каменского), но этому виду искусства «не везло» долго, собственно всю вторую половину века.

К началу 90-х годов среди молодых художников московской школы были, правда, те, кто достойно и серьезно продолжали гражданственную передвижническую традицию: С. Иванов с его циклом картин о переселенцах, С. Коровин- автор картины «На миру», где интересно и вдумчиво раскрыты драматические (действительно драматические!) коллизии дореформенной деревни. Но не они задавали тон: близился выход на авансцену «Мира искусства», равно далекого и от передвижничества и от Академии. Как выглядела в ту пору Академия? Ее художественные прежние ригористические установки выветрились, она больше не настаивала на строгих требованиях неоклассицизма, на пресловутой иерархии жанров, к бытовому жанру относилась вполне терпимо, только предпочитала, чтобы он был «красивым», а не «мужицким» (пример «красивых» неакадемических произведений — сцены из античной жизни популярного тогда С. Бакаловича). В массе своей неакадемическая продукция, как это было и в других странах, являлась буржуазно-салонной, ее «красота» — пошловатой красивостью. Но нельзя сказать, чтобы она не выдвигала талантов: очень талантлив был упоминавшийся выше Г. Семирадский, рано умерший В. Смирнов (успевший создать впечатляющую большую картину «Смерть Нерона»); нельзя отрицать определенных художественных достоинств живописи А. Сведомского и В. Котарбинского. Об этих художниках, считая их носителями «эллинского духа» одобрительно отзывался в свои поздние годы Репин, они импонировали Врубелю, так же как и Айвазовский — тоже «академический» художник. С другой стороны, не кто иной, как Семирадский, в период реорганизации Академии решительно высказался в пользу бытового жанра, указывая как на положительный пример на Перова, Репина и В. Маяковского. Так что точек схода между «передвижниками»и Академией было достаточно, и это понял тогдашний вице-президент Академии И.И. Толстой, по инициативе которого и были призваны к преподаванию ведущие «передвижники».

Это интересно:  Живопись первой половины 20 века

Но главное, что не позволяет вовсе сбрасывать со счетов роль Академии художеств, прежде всего как учебного заведения, во второй половине века, — это то простое обстоятельство, что из ее стен вышли многие выдающиеся художники. Это и Репин, и Суриков, и Поленов, и Васнецов, а позже — Серов и Врубель. Причем они не повторили «бунта четырнадцати» и, по-видимому, извлекли пользу из своего ученичества.

Уважение к рисунку, к построенной конструктивной форме укоренилось в русском искусстве. Общая направленность русской культуры к реализму стала причиной популярности чистяковского метода, — так или иначе, русские живописцы до Серова, Нестерова и Врубеля включительно чтили «незыблемые вечные законы формы» и остерегались «развеществления» или подчинения красочной аморфной стихии, как бы ни любили цвет.

В числе передвижников, приглашенных в Академию, было двое пейзажистов — Шишкин и Куинджи. Как раз в то время начиналось в искусстве гегемония пейзажа и как самостоятельного жанра, где царил Левитан, и как равноправного элемента бытовой, исторической, отчасти и портретной живописи. Вопреки прогнозам Стасова, полагающего, что роль пейзажа будет уменьшаться, она в 90-е годы возросла, как никогда. Преобладал лирический «пейзаж настроения», ведущий свою родословную от Саврасова и Поленова.

Однажды приехал он на Волгу писать солнце, воздух и речные просторы. Но солнца не было, по небу ползли бесконечные тучи, и прекращались унылые дожди. Художник нервничал, пока не втянулся в эту погоду и не обнаружил особую прелесть сиреневых красок русского ненастья. С той поры Верхняя Волга заштатный городок Плес прочно вошли в его творчество. В тех краях он создал свои «дождливые» работы: «После дождя», «Хмурый день», «Над вечным покоем». Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: «Вечер на Волге», «Вечер. Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель».

В последние годы жизни Левитан обратил внимание на творчество французских художников-импрессионистов (Э. Мане, К. Моне, К. Писарро). Он понял, что у него с ними много общего, что их творческие поиски шли в том же направлении. Как и они, он предпочитал работать не в мастерской, а на воздухе (на пленэре, как говорят художники). Как и они, он высветлил палитру, изгнав темные, землистые краски. Как и они, он стремился запечатлеть мимолетность бытия, передать движения света и воздуха. В этом они пошли дальше его, но почти растворили в световоздушных потоках объемные формы (дома, деревья). Он избежал этого.

«Картины Левитана требуют медленного рассматривания, — писал большой знаток его творчества К. Г. Паустовский, — Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков».

На вторую половину XIX в. приходится творческий расцвет И. Е. Репина, В. И. Сурикова и В. А. Серова.

Репин был очень разносторонним художником. Его кисти принадлежит ряд монументальных жанровых полотен. Пожалуй, не меньшее впечатление, чем «Бурлаки», производит «Крестный ход в Курской губернии». Яркое голубое небо, пронизанные солнцем облака дорожной пыли, золотое сияние крестов и облачений, полиция, простой народ и калеки — все уместилось на этом полотне: величие, сила, немощь и боль России.

Во многих картинах Репина затрагивалась революционная тематика («Отказ от исповеди», «Не ждали», «Арест пропагандиста»). Революционеры на его картинах держатся просто и естественно, чуждаясь театральных поз и жестов. На картине «Отказ от исповеди» приговоренный к смерти словно бы нарочно спрятал руки в рукава. Художник явно сочувствовал героям своих картин.

Ряд репинских полотен написан на исторические темы («Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» и др.). Репин создал целую галерею портретов. Он написал портреты — ученых (Пирогова и Сеченова), — писателей Толстого, Тургенева и Гаршина, — композиторов Глинки и Мусоргского, — художников Крамского и Сурикова. В начале XX в. он получил заказ на картину «Торжественное заседание Государственного совета». Художнику удалось не только композиционно разместить на полотне такое большое число присутствующих, но и дать психологическую характеристику многим их них. Среди них были такие известные деятели, как С.Ю. Витте, К.П. Победоносцев, П.П. Семенов Тян-Шанский. Малозаметен на картине, но очень тонко выписан Николай II.

Суриков хорошо знал быт и нравы прошлых эпох, умел давать яркие психологические характеристики. Кроме того, он был прекрасным колористом (мастером цвета). Достаточно вспомнить ослепительно свежий, искрящийся снег в картине «Боярыня Морозова». Если же подойти к полотну поближе, снег как бы «рассыпается» на синие, голубые, розовые мазки. Этот живописный прием, когда два три разных мазка на расстоянии сливаются и дают нужный цвет, широко использовали французские импрессионисты.

В 1887 г. 22-летний Серов отдыхал в Абрамцеве, подмосковной даче мецената С. И. Мамонтова. Среди его многочисленных детей молодой художник был своим человеком, участником их шумных игр. Однажды после обеда в столовой случайно задержались двое — Серов и 12-летняя Веруша Мамонтова. Они сидели за столом, на котором остались персики, и за разговором Веруша не заметила, как художник начал набрасывать ее портрет. Работа растянулась на месяц, и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова) заставляет ее часами сидеть в столовой.

В начале сентября «Девочка с персиками» была закончена. Несмотря на небольшой размер, картина, написанная в розово золотистых тонах, казалась очень «просторной». В ней было много света и воздуха. Девочка, присевшая за стол как бы на минуту и остановившая свой взор на зрителе, зачаровывала ясностью и одухотворенностью. Да и все полотно было овеяно чисто детским восприятием повседневности, когда счастье себя не сознает, а впереди — целая жизнь.

Обитатели «абрамцевского» дома, конечно, понимали, что на их глазах свершилось чудо. Но только время дает окончательные оценки. Оно и поставило «Девочку с персиками» в ряд лучших портретных работ в русской и мировой живописи.

На следующий год Серов сумел почти повторить свое волшебство. Он написал портрет своей сестры Марии Симонович («Девушка, освещенная солнцем»). Название закрепилось немного неточное: девушка сидит в тени, а лучами утреннего солнца освещена поляна на втором плане. Но на картине все так слитно, так едино — утро, солнце, лето, молодость и красота, — что лучшее название трудно придумать.

Серов стал модным портретистом. Перед ним позировали известные писатели, артисты, художники, предприниматели, аристократы, даже цари. По-видимому, не ко всем, кого он писал, лежала у него душа. Некоторые великосветские портреты, при филигранной технике исполнения, получились холодными.

Несколько лет Серов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он был требовательным педагогом. Противник застывших форм живописи, Серов вместе с тем считал, что творческие поиски должны основываться на твердом владении техникой рисунка и живописного письма. Многие выдающиеся мастера считали себя учениками Серова. Это — М.С. Сарьян, К.Ф. Юон, П.В. Кузнецов, К. С. Петров-Водкин.

В 1898 г. в Петербурге, в Михайловском дворце (творение К. Росси) был открыт Русский музей. В него поступили произведения русских художников из Эрмитажа, Академии художеств и некоторых императорских дворцов. Открытие этих двух музеев как бы увенчало достижения русской живописи XIX века.

творческий реализм живопись искусство

Вся жизнь и творческая деятельность великих мастеров культуры раскрывается будущим поколениям в их наследии. Наследие художников, композиторов, музыкантов, посвятивших себя служению искусству — поражает исключительной многогранностью и разносторонностью.

Их произведения учат доброте, пониманию прекрасного в жизни, в природе, в искусстве. Она учат любить свою Родину, осмысливать и ценить ее историю, ее достояние и ценности. Они помогают формированию гармоничной личности человека.

Вторая половина XIX века — время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. Наиболее успешно это произошло в музыке, менее успешно — в архитектуре. В живописи «русская тема» выражалась в жанровых сценках из крестьянской жизни, в исторических полотнах Репина и Сурикова, в пейзаже «проселочной России».

Русская культура не замыкалась в национальных рамках, не отделялась от культуры остального мира. Достижения зарубежного искусства находили отклик в России. В свою очередь русская культура (прежде всего литература и музыка) получила всемирное признание. Русская культура заняла почетное место в семье европейских культур.

1. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2. Архитектура, изобразительное и декоративно- прикладное искусство XVII- XX веков. Ред. Аксенова. — М.: Аванта+, 1999г.

2. Ильина Т.В. История искусства. Русское и советское искусство. М.,1989.

3. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. М.,1990.

4. Павленко Н.И., Кобрин В.Б., Фёдоров В.А. История СССР с древнейших времён до 1861 года. — М.,1989.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Образование крупнейшего прогрессивного демократического художественного объединения «Товарищество передвижных художественных выставок». Открытие первой Передвижной выставки. Художественные произведения передвижников. Успех мастеров жанровой живописи.

презентация [2,6 M], добавлен 01.12.2015

Ведущее направление критического реализма в живописи второй половины 19 века. Крупнейшие художники направления: В.Г. Перов, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, И.И. Шишкин, А.К. Саврасов, А.И. Куинджи, их знаменитые работы.

презентация [3,1 M], добавлен 15.03.2011

Характеристика основных направлений в русской живописи второй половины XIX в. Особенности написания портретов. Отличительные черты пейзажей того времени. Историческая живопись, в качестве жанра живописи. Бытовой жанр и реализм, как эстетическая позиция.

презентация [1,1 M], добавлен 01.10.2014

Исследование художественной культуры России второй половины XIX века. Изучение процесса развития русской литературы, живописи, драматического театра. Описания произведений литературы и искусства, занявших достойное место в сокровищнице мировой культуры.

курсовая работа [68,7 K], добавлен 16.07.2012

Исследование особенностей русской портретной живописи и графики первой половины XIX века в произведениях крупнейших портретистов, живописцев и художников. Сопоставление творчества и стилистических особенностей кисти художников-портретистов и графиков.

реферат [25,7 K], добавлен 25.06.2013

Анализ творчества русских живописцев конца XVIII века: Рокотова, Левицкого, Боровиковского. Наиболее яркие представители русской живописи XIX в.: Кипренский, Тропинин, Венецианов, Брюллов, Федотов, Иванов. Перемены в технике и развитие портретного жанра.

курсовая работа [85,5 K], добавлен 21.09.2012

Время взлета общественного самосознания и общественной мысли, расцвета искусства. Живопись русских художников – Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Лосенко, Шибанова. Преобладание реалистического направления, историческая, пейзажная, бытовая живопись.

статья [14,6 K], добавлен 31.10.2009

Тенденции в развитии русской живописи, осваивание художниками линейной перспективы. Распространение техники живописи маслом, возникновение новых жанров. Особое место портретной живописи, развитие реалистического направления в русской живописи XVIII века.

презентация [1016,2 K], добавлен 30.11.2011

Исследование творческого наследия художника Андрея Рублёва. Анализ вклада иконописца Дионисия в развитие русской живописи. Изучение его художественного метода. Появление Строгановской школы живописи. Место светской живописи в русской живописи XVI века.

презентация [9,8 M], добавлен 18.09.2014

Направления русской исторической живописи первой половины ХIХ века, истоки возникновения, основные этапы становления и развития. Краткий анализ характерных черт творчества выдающихся представителей русской художественной школы К. Брюллова и А. Иванова.

курсовая работа [61,7 K], добавлен 18.05.2009

Статья написана по материалам сайтов: cult.bobrodobro.ru, ege-study.ru, hist-world.com, otherreferats.allbest.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий